Научная статья на тему 'Проблема сопряжения и синтеза двух стандартов (гос во и гос осо) в подготовке преподавателя географии'

Проблема сопряжения и синтеза двух стандартов (гос во и гос осо) в подготовке преподавателя географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ГЕОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Т.К.

Проблема совершенствования механизма разработки государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования и их сопряжение является наиболее актуальной в контексте стандартизации образовательного пространства России. Разработка и реализация вариативных моделей стандартов высшего и среднего образования позволит обеспечить подготовку преподавателей географии к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Т.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TWO STANDARDS COUPLING AND SYNTHESIS (SES HE AND SES GSE) IN TRAINING GEOGRAPHY TEACHERS

The problem to perfect the mechanism of state educational standards elaboration at all the levels of continued pedagogical education and the problem of their coupling are the most urgent in the context of the standardization of the Russia educational space. The elaboration and realization of various models of higher and secondary education standards will provide geography teachers training for productive professional activity under the conditions of education modernization.

Текст научной работы на тему «Проблема сопряжения и синтеза двух стандартов (гос во и гос осо) в подготовке преподавателя географии»

ПРОБЛЕМА СОПРЯЖЕНИЯ И СИНТЕЗА ДВУХ СТАНДАРТОВ (ГОС ВО И ГОС ОСО) В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

Т.К. Щербакова

Педагогические шн

Характеризуя функционирование и развитие системы непрерывного педагогического образования, следует отметить наличие проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа ее деятельности. Наиболее актуальным из них является несовершенство механизма разработки государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования и их сопряжения.

Педагогическое образование имеет свою структуру, содержание, выполняет определенные функции в обществе, которые периодически пересматриваются. Такие изменения находят свое отражение в стандартах и программах, определяющих содержание образования.

Стандартизация образовательного пространства России имеет ряд проблем, среди которых выделяется проблема сопряжения стандартов среднего и высшего образования.

В настоящее время стандарт высшего профессионального образования является действующим государственным документом, а стандарт школьного образования остается в статусе временного, что создает противоречия в образовательной среде.

Каждый образовательный стандарт определяет свое содержание через выделение блоков и дидактических единиц в них. Стандарт высшего образования имеет 4 блока: гуманитарный и социально-

экономический, естественно-научный, общепрофессиональный и блок специальных дисциплин.

Стандарт среднего образования имеет 4 блока: методы исследования Земли, природные и социально-экономические объекты Земли, процессы и явления на планете, материальные, духовные и культурные ценности.

Так, ГОС ОСО («Образовательная область «Земля») и ГОС ВО по специальности «География» имеет содержание, требующее анализа и сопряжения по следующим разделам:

- основные гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГОС ВО) и материальные, духовные и культурные ценности (ГОС ОСО); ГСЭ

- общепрофессиональные дисциплины (ГОС ВО), природные и природно-социальные объекты Земли, процессы и явления на планете (ГОС ОСО). ОПД

Расхождения в стандартах могут быть компенсированы введением определенных дисциплин в стандарт национально-регионального вузовского компонента.

Так, анализ ГСЭ ГОС ВО и соответствующей области ГОС ОСО показал, что часть положений стандарта ГОС ОСО реализуется за счет федерального компонента в таких дисциплинах, как культурология и философия. Основания для формирования материальных и духовных культурных ценностей есть у курсов НРК «Национальный этикет» и «География

Щербакова Т.К.

«Проблема сопряжения и синтеза двух стандартов...»

образа жизни». Но все эти курсы не полно отвечают представленному разделу стандарта ОСО. Следует добавить, например, этнологию и безопастность жизнедеятельности.

Анализ сопряжения ОПД ГОС ВО и разделов ГОС ОСО показал, что практически все разделы обеспечены дисциплинами федерального компонента и часть НРК. Но при анализе научных основ, составляющих фундамент школьного географического образования, было определено, что в ГОС ОСО представлено 14 учений и теорий, из них все 8 учений физико-географические, а теории в основном экономико-географические.

Таким образом, если провести сопряжение стандартов, то выявляется, что часть учений и теорий реализуется за счет федерального компонента стандарта и НРК (пример, из общенаучных учений эволюционное учение - палеогеография; о природе культурных растений - биогеография, о биосфере НРК, о природопользовании - НРК). Но учение о Мировом океане, которое наиболее полно представлено в содержании школьных учебников, отдельной дисциплиной не изучается. Можно ввести курс в состав НРК - океанология или учение о мировом океанИз так называемых пограничных дисциплин стандарт ВО не имеет, например, математическую географию, медицинскую географию, глобальную географию, конструктивную географию (она включена в философские проблемы географии). А по медицинской и глобальной географии есть школьные учебники. Есть в НРК география культуры, историческая география, политическая география, рекреационная география. Эти разновидности географических курсов сегодня наиболее актуальны в подготовке преподавателей в контексте с профилизацией школы.

Следующий этап в проблеме сопряжения стандартов - это определение содержания, адекватного требуемому уровню подготовки выпускника, и обучающего его преподавателя.

Изменения в наборе дисциплин НРК дадут малый эффект в подготовке препо-

давателя, если содержание программ не будет пересмотрено через призму ГОС ОСО. Так, например, в вузовском курсе «Историческая география» может быть выделено 8 аспектов: (историческое землеведение, историческая, политическая география, география населения, социальная география - смена формаций, взаимодействие разных общественных слоев, экономическая география-развитие производства на разных исторических этапах, культурная география, взаимодействия общества и природы, историко-географическое страноведение). Этот интегрированный курс с модульной программой даст возможность собрать воедино все знания, получаемые студентами на разных дисциплинах в соответствии с принципом конкретизации. Это даст возможность нашим ученым оказать помощь в програмно-методическом обеспечении профильного обучения, которое сейчас стоит как проблема № 1.

Практика подготовки специалистов в вузах страны свидетельствует о наличии глубоких противоречий между требуемым уровнем, направленностью и содержанием подготовки специалистов и традиционным подходом к организации обучения, формированию его содержания, определению приоритетов.

Отсутствие сопряжения стандартов среднего, высшего и послевузовского образования выявляет проблемы, связанные с качеством подготовки специалистов по дополнительной квалификации «Преподаватель» в университетах России.

Стратификация проблемы дает возможность определения следующих выводов:

1. Решение вопроса о сопряжении стандартов, особенно национально-региональных компонентов, возможно на региональном и локальном уровнях.

2. Определение набора дисциплин НРК проводить в соответствии с ГОС ОСО.

3. Программы курсов НРК структурировать как модульные. Содержание

курсов НРК интегрировать и определять в контексте сопряжения стандартов.

4. Синтез двух стандартов (ГОС ВО и ГОС ОСО) дает возможность учесть специфику практической деятельности будущего преподавателя в условиях функционирования образовательных стандартов.

Стандарт педагогического образования должен представлять модель педагогической деятельности. Существующая модель стандарта высшего образования является общей. Требования стандарта сформулированы посредством общих понятий, которые в реальной действительности должны быть представлены на доступном языке, в виде четких и диагностируемых предписаний.

Кроме общей модели стандарта ВО должна быть разработана инструментальная модель, которая предполагает наличие методического и технологического обеспечения.

Инструментальная модель стандарта должна иметь в своей структуре преподавательскую, научно-исследовательскую, научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, организационно-управленческую, кор-рекционно-развивающую и др. составляющие.

Существующая модель стандарта среднего образования представлена в инструментальном виде, требования к уровню обученности на базе содержательной части стандарта сформулированы в виде четких и диагностируемых предписаний типа «называть», «определять», «прогнозировать» и т.д.

Локализация проблемы представляет возможным создание вариативных моделей стандартов географического образования как для высшей школы, так и для средней школы.

Модель (от франц. modele, от лат. modulus) - мера, образец (БЭС, 1990).

Модель - такая мысленно представляемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так. Что ее изучение дает новую информацию об этом объекте (Штофф В.А.).

Модель - это не просто и не только отражение или копия некоторого состояния дел, но и предполагаемая форма деятельности, репрезентация будущей практики и освоенных форм деятельности (Вартофский М.).

Отталкиваясь от дефиниций «модели» можно представить варианты модели подготовки преподавателя географии, основываясь на синтезе двух стандартов образования.

Схема 1

Варианты МПП

Структур- Функцио-

нал

выделение главных составляющих профессиональной деятельности

нальная

выделение связей основных структурных компонентов

Дидактическая

сконструированный педагогический сценарий учебного процесса, связывающий в единый функциональный узел содержание

М1

МПП

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСУАЛЬНЫЙ

Модели

общая

ГОС ВО ГОС ГСЭ ЕН О(ср)О ОП СД Образовательная область «Земля»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МП НИ НМ

инструментальная

ГОС ВО

ГОС О(ср)О

М2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СП ОУКРКП

Отсутствие сопряжения стандартов среднего, высшего и послевузовского образования выявляет проблемы, связанные с неумением выпускников -преподавателей решать противоречия в образовании.

Щербакова Т.К.

«Проблема сопряжения и синтеза двух стандартов...»

Подготовка инструментальной модели стандарта связана с решением ряда методических проблем в подготовке преподавателя.

Разработка и реализация модели подготовки преподавателя (МПП) позволит:

• систематизировать организацию подготовки преподавателей в высших учебных заведениях различных категорий;

• обеспечить достижение заданного качества подготовки преподавателей, повышение конкурентноспособности в профессиональной мобильности выпускника;

• обеспечить подготовку преподавателей к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, изменения требований к уровню подготовки, углублении вариативности и индивидуализации образования.

Об авторе

Щербакова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, старший научный сотрудник кафедры экономической, социальной и политической географии Ставропольского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.