Проблема совместимости норм ислама и ценностей современного немецкого общества
The problem of compatibility between the norms of Islam and the values of the modern
German society
Филиппова Анна Константиновна
Студент 4 курса, Факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный Университет,
Россия, Санкт-Петербург e-mail: philippovaanne@mail. ru
Filippova Anna Konstantinovna
Student 4 term, Faculty of International Relations, St Petersburg University, Russia, St.Petersburg e-mail: philippovaanne@mail. ru
Аннотация.
Целью данной статьи является выявление противоречий, связанных с восприятием вопросов тендерного неравенства и признания однополых отношений на основании сравнения норм ислама и немецкого общества. В силу того, что данная религия регулирует практически все стороны жизни верующего, ислам создаёт, соответственно, отличные от немецких типы воспитания, убеждений и ценностей. Было проведено не только сравнение выраженных в позиции основных мусульманских организаций Германии догматов ислама, религии, уже более 40 лет представленной в немецком обществе, но и позиции Правительства ФРГ по следующим вопросам: гендерного неравенства и признания однополых отношений, а также были выявлены имеющиеся между ними противоречия. Говоря об актуальности поднятой проблемы, следует указать на то, что, начиная с середины XX века и заканчивая настоящим временем, Германия стала и в перспективе может стать домом для многих последователей ислама, в том время, как в стране наблюдается усиление либеральных тенденций.
Annotation.
The aim of this article is to identify contradictions, related to perception of the issues of gender inequality and recognition of same-sex relations based on comparison of the norms of Islam and German society. Since this religion regulates all the aspects of a believer's life, Islam creates the types of upbringing, persuasions and values which are different from German, respectively. In this article there were not only a comparison between Islamic beliefs, expressed in the positions of the main German Islamic organizations, represented in the German society for over 40 years now, and the position of the Government of Germany regarding the following issues: gender inequality and recognition of samesex relations, but also there were identified contradictions between them. As to the relevance of the raised issue, it should be pointed out that since the mid-twentieth century and ending with nowadays, Germany has become home for many followers of Islam and it will become for many others, while in Germany we can see enhanced liberal trends.
Ключевые слова: ислам в Германии, исламские организации, либеральные ценности, гендерное неравенство, гомосексуализм, однополые браки.
Key words: Islam in Germany, Islamic organizations, liberal values, gender inequality, homosexuality, samesex weddings
На данный момент в обществе современной Германии наблюдается процесс либерализации в области половых и семейных отношений, идейная открытость и стремление к пересмотру традиционных ценностей, считавшихся обязательными ещё полвека тому назад, а также возросший уровень терпимости к отличающимся от мейнстрима взглядам и убеждениям. При этом одними из самых широко дискуссируемых и спорных вопросов в общественных обсуждениях являются проблема гендерного неравенства и реализации прав секс-меньшинств. Вместе с тем в Германии многие журналисты и исследователи задаются вопросом, получившим особую популярность в немецких средствах массовой информации: «Принадлежит ли ислам Германии?» [27, С.14]. Последнее обусловлено тем, что в настоящее время в ФРГ число приверженцев данной религии за 2016 год увеличилось по примерным подсчётам до 4700000 человек [17, С.16], а также тем, что в последние годы исламский фактор стал чаще находить своё отражение в общественно-политической жизни страны.
В то время как зачастую обращение к темам, имеющим отношение к вопросам тендерного неравенства и признания однополых отношений, демонстрирует существующие противоречия в их восприятии с точки зрения, как немецкого общества и мусульманских общин Германии, так и между самими мусульманами, проживающими в ФРГ. Это, в свою очередь, может не только послужить источником возникновения трений в ходе построения диалога между обществом-автохтоном и религиозным меньшинством, исповедующим ислам, но и создать дополнительные препятствия для интеграции последних в немецкое общество. Таким образом, цель данного исследования заключается в выявлении противоречий, связанных с восприятием вопросов гендерного неравенства и признания однополых отношений на основании сравнения норм ислама и немецкого общества.
Говоря о восприятии гендерного вопроса, необходимо указать, что в обществе современной Германии проблеме гендерного неравенства уделяется значительное внимание. Зачастую активистами указываются следующие упущения, наблюдаемые в немецкой социальной сфере: женщины, проживающие в Германии, получают зарплату в среднем меньше примерно на 21%, чем мужчины, и они в меньшей степени представлены на руководящих должностях [24]. Поэтому в настоящее время Правительство ФРГ содействует обеспечению равными правами как женщин, так и мужчин, работая при этом над ликвидацией дискриминации в сфере труда, установлением равной заработной платы и так называемых гендерных квот, а также продвижением открытого обсуждения существующих проблемных вопросов. Законодательно гендерное равенство всех граждан страны закреплено в статье 3 Основного закона ФРГ [15], провозглашающего, абсолютное равенство обоих полов перед законом, а также в ряде других законодательных актов, конкретизирующих многие аспекты общественной жизни страны. При этом в каждом из этих документов содержится указание на недопустимость ущемления тех прав, которые гарантированы всем людям, невзирая на биологическую принадлежность.
В связи с этим представляется целесообразным указать на то, что, вопреки существующим среди немусульман стереотипам и предубеждениям, в текстах основных источников вероучения ислама женщине не отводится положение существа, у которого нет права на достойное обращение и которое абсолютно беззащитно перед лицом любого произвола. Напротив, в священном Коране представлены аяты, свидетельствующие о том, что все верующие вне зависимости от их пола - «друзья друг другу», на которых были возложены одинаковые религиозные обязанности перед Богом (9:71) [5]. Также в священной книге мусульман изложены положения, согласно которым и мужчина, и женщина при условии ведения им или ей праведной жизни пребудут в рай (9:72) [5], где каждому из них в равной степени воздастся по их заслугам (4:124) [5]. Кроме того, для размышления читающим Писание приводится аят, который иногда трактуется в контексте необходимости справедливой и равной оплаты труда. «Мужчинам дарована доля из того, что они приобрели [своими деяниями], женщинам также дарована доля из того, что они приобрели» (4:32) [5]. Также следует отметить, что обращение к тексту Священного Корана убедительно доказывает то, что принципу защиты прав женщин уделяется особое внимание. Именно этого принципа придерживаются основные мусульманские организации, составляющие ядро Исламской конференции Германии (ОГК), открытой площадки обмена мнениями, созданной для поддержания диалога между немецким государством и мусульманами, проживающими в стране.
К вопросу о положении женщины в современном обществе обращалась организация Турецкий исламский союз по делам религий или сокращённо DITIB, являющаяся самой крупной и влиятельной среди прочих. В 2012 году Касым Гюль, на тот момент религиозный представитель организации, в своей речи подчеркнул, что «повсюду в мире, даже в мусульманских странах, мы наблюдаем настроения и действия против женщин, которые должны подвергнуться порицанию <...> Дискриминация в отношении женщин — это остаток доисламских времен» [19].
Подобной же позиции придерживается Центральный совет мусульман Германии (ZMD), другая крупная мусульманская организация, члены которой имеют арабское происхождение. ZMD также разделяет убеждение, что ислам не признаёт дискриминацию на основании пола. Указывается также то, что данная организация: «осуждает утверждение, согласно которому мусульманки должны всегда оставаться дома; каждый мужчина и каждая женщина имеют право участвовать в социальной жизни и на рынке труда» [6].
Лидер организации Исламский совет Федеральной Республики Германия (IRD) Али Кызылкая в одном из своих интервью положительно оценил тот факт, что в немецком обществе «у мусульманок появляется шанс эмансипироваться и стать более независимыми в профессиональной сфере» [10].
На официальном же сайте организации Объединение исламских культурных центров (VIKZ) также содержится тезис о том, что «женщины являются равноправными членами религиозной общины» [7]. При этом важно отметить, что вышеуказанные организации относятся к так называемому «консервативному блоку» немецких мусульман. Именно поэтому необходимо обратиться к позициям других объединений, входящие в «либеральное исламское движение», составляющее меньшинство от общего количества последователей ислама в Германии.
Либеральный исламский союз (LIB) заявляет: «Наше понимание ислама включает признание того, что повышение уровня социальной справедливости и борьба против мужского шовинизма являлись неотъемлемой частью миссии нашего Пророка Мухаммада <...> Это также является задачей мусульман сегодняшнего дня...» [22]. Мусульманский форум Германии (MFD), созданный при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра и партии Христианско-демократический союз Германии и также выступающий за так называемое либеральное толкование ислама, в целом разделяет точку зрения LIB относительно гендерного неравенства, указывая на то, что «принцип равенства должен применяться независимо от пола» [16].
Таким образом, основные мусульманские организации Германии, относящиеся как в «консервативному», так и к «либеральному» блокам, не признают какую-либо форму дискриминации на основании пола. Однако DITIB, ZMD, IRD и VIKZ, в отличие от либеральных исламских либеральных организаций, проявляют значительную осторожность в вопросе гендерного равенства, отдавая должное как традиционным, так и современным тенденциям по отношению к рассматриваемому вопросу. В частности, представители данных организаций, наряду с принятием положения о безусловном равенстве каждого перед Богом, считают справедливым тезис о том, что каждый человек наделен определёнными обязанностями, с которыми справится только представитель своего пола, и своим перечнем прав, являющихся по объёму равными, но по содержанию разными. Таким образом, с точки зрения ислама, вышесказанное свидетельствует о том, что равенство между мужчинами и женщинами, к которому стремятся именно немецкие активистки, не может быть достигнуто. Именно поэтому сравнение или сопоставление степени свободы и эмансипации, предоставленной женщинам в традиционном мусульманском понимании и в понимании немецкого общества, представляется затруднительным.
Однако следует указать, что наиболее заметно выделяется восприятие вопроса гендерного неравенства, принадлежащее не признающим государственные законы последователям салафизма, представленным на территории Германии. Несмотря на то, что они также разделяют убеждение о равенстве мужчины и женщины перед Богом, в их позиции прослеживается ярко выраженная строгая сегрегация гендерных ролей в обществе, а также превалирование патриархальной модели в построении межличностных отношений в рамках данной религиозной общины [12]. Иными словами, салафиты принадлежат к той немногочисленной прослойке мусульман Германии, которые проявляют резкое непринятие концепции гендерного равенства, к которой стремятся в современном немецком обществе, приверженном либеральным ценностям.
Прежде чем обратиться к тому, как исламская сторона воспринимает гомосексуализм, один из самых проблемных и дискуссируемых вопросов, имеет необходимость акцентировать внимание на том, какое место данному вопросу уделяется в немецком обществе. Общеизвестным фактом является то, что в течение последних десятилетий в Германии наблюдаются значительные изменения в сфере обеспечения равенства всех людей, независимо от их сексуальной ориентации. Начиная с 2001 года, когда был принят Закон о зарегистрированных жизненных партнёрствах [13], были приняты также другие федеральные законы, регулирующие отношения в данной области. Например, Общий закон о равном обращении [8] 2006 года, не допускающий дискриминации по признаку сексуальной идентичности, и получивший широкую огласку Закон о введении права на заключение брака для лиц одного пола 2017 года [14], сокращённо закон о «Браке для всех». Все вышеперечисленные меры свидетельствуют о стремлении немецкого правительства снизить уровень гомофобии, а также сделать юридически равными представителей различных сексуальных ориентаций. Также в июне 2017 года Бундестаг принял Закон о реабилитации, который предусматривает выплату компенсации всем тем гражданам Германии, которые в прошлом были подвержены преследованию на основании нетрадиционной сексуальной ориентации [21, С. 14].
Германия также является страной, принимающей так называемых ЛГБТ-беженцев, лиц, получающих убежище на основании того, что в странах, из которых они уезжают, нетрадиционная сексуальная ориентация может послужить поводом для их дискриминации в обществе и источником угрозы для их жизни. При этом наиболее часто к тем, кто покидает родной дом и обращается за помощью в ФРГ, относятся граждане государств, в которых ислам является главенствующей религией.
Однако следует отметить, что обращение к широкому кругу представителей немецкого общества, демонстрирует отсутствие абсолютного единства в вопросе восприятия и признания однополых отношений. Примечательно то, что Ангела Меркель на момент обсуждения принятия закона о «Браке для всех» в 2017 году высказалась изначально недвусмысленно против [20]. При этом большинство населения Германии придерживалось изначально отличного от канцлера мнения. В результате опроса, проведённого в 2015 году, 83% респондентов согласились с утверждением, что однополая пара должна иметь возможность вступить в брак [25]. В основном резко негативно высказываются в отношении мер, направленных на либерализацию половых и семейных отношений, правые популисты, часть старшего поколения немцев и глубоко религиозные люди, исповедующие, как христианство, так и ислам. При этом католическая церковь Германии придерживается наиболее консервативной позиции по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, в отличие от евангелистской церкви. В качестве примера следует упомянуть скандал, произошедший осенью 2018 года в католической школе города Боркен. Руководство учебного заведения аннулировало контракт о приёме на работу молодого человека после того, как узнало о его намерении вступить в однополый брак [26].
В исламе гомосексуализм однозначно трактуется как грех и недостойное деяние. При этом и суннитские, и шиитские ученые практически единодушны в этом вопросе [3]. Обратившись к тексту Священного Корана и к Сунне, можно найти малочисленные, но явные указания на то, что в исламской традиции половые отношения между представителями одного пола находятся под запретом. Например, в одном из хадисов почитаемый всеми мусульманами Пророк Мухаммед проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам [1]. В свою очередь, по законам Шариата, лицо, совершившее подобного рода преступление, всегда подвергалось наказанию. Оно могло представлять собой или прилюдное избиение и последующее изгнание, или казнь такого человека [4].
При этом те немецкие мусульманские организации, которые причисляются в обществе Германии к «консервативному блоку», также весьма однозначны в своей позиции, относящейся к гомосексуализму, которая
сводится к тому, что гомосексуальные отношения не считаются ими дозволенной моделью общепринятых взаимоотношений между людьми. В частности, представители Турецкого исламского союза по делам религий (DITIB) в одном из своих публичных заявлений подчеркнули, что «ислам не допускает гомосексуализм» [11]. Также следует упомянуть о другом случае, когда изданием Die Welt был задан главе Центрального совета мусульман Германии (ZMD) Айману Мазйеку вопрос, относившийся к его личной позиции и позиции организации в отношении принятия законопроекта «Брак для всех». Мазйек отказался её озвучить [9]. Подобная позиция наблюдалась и в рамках проекта «Репортаж о мечетях», проводимого 2018 году известным немецким журналистом Константином Шрайбером. Редакция попыталась связаться с представителями Центрального совета мусульман Германии (ZMD), Объединения исламских культурных центров (VIKZ) и с представителями Турецкого исламского союза по делам религий (DITIB) для того, чтобы узнать их официальную позицию по следующим вопросам: какого отношение мусульманских ассоциации Германии к теме «гомосексуализм», и имеют ли гомосексуалисты и гетеросексуалы в исламе одинаковые права, по их мнению? [23]. Однако данные организации благоразумно проигнорировали обращение журналистов.
С другой стороны, весьма отличается точка зрения таких организаций, как Либеральный исламский союз (LIB) и Мусульманский форум Германии (MFD), что становится наиболее очевидным после обращения к текстам, определяющих их официальную позицию. Программный документ LIB, носящий название «Гомосексуализм в исламе» провозглашает, что, исходя из их «понимания ислама», допускается «разнообразие и терпимость в контексте сексуальной ориентации и гендерной идентичности» [18]. В связи с этим следует указать, что политика LIB по отношению к гомосексуалистам является настолько терпимой, что в их «общинах» любой человек, независимо от пола и сексуальной ориентации, в праве проводить «религиозную службу». Основополагающая декларация MFD, в свою очередь, также содержит в себе указание на то, что «принцип равенства должен применяться независимо от сексуальной ориентации» [16]. Таким образом, в данном вопросе Либеральный исламский союз (LIB) и Мусульманский форум Германии (MFD) стремятся трактовать положения Священного Корана в угоду либеральным воззрениям в области половых и семейных отношений, широко распространённых в немецком обществе.
Таким образом, в заключение следует отметить, что наиболее значительные противоречия наблюдаются в восприятии вопроса признания однополых отношений Правительством ФРГ и мусульманами, представляющими именно «консервативный блок» немецких исламских организаций, объединяющих наибольшее количество последователей ислама не только в Германии, но и в мире.
Во-первых, в то время, как власти ФРГ, основываясь на законодательной базе, допускающей разнообразие сексуальных идентичностей и предоставляющей равные права для всех людей, в независимости от сексуальной ориентации, стремятся соответствовать духу либеральных нововведений, наблюдаемых в западном мире, и способствовать их закреплению в немецком общественном сознании, верующим мусульманам, достаточно трудно принять подобные виды взаимоотношений между людьми, которые противоречат нормам, допустимыми исламом. Современное немецкое общество в большинстве своём и его прослойка, состоящая из носителей исламской идентичности, рассматривают гомосексуализм под разными углами. В первом случае данная тема представляет отрытую площадку для диалога и обсуждения, во втором - данная тема табуирована.
Во-вторых, следует указать на существующие различия в восприятии самой сути гомосексуализма как явления. Официальная позиция властей Германии сводится к тому, что подобного рода отношения больше не являются болезнью, как это считалось полвека тому назад, или поводом для дискриминации в общественной сфере. В свою очередь, такие консервативные мусульманские организации, как DITIB, ZMD, IRD и VIKZ, соответственно, и их члены убеждены, что однополые отношения противоестественны по своей природе. Однако
они, руководствуясь разумными побуждениями избежать ненужного общественного резонанса, избегают давать комментарии, стараясь проявлять нейтралитет.
Обратившись к вопросу о гендерном неравенстве, следует отметить, что наиболее ощутимое противоречие наблюдается между Правительством ФРГ и не признающими гендерное равенство салафитами, представленными на территории страны. Другие же мусульмане Германии, будучи членами, с точки зрения западной общественности, консервативных, но в то же время более умеренных мусульманских организаций, признают тот факт, что мужчина и женщина равноправны, вкладывая при этом в само понятие «равноправие» отличный от современных феминистических представлений смысл, который ничуть не умаляет значение женщины.
Однако, говоря о совместимости норм ислама и ценностей современного немецкого общества, необходимо помнить о том, что и те, и другие содержат в себе одно общее положение: необходимость уважения к друг другу. Именно поэтому, принимая во внимание тот факт, что в рассмотренных в исследовании вопросах существуют определённые различия и даже противоречия, необходимо обеим сторонам избегать взаимных провокаций и политики навязывания своих ценностей. В противном случае возможно отчуждение сторон.
Список используемой литературы:
1. Ат-Таджрид ас-сарих ли-ахадис Аль-Джами' ас-сахих = Ясное изложение хадисов «Достоверного свода»: «Сахих» аль-Бухари (краткое изложение) / Пер. с араб. В. Нирша. — М.: Эксмо: Умма, 2017. - С. 1440.
2. Журавский А.В. Ислам. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - С. 224.
3. Ислам: прошлое и настоящее / Тарик Рамадан; [пер. с англ. З. Нестеровой]. - М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри. 2018. - С. 288.
4. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. - С. 512.
5. Коран: Перевод с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова. — М.: Ладомир, 1995. - С.587.
6. 100 Tage Frauenbeauftragte des ZMD: [Electronic resource] // Zentralrat.de. URL: http://zentralrat.de/14591.php (Дата обращения: 3.02.19)
7. Angebote für Frauen: [Electronic resource] // Vikz.de. URL: http://www.vikz.de/index.php/angebote-fuer-frauen.html (Дата обращения: 7.02.19)
8. Das Allgemeine Gleichbehandlungsgesetz. URL: https://www.antidiskriminierungsstelle.de/SharedDocs/Downloads/DE/publikationen/AGG/agg_gleichbehandlungsgese tz.pdf?_blob=publicationFile (Дата обращения: 7.02.19)
9. Der Liberal-Islamische Bund fordert die gleichgeschlechtliche Ehe: [Electronic resource] // Welt.de. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article164652401/Der-Koran-erlaubt-die-Homo-Ehe.html (дата обращения: 1.02.19)
10. Die Politik behindert unsere Frauen: [Electronic resource] // Faz.net. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/islamrat-die-politik-behindert-unsere-frauen-1207998-p2.html?printPagedArticle=true#pageIndex_2 (Дата обращения: 5.02.19)
11. Ein sicherer Ort für LGBT-Muslime: [Electronic resource] // Go.allout.org. URL: https://go.allout.org/de/a/lgbt-muslims/ (дата обращения: 06.02.19)
12. Frauen im Salafismus https://www.verfassungsschutz.niedersachsen.de/download/131293/Broschuere_Frauen_im_Salafismus_.pdf (Дата обращения: 7.02.19)
13. Gesetz über die Eingetragene Lebenspartnerschaft. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/lpartg/BJNR026610001.html (Дата обращения: 7.02.19)
14. Gesetz zur Einführung des Rechts auf Eheschließung für Personen gleichen Geschlechts. URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/text.xav?SID=&tf=xaver.component.Text_0&tocf=&qmf=&hlf (дата обращения: 4.02.19)
15. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland: [Electronic resource] // Btg-bestellservice.de. URL: https://www.btg-bestellservice.de/pdf/10060000.pdf (дата обращения: 6.02.19)
16. Gründungserklärung des «Muslimischen Forums Deutschland». http://www.muslimisches-forum-deutschland.de/_PDF/Muslimisches-Forum-Deutschland-Gruendungserklaerung.pdf (Дата обращения: 7.02.19)
17. Halm D., Sauer M. Muslime in Europa: Integriert, aber nicht akzeptiert? Bertelsmann-Stiftung. 2017. pp.72.
18. «Homosexualität im Islam» - Positionspapier des Liberal-Islamischen Bundes e.V. https://lib-ev.jimdo.com/app/download/13504862025/2013.12_Homosexualitaet_im_Islam.pdf?t=1496062843 (дата обращения: 12.02.19)
19. Kazim Gül. Die Stellung der Frau im Islam: [Electronic resource] // Ditib.de. URL: http://www.ditib.de/detail_predigt1.php?id=63&lang=de/ (Дата обращения: 1.02.19)
20. Kommentar: Angela Merkel und der Kurswechsel zur Ehe für alle: [Electronic resource] // Dw.com. URL: https://www.dw.com/de/kommentar-angela-merkel-und-der-kurswechsel-zur-ehe-für-alle/a-39434630 (дата обращения: 2.02.19)
21. Küpper B., Klocke U., Hoffmann L-Carlotta. Einstellungen gegenüber lesbischen, schwulen und bisexuellen Menschen in Deutschland. Ergebnisse einer bevölkerungsrepräsentativen Umfrage. Hg. v. Antidiskriminierungsstelle des Bundes. Baden-Baden: Nomos. 2017. pp. 196.
22. LIB. Entwurf für das Positionspapier des Liberal-Islamischen Bundes e.V. zum Thema „Diversität der Geschlechter, geschlechtlichen Identitäten und sexuellen Orientierungen". http://www.lib-ev.de/pdf/Positionspa-pier_Gender.pdf (Дата обращения: 7.02.19)
23. Moscheereport: Schwule Muslime - verfolgt und ausgegrenzt: [Electronic resource] // Tagesschau.de. URL: https://www.tagesschau.de/inland/moscheereport-103.html (дата обращения: 1.02.19)
24. Mütter des Grundgesetzes. Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend. 2018. URL: https://www.bmfsfj.de/blob/94392/a08ba3acb99425d436adddc1e745a45f/muetter-grundgesetz-data.pdf (дата обращения: 9.02.19)
25. Sonderauswertung Islam 2015. Die wichtigsten Ergebnisse im Überblick. https://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/Projekte/51_Religionsmonitor/Zusammenfassung_der_Sonderauswertung.pdf (Дата обращения: 13.02.19)
26. Students at Catholic school in Germany protest for gay teacher's rights: [Electronic resource] // Euronews.com. URL: https://www.euronews.com/2018/09/28/students-at-catholic-school-in-germany-protest-for-gay-teacher-s-rights (дата обращения: 3.02.19)
27. Tibi B. Islamische Zuwanderung und ihre Folgen, Wer sind die neuen Deutschen? Ibidem-Verlag. 2017. pp.
460