Научная статья на тему 'Проблема состояния здоровья, определение понятия «Уровень здоровья»'

Проблема состояния здоровья, определение понятия «Уровень здоровья» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
501
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каерова Е. В., Зенченко Т. Н.

В статье рассматриваются вопросы здоровья студентов специального учебного отделения, различные подходы к определению понятия «уровень здоровья». Возможности использования различных оздоровительных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каерова Е. В., Зенченко Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема состояния здоровья, определение понятия «Уровень здоровья»»

5. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-aktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-razvitiya-subektnoy-pozitsii-studenta#ixzz2 pmgib1V3.

6. http://www.moluch.ru/archive/46/5654.

ПРОБЛЕМА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ»

© Каерова Е.В.*, Зенченко Т.Н.*

Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Владивосток Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В статье рассматриваются вопросы здоровья студентов специального учебного отделения, различные подходы к определению понятия «уровень здоровья». Возможности использования различных оздоровительных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова здоровье студентов, уровень здоровья, индивидуальная физическая нагрузка.

Проблема модернизации общего (неспециального) образования в сфере физической культуры в медицинском университете ставит задачу найти эффективные пути оздоровления и физического развития, повышения интереса, приобщение будущих работников здравоохранения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является внедрение фитнес-технологий в систему физкультурного образования студентов. Этому способствует и ежегодно растущая популярность различных оздоровительных фит-нес программ, пополняется арсенал используемых средств, возникают все новые и новые виды занятий, сегодня насчитывается их более двухсот.

Методика Пилатес представляет собой эффективное направление оздоровительной физической культуры, обладающее высокой степенью воздействия на функциональное состояние и физические способности занимающихся (J. Pilates, 1947, J. Grimes, K. Grant, R. Kryzanowska, Л. Робинсон, Г. Том-сон, 2003, K. Ross-Nash, 2009). Диссертационные исследования, проведенные в последние годы, экспериментально доказывают, что упражнения, выполняемые по методике Дж. Пилатеса, оказывают положительное влияние на

* Заведующий кафедрой Физической культуры и спорта Тихоокеанского государственного медицинского университета Минздрава России, кандидат педагогических наук.

* Старший преподаватель кафедры «Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

психофизическое и психоэмоциональное состояние занимающихся (О.В. Буркова, Т.С. Лисицкая, 2005), способствуют улучшению функционального состояния организма, повышают уровень физической работоспособности (Т.Б. Ку-коба, 2009). В работах С.К Рукавишниковой (2011), Е.А. Макарова (2009) установлено, что упражнения пилатес имеют большое значение для профилактики заболеваний позвоночника, коррекции нарушений осанки. Согласно исследованию О.Н. Фёдоровой (2012), программа упражнений, разработанная Джозефом Пилатесом, направлена на коррекцию и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, укрепление основных групп мышц, является идеальным оздоровительным средством для лиц с избыточным весом, вегето-сосудистой дистонией, варикозным расширением вен, остеохондрозом и сниженной работоспособностью [1].

Зарубежные специалисты по физической реабилитации рассматривают метод Пилатеса, как важный инструмент в воссоздании силы, гибкости, мышечного тонуса и общей выносливости после заболевания и травм опорно-двигательного аппарата; как средство восстановления ослабленных мышц и суставов в результате повреждения (Р. Latey, 2001; M. Bryan, 2003; J. Moffett, S. McLean, 2006; Kathryn Ross-Nash, 2009; P.J. Phase, 2010 и др.).

В связи с тем, что количество студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, увеличивается, особую остроту приобрела проблема построения процесса физического воспитания студентов специального учебного отделения (СУО), в занятиях с которыми на первый план выходят задачи укрепления, сохранения, коррекции здоровья.

Организация и методика учебного процесса для таких студентов имеет свои особенности. В программе физического воспитания студентов, отнесённых к специальному учебному отделению, имеется рекомендация для перевода педагогического процесса на методику дифференцированного подхода с учётом функционального состояния организма и физической подготовленности и имеющихся заболеваний (ФГОС). Вместе с тем, в программе не указываются способы реализации (подбор средств, методов физического воспитания, организации занятия) данного подхода для студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальному учебному отделению с различными заболеваниями. Кроме этого программа физического воспитания сохраняет в большей степени спортивную направленность и характеризуется включением таких видов спорта, как лёгкая атлетика и спортивные игры, связанных с выполнением зачастую противопоказанных двигательных действий для студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Это приводит к необходимости совершенствовать процесс физического воспитания, разрабатывать и внедрять новые подходы и технологии работы со студентами, отнесёнными по состоянию здоровья, физическому развитию и физической подготовленности в специальное учебное отделение.

Данное обстоятельство указывает на целесообразность поиска таких средств физической культуры, которые оказывали бы направленное воздей-

ствие на повышение функциональных возможностей организма, способствовали физическому развитию и повышению уровня здоровья студентов.

Таким средством, по нашему мнению, являются упражнения пилатес, способствующие формированию мышечного корсета, силовой выносливости, развивающие гибкость и подвижность суставов, выполняющиеся со специальным дыханием, что способствует повышению функциональной тренированности.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в теории и методике оздоровительной физической культуры отсутствуют методики и практические рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных занятий со студентами специального учебного отделения с использованием метода Дж. Пилатеса.

На сегодняшний день проблема здоровья носит глобальный характер, единой трактовки понятия «здоровье» не выработано. В литературе встречается множество определений, которые можно отнести к двум группам. В первую группу относят «здоровье» как функцию, состояние организма, которая характеризуется уравновешенностью его с внешней средой. Во вторую группу определений относят «здоровье» как свойства организма или способность индивида к выполнению необходимого круга функций.

Категория «здоровье» представляет собой процесс поддержания состояния биогенетического, психофизиологического, физического и социального благополучия, при котором все системы организма человека взаимно уравновешены, а также адаптированы к социальной и природной среде при отсутствии болезней и физических недугов.

Понимание хорошего крепкого здоровья как состояния, характеризующегося лишь отсутствием болезни, далеко не полно. Так, академик В.П. Казначеев рассматривает здоровье индивида как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития психических, физиологических, биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [2].

Академик Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. Здоровье ради здоровья, отмечает Н.М. Амосов не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье [3].

Несомненный интерес представляет позиция известного отечественного медика И.В. Давыдовского, акцентирующего адаптационные свойства организма человека и определяющего здоровье как полноту приспособления организма к воздействиям извне, а болезнь - как его нарушение [4].

Граевская Н.Д. с соавторами (1995) отмечает, что здоровье - это не только нормальная структура и функции органов и систем, отсутствие жалоб и

болезненных проявлений, но и уровень функциональных возможностей организма диапазон его компенсаторно-приспособительных реакций [5].

Здоровье характеризуют не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние противоположное болезни, оно может быть связано с ней различными переходными состояниями и не иметь четких границ.

Рассмотрим основные моменты личностной модели здоровья, предложенной В.Ф. Сержантовым и А.А. Корольковым.

Структура данной модели здоровья представлена как: а) отношение к собственному телу; б) личностное понимание существа здоровья и целей его сохранения; в) знание законов функционирования организма и степень волевой регуляции; г) индивидуальное отношение к болезням (степень развития способности к поиску, активному выходу из состояния болезни); д) выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздоровления [6].

Существует целый комплекс показателей здоровья, однако интерес может представлять самооценка, как студенты сами оценивают своё здоровье.

Рис. 1. Самооценка состояния своего здоровья студентов 1-3 курсов

Из диаграммы видно, что практически здоровыми себя считают студенты первого курса 43,6 %, второго курса 42,6 %, третьего курса 38,9 %, иногда болеют студенты первого курса 37,4 %, второго курса 38,6 третьего курса 36,9 %, часто болеют 9,1 % студентов первого курса, 10,1 % и 10,1 % студенты второго и третьего курса соответственно.

Однако, по мнению многих исследователей объективную картину здоровья можно оценить только благодаря тестированию функционального состояния организма и физического развития студента.

Уровень здоровья - совокупность осредненных медико-демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических, нервно-психологических параметров людей в конкретной человеческой общности (например, населения города, области, страны, профессиональной или возрастной группы), позволяющая судить о ее жизнеспособности, работоспособности, физическом развитии, средней продолжительности жизни ее членов, способности их к воспроизводству здорового потомства.

Список литературы:

1. Фёдорова О.Н. Комплексное применение средств Пилатеса и акваа-эробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук / О.Н. Фёдорова. - СПб., 2012. - 26 с.

2. Валеология: учеб.-методический комплекс / Ю.В. Гладышев, Н.Г. Гла-дышева. - Новосибирск: НГУЭУ 2008. - 108 с.

3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 192 с.

4. Скворцова В.Н. Валеология: учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ 2006. - 196 с.

5. Граевская Н.Д. Значение и оценка реакции организма на физическую нагрузку как важнейший показатель его функционального состояния // Значение и оценка простых методов врачебного исследования спортсмена в свете данных современной науки. - Малаховка, 1980. - С. 44-54.

6. Философия и медицина / Под ред. В.Ф. Сержантова, А.А. Королькова. -Л., 1986. - 213 с.

ОБСУЖДАЯ концепцию поддержки РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

© Калинина Е.Ю.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Министерством образования и науки для общественного обсуждения была представлена «Концепция поддержки развития педагогического образования». Идея появления этого документа связана с кризисом в школьном образовании и связанном с ним высшим педагогическим. Более половины педагогических вузов в стране признаны неэффективными или обладающими признаками неэффективными. Это требует осмысления ситуации и совершенствования системы педагогического образования. Однако Концепция содержит ряд непроработанных положений, которые нужно ещё обсуждать.

Ключевые слова Концепция поддержки развития педагогического образования.

На сегодняшний день перед научным и образовательным сообществом стоит довольно интересная и сложная задача: стимулировать развитие педа-

* Доцент кафедры Теории права и гражданско-правового образования, кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.