Научная статья на тему 'Проблема создания церковного интерьера в древних храмах: церковь Покрова на Нерли и другие владимиро-суздальские храмы домонгольского периода'

Проблема создания церковного интерьера в древних храмах: церковь Покрова на Нерли и другие владимиро-суздальские храмы домонгольского периода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
529
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема создания церковного интерьера в древних храмах: церковь Покрова на Нерли и другие владимиро-суздальские храмы домонгольского периода»

И. Б. Кузьмина

Проблема создания церковного интерьера в древних храмах (ц. Покрова на Нерли и другие Владимиро-Суздальские храмы домонгольского периода)

Восстановленные части должны быть гармонически согласованы с памятником, отличаясь, однако, от подлинных так, чтобы реставрация не фальсифицировала художественный и исторический облик памятника. Восстановление отдельных частей может допускаться только в том случае, если оно не меняет наиболее интересных элементов здания, целого ансамбля, композиционной гармонии и его связи с ближайшим окружением... всяческие новые, крайне необходимые позиции и носить характер нашей эпохи.

(Международная Хартия по консерва-циии достопримечательных мест)293.

В настоящее время идет активный процесс строительства новых православных храмов и открытия для богослужений древних храмов-памятников. Вопрос создания храмовых интерьеров требует глубокого изучения. Особенно проблемным является процесс оформления древних храмов.

Прекрасными образцами для анализа данных проблем служат Вла-димиро-Суздальские храмы домонгольского периода: церковь Покрова на Нерли и другие храмы Владимира, Суздаля и Юрьев-Польского.

Реставрациями Х1Х-ХХ веков в этих храмах были убраны элементы позднего времени. В результате так называемой «целостной реставрации» данных памятников во второй половине XX века от внутреннего убранства в них практически ничего не сохранилось. Для православно-богослужебных целей необходимо заново воссоздавать основные элементы интерьера. Эти храмы-памятники имеют наиважнейшее культурное значение и определенный статус (числятся в охранных реестрах

293 Международная Хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест: Второй Межд. Конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам. Венеция, 25-31 мая 1964 г. (арт. 9, 12. 13) // Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М., 1974. С. 124-127.

ЮНЕСКО), отличаются характерными стилистическими особенностями и должны, конечно, оформляться по принципу «стилистического синтеза» («исторической стилизации»), с ограничением излишних вмешательств в их современный интерьер.

Так называемый метод «современной интерпретации» или «истори-ко-стилистического» воссоздания интерьеров (с учетом их сохранности) основывается на натурных исследованиях и научном изучении истории памятника, его создания и аналогов с возможным дополнением интерьера новыми элементами, но при условии выделения или показа подлинников (особенно при «стилистическом дополнении»).

Учитывая археологические и документальные сведения по истории, строительству и реставрации данных памятников (при чем сам камень стен и сводов в них уже является охранным элементом), используя византийские и древнерусские аналоги Х11-Х111 вв., необходимо разрабатывать определенную концепцию «историко-стилистического» решения интерьеров Владимиро-Суздальских храмов домонгольского периода. Археологических и исторических сведений о древних интерьерах данных памятников крайне мало. Конечно, в подобных случаях воссоздать только условную «историко-архитектурную среду» («атмосферу»), а не интерьер исторических памятников. Одним из условий оформления древних Владимиро-Суздальских храмов является минимальное количество новых элементов церковного убранства, и, тем не менее, интерьеры данных церквей обязаны нести в себе всю полноту канонического содержания и определенной идейной программы каждого храма, и, безусловно, выдерживать все основные принципы храмового синтеза, то есть догматичность и каноничность тем и идей, типологическую устойчивость сюжетов и композиционных схем, структурную, иерархическую, символическую и конструктивную взаимосвязь с церковным интерьером, архитектоничность и сопряженность всех элементов декорации.

Обязательным моментом является соблюдение условий «Международной Хартии по консервации и реставрации исторических памятников», а именно: создание гармоничной взаимосвязи новых элементов с общим ансамблем и архитектурной композицией, а также они не должны фальсифицировать художественный и исторический облик памятника и должны нести характер нашей эпохи.

В минимальное количество элементов церковного убранства древних Владимиро-Суздальских храмах могут входить: 1) алтарная преграда с царскими вратами, иконами, катапетасмами и «процветшим крестом», 2) хорос (одноярусное паникадило), 3) киоты с иконами, 4) хоругви, 5) запрестольная икона или крест, 6) индития напрестольная, 7) аналой с покрывалом, 8) подсвечники, 9) напрестольные литургические книги и предметы.

По историческим и археологическим данным церковь Покрова на Нерли, как и Рождественский собор в резиденции Андрея Боголюбского (сейчас Боголюбский монастырь), была богато украшена294. В процессе археологических раскопок в Рождественском соборе были обнаружены остатки белокаменной алтарной преграды295. В настоящее время Покровская церковь неотапливаемый летний храм с повышенным влажно -стным режимом, что и определило создание в ней традиционной белокаменной алтарной преграды темплонного типа в византийском стиле с использованием орнаментальных мотивов владимиро-суздальской резьбы. На темплоне был изображен резной Деисус, что было характерно для византийских алтарных преград296. На Руси в домонгольские время Деи-сус, как правило, изображался на досках, которые ставились на темплон

(тябло)297.

В домонгольский период алтарные преграды были низкие и первоначально интерколумнии в алтарных преградах были открытыми298. Они могли быть завешены катапетасмами с тканными или вышитыми иконными изображениями299. Или за ними в алтарной части ставились выносные чтимые иконы, которые тоже завешивались катапетасмами и открывались во время службы300. Занавешивались и особо почитаемые

294 ПСРЛ. Т. 2, Стб. 581, 13. Л. 4.

295 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 224-225. Ил. 100 а; РАИИМК. Ф. 35, оп. 1. 1938, д. 13. Л. 4.

296 Васильева Т. М. Tradition legis и иконография алтарной преграды Софии Константинопольской // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 121-141.

297 Лазарев В. Н. 1) Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. Т. 1. М., 1953. С. 462-465; 2) Два новых памятника станковой живописи XII-XIII вв.: к истории иконографии // Русская средневековая живопись. М., 1970. С. 128-135; 3) Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон // Византийская живопись. М., 1971. С. 126-133.

298 Лазарев В. Н. 1) Живопись Владимиро-Суздальской Руси; 2) Два новых памятника станковой живописи XII-XIII вв.; 3) Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон; Чукова Т. А. 1) Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси // Византинороссика. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Т. 1. СПб., 1995. С. 273-287; 2) Алтарь древнерусского храма конца X - первой трети XIII вв.: основные архит. элементы по археолог. данным. СПб., 2004. 224 с.

299 Ebersolt. J. Les arts somptuaires de Byzance. Paris, 1923. P. 45-46; Иерусалимская А. А. Ткани собора Св. Софии в Константинополе // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв. Л.: Гос. Эрмитаж, 1988. С. 8-19.

300 Шалина И. А. 1) Вход «Святая Святых» и византийская алтарная преграда; 2) Боковые врата иконостаса: символич. замысел и иконография // Иконостас. С. 52-71, 556-590.

иконы в киотах301. Могли отсутствовать царские врата. В таких случаях особую роль играла центральная катапетасма. Она могла нести важный иконографический смысл.

Роль церковного шитья в домонгольский период была очень значительна. По летописям, например, во Владимиро-Суздальском княжестве храмы были богато украшены шитьем, тканями и пожертвованными княжескими дорогими одеждами. Например, их особо в праздники развешивали на веревках вдоль Владимирского Успенского собора по пути шествия в храм епископа и выхода его во время богослужения на середину церкви302. Подобная традиция развешивать и украшать храмы дорогими тканями и одеждами с вышивкой пришла из Византии303. При создании современного церковного шитья для Владимиро-Суздальских храмов с целью стилистического единства неизбежно обращение к аналогам. Такими образцами могут служить археологические находки остатков тканей и одежд. Любопытен, например, фрагмент шелковой ткани из княжеской гробницы Успенского собора во Владимире (ГИМ), являющейся остатками великокняжеской одежды из дорогих греческих тканей.

Сведений о размещении икон в интерколумниях алтарных преград в домонгольский период очень мало. Но в современной иконостасной практике по правую сторону от царских врат размещается икона Спасителя, а по левую - икона Богородицы. Рядом с иконой Спасителя размещается икона праздника, в честь которого освящен престол.

Конечно, в практике создания монументальных храмовых элементов обязательным условием является решение задачи «взаимосвязи с архитектурной ситуацией». Главное, чтобы соблюдалась единая система модульного пропорционирования, архитектоничность и сопряженность всех элементов декорации, которые в древнерусском искусстве были ориентированы на человеческие пропорции. «Изображение человека служило объединяющим модулем при зрительном восприятии интерьера»304. «...В основе древнерусских мер длины лежит антропометрический принцип,..»305 Древнерусская система мер была не метрической, а саженная (156,76 см - «простая», 176, 4 см - «мерная» и т. д.). «. Основной принцип архитектурных пропорций древней Руси был за-

301 БельтингХ. История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 567-568.

302 ПСРЛ. 1-392; 2-630; 7-97; 10-11; 15-270; 18-27; 2-135.

303 Терковский Ф. А. Откуда ведет свое начало обычай вешать княжеские одежды в храмах. ТАС-3, Т. 1. С. 11; Анайлов Д. В., Редин Е. К. Киево-Софийский собор. ЗРАО. Т. 4 (новая версия), СПб., 1889. С. 335.

304 Бадяева Т. А. О внутреннем убранстве памятников древнерусского зодчества XV в. // Проблемы истории СССР. М., 1973. С. 415-429.

305 Рыбаков Б. А. Русские системы мер длины XI-XV вв. // Сов. этнография. 1949. № 1. С. 91.

ложен в самой системе мер длины»306. Археологические и научные материалы доказывают, что строители и ремесленники использовали определенные мерила, «вавилоны», «мерные ленты», в которых располагалась единая система соотношений (куда входило и «золотое сечение»)307. «Одним из существенных отличий русской народной метрологии от древнегреческой, римской или византийской и западноевропейской, -писал академик Б. А. Рыбаков, - является принцип постепенного деления на два, на четыре и на восемь. «Полусажень», «локоть», представляющий четверть сажени, «четверть» или «четь», под которыми мы должны понимать четвертую часть полусажени («пядь») - вот доли основной меры - сажени. Геометрические системы мер облегчали определение пропорций и позволяли русским зодчим воздвигать великолепные и гармоничные произведения искусства, с продуманной системой соотношений, где все. было пронизано одной системой.»308. Знания о древнерусских методах пропорционирования позволяют решать не только многие практические задачи, возникающие при реставрации, но и воссоздавать заново элементы храмового интерьера.

«Весьма существенная роль в создании реконструированного образа утраченного сооружения (в том числе и элементов интерьера) должна быть отведена знанию метода построения архитектурной формы, господствовавшего, в частности, и во Владимиро-Суздальском зодчестве в той или иной его период. Метод построения архитектурной формы во Владимиро-Суздальском зодчестве сводится к использованию зодчими системы соразмерных величин в плане, разрезе и фасаде.309« Эта система была положена А. В. и И. А. Столетовыми в основу построения архитектурной формы утраченных сооружений или их отдельных элементов многих Владимиро-Суздальских храмов домонгольского перио-да310. Таким же методом построения архитектурной формы пользовался Н. Н. Воронин при реконструкции Боголюбского Рождественского собо-

306 Рыбаков Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Сов. археология. 1957. № 1. С. 97.

307 Рыбаков Б. А. 1) Архитектурная математика древнерусских зодчих; 2) Мерило новгородского зодчего // Из истории культуры древней Руси. М., 1984. С. 82-119; Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961; Шевелев И. Ш. Логика архитектурной гармонии. М., 1972.

308 Рыбаков Б. А. Русские системы мер длины XI-XV вв. С. 69, 91.

309 Столетов А. В. О реконструкции памятников Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества // Памятники истории и культуры. Вып. 1. Ярославль, 1976. С. 81-88.

310 Столетов А. В. 1) О реконструкции памятников...; 2) Результаты исследования памятников архитектуры XIII-XVI вв. Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире // Памятники истории и культуры. Вып. 1. Ярославль, 1976. С. 88-95.

ра и ц. Покрова на Нерли311. Эта же система должна быть положена и в основу воссоздания интерьерных элементов данных храмов (алтарных преград, киотов, различных предметов утвари, икон и шитья). Из этой системы необходимо брать иконописно-изобразительный модуль (размеры нимбов, человеческих фигур, голов и т. д.) для икон писанных и вышитых.

Автору данной статьи, как художнику монументально-церковного искусства, выпала честь участвовать в оформлении интерьера церкви Покрова на Нерли, которая вот уже десять лет является действующим летним храмом. Для ранее созданной белокаменной алтарной преграды были спроектированы мозаичные иконы («Спаситель» и «Богоматерь Владимирская»), мозаичный «процветший крест», кованные царские врата с мозаичными орнаментальными вставками, шитые катапетасмы и фресковые иконы у восточных столбов («Покров пресвятой Богородицы» и «Владимирские святые»). В связи с тем, что в церкви Покрова на Нерли Деисус был изображен на самом темплоне алтарной преграды по проекту над темплоном размещается только «процветший крест». Мозаичная и темперная техники икон были определены температурно-влажностными условиями. Также был спроектирован кованный хорос с позолоченными деталями. Проектируются хоругви («Спас нерукотворный» и «Знамение пресвятой Богородицы»), запрестольная шитая икона «Распятие», индития и другие литургические предметы. На сегодняшний момент уже созданы две мозаичные иконы для алтарной преграды. Шитые катапетасмы и хорос - в стадии реализации. Конечно, необходимо было учесть и выполнить все перечисленные выше условия и требования: выразить всю полноту канонического содержания и определенной идейной программы храма, связать новые элементы с общим ансамблем и архитектурной композицией, выдержать архитектурно-изобразительный модуль и решить стилистическую задачу. Что касается катапетасм и хороса, то в связи с отсутствием архивно-исторического материала в проектной работе пришлось руководствоваться древними аналогами. Иконографически сюжет «Благовещения» для царских врат наиболее распространен. Для боковых врат характерны мотивы с серафимами и голгофскими крестами. Вообще элементы небесных сил на вратах Святая-Святых идет еще от ветхозаветных времен312. Для хороса были использованы мотивы скульптурного декора Владимиро-Суздальских хра-

311 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-восточной Руси Х11-ХУ вв. Т. 1. М., 1961. С. 210-352.

312 Шалина И. А. 1) Вход «Святая Святых» и византийская алтарная преграда; 2) Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография.

мов домонгольского периода (грифоны, львы, лики-маски и пальметты), которые также были характерны для оформления древних хоросов313.

Церковь Покрова на Нерли, построенная первоначально как «водный форпост» Владимиро-Суздальской земли, сейчас является «духовным форпостом» и символом России. «.В идеальной взаимосвязи общего и частного, целого и мельчайших деталей заключается причина того целостного и исключительно сильного впечатления, которое производит Покрова на Нерли - создание безымянного гениального владимирского зодчего. В нем нельзя передвинуть ни одного камня, нельзя изменить ни

314

одного соотношения, не нарушив его гармонии.»

Идейно-каноническая программа этого храма, как «духовных ворот», содержит в себе образ богатства и красоты Святой Руси. По сказанию летописца целью князя Андрея Боголюбского было обращение язычников в христианскую веру. Он приказывал приезжавших гостей, а чаще всего купцов из разных стран «от латынян и от всее погани», водить в храмы и показывать им «истинное хрестианство. и видивше славу Божию и украшение церковное, крестились»315. В этом основная идея программного оформления внутреннего убранства ц. Покрова на Нерли и других Владимиро-Суздальских храмов домонгольского периода. Поэтому при минимуме интерьерных элементов должна решаться задача максимального впечатления гармонии, богатства и красоты. Соответственно, золотые фоны в мозаичных и фресковых иконах, шитых катапетасмах и позолоченные детали хороса, - наиболее решают программную задачу и определяют колористическое решение интерьера храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Задача воссоздания древних технико-технологических приемов (например, в церковном шитье) в данном случае не обязательна, потому что согласно «Международной Хартии» одним из условий является явная принадлежность к современной эпохе. Важнее выдержать архитектурно-изобразительный модуль в иконах, шитье, хоросе и других предметах утвари. Изобразительные и орнаментальные композиции не должны изобиловать мелкомасштабными деталями. Все должно быть подчинено общему ансамблевому решению интерьера стилистически связываемого с архитектурой и скульптурным декором храма.

Тогда декоративно-изобразительным языком будет продолжена молитва к Пресвятой Богородице, начатая в камне восемь веков назад древними создателями церкви Покрова на Нерли: «О Пресвятая Дево,

313 Плешанова И. Предметы церковного интерьера // «Пречистому образу Твоему поклоняемся.». СПб., 1995. С. 337-339.

314 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-восточной Руси XII-XV вв. Т. 1. М., 1961. С. 272.

315 Ипат. лет., под 1175 г.

Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашей всемощная Заступнице!.. Сего ради к тебе прибегаем яко к несо-мненей и скорой заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителям мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух чистоты и правды...».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.