Научная статья на тему 'Проблема социальной и правовой защиты военнослужащих'

Проблема социальной и правовой защиты военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
651
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ФАКТОР БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиева Э. К.

В статье исследуются проблемы социальной и правовой защиты военнослужащих. Система социальной защиты военнослужащих в любой стране является фактором обеспечения высокой боевой готовности войск. Новое российское законодательство о правовой и социальной защите военнослужащих, формирующееся в настоящее время, наряду с накоплением собственного опыта должно органично впитывать в себя и полезный зарубежный опыт. Оно предстает как необходимый компонент формирования новых подходов к изучению рассматриваемого вопроса. Изучение форм и методов правового регулирования социальной защиты в России и за рубежом становится ныне одним из основных объектов сравнительного правоведения и одновременно одним из факторов, обусловливающих повышение его социальной роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема социальной и правовой защиты военнослужащих»

Э.К. Алиева

Проблема социальной и правовой защиты военнослужащих

Система социальной защиты военнослужащих в любой стране является фактором обеспечения высокой боевой готовности войск и, несомненно, помогает военному руководству эффективнее решать стоящие перед ним задачи.

Известно, что успех социальной защиты определяется наличием и качеством законодательной базы. В связи с этим несомненный интерес представляет существующий механизм разработки и принятия законов и поправок к ним по вопросам социальной защиты военнослужащих.

Однако, как указывает К. Микульский: «Наибольшее влияние оказывает переходящий фактор -состояние экономики. Он в настоящее время решающим образом воздействует на социальные процессы, лимитирует выбор направлений и масштабы социально-политических мероприятий, воздвигая кругом непреодолимые барьеры на пути реализации принципов социальной политики». Однако дело не только в уровне экономики, но в способности по-разному пользоваться ее плодами. Одно и то же оружие в руках подготовленного воина и призывника «по-разному стреляет» [1, с. 11-12].

В настоящее время в период нынешней военной реформы и реорганизации Вооруженных Сил главным является сохранение действующих и создание новых норм, а также создание новой модели системы и механизма правовой и социальной защиты военнослужащих, соответствующей социально-экономическим условиям, традициям, национальным особенностям и т.д.

Одним из важнейших мероприятий продолжающейся модернизации Вооруженных Сил является практическое внедрение смешанного способа их комплектования, когда значительную долю солдат и сержантов составляют контрактники.

Создание приемлемых и социально-бытовых условий для привлечения молодежи на военную службу по контракту хотя и затруднено, но принципиально возможно, если будут приняты соответствующие меры, направленные на повышение престижа военной службы в целом. А пока военным комиссариатам приходится добровольцев в большей степени набирать, чем отбирать [2, с. 32].

Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации в апреле 2006 года проводился экспресс-опрос участников второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена по актуальным проблемам жизнедеятельности армии и флота. В экспресс-опросе приняли участие около 90 % участников совещания. Абсолютное большинство - 61 % участников совещания -представлял командный состав. Социологическая база данных экспресс-опроса репрезентативна, что позволило использовать обобщенное мнение участников совещания для получения достоверных выводов по обсуждаемым вопросам. В работе совещания принимали участие лучшие представители офицерского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Почти 50 % опрошенных участников совещания гордятся и дорожат своей офицерской профессией. Для 40 % из них причастность к делу защиты Отечества является самым важным и ценным на военной службе. К другим ценностям военной службы офицеры относят: воинскую честь и достоинство; наличие хорошего коллектива и боевых товарищей; воинские традиции, ритуалы и т.д. Вместе с тем участники совещания, выражая общее мнение молодых офицеров Вооруженных Сил, считают значимыми такие ценности военной службы, как решение жилищной проблемы и достижение высокого социального положения.

По мнению многих опрошенных офицеров, наличие сильной армии является в настоящее время одним из решающих факторов укрепления государственности. Это нашло отражение в оценках состояния боевой готовности, материального обеспечения воинской дисциплины и воспитательной работы в воинских частях.

Более половины опрошенных считают, что за последние 2-3 года произошли положительные сдвиги почти на всех основных направлениях жизнедеятельности Вооруженных Сил [3, с. 42-44].

Положительные изменения, связанные с осуществлением мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил, по мнению офицеров, сейчас стали все более заметны в войсках. Вместе с тем, критически оценивая достигнутые результаты, участники совещания, назвали наиболее актуальные проблемы офицерского состава Вооруженных Сил: обеспечение достойного материального положения офицеров и членов их семей - 72 %; нерешенность жилищного вопроса для большинства военнослужащих и членов их семей - 12 %; необъективное освещение СМИ армейских проблем - 4 %; социально-экономическое положение военнослужащих и членов их семей характеризуется в основном как среднее - 36 %, или ниже среднего - 43 %.

Одним из серьезных негативных последствий продолжающегося падения престижа военной службы и снижения социального статуса офицеров является досрочное увольнение с военной службы молодых офицеров, так считают 57 % участников опрошенных. Нужно сказать, что эта проблема уже давно вышла за рамки Вооруженных Сил и фактически стала общенациональной, так как от ее решения

зависит будущее армии, гарантированное обеспечение военной безопасности страны, а значит и судьба России [3, с. 47].

Остальные причины досрочного увольнения молодых офицеров с военной службы, по мнению опрошенных, как правило, связаны с армейскими проблемами, которые порождены снижением престижа Вооруженных Сил.

По мнению большинства военнослужащих, состояние воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах требует принятия решительных мер по повышению уровня воспитательной работы среди военнослужащих. О том, что большинство из них настроены на повышение роли воспитательной работы в войсках, свидетельствует их негативное отношение к «дедовщине». Большинство из них непосредственно сталкивается с проблемами воспитания и обучения подчиненных. Поэтому, исходя из своей служебной практики, они убеждены, что воспитательная работа с военнослужащими в настоящее время становится действенным инструментом повышения морально-психологического состояния войск, обязательным условием успешного решения задач по укреплению правопорядка в воинских коллективах и дисциплины военнослужащих [4].

Необходимо устранить следующие факторы, которые более всего отрицательно влияют на состояние воинской дисциплины и правопорядка в воинских частях и подразделениях: дефицит опытных и подготовленных офицерских кадров для назначения на командные должности; низкий уровень мотивации офицеров к службе и добросовестному выполнению своих обязанностей; принижение роли воспитательной работы в поддержании правопорядка и предупреждение происшествий и другие факторы [4].

Именно с этой целью происходит поэтапный перевод Вооруженных Сил на контрактную основу и создание профессионального сержантского корпуса. Предусматривается поэтапное сокращение срока военной службы по призыву (с 2007 года до 18 месяцев и с 2008 года до 12 месяцев). Спланированы мероприятия, направленные на модернизацию и поддержание вооружения, военной и специальной техники в боеготовом состоянии, разработку и принятие на вооружение новых образцов и систем вооружения.

Система военного образования будет приведена в соответствие с современными требованиями, задачами, структурой и численностью Вооруженных Сил, воинских формирований и органов.

Пристальное внимание будет уделено социальной защите военнослужащих и членов их семей. Предусмотрено поэтапное повышение денежного содержания военнослужащих и решение жилищной проблемы. К 2010 году в Вооруженных Силах не должно остаться бесквартирных военнослужащих [5].

Изучение процесса построения современной системы правовой и социальной защиты военнослужащих позволяет говорить о радикальных, качественных изменениях, происходящих в стране, в отношении к проблеме правовой и социальной защите граждан. Решение комплексных задач построения системы правовой и социальной защиты военнослужащих, как правило, затрагивает все стороны жизни общества. Принципиально новые вопросы встают перед экономической, социальной, духовной и другими сферами [6, с. 2-7].

Осуществление данной задачи в нашей стране осложняется значительным сокращением армии, ее переводом на добровольный способ комплектования. Учитывая опыт различных стран, можно предположить, что подобные изменения вызовут комплекс новых трудных и многоплановых проблем.

Новое российское законодательство о правовой и социальной защите военнослужащих, формирующееся в настоящее время, наряду с накоплением собственного опыта должно органично впитывать в себя и полезный зарубежный опыт [7, с. 66].

Использование такого опыта приобретает особый смысл в период поисков решения тех или иных проблем правовой и социальной защиты. Оно предстает как необходимый компонент формирования новых подходов к изучению рассматриваемого вопроса. Изучение форм и методов правового регулирования социальной защиты в России и за рубежом становится ныне одним из основных объектов сравнительного правоведения и одновременно одним из факторов, обусловливающих повышение его социальной роли.

В параметрах заявленной приверженности верховенству права Россия осуществляет весь комплекс мер, востребованных современным международным правом, в порядке своей задействованности в решении глобальных общемировых проблем, несмотря на проблемы и трудности, возникающие на пути преобразования армии [7, с. 75].

Литература

1. Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросы экономики. 1993. №

12.

2. Лобов В. Некоторые размышления о военной реформе // Военные доктрины и реформы России в ХХ веке: Материалы научно-практической конференции и российский опыт оборонного и военного

строительства в ХХ столетии. Возможности его применения в организации и реформировании российских Вооруженных Сил. М., 1997.

3. Оборский А.Ю., Музалев А. Контрактникам - социальные гарантии // Ориенти. 2006. № 3.

4. Актуальные проблемы армии и флота // Http: ayaxy 2.mil.ru/849/13812/13802/index.shml.

5. Ответы на обращения, относящиеся к компетенции Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации // Http://www.mil.ru/849/16773/16798/index.shml.

6. Печуров С. Некоторые уроки демобилизационных и постдемобилизационных мероприятий в США в ХХ веке // Зарубежное военное образование. 2000. № 5.

7. Старцук В.Н. Юридическая безопасность военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в РФ: позитив международно-правового и зарубежного опыта в действии // Государство и право. 2006. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.