Научная статья на тему '2015. 01. 002. Кортманн М. , Розенау-Уильямс К. Головные исламские организации и современный исламский политический дискурс в Германии: характеристика и стратегия взаимодействия. Kortmann M. , rosenow-williams K. Islamic umbrella organizations and contemporary political discourse on Islam in Germany: self-portrayals and strategies of interaction // J. of Muslim minority Affairs. - Abingdon, 2013. - vol. 33, n 1. - p. 41-60'

2015. 01. 002. Кортманн М. , Розенау-Уильямс К. Головные исламские организации и современный исламский политический дискурс в Германии: характеристика и стратегия взаимодействия. Kortmann M. , rosenow-williams K. Islamic umbrella organizations and contemporary political discourse on Islam in Germany: self-portrayals and strategies of interaction // J. of Muslim minority Affairs. - Abingdon, 2013. - vol. 33, n 1. - p. 41-60 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / ТУРЦИЯ / ИСЛАМ / ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 002. Кортманн М. , Розенау-Уильямс К. Головные исламские организации и современный исламский политический дискурс в Германии: характеристика и стратегия взаимодействия. Kortmann M. , rosenow-williams K. Islamic umbrella organizations and contemporary political discourse on Islam in Germany: self-portrayals and strategies of interaction // J. of Muslim minority Affairs. - Abingdon, 2013. - vol. 33, n 1. - p. 41-60»

может возникнуть в Восточной Азии из-за борьбы Китая и США за влияние в этом регионе. Несмотря на многие острые вопросы в отношениях между двумя странами, первая встреча нового руководителя КНР Си Цзинпина и Обамы прошла в позитивном духе.

Сохранение и укрепление существующей глобальной экономической системы управления потребует от Запада учета законных интересов Пекина. Необходимо решить три ключевые проблемы. Во-первых, быстро добиться прогресса в решении вопроса о недостаточном представительстве развивающихся стран в глобальных экономических институтах и повышении их роли в принятии решений. Во-вторых, следует продемонстрировать Пекину особое значение «двадцатки» в решении глобальных экономических проблем и побудить Пекин играть в ней лидерскую роль. В-третьих, обеспечить совместную работу Вашингтона и Пекина в разработке предложений о будущей глобальной экономической системе управления, в частности, содействовать вступлению Пекина в транстихоокеанское партнерство.

Если все эти условия будут выполнены, тогда нынешняя глобальная система экономического управления сможет успешно интегрировать экономическую сверхдержаву Китай.

Ю.И. Комар

2015.01.002. КОРТМАНН М., РОЗЕНАУ-УИЛЬЯМС К. ГОЛОВНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ГЕРМАНИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. KORTMANN M., ROSENOW-WILLIAMS K. Islamic umbrella organizations and contemporary political discourse on Islam in Germany: self-portrayals and strategies of interaction // J. of Muslim minority affairs. - Abingdon, 2013. - Vol. 33, N 1. - P. 41-60.

Ключевые слова: ФРГ; Турция; ислам; исламские организации.

М. Кортманн (Университет Людвига-Максимилиана, Мюнхен, Германия) и К. Розенау-Уильямс (Рурский университет, Бо-хум, Германия) считают, что головные исламские организации (ГИО), координирующие жизнь локальных мусульманских общин, вступили в новый этап своей деятельности, характеризующийся стремлением объединить усилия и представлять интересы всего

мусульманского сообщества в политическом пространстве ФРГ. Основой для анализа послужили интервью, проведенные авторами с руководителями и функционерами ГИО, а также уставные документы организаций, их веб-сайты, материалы СМИ.

Согласно последним исследованиям, на территории Германии в настоящее время насчитывается примерно 2342 общины, сложившиеся вокруг отдельных мечетей (с. 44). ГИО, которые координируют их деятельность, представляют собой организационные структуры более высокого уровня, возникшие чаще всего на основе объединения выходцев из какой-либо одной страны (Турции, Боснии, Марокко и т.п.) и/или последователей одного из направлений внутри ислама (суннитов, шиитов, алевитов).

Самой крупной ГИО в Германии является ЭТТШ1 - Турецкий исламский союз Управления по делам религии. Он представляет мусульман турецкого происхождения и курирует религиозные, социальные и культурные стороны жизни. В1Т1Б был основан в Кёльне в 1984 г. и в настоящее время объединяет более 896 приходов. Как следует из названия, В1Т1Б напрямую связан с Управлением по делам религии - Диянет, т.е. государственной структурой, созданной в Турции в 1920-х годах для внедрения в общественное сознание официального (с позиции лаицизма) представления о месте и роли религии. Диянет подбирает и готовит кадры для мечетей, объединенных вокруг В1Т1Б, а также выплачивает имамам жалованье. Последнее обстоятельство объясняется не только ограниченными финансовыми возможностями локальных общин. В Анкаре больше озабочены возможностью распространения радикального ислама в среде турецкого населения Германии. Внимательное изучение уставных документов В1Т1Б показывает, что сотрудничество между ГИО и Диянет не ограничивается одним лишь подбором «благонадежных» проповедников, но носит институциональный характер. Так, например, глава Диянет, являющийся почетным членом В1Т1Б, одновременно руководит деятельностью влиятельного консультативного совета этой организации.

1 DITIB - аббревиатура турецкого названия Diyanet I§leri Türk Islam Birligi (по-немецки - Dachverband Türkisch-Islamische Union der Anstalt für Religion).

Второй по величине ГИО Германии является IGMG - Исламское объединение «Милли гёрюш»1. По всей Европе в IGMG официально входят 514 мусульманских приходов, большая часть которых (а именно 323) находится в Германии. Отношение немецких властей к этой ГИО далеко не однозначное. Ведомство, контролирующее соблюдение Основного закона в Германии, внимательно следит за IGMG, подозревая, что его деятельность может привести к нарушению конституционных норм или, по крайней мере, затормозить процесс интеграции мусульман в Германии. Несмотря на то что IGMG заявляет о себе как о структуре, занимающейся не только религиозными, но также культурными и социальными проблемами турок-мусульман, на деле его интересы сосредоточены исключительно в сфере религии. Например, подразделение, именуемое департаментом образования, в качестве главной цели провозглашает помощь мусульманам в «развитии независимой исламской идентичности» и «распространении религиозного знания» (с. 47). Аналогичным образом устроены и департаменты по работе с женщинами и молодежью.

Одной из первых ГИО, возникших на федеральном уровне, является VIKZ2 - Ассоциация исламских культурных центров. Ее предшественниками были такие организации, как Турецкий союз (Türkische Union, 1967-1973 гг.) и Исламский культурный центр (Islamisches Kulturzentrum, 1973-1980 гг.). VIKZ создали последователи и ученики Сулеймана Хильми Тунахана. В общинах, относящихся к VIKZ, исповедуют суннитский ислам ханафитской школы с элементами мистицизма, характерного для суфийского ордена

1 IGMG - Islamische Gemeinschaft Milli Görü§. «Милли гёрюш» («Национальный взгляд») - название исламского движения, официально заявившего о себе в Турции в 1969 г., с того момента, как лидер исламистской Партии национального порядка Неджмеддин Эрбакан опубликовал одноименный манифест. Появление этого документа можно считать событием, обозначившим начало наступления политического ислама в Турции. В 1996 г. основанная Н. Эрбаканом новая исламистская партия - Партия добродетели (ПД), одержав победу на парламентских выборах, приняла участие в формировании коалиционного правительства. Однако в 1997 г. военные вынудили это правительство уйти в отставку. В начале 1998 г. ПД была распущена, наиболее активные ее члены эмигрировали в Европу, куда с этого момента движение «Милли гёрюш» перенесло центр своей активности. -

Прим. реф.

2

VIKZ - Verband der Islamischen Kulturzentren.

Накшбанди. Организация объединяет 300 приходов и главной целью своей деятельности называет распространение исламского образования и помощь мусульманам в соблюдении их религиозных традиций.

Особое место среди ИЗО занимает AABF1 - Федерация але-витских общин Германии, возникшая в 1990 г. Изначально в эту организацию объединилось большинство алевитских сообществ, появившихся в 80-х годах XX в. и носивших в то время отнюдь не религиозный, а скорее политический (часто левацкий) характер. Однако после того как в июле 1993 г. в Турции произошли трагические события в отеле Мадымак2, резко возросло число общественных алевитских организаций, идентифицирующих себя как религиозные. Так, в настоящее время AABF объединяет в Германии 130 организаций. Официальная цель AABF - защита и популяризация культуры алевитов.

В 1986 г. был основан Исламский совет Германии - IRD3, претендовавший на роль ГИО высшего уровня, т.е. «головной организации исламских головных организаций» (с. 44). Совет объединил 30 исламских организаций различных национальных общин. IRD поставил перед собой задачу стать своего рода мостом между Германией и мусульманским миром. Одним из его наиболее многочисленных членов IRD является Исламское объединение «Милли гёрюш» - IGMG.

Второй ГИО высшего уровня является Центральный совет мусульман в Германии - ZMD4. Созданный в 1994 г. (в качестве преемника Исламского рабочего кружка в Германии - Islamisches Arbeitskreis in Deutschland, IAK), он в настоящее время объединяет 21 организацию выходцев из Турции, арабских стран, Албании, Боснии, а также мусульман немецкого происхождения. ZMD считает своей миссией «продвижение в Германии мусульманского образа жизни и исламской духовности и создания благоприятных условий для исповедания ислама» (с. 45).

1 AABF - Almanya Alevi Birlikler Federasionu.

2 Во время фестиваля алевитской культуры в пожаре, устроенном радикальными исламистами, погибли 35 известных алевитских интеллектуалов. -Прим. реф.

IRD - Islamrat für die Bundesrepublik Deutschland.

4 ZMD - Zentralrat der Muslime in Deutschland.

Германские власти часто критикуют ГИО за слишком тесные связи с Турцией, полагая, что сохранение и осознанное поддержание этих связей создают препятствия для интеграции турок в новую среду. Однако изучение деятельности ГИО показывает, что в каждом отдельном случае дело обстоит по-разному. Б1Т1Б не скрывает своей связи с Диянет, что отражено в самом названии организации. У1К7 подчеркивает наличие «духовной связи» членов своей организации со страной происхождения, под которой чаще всего подразумеваются контакты с живущими в Турции родственниками. Такие структуры, как 2МБ и ШБ, вообще отрицают какую-либо зависимость своих членов от стран, из которых они прибыли в Европу. Представители 2МБ, например, особо подчеркивают, что возникновение их организации связано исключительно с Германией: «В настоящее время у нас нет никакой страны происхождения. Мы называем себя Центральным советом мусульман в Германии именно потому, что прежде всего сосредоточены на проблемах мусульман в Германии» (с. 48). 1ОМО явно дистанцируется от движения «Национальный взгляд» в Турции, подчеркивая, что европейская и турецкая ветви движения развиваются в разных направлениях. В Турции «Милли гёрюш» - политическое движение, в Германии же - религиозное сообщество.

Открыто поддерживает связи со страной происхождения только ЛЛББ, поскольку главной целью своей деятельности она провозглашает улучшение положения алевитского меньшинства не только в Германии, но и в самой Турции. Руководители ЛЛББ полагают, что, лоббируя интересы алевитов на уровне ЕС, они смогут добиться того, чтобы Германия и другие европейские страны оказывали давление на турецкое руководство до тех пор, пока права турецких алевитов не будут признаны в Турции.

Однако существуют факты, косвенно свидетельствующие в пользу того, что связи ГИО со страной происхождения (в данном случае - с Турцией) не только сохраняются, но и влияют на взаимоотношения этих организаций внутри Германии. Так, например, приход в Турции к власти Партии справедливости и развития Р.Т. Эрдогана и постепенное усиление роли ислама в политической и социальной сферах вызвали изменения, коснувшиеся, в частности, Диянет, а следовательно, и Б1Т1Б. Это означает, что идея сотрудничества между Б1Т1Б и 1ОМО в настоящее время обретает

вполне реальные очертания, тогда как прежде она даже не рассматривалась вследствие противоположных взглядов этих двух организаций на роль ислама в Турецкой Республике.

По мере увеличения мусульманского населения Германии возникали и постепенно накапливались проблемы, требующие принятия решений на федеральном уровне. Среди наиболее острых -религиозное образование детей из мусульманских семей, строительство мечетей, выделение земельных участков для мусульманских кладбищ, обеспечение продуктами питания, соответствующими требованиям ислама. Если бы государство признало за мусульманскими общинами те же права, которыми в Германии обладают представители других религиозных общин, решение всех этих проблем существенно облегчилось.

Активность мусульманского сообщества Германии в деле отстаивания своих интересов не ограничивается деятельностью ГИО. Германские мусульмане ищут разные формы налаживания диалога с властью и обществом. В 2002 г. возникла инициатива организовывать так называемые Исламские форумы, которые с тех пор проводятся на уровне федеральных земель и отдельных крупных городов. Мероприятия проходят в форме встреч представителей мусульманской общественности с членами других религиозных групп, политиками, учеными и госчиновниками. На таких встречах обсуждаются проблемы, с которыми приходится сталкиваться мусульманам Германии и которые все еще не находят решения.

В 1999 г. в Гамбурге был образован Совет мусульманских общин - SCHURA Hamburg, выступивший в качестве единого представителя локальных общин перед городской администрацией. В 2006 г. подобные советы-«шура» возникли в Шлезвиг-Гольштейне и Бремене.

В феврале 2005 г. по инициативе ZMD, IRD и SCHURA Hamburg в Гамбурге состоялась встреча представителей ГИО и некоторых локальных мусульманских приходов. На встрече обсуждалась возможность построения единой исламской религиозной общины, базовыми элементами которой могли бы стать локальные приходы, независимо от их принадлежности к какой-либо из ГИО. Авторы инициативы имели в виду реструктуризацию связей между локальными приходами и создание структур регионального и федерального охвата. Так называемый «Гамбургский процесс» не

увенчался успехом не в последнюю очередь из-за противодействия со стороны таких ГИО, как DITIB, ZMD и VIKZ.

К середине первого десятилетия стало очевидно, что в Германии складывается благоприятная ситуация для начала диалога между крупнейшими исламскими организациями и представителями политического руководства страны. (Один из деятелей DITIB в своем интервью в подтверждение этой мысли сослался на канцлера Меркель, которая в 2006 г. в одном из публичных выступлений заявила, что «ислам является частью Германии и что германское общество приветствует 14,5 млн своих жителей иммигрантского происхождения») (с. 53).

Перед мусульманами Германии в настоящее время стоят две важные и взаимосвязанные задачи: наладить диалог с властями для официального признания прав мусульманских общин и добиться слаженных и скоординированных действий внутри собственного сообщества. Одним из инструментов достижения единства мог стать Координационный совет мусульман - KRM (Koordinationsrat der Muslime), созданный в марте 2007 г. по инициативе DITIB, IRD (при участии IGMG), VIKZ и ZMD. Целью деятельности KRM должно было стать создание региональных структур на базе существующих ГИО. Исламские советы, созданные на уровне федеральных земель - SCHURA, - в состав KRM не вошли. Несмотря на совместные официальные заявления участников, в которых подчеркивалось стремление к единству, KRM до настоящего времени так и не справился с задачами, для решения которых был создан. В основе неудачи лежит неразрешимое на данный момент противоречие. Его можно сформулировать следующим образом: несмотря на то что ГИО пришли к осознанию необходимости объединения усилий, на деле они все еще не готовы поступиться своей самостоятельностью и независимостью.

Н.Б. Шувалова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.