Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1891
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социально-правовая защита / дети / подростки / современная Россия / региональные аспекты.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдусаламова Р.А., Абдулкадирова А.Р., Абдуллаева А.М.

В статье говорится о том, что глобальные преобразования в России на рубеже XX –ХХI веков привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения, в том числен детей и подростков, к полноправному участию в реальной общественной жизни. Авторы констатируют, что угрозу национальной социальной безопасности создают духовно-культурные риски, связанные с реформированием системы образования, агрессивным влиянием массовой культуры, стимулирующей гедонистически-паразитические настроения, нетерпимость к незащищенным, к носителям иных традиций, языка и т.д. В статье отмечается, что в современной России многочисленные проблемы детей и детства не всегда находят достойного и результативного решения. Таким образом, на наш взгляд, важными проблемами обеспечения безопасности детства и юношества являются резкая социальная дифференциация юного сообщества и их слабая социально-правовая защищенность, что наводит на мысль о необходимости разработки концептуальных программ для решения острых и насущных проблем детей и подростков современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-48-55 АБДУСАЛАМОВА Раисат Албуриевна,

NIION: 2018-0076-9/21-156 кандидат филологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-355 доцент кафедры теории и истории

социальной работы социального факультета Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, г. Махачкала, e-mail: abdusalamovaraisat@mail.ru

АБДУЛКАДИРОВА Айшат Рамазановна,

магистрант вечернего отделения, социального факультета Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, г. Махачкала, e-mail: abdulkadirova_ayshat@mail.ru

АБДУЛЛАЕВА Асият Магомедсаидовна,

магистрант вечернего отделения социального факультета, Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, г. Махачкала, e-mail: abdullaeva_asiyat @mail.ru

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье говорится о том, что глобальные преобразования в России на рубеже XX -ХХ1 веков привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения, в том числен детей и подростков, к полноправному участию в реальной общественной жизни. Авторы констатируют, что угрозу национальной социальной безопасности создают духовно-культурные риски, связанные с реформированием системы образования, агрессивным влиянием массовой культуры, стимулирующей гедонистически-паразитические настроения, нетерпимость к незащищенным, к носителям иных традиций, языка и т.д. В статье отмечается, что в современной России многочисленные проблемы детей и детства не всегда находят достойного и результативного решения. Таким образом, на наш взгляд, важными проблемами обеспечения безопасности детства и юношества являются резкая социальная дифференциация юного сообщества и их слабая социально-правовая защищенность, что наводит на мысль о необходимости разработки концептуальных программ для решения острых и насущных проблем детей и подростков современной России.

Ключевые слова: социально-правовая защита, дети, подростки, современная Россия, региональные аспекты.

ABDUSALAMOVA Raisat Alburievna,

Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Social Work of the Social Faculty Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala.

ABDULKADIROVA Aishat Ramazanovna,

evening master's student of the Social Faculty of Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ABDULLAYEVA Asiyat Magomedsaidovna,

evening master's student of the Social Faculty of Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala.

THE PROBLEM OF SOCIAL AND LEGAL PROTECTION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN MODERN RUSSIA

Annotation. The article states that global transformations in Russia at the turn of the XX-XXI centuries led to a serious aggravation of socio-economic problems, to an increase in social differentiation, isolation, exclusion (exclusion) or restriction of access to socially unprotected groups of the population, including children and adolescents, to full participation in real social life. The authors state that the threat to national social security is created by spiritual and cultural risks associated with the reform of the education system, the aggressive influence of mass culture, stimulating hedonistic and parasitic sentiments, intolerance towards the unprotected, towards carriers of other traditions, language, etc. The article notes that in modern Russia the numerous problems of children and childhood do not always find a worthy and effective solution. Thus, in our opinion, important problems of ensuring the safety of childhood and adolescence are the sharp social differentiation of the young community and their weak social and legal protection, which suggests the need to develop conceptual programs to solve the acute and pressing problems of children and adolescents in modern Russia.

Key words: social and legal protection, children, adolescents, modern Russia, regional aspects.

В современных реалиях защита населения государством является одним из самых существенных требований разумной политики, направленной на создание равновесного состояния всех слоев общества [11, а 41]. При этом, среди злободневных проблем, препятствующих всестороннему развитию детей и подростков в нашей стране можно выделить вопросы социально-экономического и социально-правового характера [7].

Одной из важных проблем в современной России, требующей незамедлительного решения, является бедность населения, что также негативно отражается на детях. Согласно данным Госкомстата России, сегодня в стране 30 млн. (т.е. 20% населения) бедных, 9 млн. из них - дети; с учетом же общей численности детей каждый третий ребенок - бедный [14].

Растет число детей, проживающих в неполных семьях. Их в России примерно 5 млн. Наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Кроме того, значительный - 4,5 раза за последнее десятилетие - рост количества детей-инвалидов (в 2021г. их общее число достигло 721 тыс. детей) [13].

Еще одна актуальная социальная проблема - маргинализация детей, образование детского «социального дна». В 2021г. совокупная численность этих групп составила более 2 млн. В России, согласно официальным данным, - 3 млн. наркоманов, по неофициальным - вдвое больше; две трети

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

из них (2 млн.) - в возрасте до 30 лет, т.е. это дети, подростки и молодежь [13].

За 10 месяцев 2021 г. было зарегистрировано около 40,9 тыс. преступлений и правонарушений несовершеннолетних при росте числа особо тяжких случаев. Ежегодно в результате семейных ссор совершается около 791 тыс. преступлений, в которых 21 % пострадавших - дети, а за годы реформ стало распространенным явлением бегство детей из дома [12].

В трудной жизненной ситуации могут оказаться не только дети из семей, находящихся в социально опасном положении или группе социального риска, но и дети из вполне благополучных семей, которые в силу разных причин оказались в ситуации, объективно нарушающей их привычную жизнедеятельность (болезнь родителей, хронические заболевания, конфликты со сверстниками и родителями и др.). Поэтому работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, необходимо выстраивать с учетом дифференцированного подхода к проблеме каждого ребенка отдельно.

Вопрос о защите прав ребенка стоит очень остро в современной России, на что также указывают данные о бесчеловечном отношении приемных родителей со своими подопечными.

Основным требованием к политике в отношении социально неблагополучных групп детей и их семей в настоящее время становится обеспечение в стране условий для соблюдения прав ребенка в соответствии с подписанными и рати-

фицированными международными документами, и отечественными нормативно-правовыми актами в области соблюдения прав ребенка.

Гарантии соблюдения прав ребенка - важнейший задающий вектор функционирования системы социального обслуживания безнадзорных и беспризорных детей. Неотъемлемые права ребенка зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией. Конвенция ООН - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав детей, Конвенция устанавливает правовые нормы ответственности государства за их соблюдение, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями.

Принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г. Конвенция о правах ребенка явилась продолжением общей гуманистической линии, проводимой международным сообществом в защиту прав и свобод человека. В отличие от ранее принятых международных актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 г. в рамках Лиги Наций; Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г.) Конвенция по-новому ставит вопрос о правах детей [1].

Прямое отношение к деятельности социальных служб в области социального обслуживания детей имеют следующие положения Конвенции.

Статья 3 предусматривает наилучшее обеспечение интересов ребенка при осуществлении любых действий в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или негосударственными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения [1].

Государство должно обеспечить, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Статья 20 гласит, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных и наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь. Государство обязано обеспечить замену ухода за таким ребенком, в том числе, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При этом необходимо должным образом учитывать желательность пре-

емственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность [1]. Ст. 27 требует обеспечения ребенку уровня жизни, необходимого для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. При этом государство обязывается оказывать материальную помощь и поддерживать программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем [1].

В Семейном кодексе РФ определены права и обязанности родителей, и рассматриваются они в контексте интересов ребенка: они не могут вступать в противоречие с его интересами, осуществляться в ущерб его правам. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей [2].

Очевидно, что в выполнении этих требований значительное месте принадлежит законодательству России: создание новых законов, приведение законодательных и подзаконных актов в соответствие с Конвенцией [1].

В Семейном кодексе РФ конкретизированы условия, на основании которых родители могут быть лишены родительских прав. Особую роль в судьбе детей может сыграть и такая норма Семейного кодекса РФ, как «ограничение родительских прав» (отобрание ребенка у родителей) [2]. В большинстве случаев, исковые требования в части ограничения родительских прав предъявляются органами опеки и попечительства к психически нездоровым родителям, которые не могут осуществлять воспитание детей, контролировать их поступки, обеспечивать их питанием и одеждой, так как сами нуждаются в постоянном медицинском контроле. В таких случаях срок ограничения родительских прав не оговаривается. Судебное решение принимается на основании медицинского заключения органов опеки и попечительства [2].

Одновременно предусматривается ограничение родительских прав на срок до 6 месяцев в тех случаях, когда поведение родителей имеет негативный характер, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав (например, употребление спиртных напитков, но не на грани алкоголизма). Если в течение этого срока, родители не изменили своего поведения, органы опеки обращаются в суд с иском о лишении родительских прав.

Особое место в правовом обеспечении решения проблемы безнадзорности несовершеннолетних занимает Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях, ориентирован-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ная на решение следующих задач: преодоление тенденции роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечение защиты их прав; формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации в обществе; создание правовых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности [9].

Важным вопросом является и обеспечение защиты прав несовершеннолетних граждан от воздействия деструктивных факторов, которые привносит в жизнь молодых россиян Интернет (пропаганда разных форм экстремизма, криминальных субкультур, суицида и т.д.) [6; 10].

Нормы обеспечения прав детей содержатся и в ряде федеральных законов, прежде всего, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4], основные цели и задачи которого посвящены защите прав детей. Так, в ст. 15 данного Закона говорится о том, защита, предоставляемая детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, должна обеспечивать выживание и развитие детей, и их участие в общественной жизни. В этой же статье закрепляется принцип гуманного обращения с несовершеннолетними при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей или защитой их прав и интересов [4].

24 июня 1999 г. был принят Федеральный Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3]. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; называет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (гл. 1, ст.5), их права (гл. 1, ст.8) [3].

В нем раскрывается содержание понятий «безнадзорный», «беспризорный», «ребенок, находящийся в социально опасном положении». Безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц; беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

но-опасном положении - это лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [3].

Данный нормативно-правовой акт предусматривает обеспечение несовершеннолетним, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, соблюдения прав и свобод, гарантированных Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, иными международными и российскими нормативными правовыми актами.

При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В законе сформулированы задачи профилактики в отношении детей в трудной жизненной ситуации:

1) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

2) проведение профессиональной объективной диагностики особенностей ребенка и его проблемной ситуации, выявление его потребностей, проблем, интересов;

3) разработка индивидуальной программы профилактики, как набора услуг, видов помощи и отношений, способствующих разрешению проблем несовершеннолетнего;

4) реализация индивидуальной программы по преодолению социально опасного положения и улучшению качества жизни ребенка.

Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решает как минимум две задачи:

1) организации адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний;

2) защиты несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

Безусловно, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра-

вонарушений несовершеннолетних» - это базовый закон в сфере профилактической работы с ситуацией безнадзорности детей, но и он сам и механизмы его реализации весьма несовершенны. Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], регионы могут определять порядок участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций и влиять на определение порядка предоставления учреждениями социального обслуживания социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В современной России, деятельность специализированных учреждений, в том числе и по работе с детьми, отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Данное положение было закреплено в ранее действовавшим Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения» от 1995 г., распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1995 г. и постановлением правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации» [13].

В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям. В настоящий момент вопросы деятельности специализированных социальных служб для детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации находятся в поле правового регулирования нового ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступившим в действие с 1 января 2015 г. [13].

Правовые механизмы профилактики социального сиротства представлены также законами, принимаемыми на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Кроме того, в настоящий момент имеет место усиление тенденции регионализации системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральное социальное законодательство рамочно, устанавливает основные запреты и

ограничения. Субъектам РФ в настоящее время предоставлены дискреционные полномочия в пределах, установленных федеральным законодательством [8].

Нельзя не отметить и ряд проблем в вопросе правового регулирования профилактики социального сиротства. Так, не может не вызывать удивление отсутствие в Семейном кодексе РФ категории «социальное сиротство». Кроме того, Государственное семейное право сегодня носит в большой степени репрессивный характер, не регламентируя необходимых видов социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок её оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа [8].

Европейские страны основным источником информирования о кризисных семьях считают социальные службы, которые уже осуществляют работу с семьей. Когда профилактической работы оказывается недостаточно, службы переходят к кризисному вмешательству. В России основным источником информирования остаются службы образования и здравоохранения, которые выявляют случаи насилия и информируют об этом социальные службы. ФЗ №120 предписывает восьми разным типам ведомств сбор информации о семьях, нуждающихся в профилактике [3]. Такая классификация позволяет службам уходить от реальной ответственности, а критерии, указанные в законе, предполагают необходимость уже не профилактической, но кризисной интервенции.

Поскольку нет норм, определяющих ответственность служб за предупреждение возникновения кризисных ситуаций, то в ситуации кризиса российские органы опеки и социальные службы не могут быть призваны к ответственности. Международные нормы права, в частности, решения Европейского суда по правам человека, оперируют таким критерием, как исчерпанность усилий - если социальные работники решаются на изъятие ребенка, ограничение прав родителей, то надзирающие органы обязаны оценить действия социальных служб на предварительной стадии вмешательства в семью. И если определено, что возможность иного разрешения ситуации, при котором бы ребенок остался в семье, упущена социальными службами, то и они несут ответственность за случившееся, например, платят штраф.

Можно сделать вывод о том, что законодательство России не решает в полной мере задачу регуляции профилактической работы с семьей -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

данная задача подменяется регуляцией кризисного вмешательства. Недостатки правовой регуляции профилактической работы с семьей располагают задуматься над тем, что следует считать источниками сиротства - ведь неблагоприятные экономические обстоятельства, социальная экс-клюзия и стигматизация присущи общественной жизни всегда, тогда как вмешательство социальных служб, адекватное или неадекватное, недостаточное или избыточное, создает условия для функционирования семьи или, наоборот, блокирует эти возможности.

Анализ недостатков на этапе профилактической работы убеждает в том, что источником того явления, что принято называть социальным сиротством, может становиться непродуманная политика в отношении семьи, сфокусированная на стадии кризисного вмешательства, а ведь основная идея законодательства - реагирование не на запущенный факт, а на выявление первых тревожных симптомов в семье и адресная, комплексная помощь.

Вопросы улучшения положения социально-неблагополучных семей с детьми и на этой основе профилактики социального сиротства являются приоритетными и для Республики Дагестан, где в последние годы принят ряд законов, закрепляющих правовые механизмы профилактики социального сиротства. Вот только некоторые из них:

• • Закон Республики Дагестан от 15 декабря 1998 г. № 24 «О защите прав ребенка в Республике Дагестан».

• • Закон Республики Дагестан от 11апреля

2005 г. № 16 «О социальном обслуживании населения в РД».

• • Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. № 58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

• • Закон Республики Дагестан от 3 ноября

2006 г. № 58 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Дагестан».

• • Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2009 г. № 5 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан».

• • Закон Республики Дагестан от 24 декабря

2007 г. № 66 «О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также о размере оплаты труда при-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

емных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье».

• • Закон Республики Дагестан от 4 декабря 2008 г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [15].

В целях обеспечения практической реализации семейной политики органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо предусмотреть на основе социально-экономического потенциала регионов:

- развитие программно-целевого подхода к формированию и осуществлению семейной политики с учетом общерегиональных интересов;

- повышение роли органов местного самоуправления и общественных объединений в обеспечении поддержки семьи;

- разработку в рамках законодательства субъектов Российской Федерации нормативно-правовой базы семейной политики;

- разработку мер, направленных на развитие кадрового потенциала сферы помощи семье и детям, организацию переподготовки, повышения квалификации и методической поддержки специалистов;

- обеспечение экспертной и консультативной помощи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления и организациям, осуществляющим деятельность в сфере защиты прав семьи и детей;

- привлечение внебюджетных источников финансирования региональной семейной политики;

- разработку регионального поэтапного плана реализации государственной семейной политики, включающего определение системы направлений, практических мер и механизмов реализации государственной семейной политики.

Анализ научных подходов к проблематике детско-подростковой безнадзорности в современной России позволяют сделать вывод о том, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации - чрезвычайно широкая группа. Здесь могут оказаться дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Это также могут быть дети, имеющие какие-либо поведенческие особенности, не связанные с инвалидностью или психическими нарушениями. Дети, чья жизнедеятельность нарушена в связи с особенностями социального устройства,

часто оказываются социально исключенными или в ситуации социальной изоляции. Родители в таких семьях перестают адекватно оценивать потребности ребенка, реагировать на его сигналы о неблагополучии, не выполняют родительские функции, что снижает обеспечение безопасности ребенка.

В условиях разрушающихся, разрушенных и новых социальных связей, формирующихся адекватных рынку гражданских отношений, семья становится уникальным консолидирующим и интегрирующим началом, противостоящим социальному противоборству и напряженности. Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей семье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешно развиваться [5].

Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи и детей эффективно решаются с помощью специально организованной системы государственной семейной политики. Мы рассматриваем семейную политику социального государства как политику, направленную на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, индивида, общества и государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным требованием к политике в отношении социально неблагополучных групп детей и их семей в настоящее время становится обеспечение в стране условий для соблюдения прав ребенка в соответствии с подписанными и ратифицированными международными документами и отечественными нормативно-правовыми актами в области соблюдения прав ребенка. Кроме того, в настоящий момент имеет место усиление тенденции регионализации системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и более тщательной правовой регламентации.

Список литературы:

[1] Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml- (дата обращения: 12.08.2021).

[2] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8982/- (дата обращения: 12.08.2021).

[3] Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https:// base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 12.08.2021).

[4] Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/179146/ (дата обращения: 12.08.2021).

[5] Быкова Д.Ю., Зотов В.В. Социокультурный подход к формированию молодежной политики инновационного общества // Вопросы культурологии. 2011. № 4. - C. 68-73.

[6] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончева Н.Г. Безопасность WEB-технологий в современной школьной образовательной среде // Современные образовательные Web-технологии в системе школьной и профессиональной подготовки: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции / Науч. ред. С.В. Менькова, С.В. Миронова, отв. ред. С.В. Напалков. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. - С. 116-120.

[7] Демидова Т.Е. Социальные проблемы современной российской молодежи: причины и пути решения // Социология. 2019. № 5. - С. 21-28.

[8] Крицкая О.А. Социальные проблемы современной российской молодежи и способы их решения [Электронный ресурс] // KM.RU. - URL: www.km.ru/referats/335337-socialnye-problemy-sovremennoi-rossiiskoi-molodezhi-i-sposoby-ikh-resheniya (дата обращения: 12.08.2021).

[9] Лада А.Е. Проблемы подростков современной России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2019. № 20 (258). - С. 443-446. - URL: https://moluch.ru/archive/258/59066/ (дата обращения: 09.11.2021).

[10] Рыжов В.Б. Правовое регулирование и государственное администрирование поведения несовершеннолетних пользователей в Интернете: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // NB: Административное право и практика администрирования. 2020. № 1. - C. 24-30. - URL: https:// www.nbpublish.com/library_read_article. php?id=33208 (дата обращения: 09.11.2021).

[11] Рыжов В.Б. Правовые аспекты формирования социальной политики Европейского Союза: история и современность // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. 2018. № 1 (9). - С. 40-55.

[12] Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ [Электронный ресурс]. - URL: httpsV/мвд.рф/ (дата обращения: 09.11.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

[13] Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения: 09.11.2021).

[14] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 09.11.2021).

[15] Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Дагестан [Электронный ресурс]. - URL: https://dagmintrud.ru/ (дата обращения: 09.11.2021).

Spisok literatury:

[1] Konvenciya o pravah rebenka, prinyataya rezolyuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 noya-brya 1989 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/child-con.shtml- (data obrashcheniya: 12.08.2021).

[2] Semejnyj kodeks RF ot 29.12.1995 № 223-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8982/- (data obrashcheniya: 12.08.2021).

[3] Federal'nyj zakon № 120-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» ot 24.06.1999 g. (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant. ru/12116087/ (data obrashcheniya: 12.08.2021).

[4] Federal'nyj zakon № 124-FZ «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» ot 24.07.1998 (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/179146/ (data obrashcheniya: 12.08.2021).

[5] Bykova D.Yu., Zotov V.V. Sociokul'turnyj podhod k formirovaniyu molodezhnoj politiki innova-cionnogo obshchestva // Voprosy kul'turologii. 2011. № 4. - C. 68-73.

[6] Goncharova I.V., Pronchev G.B., Proncheva N.G. Bezopasnost' WEB-tekhnologij v sovremennoj shkol'noj obrazovatel'noj srede // Sovremennye obrazovatel'nye Web-tekhnologii v sisteme shkol'noj i professional'noj podgotovki: Sbornik statej uchast-nikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii / Nauch. red. S.V. Men'kova, S.V. Mironova,

otv. red. S.V. Napalkov. - Arzamas: Arzamasskij filial NNGU, 2017. - S. 116-120.

[7] Demidova T.E. Social'nye problemy sovremennoj rossijskoj molodezhi: prichiny i puti resheniya // Sociologiya. 2019. № 5. - S. 21-28.

[8] Krickaya O.A. Social'nye problemy sovremennoj rossijskoj molodezhi i sposoby ih resheniya [Elektronnyj resurs] // KM.RU. - URL: www.km.ru/ referats/335337-socialnye-problemy-sovremen-noi-rossiiskoi-molodezhi-i-sposoby-ikh-resheniya (data obrashcheniya: 12.08.2021).

[9] Lada A.E. Problemy podrostkov sovremennoj Rossii [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2019. № 20 (258). - S. 443-446. - URL: https:// moluch.ru/archive/258/59066/ (data obrashcheniya: 09.11.2021).

[10] Ryzhov V.B. Pravovoe regulirovanie i gosu-darstvennoe administrirovanie povedeniya nesovershennoletnih pol'zovatelej v Internete: zarubezhnyj opyt [Elektronnyj resurs] // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2020. № 1. - C. 24-30. - URL: https://www.nbpublish.com/library_ read_article.php?id=33208 (data obrashcheniya: 09.11.2021).

[11] Ryzhov V.B. Pravovye aspekty formirovaniya social'noj politiki Evropejskogo Soyuza: istoriya i sovremennost' // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Mezhdunarodnoe pravo. 2018. № 1 (9). - S. 40-55.

[12] Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del RF [Elektronnyj resurs]. - URL: https://mvd.rf/ (data obrashcheniya: 09.11.2021).

[13] Oficial'nyj sajt Ministerstva truda i social'noj zashchity RF [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// mintrud.gov.ru/ (data obrashcheniya: 09.11.2021).

[14] Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosu-darstvennoj statistiki Rossii [Elektronnyj resurs]. -URL: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 09.11.2021).

[15] Oficial'nyj sajt Ministerstva truda i social'noj zashchity Respubliki Dagestan [Elektronnyj resurs]. - URL: https://dagmintrud.ru/ (data obrashcheniya: 09.11.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.