УДК 37.013.77:316.624-053.6 DOI 10.37972/chgpu.2023.120.3.017
С. В. Хусаинова, Е. О. Чернова
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Казанский филиал), г. Казань, Россия
Благодарность
Статья выполнена в рамках государственного задания FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».
Аннотация. Статья направлена на решение проблемы социально-педагогической адаптации подростков, склонных к девиантному поведению.
Изучение девиантного поведения современных подростков в настоящее время актуально, так как число подростков с таким поведением в последнее время увеличивается; присутствует множество факторов, оказывающих влияние на формирование отклонений в их поведении. Авторами выявлено, что подростковый возраст является сложным ввиду основной потребности в двигательной активности и стремления к доминированию. Отмечено, что подростки, склонные к проявлению девиантного поведения, выстраивают взаимодействие с окружающими их людьми по пути развития экстернальности, что выражается в оценивании событий с позиции воздействия на них окружающих и перекладывании ответственности за происходящее на других. Определено, что неудачную социализацию можно трактовать как фрустрацию, где компенсаторным фактором выступает развитие девиантности. Отмечено, что одним из факторов изменения является образовательное пространство, где учащаяся молодежь в этот период активно осуществляет поиск своего места в обществе, что может привести к отклонениям в поведении.
Основными методами исследования выступили анализ, синтез и моделирование. Для статистического анализа результатов двух групп респондентов применялись сравнительный анализ по Ткр. Вилкоксона, а также методы тестирования и наблюдения. С целью выявления проблем социально-педагогической адаптации подростков, склонных к девиантному поведению, использовались методики Роджерса-Даймонд и Басса-Дарки.
Результаты исследования показали низкий уровень адаптации подростков, склонных к де-виантному поведению. Выявлены причины нарушения адаптации - лживость и стремление к доминантности, подозрительность, агрессивность, враждебность. Предложен комплекс действий по педагогической поддержке подростков, склонных к девиантному поведению, способствующий повышению их социализации. Методические разработки в этом направлении необходимо реализовать в условиях компенсации успешности таких подростков.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация, подросток, де-виантное поведение, комплекс действий
S. V. Khusainova, E. O. Chernova
PROBLEMS OF SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS PRONE TO DEVIANT BEHAVIOUR
Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research,
Kazan, Russia
Acknowledgement
The article was carried out under State Task FNRR-2021-0003 "The Problem of Deviant Behaviour in the System of Modern Human Studies".
Abstract. The article is aimed at solving the problem of socio-pedagogical adaptation of adolescents prone to deviant behaviour.
The study of deviant behavior of modern adolescents is currently relevant, since the number of adolescents with such behavior has recently increased, there are many factors influencing the formation of deviations in their behavior. The authors revealed that adolescence is a difficult age due to the basic need for motor activity and the desire for dominance. It is noted that adolescents prone to deviant behavior build interaction with people around them along the path of development of externality, which is expressed in the evaluation of events from the perspective of the impact on them of others, and shifting responsibility for what is happening to others. It is determined that unsuccessful socialization can be interpreted as frustration, where the compensatory factor is the development of deviance. It is noted that one of the factors of change is the educational space, where young students during this period are actively searching for their place in society, which can lead to behavioral deviations.
The main research methods were analysis, synthesis and modeling. For statistical analysis of the results of two groups of respondents, a comparative analysis by the Wilcoxon signed-rank test was used, as well as the method of tests and observations. To identify the problems of socio-pedagogical adaptation of adolescents prone to deviant behaviour, the Rogers-Diamond and Bass-Darki methodology was employed.
The results of the study showed a low level of adaptation of adolescents prone to deviant behaviour. The reasons for the violation of adaptation of adolescents prone to deviant behaviour were obtained, and these are deceitfulness and desire for dominance, suspiciousness, aggressiveness, hostility. A set of actions for teachers in the process of pedagogical support of adolescents prone to deviant behaviour, contributing to the increase of their socialization, is proposed. Methodological developments in this direction should be implemented in the conditions of compensating the success of adolescents prone to deviant behavior.
Keywords: psychological and pedagogical support, adaptation, adolescent, deviant behavior, set of actions
Введение. Ускоренный темп жизни и увеличение внешних вызовов приводят к изменению поведенческих реакций обучающихся в образовательной организации. Подростку для сохранения конкурентоспособности необходимо быть мобильным, и главным лозунгом для него становится «Я могу, я сделаю, я знаю как». Этот комплекс качеств создает сложности в подготовке к жизненному пути, так как на подростков накладываются большие ожидания родителей, образовательного учреждения, общества в целом.
В связи с высоким ростом конкуренции подросток вынужден решать вопросы необходимости удовлетворения своих собственных желаний. Исходя из разницы материального благополучия семьи, зачастую ему приходится отказываться от желаемых объектов потребления. Для определенной группы подростков данная нехватка может служить провоцирующим фактором вступления на криминальный путь, вхождения в группировки. Чтобы этого не произошло, необходимо грамотное социально-педагогическое сопровождение, предотвращающее девиантные проявления у подростков.
Цель статьи - выявить особенности адаптации подростков, склонных к девиантно-му поведению, и аспекты их педагогической поддержки.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность изучения девиантного поведения современных подростков не оставляет сомнения, так как число подростков с таким поведением в последнее время увеличивается. На формирование девиантного поведения оказывают влияние множество факторов [1], [2], [7]. Одним из них является социальное пространство, где учащаяся молодежь активно осуществляет поиск своего места. Подростковый возраст является периодом становления основных характеристик личности, определяющих обеспечение успешности в жизни и деятельности (Ю. П. Зинченко [6], И. А. Баева [1]).
Д. А. Яворский [12], изучая формы отклоняющегося поведения, показал, что внешнее влияние выступает одним из факторов, создающих значимые паттерны развития отклонения в поведении. Он определил неудачную социализацию в связи с развитием фрустрации в установлении контактов и связей с окружением. Зарубежными авторами
девиантность трактуется как недостаточность развития личности (Ли Янг [14]), российскими психологами она определяется в ее характерологических акцентуациях.
В теории субкультур (социального научения) доказано, что даже подросток с нормативным поведением, сталкиваясь с представителями неформальных групп, научается основному типу их взаимодействия через контакты с участниками данных групп (Г. К. Ва-лицкас [2]). Это можно объяснить с позиции патологического обучения, приводящего к разным зависимостям в процессе развития отношений, установления контактов и общения с лицами ненормативного поведения.
Психологические особенности поведения подростков, склонных к девиантному поведению, описаны в трудах Н. Ю. Жилиной и И. В. Савельевой [5], С. А. Жане [4], Е. В. Демидовой [3], где раскрываются внутренние и внешние проявления личностных характеристик. Большое количество работ посвящено изучению адаптации обучающихся с отклонениями в поведении (А. А. Реан, А. А. Кудашев, А. А. Баранов [11]), в них показан низкий уровень в мнимой составляющей их адаптированности.
Социально-педагогическая адаптация как процесс указывает на возможное развитие обучающегося в социокультурном пространстве, позволяя усвоить культурные нормы, ценности и принять свою социальную роль [9], [10].
В ходе изучения адаптации зарубежными исследователями затрагиваются вопросы, связанные с проявлением организованной преступности и безопасностью личности в образовательных организациях (М. К. Гржегоржевская и др. [13], Э. Климанс [17], Д. Мэтью [18]). Отечественные ученые при изучении отклонений в поведении (С. В. Ху-саинова, Е. С. Палеха [15], [16], Л. М Котлярова, Л. И. Табашникова [8] и др.) рассматривают возможности психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних групп риска в образовательных организациях.
Аспект изучения поведения подростков, склонных к девиантному поведению, затрагивает их возможное попадание в неформальные группировки. Основным выступает анализ факторов, влияющих на девиантное и криминальное поведение подростков. Группировка является важным объектом вовлечения подростков в преступную деятельность, однако предпосылками вхождения можно считать совокупность внешних и внутренних причин. Понимание роли данных составляющих особенно важно в свете социально-педагогической профилактической работы.
Среди многообразия факторов, влияющих на развитие и закрепление отклоняющегося поведения подростков, следует особенно выделить условия их ближайшего социального окружения. Конечно же, воспитание подростка в благополучной социальной обстановке (хорошей семье, окружении сверстников) является наиболее позитивным фактором их адаптации, предпосылкой к формированию успешной жизненной траектории. Развитие негативных явлений в семье (алкоголизации, пьянства членов семьи, применения насилия по отношению к подростку или другим членам семьи) есть основной фактор, который вызывает стремление подростка покинуть семью и найти новые формы общения и признания.
На рисунке 1 в самом общем виде отражен процесс педагогической поддержки и профилактической работы с подростком по предупреждению отклоняющегося поведения и предотвращению его вовлечения в неформальные группировки. Доказано, что девиант-ное поведение имеет в своей основе устойчивые негативные эмоциональные проявления, повторяющиеся на протяжении всего периода обучения в образовательной организации. Из представленной схематичной трактовки видно, что именно диагностика факторов, оказывающих воздействие на девиантное поведение подростка, является исходным звеном воспитательной работы и фактически оказывает влияние на ее эффективность. От того, насколько правильно и полно проведен анализ причин отклонений, зависит результат профилактической работы, ее эффективность.
Рисунок 1 - Комплекс действий педагогических работников по педагогической поддержке подростков, склонных к девиантному поведению
Рассмотрим комплекс действий, включенных в процесс педагогической поддержки, рекомендованный для применения в работе специалистов сопровождения:
1) на диагностическом уровне идет осуществление контроля изменений девиантно-го поведения подростка. Необходимо собрать информацию о подростке (психологическая, соматическая, физиологическая и т. д.) для дальнейшей работы. Применяются методы, наиболее подходящие конкретному специалисту, в основном это тестирование, анкетирование, опрос, беседа доступными средствами;
2) на уровне создания карты подростка идет описание полученных данных по результатам проведенных методов диагностики, происходит деление подростков на группы по составу отклонений;
3) уровень психолого-педагогической работы с подростками, склонными к девиа-нтности, предполагает выработку совместных действий с родителями, консультирование, анализ рекомендаций, контроль выполняемых задач.
Педагогическое сопровождение подразделяется на эффективное и неэффективное. С точки зрения эффективности обычно учитывается сложность поведенческой активности подростка. Неэффективность педагогической поддержки проявляется в недостаточной осведомленности о возрастных особенностях подростков, стойкости постоянно проявляющейся девиантности. Педагогическая поддержка заключается в постоянном сопровождении таких подростков.
Материал и методы исследования. Основными методами исследования выступили анализ, синтез и моделирование. Для статистического анализа результатов двух групп респондентов применялись сравнительный анализ по Ткр. Вилкоксона, а также методы тестирования и наблюдения.
С целью выявления психологической адаптации подростков, склонных к девиант-ному поведению, использовалась методика Роджерса-Даймонд и методика изучения агрессии Басса-Дарки (шкала «подозрительность»). Выборку составили 30 обучающихся школ города Казани в возрасте 12-16 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования подростки были разделены на две подгруппы. В первую группу вошли подростки, состоящие на учете в ПДН, вторую группу составили нормативные обучающиеся.
В результате статистической обработки результатов тестирований и опросов были выявлены следующие средние значения по групповым показателям (рис. 2).
Рисунок 2 - Гистограмма социально-психологической адаптации обучающихся
В первой группе (подростки, склонные к девиантному поведению) выявлено, что среди интегральных показателей наиболее выражены «лживость», «стремление к доминированию», «эскапизм». Во второй группе (нормативные подростки) наиболее выраженными интегральными показателями являются «самопринятие», «интернальность», «адаптация», «эмоциональная комфортность».
Проведенный статистический анализ результатов по Ткр. Вилкоксона (где сделан расчет средних значений показателей по выявленным шкалам) показал Ткр. = 25, при уровне значимости а<0,05.
По итогам применения методики Роджерса-Даймонд испытуемые в обеих группах имеют средние показатели уровня принятия других и средний показатель коэффициента социально-психологической адаптации. При этом представители первой выборки (склонные к отклоняющемуся поведению) отличаются повышенной лживостью, и они в большей степени склонны к стремлению доминировать, переживают желание уйти от действительности в мир иллюзий. У них выявлены высокие показатели по шкале «эскапизм», объясняющие избегание неприятностей в жизни и деятельности, уход в размышления и фантазирование. Подростки стремятся к поиску отвлечения, и некоторые находят его в реализации контактов с лицами неформальных групп. Результаты второй группы (нормативные) более ориентированы на самопринятие и адаптацию, а также эмоциональную комфортность, пребывая в образовательной организации.
На рисунке 3 по методике Басса-Дарки показано проявление компонентов агрессивности и враждебности у подростков, склонных к девиантному поведению. Выявлено проявление подозрительности, усиливающей враждебность в вербальном проявлении и, как следствие, повышение агрессивности подростков, склонных к девиантному поведению.
Рисунок 3 - График распределения результатов агрессивности, враждебности и подозрительности как компонентов дезадаптации обучающихся
Проведение теоретического анализа причин возникновения отклоняющегося поведения подростков выявило наличие у них сложностей взаимодействия с социумом. Взаимодействие подростков с окружающими людьми в основном идет по пути развития экс-тернальности и выражается в особом восприятии возникающих ситуаций, оценивании событий с позиции воздействия на них окружающих и перекладывании ответственности за происходящее на других. Отмечено, что неудачную социализацию можно трактовать как фрустрацию, где компенсаторным фактором выступает развитие девиантности. Одним из факторов изменения, воздействующего на адаптацию, является образовательное пространство, где учащаяся молодежь активно осуществляет поиск своего места в обществе, что может привести к отклонениям в поведении. Решение проблемы педагогической поддержки и профилактического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, позволит повысить вхождение обучающихся в социальные отношения.
Выводы. Результаты исследования показали низкий уровень адаптации подростков, склонных к девиантному поведению. Выявлены дополнительные причины нарушения адаптации - лживость и стремление к доминантности, агрессивность, подозрительность, враждебность. Предложенный комплекс действий для педагогов в процессе педагогической поддержки подростков, склонных к девиантному поведению, позволит сформировать программы их сопровождения. Методические разработки в этом направлении необходимо реализовать в условиях приспособления к социокультурному пространству, где развиваются функции успешности подростков, склонных к девиантному поведению. Проведенное исследование вносит вклад в понимание педагогической поддержки и сопровождения подростков, склонных к отклонениям в поведении, помогающее взаимодействию в процессе адаптации обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития (Москва, 17-18 марта 2020 года) : сб. науч. ст. - М., 2020. - С. 280-284. - Б01 10.24411/9999-044А-2020-00064.
2. Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 45-54.
3. Демидова Е. В. О психологических особенностях личности несовершеннолетних преступников (на примере Республики Татарстан) // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 10. - С. 117-122.
4. Жане С. А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // Очерки новейшей камералистики. - 2013. - № 2. - С. 70-73.
5. Жилина Н. Ю., Савельева И. В. Подростковая преступность: новое поколение // Наука и образование: Хозяйство и экономика; Предпринимательство; Право и управление. - 2018. - № 3(94). - С. 88-91.
6. Зинченко Ю. П. Методологические основы психологии безопасности // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 2(6). - С. 11-14.
7. Кириллова Т. В. Подростковая преступность как сложное социально-педагогическое и психологическое явление. - Ульяновск : Зебра, 2019. - 129 с.
8. Котлярова Л. Н., Табашникова А. И. Психологические особенности несовершеннолетних преступников // NOVAINFO.RU. - 2018. - Т. 1, № 93. - С. 101-104.
9. Никитин С. В. Социально-педагогическая адаптация как проблема психолого-педагогической науки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27, № 3. - С. 646-654.
10. Прадчук О. И. Педагогические аспекты социальной адаптации девиантных подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 302-308.
11. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. - 2-е изд. - М. ; СПб., 2006. - 480 с.
12. Яворский Д. А. Психологические особенности несовершеннолетних преступников // Журнал гуманитарных наук. - 2017. - № 18. - С. 47-49.
13. Grzegorzewska M. K. et al. The sense of safety among children and teenagers in the light of empirical research. Sabidriba. Integracija. Izglitiba. - 2018. - 148 р.
14. Jiang Liu. The Formation and Reconstruction of Teenager Deviant Behavior: A Resistance and Adaptation in Daily Social Interaction // Contemporary Youth Research. - 2015. - № 4. - Р. 17.
15. Khusainova S. V., Matveyeva L. V., Ermilova L P., Yakushevskaya K. N., Kolomiychenko L. V., Mashkin N. A. Adaptive model of psychological and pedagogical support of professional training of students // Revista ESPACIOS. -2018. - Vol. 39(05). - P. 22.
16. Khusainova S. V., Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreas-ing the motivation of students and the professional growth of teachers) // Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. - Seville, Spain, 2019. - P. 3670-3675.
17. Kleemans E. R. Theoretical perspectives on organized crime. Oxford handbook of organized crime. - Oxford : Oxford University Press, 2014. - Р. 32-52.
18. Matthew D. L. Impossible Criminals: The Suburban Imperatives of America's War on Drugs // Journal of American History. - 2015. - Vol. 102, Is. 1. - P. 126-140. - DOI 10.1093/jahist/jav243.
Статья поступила в редакцию 30.10.2023
REFERENCES
1. Baeva I. A. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy: kak ee sozdat' i izmerit' // Ekopsi-hologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psihologiya ustojchivogo razvitiya (Moskva, 17-18 marta 2020 goda) : sb. nauch. st. - M., 2020. - S. 280-284. - DOI 10.24411/9999-044A-2020-00064.
2. Valickas G. K., Gippenrejter Yu. B. Samoocenka u nesovershennoletnih pravonarushitelej // Voprosy psihologii. - 1989. - № 1. - S. 45-54.
3. Demidova E. V. O psihologicheskih osobennostyah lichnosti nesovershennoletnih prestupnikov (na pri-mere Respubliki Tatarstan) // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2012. - № 10. - S. 117-122.
4. Zhane S. A. Social'no-psihologicheskie osobennosti nesovershennoletnih prestupnikov // Ocherki novejshej kameralistiki. - 2013. - № 2. - S. 70-73.
5. Zhilina N. Yu., Savel'eva I. V. Podrostkovaya prestupnost': novoe pokolenie // Nauka i obrazovanie: Ho-zyajstvo i ekonomika; Predprinimatel'stvo; Pravo i upravlenie. - 2018. - № 3(94). - S. 88-91.
6. Zinchenko Yu. P. Metodologicheskie osnovy psihologii bezopasnosti // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2011. - № 2(6). - S. 11-14.
7. Kirillova T. V. Podrostkovaya prestupnost' kak slozhnoe social'no-pedagogicheskoe i psihologicheskoe yavlenie. - Ul'yanovsk : Zebra, 2019. - 129 s.
8. Kotlyarova L. N., Tabashnikova A. I. Psihologicheskie osobennosti nesovershennoletnih prestupnikov // NOVAINFO.RU. - 2018. - T. 1, № 93. - S. 101-104.
9. Nikitin S. V. Social'no-pedagogicheskaya adaptaciya kak problema psihologo-pedagogicheskoj nauki // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2022. - T. 27, № 3. - S. 646-654.
10. Pradchuk O. I. Pedagogicheskie aspekty social'noj adaptacii deviantnyh podrostkov // Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 2. - S. 302-308.
11. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologiya adaptacii lichnosti. - 2-e izd. - M. ; SPb., 2006. - 480 s.
12. Yavorskij D. A. Psihologicheskie osobennosti nesovershennoletnih prestupnikov // Zhurnal gu-manitarnyh nauk. - 2017. - № 18. - S. 47-49.
13. Grzegorzewska M. K. et al. The sense of safety among children and teenagers in the light of empirical research. Sabidriba. Integracija. Izglitiba. - 2018. - 148 r.
14. Jiang Liu. The Formation and Reconstruction of Teenager Deviant Behavior: A Resistance and Adaptation in Daily Social Interaction // Contemporary Youth Research. - 2015. - № 4. - P. 17.
15. Khusainova S. V., Matveyeva L. V., Ermilova L. P., Yakushevskaya K. N., Kolomiychenko L. V., Mash-kin N. A. Adaptive model of psychological and pedagogical support of professional training of students // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39(05). - P. 22.
16. Khusainova S. V., Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofin-creasing the motivation of students and the professional growth of teachers) // Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. - Seville, Spain, 2019. - P. 3670-3675.
17. Kleemans E. R. Theoretical perspectives on organized crime. Oxford handbook of organized crime. - Oxford : Oxford University Press, 2014. - P. 32-52.
18. Matthew D. L. Impossible Criminals: The Suburban Imperatives of America\'s War on Drugs // Journal of American History. - 2015. - Vol. 102, Is. 1. - P. 126-140. - DOI 10.1093/jahist/jav243.
The article was contributed on October 30, 2023
Сведения об авторах
Хусаинова Светлана Владимировна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8121-0549, [email protected]
Чернова Елена Олеговна - младший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/ 0000-0002-6714-4936, [email protected]
Author Information
Khusainova, Svetlana Vladimirovna - Doctor of Psychology, Leading Researcher at the Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, Kazan, Russia, https://orcid.org/0000-0002-8121-0549, [email protected]
Chernova, Elena Olegovna - Junior Researcher at the Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, Kazan, Russia, https://orcid.org/ 0000-0002-6714-4936, eo_chernova@mail .ru