Стельмах Анастасия Михайловна, Толок Екатерина Сергеевна
ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
В статье рассматривается одна из актуальнейших проблем современного мирового сообщества - проблема глобализации. Авторами анализируется наиболее сложный и ещё недостаточно изученный аспект глобализации -социокультурный. По мнению авторов, интеграция России в глобальный мир может означать её развитие вперёд только при условии сохранения и укрепления собственной цивилизационной идентичности и цивилизационного ядра самобытного государства. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-2/39.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 150-152. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Проблема выработки нормативно-правовых основ внешней культурной политики России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (65): в 2-х ч. Ч. 1. C. 43-46.
2. Выступление И. С. Иванова на заседании Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД России [Электронный ресурс] // Дипломатический вестник. 2000. Апрель. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/dip_vest.nsf/ 99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/a168527c09051019c32568dc002d593f!C>penDocument (дата обращения: 10.03.2016).
3. О Российском агентстве международного сотрудничества и развития [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 889. URL: http://pravo.gov.ru/ipsdata/?docbody=&prevDoc=102031430&backlink= 1&&nd=102017953 (дата обращения: 09.03.2016).
4. О Россотрудничестве [Электронный ресурс]. URL: http://old.rs.gov.ru/node/565 (дата обращения: 09.12.2015).
5. Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами: Постановление Правительства РФ от 12.01.1995 г. № 22 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 4. Ст. 293.
6. Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами [Электронный ресурс]: утверждены Министром иностранных дел РФ 23.02.2001 г. URL: http://archive.mid.ru// bdomp/ns-dksu.nsf/6786f16f9aa1fc72432569ea0036120e/af5772617fe858bc43256a0d002f7cc4!CpenDocument (дата обращения: 09.03.2016).
7. Roche F. La diplomatie culturelle dans les relations bilatérales [Электронный ресурс]. URL: http://www.sens-public.org/ spip.php?article235&lang=fr (дата обращения: 02.03.2016).
FORMATION AND DEVELOPMENT OF FOREIGN CULTURAL POLICY AS AN AUTONOMOUS SPHERE OF INTERNATIONAL ACTIVITY OF POST-SOVIET RUSSIA:
INSTITUTIONAL ASPECT
Spiridonov Pavel Andreevich
Penza State University pavelspiridonofficial@gmail. com
The article analyzes the development of the foreign cultural policy infrastructure of post-Soviet Russia in close connection with the formation of its normative and legal basis, ideological foundations and with a view to identify its place in the system of national public policy. The author examines the evolution of the top level of Russia's international cultural activity management and the state of its foreign network of national cultural presence.
Key words and phrases: post-Soviet Russia; foreign policy; foreign cultural policy; cultural cooperation; Ministry of Foreign Affairs; Federal Agency for the Commonwealth of Independent States, Compatriots Living Abroad and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo).
УДК 1:3
Философские науки
В статье рассматривается одна из актуальнейших проблем современного мирового сообщества - проблема глобализации. Авторами анализируется наиболее сложный и ещё недостаточно изученный аспект глобализации - социокультурный. По мнению авторов, интеграция России в глобальный мир может означать её развитие вперёд только при условии сохранения и укрепления собственной цивилизационной идентичности и цивилизационного ядра самобытного государства.
Ключевые слова и фразы: глобализация; социокультурная глобализация; вызовы глобализации; масс-культура; западные ценности; национальное самосознание; цивилизационная идентичность.
Стельмах Анастасия Михайловна, к. соц. н. Толок Екатерина Сергеевна
Балаковский инженерно-технологический институт -
филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» [email protected]; [email protected]
ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Современное мировое сообщество переживает один из сложнейших и противоречивых периодов своей истории - период глобализации. Данный период характеризуется резким усилением интеграционных процессов во всех областях и сферах общественной жизни: в экономике, политике, культуре, информации. В процесс глобализации вовлечены народы и государства, имеющие свои национальные культуры и традиции, религиозные представления и убеждения, стоящие на разных уровнях развития.
ISSN 1997-292X
№ 4 (66) 2016, часть 2
151
При всём противоречивом отношении к глобализации её сторонников и противников, вряд ли кто-то из них оспорит тот факт, что именно она является ведущим процессом XXI века, о котором уже вполне определённо можно говорить как о главном и достаточно жестоком вызове новейшей истории всему мировому сообществу.
В самом общем виде глобализацию можно определить как процесс создания единого мирового информационного, экономического, политического, правового, социокультурного пространства. Глобализация включает в себя многие процессы, среди которых можно назвать такие, как информационная революция, увеличение скорости передвижения финансов и капиталов, огромный рост перемещения людей, обострение традиционных и появление новых глобальных проблем [5, с. 16].
Главные вопросы периода глобализации - это вопросы о власти и о ценностях. В современном взаимозависимом мире имеет место соревнование между несколькими общественными идеалами, сторонники которых борются за мировое влияние любого рода - политическое, силовое, информационное. Глобализация ведёт не только к нарастанию объёма мировоззренческих ценностей, но в своём воздействии на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатывает традиционные системы ценностей, создаёт кризис ценностей в ряде обществ.
Глобализация имеет несколько аспектов, но наибольшую сложность для анализа представляет её социокультурный аспект, поскольку взаимодействие так называемой глобалистской культуры с национальными культурами, которое мы наблюдаем в последние десятилетия, ещё недостаточно изучено. При всём при том, что социокультурная глобализация играет важную роль в истории, которая заключается в препятствовании дифференциации человечества на бесконечное множество небольших этнических и социальных групп, демографически не способных к самостоятельному выживанию. Культурным и иным суверенитетам приходят на смену мелкие социокультурные общности, объединённые в крупные культурно-цивилизационные или имперские образования. Со временем и они распадаются на локальные национально консолидирующие общности, и весь процесс повторяется сначала.
В социокультурном аспекте глобализации можно выделить два фундаментальных процесса.
Первый заключается в количественном росте транснациональных корпораций, действующих в сферах производства товаров и услуг массового потребления, расширении их экономического потенциала, объёмов производства и рынков сбыта. Неизбежная при этом стандартизация большинства подобных товаров и услуг стимулирует заметную унификацию элементов материальной цивилизации и образов жизни существенной части населения Земли, что в свою очередь ведёт к снижению культурного разнообразия жизни человеческих сообществ.
Мировое учёное сообщество вынуждено констатировать, что современная масс-культура вынуждает копировать, воспроизводить западные образцы, преимущественно американские, распространяя их на весь мир. Производимые Голливудом социальные мифы весьма привлекательны для населения. По сути своей они являются социальной терапией для современных людей, но в то же время они представляют собой и виртуальную реальность, которая разлагает национальную идентичность. Современная американская культура заключает в себе ценности не лучшего свойства, а именно крайний индивидуализм, коллективный эгоцентризм, примитивизм, насилие и жестокость.
Происходит насыщение всех мировых стран, в том числе России и даже наиболее стойких восточных цивилизаций (например, стран арабского мира), наиболее простыми образцами западной массовой культуры -быстрой музыкой, быстрыми компьютерами и быстрой едой [2, с. 34]. Следовательно, по мере того как осваиваются, а затем и культивируются американские нововведения в различных сферах жизнедеятельности, постепенно меняются менталитет людей, их ценности, жизненные установки. Новые англоязычные термины, порождаемые и используемые в коммуникационных сетях текстов, восполняют смысловые конструкции национальных языков - носителей иноязычных культур.
Предлагаемая россиянам два с лишним десятилетия вестернизированная масс-культура пропагандирует вульгарный социал-дарвинизм, согласно которому человек человеку уже не «друг, товарищ и брат», а «волк» [4, с. 48]. За годы реформ в России выросло поколение, оторванное от своих корней - так называемое «поколение пепси», путающееся в представлениях о добре и зле. Существенными характеристиками данного поколения являются: расщеплённое сознание, утраченные ориентиры, бездуховные цели. На сегодняшний день велика опасность утраты страной своего сформированного веками менталитета, национальных и духовных ценностей, вследствие повсеместного подражательства Западу, бездумного копирования наихудших элементов западного образа жизни и поведения.
Второй фундаментальный процесс социокультурного аспекта глобализации выражается в жёсткой экспансии со стороны производителей информации, грубо вторгающейся в самодостаточную интеллектуальную и гуманитарную культуру народов не западной ориентации. Следствием информационной экспансии является унификация картин мира и образов их отражения в культуре, традиционно свойственных тем или иным народам. То есть, как мы видим, информационная экспансия несёт в себе опасность понижения уровня культурного разнообразия человечества.
Исходя из всего вышеизложенного, мы убеждены в том, что глобализация в социокультурной сфере крайне разрушительна для современной России, так как для того, чтобы вызвать национальную стандартизацию и похожесть всех государств мира, необходимо уничтожить базовые культурно-исторические основания России, которые давали ей силу духовного влияния на весь остальной мир.
Опасность культурной глобализации в контексте российской реальности заключается в том, что она ведёт к размыванию границ единого культурного пространства России. Не стоит забывать о том, что культурное многообразие предполагает взаимное межкультурное обогащение. В основе каждой из культур содержатся универсальные цивилизационные ценности. В таком культурном единении решается проблема сохранения в каждой культуре своеобразия. Только единство многообразных культур предполагает многообразие единства в культуре мирового сообщества. В данном случае сохранение традиций, делающих культуру самобытной, придаёт ей черты национального своеобразия и в то же время делает её актуальной. Именно традиция, по мнению Н. А. Бердяева, есть то начало, которое сохраняет качество любой культуры [1, с. 17].
Актуализация национального самосознания, попытки найти те его элементы, которые сегодня могут служить идейным, духовным основанием движения России как суверенного государства с чётко обозначенной цивилизационной основой на пути интеграции в объективные глобализационные процессы, является естественным и логичным ответом на социокультурные вызовы глобализации.
В условиях современного мира, отвечая на вызовы глобализации, России предстоит выступить в роли страны, возрождающей цивилизационные начала Бытия. Именно Россия может и должна выдвинуть альтернативную идею потребительской цивилизации досуга Запада. Её предназначение заключается в том, чтобы совершить в мире духовный переворот и глобальную революцию сознания.
По нашему убеждению, только то общественное сознание, которое продемонстрирует способность к широкому взаимодействию с идеями, взглядами и ценностями носителей других типов общественного сознания, может стать перспективным в историческом плане.
Стоит обратить внимание на стратегию вхождения России в глобальный мир, которая в своё время была предложена В. С. Соловьёвым. В соответствие с данной стратегией, Россия, относясь бережно и уважительно к европейской цивилизации, соглашаясь с ней по одним существенным вопросам, отвергая другие, оставалась всегда сама собой и сохраняла свою оригинальность [3, с. 17].
Согласно нашей позиции, интеграция России в глобальный мир может означать её развитие вперёд, но только при условии, если это будет происходить на устойчивых национальных и духовных основаниях. В условиях глобальных вызовов необходимо укреплять собственную цивилизационную идентичность и сохранять цивилизационное ядро самобытного государства.
Очень важно понять и осознать тот факт, что конструктивное отношение к идеям, взглядам и ценностям других цивилизаций, а также сохранение самобытности своего государства делает возможным проведение активной политики гражданского мира и национального согласия в стране.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990. 134 с.
2. Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Национальная культура - основа национальной идентичности в глобализирующемся мире // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2. С. 31-56.
3. Леонова О. Г. Вызовы глобализации и актуальные тренды общественного сознания в России XXI века // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2. С. 3-17.
4. Сергеев В. В. О безопасности духовной культуры в российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4. С. 43-76.
5. Феофанов К. А. Влияние глобализации на цивилизационное развитие России // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 16-30.
PROBLEM OF SOCIOCULTURAL GLOBALIZATION IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN REALITY
Stel'makh Anastasiya Mikhailovna, Ph. D. in Sociology Tolok Ekaterina Sergeevna
Balakovo Engineering and Technology Institute -Branch of National Research Nuclear University "MEPhl" [email protected]; [email protected]
This article discusses one of the most urgent problems of the modern world community - the problem of globalization. The authors analyze the most complex and insufficiently studied aspect of globalization - a sociocultural one. According to the authors, the integration of Russia into the global world could mean its development only under the condition of the preservation and strengthening of its own civilization identity and the civilization core of the original state.
Key words and phrases: globalization; sociocultural globalization; challenges of globalization; masscult; western values; national self-consciousness; civilization identity.