Научная статья на тему 'Роль конструктивного диалога культур в разрешении проблем глобализирующегося мира'

Роль конструктивного диалога культур в разрешении проблем глобализирующегося мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ / WESTERN VALUES / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / DIALOGUE OF CULTURES / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / IDENTITY CRISIS / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / HISTORICAL AND CULTURAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Толок Екатерина Сергеевна

Статья посвящена анализу роли конструктивного диалога культур в разрешении проблем глобализирующегося мира. Автором особо подчеркивается идея о том, что использование диалога для понимания иной культуры и возможного заимствования из нее лучшего во благо собственной не только допустимо, но и желательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CONSTRUCTIVE CULTURAL DIALOGUE IN THE PERMISSION OF PROBLEMS OF THE GLOBALIZING WORLD

The article is devoted to the analysis of the role of constructive dialogue of cultures in solving the problems of the globalizing world. The author especially emphasizes the idea that using the dialogue to understand another culture and possible borrowing from it the best for the benefit of one's own is not only permissible, but also desirable.

Текст научной работы на тему «Роль конструктивного диалога культур в разрешении проблем глобализирующегося мира»

УДК 130.2

РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА КУЛЬТУР В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА

Е. С. Толок

Балаковский инженерно-технологический институт - филиал ФГАОУВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

е-mail: tolokks@mail.ru

Статья посвящена анализу роли конструктивного диалога культур в разрешении проблем глобализирующегося мира. Автором особо подчеркивается идея о том, что использование диалога для понимания иной культуры и возможного заимствования из нее лучшего во благо собственной не только допустимо, но и желательно.

Ключевые слова: глобализация, западные ценности, диалог культур, кризис идентичности, историко-культурный опыт.

THE ROLE OF THE CONSTRUCTIVE CULTURAL DIALOGUE IN THE PERMISSION OF PROBLEMS OF THE GLOBALIZING WORLD

E. S. Tolok

(Balakovo, Russia) е-mail: tolokks@mail.ru

The article is devoted to the analysis of the role of constructive dialogue of cultures in solving the problems of the globalizing world. The author especially emphasizes the idea that using the dialogue to understand another culture and possible borrowing from it the best for the benefit of one]s own is not only permissible, but also desirable.

Key words: globalization, Western values, dialogue of cultures, identity crisis, historical and cultural experience.

Обращение к диалогу цивилизаций и культур выступающему эффективным способом разрешения многих проблем, является в истории перманентным. Целесообразность отказа от конфронтации при взаимодействии разных культур и цивилизаций подтверждает вся многовековая история человечества.

Рассматривая специфику современной ситуации, мы можем говорить о конструктивном диалоге планетарного масштаба, от которого напрямую зависит будущее человечества.

Проблема конструктивного диалога культур приобрела, на сегодняшний день, поистине глобальную актуальность. Это в значительной степени объясняется процессами глобализации, в которые оказались включенными все народы мира, находящиеся на разных уровнях развития, имеющие свои религиозные представления и убеждения, традиции, национальные культуры.

Отношение к глобализации весьма противоречиво, но, несмотря на это, вряд ли кто-то из её сторонников или противников оспорит тот факт, что именно глобализация является ведущим процессом XXI века, о котором уже вполне определённо можно говорить как о главном и достаточно жестоком вызове новейшей истории всему мировому сообществу.

Воздействие глобализации во многом имеет негативный характер, проявляющийся в преобладании тенденций, ведущих к утверждению гегемонии Запада, и прежде всего США, что вызывает тревогу и сопротивление.

Политические и экономические модели, либеральные ценности, и в целом образ жизни, настойчиво навязываемые капиталистическим миром Запада, привели к возникновению целой череды социальных потрясений в разных странах. К основным таким деструктивным моментам можно отнести:

- экономический хаос;

- военные конфликты,

- потерю политического и экономического суверенитетов;

- беспрецедентное разрушение культурного наследия народов;

- появление обществ потребления;

- деформацию идентичности и кризис самого человека.

Острота восприятия вызовов глобализации в современной

России усугубляется переживаемой нашей страной перестройкой - политической, экономической, социальной и идеологической. После распада Советского Союза наша страна утратила ранее имевшуюся идентичность и тем самым оказалась чрезвычайно уязвимой для веяний извне. Данный факт является вполне закономерным, учитывая то, что если разрушены, размыты, не определены, не укреплены культурными ценностями и институтами границы, следовательно, отсутствует способность сопротивляться

инокультурному вторжению. В связи с этим, россиянам требуется обрести коллективную идентичность. Однако, процесс обретения коллективной идентичности достаточно сложен, что объясняется стремлением к самоидентификации, автономии национальных и этнических групп, населяющих Россию.

Безусловным является и тот факт, что кризис идентичности характерен не только для России. В настоящее время он характерен в той или иной степени практически для всех стран мира. Так С. Хантингтон отмечает глобальный характер кризиса национальной идентичности в ряде стран, а именно: Иране, Южной Африке, Китае, Турции, Бразилии, Великобритании, Японии, России и др., при этом даже сами американцы вынуждены задаваться вопросом «кто мы?». По признанию С. Хантингтона, американская проблема идентичности является следствием изменения состава населения Соединенных Штатов Америки: расового, этнического и религиозного. По мнению исследователя, кризис идентичности в разных странах по-разному протекает, приобретает различные формы, и влечет за собой разные последствия. В каждой стране он вызван особыми, уникальными обстоятельствами, тем не менее, практически одновременное начало подобных кризисов наводит на мысль о том, что эти кризисы имеют общую причину или даже причины1.

Исходя из этого, вполне логичными являются вопросы: как противостоять культурной глобализации; как утвердиться в собственной идентичности, при этом, не вступая в конфликт с представителями других культур; как не допустить масштабного столкновения цивилизаций?

Выход из сложившейся ситуации нам видится, прежде всего, в налаживании диалога культур. Однако, далеко не все, как на Западе, так и на Востоке, считают конструктивный диалог культур в принципе возможным и необходимым. Так, Р. Рорти считает, что культурное многообразие в ближайшем будущем станет таким же бесполезным, как и различие в валютах. Философ, ссылаясь на исторический пример стирания различий между Римом и Грецией, утверждает, что гибридизация культур в наше время потребует не три столетия, а гораздо меньшего времени. В конечном ито-

1 Хаджаров М.Х. Глобальные социокультурные процессы и духовная безопасность России. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 3 (178). С. 72-83.

ге она приведет культурное многообразие к единой мировой культуре2.

По нашему же глубокому убеждению, использование диалога для понимания иной культуры и возможного заимствования из нее лучшего во благо собственной не только допустимо, но и желательно. Опасным является совсем иное - сведение диалога к целенаправленно внедряемому синтезу в форме единой идеологии.

Диалог культур нельзя понимать как просто процесс, в ходе которого создается некий новый универсальный синтез. Необходимо помнить о том, что культуры не просто не слагаются и не вычитаются, они единичны, единственны; каждая культура равна самой себе.

При вступлении в диалог с другими культурами необходимо проанализировать его возможности, так как не допустимо, стремиться к достижению единообразия в мировосприятии, в понимании смысла человеческого бытия. В то же время необходимо прилагать усилия к выработке единых согласованных подходов к проблемам мирового порядка, ведь именно от них зависит судьба человечества.

Диалог культур возможен только при условии, если извне привнесенные в культурную жизнь общества идеи способствуют расширению мировоззренческого горизонта, упрочению нравственных начал, обогащению содержания культуры, совершенствованию экономики, науки и техники, улучшению жизненного быта. Культурный диалог не возможен, при условии, если ценности, проникающие в жизнь народа, приводят к искажению культурных основ существования общества, деформации моральных устоев, развращению сознания подрастающего поколения, деградации индивидуального и общественного сознания.

В условиях глобализирующегося мира актуальным является еще один вопрос - может ли Россия вступить в диалог в качестве культурного «эмиссионера»? На наш взгляд, Россия на данный момент еще не достаточно готова к подобной роли. Для изменения существующего положения ей необходимо определиться с двумя задачами:

- сформулировать «национальную идею», на которую она опирается и которой руководствуется в своем развитии;

2 Степанянц М.Т. Россия в глобализирующемся мире // Философский журнал. 2008. № 1. С. 133-147.

- выявить ценности, определяющие российскую идентичность, которые могли бы быть конструктивны в глобальном проекте.

Современной России диалог культур необходим, прежде всего, для решения внутренних проблем. Необходимо также помнить и о том, что в отличие от культурных особенностей других цивилизаций, особенно западной, русская культура представляет собой динамическую форму многомерного, открытого типа, способную к диалогу с другими культурами.

Россия может конструктивно участвовать в процессах, формирующих мир, лишь имея собственное национальное «лицо», располагая ценностями, позволяющими посредством диалога культур внести свой вклад в построение цивилизации / цивилизаций будущего.

Нашей стране следует искать и найти свой путь, увидеть свое будущее политического, экономического, социального и культурного развития. Для реализации данной задачи необходимо в подходы, идеи, проекты и решения социально значимых проблем вложить свои смыслы и ценности, отражающие историко-культурный и духовный опыт развития нашего Отечества. Таким образом, основываясь на своем историческом цивилизационном опыте и не отрицая те или иные его исторические периоды, можно быть открытыми для диалога с другими цивилизациями и одновременно сохранять полноценное существование Российской цивилизации в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.