Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МОЛЧАЛИВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИНЦИПЫ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ИДЕАЛИЗМ / ПРАКТИЦИЗМ / PROBLEMS OF SOCIALIZATION / SILENT GENERATION / SPIRITUAL VALUES / VIRTUAL SPACE / PRINCIPLES / CONFLICT / IDEALISM / PRACTICALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сайфутдинов Д. Р., Рыжкина Н. А.

Автор статьи описывает проблемы социализации молодого поколения, представителем которого является и сам. Сравнивая современных молчаливых, молодых людей, погруженных в виртуальное пространство с молчаливыми поколением прадедов уходивших из опасного предвоенного мира в идеальный мир книг, автор статьи описывает духовные ценности своих современников. На примере собственного университета автор приводит пример решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF GENERATION

The author of the article describes the problems of socialization of the young generation, that he is a representative himself. Comparing modern silent, young people immersed in virtual space with a silent generation of great-grandfathers who left a dangerous pre-war world in an ideal world of books, the author of the article describes the spiritual values of his contemporaries. Using his own university as an example, the author gives the way of solving this problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 159.923.2

Сайфутдинов Д.Р. студент 3 курса факультет «Открытое горное дело»

Рыжкина Н.А. студент 3 курса факультет «Открытое горное дело»

КузГТУ

филиал в г.Прокопьевске научный руководитель: Григорьева Н.В., к.п.н.

старший преподаватель Россия, г. Прокопьевск ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ Аннотация: Автор статьи описывает проблемы социализации молодого поколения, представителем которого является и сам. Сравнивая современных молчаливых, молодых людей, погруженных в виртуальное пространство с молчаливыми поколением прадедов уходивших из опасного предвоенного мира в идеальный мир книг, автор статьи описывает духовные ценности своих современников. На примере собственного университета автор приводит пример решения данной проблемы.

Ключевые слова: Проблемы социализации, молчаливое поколение, духовные ценности, виртуальное пространство, принципы, конфликтность, идеализм, практицизм.

Sayfutdinov D.R.

student

3ndyear, faculty "Open Mining" Branch KuzGTU in Prokopyevsk Russia, Prokopyevsk Ryzhkina N.A. student

3ndyear, faculty "Open Mining" Branch KuzGTU in Prokopyevsk Russia, Prokopyevsk Supervisor: Grigorieva N. V. Candidate of Pedagogic Sciences, Senior Lecturer THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF GENERATION Annotation: The author of the article describes the problems of socialization of the young generation, that he is a representative himself. Comparing modern silent, young people immersed in virtual space with a silent generation of greatgrandfathers who left a dangerous pre-war world in an ideal world of books, the author of the article describes the spiritual values of his contemporaries. Using his own university as an example, the author gives the way of solving this problem.

Key words: problems of socialization, silent generation, spiritual values, virtual space, principles, conflict, idealism, practicalism.

Становление современного молодого поколения рожденного в период с 2000 года происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей стабильность. Представители современного поколения будут повторять своих прапрадедов, это новые «молчаливые». Они отличаются от предыдущих поколений тем, что менее общительны, более погружены в себя, в виртуальный мир и фантазии. Они идеалисты, если старые «молчаливые» уходили из опасного и жестокого сталинского предвоенного мира в идеальный мир книг, то новые «молчаливые» уходят в мир виртуальной реальности. Родители чрезмерно опекали своих детей, из-за чего они были лишены всяческой самостоятельности, им внушен священный страх перед чужим, неизвестным и незнакомым. Свободными и полноценными личностями они становятся лишь в виртуальном пространстве.

Представители молодого поколения индивидуалисты, они эгоцентричны. Духовные ценности для них обесценены, крайне мало тех, для кого приоритетными становятся высокая культура, образованность, духовность, личностное развитие. Им свойственны инфантильный эгоцентризм, потребительское отношение к жизни, повышенная конфликтность, жесткость, бескомпромиссность, стремление «идти напролом, по головам» ради защиты своих интересов, не считаясь с интересами окружающих. Их скрытая агрессивность, стремление к доминированию иногда ошибочно принимаются за лидерские качества. В этом поколении очень заметна социально-психологическая поляризация, интеллектуально-культурное расслоение молодежи, еще больше обостряется мировоззренческий конфликт отцов и детей. В их представление можно хорошо устроиться в жизни, не обладая специальными познаниями, по протекции. Вместе с тем большая часть этого поколения подвержена чужому влиянию, они очень зависимы от интернета, становятся «рабами общественного мнения».

Очень зависимые от мнения окружающих, эти молодые люди, вопреки своего собственного мнения идут за другими, если даже интересы этого человека не совпадают с интересами людей, за которыми он идет. Современный молодой человек чаще всего боится высказать свое мнение, чтобы над ним не начали усмехаться, он не хочет стать изгоем этого малого общества. Поэтому он выбирает самый простой выход и идет за другими. Можно привести пример, когда у человека нет собственного вкуса, и он покупает то, что покупают такие же люди и этот продукт начинает считаться брендом, так как его покупают все. В этом и есть вся совокупность общественного мнения. Все считаю, что делают все правильно, когда смотрят на то что делают другие, но на самом деле «правильно» - для них означает «быть как все».

У молодых происходит размывание жизненных принципов и ориентиров, причинами чего становятся безудержная динамика социальных процессов. Все социальные процессы, как обратимые, так и необратимые отличаются друг от друга не только возможностями привести явление в измененное состояние, но и возможностью социального процесса вернуть какой-либо элемент к его исходному состоянию, при этом многие жизненные принципы быстро устаревают, на смену им приходят новые. Раньше для многих одним из самых главных и важным жизненным принципом было уважать старших и их мнение, но сейчас у нового поколения совсем другие принципы, они считают, что все остальные должны проявлять к ним уважение.

Мировоззренческие разногласия с родителями также играет важную роль в жизни современных молодых людей. Многие просто не понимают, почему от них, что то требуют родители, и из-за этого начинаются первые разногласия. По мнению швейцарского писателя и философа Паскалье Мерсье современный юноша поставлен перед личным выбором идеалов, ценностей, смыслов, которые сосуществуют в обществе и нередко противоречат друг другу. Это проявляется в острой непримиримости и оппозиции между религиозным и светским образованием, религиозным и научным объяснением мира. Предпринимаемые в последние годы попытки их диалога и согласования не привели и не могут привести к снятию всех противоречий в мировоззренческом состоянии общества. Противоречия между национальными и общечеловеческими ценностями, разнонаправленные влияния семьи, школы, средств массовой информации усугубляют сложность мировоззренческого самоопределения юношества. В силу плюрализма общественного мировоззрения молодой человек часто не может найти точку опоры в своих исканиях. Ему подчас непонятен предмет выбора, ему не хватает религиозных, философских знаний, у него очень много источников информации, но он не умеет ее анализировать. В таком сложном мире у молодого человека появляется соблазн остановиться на обыденном, житейском мировоззрении, отказавшись от решения «проклятых» вопросов Бытия, от активного и осознанного мировоззренческого самоопределения. Человек с обыденным, бытовым мировоззрением, лишенный личных убеждений, не выработавший в себе потребность рефлексировать, сомневаться, задавать вопросы, теряет способность «ориентироваться в мире», легко становится жертвой, «рабом случайных обстоятельств», для них жизненные принципы старших не актуальны.

Избыточность информации для современного человека играет важную роль с самого рождения, так как его учат всему не спрашивая у него, нужно ему это или нет. Многим школьникам дают информацию которая не нужна им, но они должны все это учить и знать, так как им твердят что без этого вы не сможете добиться определенных целей, достичь высоких достижений. Но человеку свойственно запоминать только ту информацию, которая нужна и

может понадобиться в дальнейшей жизни. Новым, научным открытием служил факт того, что многие школьники «отличники» начинали сходить с ума, нежели те кто учился на «хорошо» и «удовлетворительно». И у этого открытия есть простое объяснение, отличники учили все что им дают в процессе обучения, а хорошисты лишь ту информацию, которая скорее всего им понадобится.

Так группа ученых из Великобритании и Швеции под руководством Джеймса МакКейба из Королевского колледжа Лондона выяснили, что школьники которые имеют лишь отличные оценки, страдают биполярным расстройством почти в четыре раза чаще, чем ученики со средней успеваемостью. Исследователи проанализировали успеваемость почти 714 тысяч шведских школьников, которые завершили обязательное среднее образование. Успеваемость оценивалась по результатам экзаменов, которые учащиеся сдавали в возрасте 15 и 16 лет.

Нужно еще отметить. тот факт, что нового поколения молодых людей нет желания работать добросовестно, стремления к компетентности, их повышенная требовательность к другим сочетается с нетребовательностью к себе. Гиперактивность, повышенная конфликтность и неумение управлять эмоциями дополняется острой персональной конкуренцией молодых людей между собой; современное молодое поколение еще активнее, чем их предшественники, стремится расталкивать окружающих локтями для достижения личных целей. Главный социально -психологический тренд этого поколения - это инфантилизация (взрослые люди сохраняют детские черты и в ответственных ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого). В этом поколении минимально ответственных и исполнительных работников. В то же время они ждут от окружающих и от руководителя безусловной положительной оценки своей деятельности, но они не готовы услышать отрицательных отзывов о себе. Они очень сильно расстраиваются и теряются, когда у них появляются проблемы, которые не вписываются в их планы. Замкнутые в своем внутреннем мире идеалисты-творцы, дадут новых великих российских инженеров, учёных, музыкантов, художников и поэтов. Большую роль в их жизни играют книги, интеллектуальные и настольные игры. Несмотря на весь свой романтизм и идеализм, в своих досуговых предпочтениях они весьма практичны.

Перед исследователями социально -культурной сферы открываются широкие перспективы социально-культурных маркетинговых исследований, направленных на выявление специфических характеристик потенциальной целевой аудитории досуговых программ, которые смогут объединить идеализм

Таким образом, учитывая все вышеперечисленные факты, нужно добавить, что современным молодым людям и подросткам в том числе, просто необходима профессиональная помощь в социализации. Создание досуговых центров в котом будут совмещены идеализм и практицизм - это новое направление социально-культурной деятельности.

Заключение

Перед руководителями этих центров должны стоять задачи не только дать первоначальный толчок для развития стратегии творческой деятельности, но и научить молодых людей преодолевать неожиданные проблемы, каких бы масштабов они не были. В рамках нашего университета огромной популярностью пользуются специальные научные и инженерно-технические задания-кейсы, на которых команде дается вполне взрослая задача, непосильная иногда даже взрослому человеку, и они должны решить ее и аргументировать свое решение. Кроме того, что подобные задания -кейсы помогают продемонстрировать молодому человеку уровень своей профессиональной компетентности и свой творческий потенциал, в подобных заданиях нет проигравших. Каждое решение, по своему, правильно и его можно развивать дальше. Если правильно указать дорогу для молодого поколения, мы увидим специалистов, которые будут востребованы и ими будут дорожить во всех отраслях науки и техники.

Использованные источники:

1. Берестовицкая С. Э. Мировоззренческое самоопределение старшеклассника: эмпирический анализ // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т. 2. — С. 243-249. — URL https://moluch.ru/archive/13/1052/ (дата обращения: 10.11.2019)

2. Открытие ученых из Великобритании и Швеции под руководством Джеймса МакКейба из Королевского колледжа Лондона.https://uznayvse.m/zdorove-i-seks/oÜichmki-chasche-shodyat-s-uma-12193-4.html

3. Еникеев А. А., Скрипко В. И. Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1542-1545. — URL https://moluch.ru/archive/116/31369/ (дата обращения: 08.11.2019).

4. Гутарева Н. Ю. Жизненные ценности современного человека // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1187-1189. — URL https://moluch.ru/archive/91/19542/ (дата обращения: 07.11.2019).

5. Рослякова Л. А. Роль социальных сетей в жизни молодежи // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 375-376. — URL https://moluch.ru/archive/241/55766/ (дата обращения: 08.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.