Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА'

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОРАЛЬ / ПРАВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОЗНАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / HUMAN / PERSONALITY / SOCIALISATION / MORALITY / LAW / EDUCATION / CONSCIOUS SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондратьев В.М.

Тема XXIV Всемирного философского конгресса «Учиться быть человеком», состоявшегося в Пекине в 2018 году, интерпретируется автором как задача современного образования, для решения которой нужно ответить на вопросы: каким быть человеком; как им стать; зачем учиться быть человеком? Обращение к истории человечества, предпринятое автором, показывает первичность морали и вторичность права. По природе человек - существо моральное, а по обучению - правовое. Образование человека происходит не только в стенах школы или университета, но и в обществе, в реальном жизненном мире. Основным противоречием развития современного общества является противоречие между правом и моралью, доминирование права над моралью. Одним из следствий этого доминирования являются непрекращающ иеся в мире межнациональные конфликты и войны. Автор задается вопросом о миротворческой функции образования. Возможность влиять на общественные процессы определяется уровнем осознанной самостоятельности человека - целью образования. Одним из ресурсов современного образования является концентрация знаний и навыков преподавателей в решении студентами исследовательских задач. Таким образом, автором предложены подходы к решению задачи «учиться быть человеком».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF BALANCE BETWEEN MORALITY AND LAW IN HUMAN EDUCATION

Theme of the XXIV World philosophical congress «Learning To Be Human», held in 2018 in Beijing, is interpreted by the author as a task of modern education, to realize which one must answer the questions: what kind of human being to be; how to become one; why should we learn to be a human being? The consideration of the history of mankind, undertaken by the author, shows the primacy of morality and the secondary nature of law. By nature, man is a moral being, and by training, a legal one. The author proceeds from the fact that human education occurs not only within the walls of a school or university, but also in society, in the real life world of the person. The main contradiction in the development of modern society is the contradiction between law and morality, the domination of law over morality. One of the consequences of this domination is the incessant interethnic conflicts and wars in the world. The author puts forward a question about the peace-making function of education. The ability to influence social processes is determined by the level of the person’s conscious self-determination, which is a goal of edu cation. One of the resources of modern education is the concentration of knowledge and skills of teachers in students’ solving the research problems. Thus, the author suggests approaches to solving the problem of «learning to be human».

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА»

Дискуссия

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

В. М. Кондратьев,

МГПУ Москва,

KondratyevVM@mgpu.ru

Тема XXIV Всемирного философского конгресса «Учиться быть человеком», состоявшегося в Пекине в 2018 году, интерпретируется автором как задача современного образования, для решения которой нужно ответить на вопросы: каким быть человеком; как им стать; зачем учиться быть человеком? Обращение к истории человечества, предпринятое автором, показывает первичность морали и вторичность права. По природе человек — существо моральное, а по обучению — правовое. Образование человека происходит не только в стенах школы или университета, но и в обществе, в реальном жизненном мире. Основным противоречием развития современного общества является противоречие между правом и моралью, доминирование права над моралью. Одним из следствий этого доминирования являются непрекращающиеся в мире межнациональные конфликты и войны. Автор задается вопросом о миротворческой функции образования. Возможность влиять на общественные процессы определяется уровнем осознанной самостоятельности человека — целью образования. Одним из ресурсов современного образования является концентрация знаний и навыков преподавателей в решении студентами исследовательских задач. Таким образом, автором предложены подходы к решению задачи «учиться быть человеком».

Ключевые слова: человек; личность; социализация; мораль; право; образование; осознанная самостоятельность.

Для цитаты: Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 103-108. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09.

Кондратьев Виктор Михайлович, кандидат философских наук, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KondratyevVM@mgpu.ru

UDC 316

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09

THE PROBLEM OF BALANCE BETWEEN MORALITY AND LAW IN HUMAN EDUCATION

V. M. Kondratyev,

MCU, Moscow, KondratyevVM@mgpu.ru

Theme of the XXIV World philosophical congress «Learning To Be Human», held in 2018 in Beijing, is interpreted by the author as a task of modern education, to realize which one must answer the questions: what kind of human being to be; how to become one; why should we learn to be a human being? The consideration

© Кондратьев В.М., 2019

of the history of mankind, undertaken by the author, shows the primacy of morality and the secondary nature of law. By nature, man is a moral being, and by training, a legal one.

The author proceeds from the fact that human education occurs not only within the walls of a school or university, but also in society, in the real life world of the person. The main contradiction in the development of modern society is the contradiction between law and morality, the domination of law over morality. One of the consequences of this domination is the incessant interethnic conflicts and wars in the world. The author puts forward a question about the peace-making function of education. The ability to influence social processes is determined by the level of the person's conscious self-determination, which is a goal of education. One of the resources of modern education is the concentration of knowledge and skills of teachers in students' solving the research problems. Thus, the author suggests approaches to solving the problem of «learning to be human».

Keywords: human; personality; socialisation; morality; law; education; conscious self-determination.

For citation: Kondratyev V M. The Problem of Balance between Morality and Law in Human Education // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 4 (32). P. 103-108. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09.

Kondratyev Viktor Mikhaylovich, PhD in Philosophy, associate professor at the University-wide Department of Philosophy and Social Sciences at the Institute of Humanities Sciences of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: KondratyevVM@mgpu.ru

Введение

Тема XXIV Всемирного философского конгресса — «Учиться быть человеком» — отразила озабоченность философского сообщества состоянием образования в мире, и в первую очередь его гуманитарной составляющей, т. е. образованием человека как человека [15-20]. Видимо, существующие цивили-зационные и национальные различия в образовании человека не способствуют достижению согласия между народами, их мирному сосуществованию и процветанию. Выявление природы указанных различий, чему посвящена данная статья, будет способствовать поиску путей бесконфликтного существования народов. С этой целью обратимся к истории человечества.

Истоки развития человека

Первые чувства, которые испытывает человек при своем рождении и дальнейшем развитии, есть чувства зависимости и неопределенности. Будучи естественными и базовыми для развития человека, они формируют его основные потребности, желания и интересы. Для безопасного их удовлетворения была создана мораль — система запретов, а позднее право как «образ свободы» (Гегель).

Удовлетворение основных потребностей в каждую историческую эпоху у каждого народа происходило по-разному, в зависимости от природных условий и достигнутого уровня культурного развития. Возникновение схожих способов их удовлетворения началось с возникновением производительной деятельности — труда. «Труд, — как характеризовал его К. Маркс, — есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. <...> Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [6: с. 188-189]. Развитие дремлющих в человеке сил, обретение власти над силами природы говорит о приобретенной человеком способности уменьшать его зависимость от сил природы, т. е. о фактическом обретении им свободы действий. Обретение свободы происходило и в процессе освоения человеком своего жизненного пространства еще на стадии собирательства, определения полезных и вредных для жизни предметов, т. е. в процессе уменьшения неопределенности его жизненного мира. Однако природные различия, свойственные данной территории,

обусловливали различия в содержании и характере деятельности людей, не способствуя сближению их культур.

Одновременно с удовлетворением природных потребностей, с формированием языка, развитием мышления и воображения человек осознавал свою зависимость от сил природы и общества и выражал ее не только словами, но и образами. Следствием этого процесса явились ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм и магия. В дальнейшем человек создал образы богов и других сверхъестественных существ. Посредством отношения к идеальным образам человек идентифицировал себя, стал зависимым от них. Каждый народ придавал им особенные черты. Общим же для всех верований являлась необходимость создания норм отношения к богам - религиозного культа и дальнейшего создания религиозной морали. Если в начале человеческой истории люди верили в неотвратимость судьбы, то с возникновением национальных религий, как считали верующие, они обрели возможность влиять на свою настоящую и будущую жизнь. Таким образом, возникновение религий гармонизировало соотношение зависимости (морали) и свободы (права) на основе религиозных ценностей. В дальнейшей истории человечества противоречивое единство морали и права служило источником развития общественного сознания. Развитие в процессе труда «дремлющих сил» человека стимулировало его к расширению пространства свободы. «Свобода!» — вот лозунг буржуазных революций ХУИ-ХУШ вв. в Европе. Право становится основой создания буржуазных государств в Европе и Америке. Возвышение статуса права привело к падению в общественной жизни роли морали. Реакцией на превосходство права над моралью в XX веке стали социалистические революции в России, Европе, Азии. Однако попытка поставить мораль выше или вровень с правом в новых исторических условиях не выдержала испытания временем. В конце XX века Россия и бывшие европейские социалистические страны фактически отказались от социалистических нравственных идеалов, лишь Китайская Народная Республика, Республика Куба и Боливарианская

Республика Венесуэла отстаивают сегодня социалистические идеалы, ориентированные на гармонию морали и права.

Предпринятый исторический экскурс служит основанием для понимания феномена человека. Ведь все, что есть в мире, создано человеком, его трудом, его талантом, его фантазией и умом. Однако судить о человеке по делам его означает судить о его прошлом, а человек — единственное существо на земле, который живет и будущим. И более верно судить о человеке по задачам, за решение которых он берется, несмотря на существующие преграды. Именно это качество выделял Гете в характеристике человека: «Человеком был я мире, — Это значит — был борцом!» [2: с. 252]. Однако для постановки задач человек должен иметь представление об историческом процессе, чтобы найти себе место в нем, которое определяется не только уровнем развития производительных сил, но и соотношением в обществе морали и права. Именно оно устанавливает степень самостоятельности человека как гражданина. Как известно, в истории действует тенденция возрастания степени самостоятельности работника и гражданина. Однако нас интересует уровень осознанной самостоятельности человека, позволяющей ему влиять на эту закономерность. И изменение этого уровня зависит от качества образования человека. Таким образом, цель образования, в нашем понимании, заключается в обретении человеком осознанной самостоятельности, уровень которой в разных странах будет определяться уровнем культуры, соотношением морали и права.

Роль веры и морали в определении задач образования

В определении задач образования следует принять во внимание уровень религиозности населения. Однако вопреки религиозным заповедям религиозные войны продолжаются и сегодня. Может ли образование повлиять на уровень осознанной самостоятельности верующего человека? Полагаю, может и должно, проясняя соотношение права и морали. По мнению Ф. Ницше, «без заблуждений,

которые лежат в основе моральных допущений, человек остался бы зверем. Теперь же он признал себя чем-то высшим и поставил над собой строгие законы. Поэтому он ненавидит более близкие к зверству ступени.» [9: с. 268]. Мы же ставим мораль выше права как феномен более объективный по сравнению с правом. Субъективность права подтверждается, в частности, наличием различных его определений в истории человечества. Так, согласно Гегелю, «право государства. это свобода в ее самом конкретном образе, подчиненная лишь высшей абсолютной истине мирового духа» [1: с. 95]. В марксизме же право понимается как воля экономически господствующего класса, возведенная в закон. Понятием, объединяющим значение морали и права, является справедливость.

Сегодня мы высказываемся за приоритет общечеловеческой морали над национальной, за гармонизацию морали и права. Избавлению от «моральных заблуждений» может способствовать государственная идеология как арбитр в споре за первенство между моралью и правом. Как отмечает современный исследователь А. В. Жукоцкая, «идеология может. быть средством стабилизации, самоопределения и самоутверждения соответствующего класса или социальной группы» [3: с. 34].

Опыт Китая, использующего идеологию в системе образования, заслуживает серьезного изучения [12: с. 367]. Мы согласны с подходом к определению стратегии развития образования китайскими учеными: «Выбирая стратегию развития образования, необходимо положить в ее основу человека и руководствоваться научным мировоззрением. стимулировать развитие как общества, так и личности» [Там же: с. 45].

В России же, согласно статье 13 Конституции, «признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [5: с. 8]. И, согласно статье 2, человек, его права и свободы признаются высшей ценностью [Там же: с. 4]. Однако в статье 55 говорится о необходимости защиты нравственности [Там же: с. 21]. В статье 59 Конституция обращается к ключевому понятию морали — долгу: «Защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [Там же: с. 22]. Долг — это выражение зависимости человека от мира природы, общества и самого себя. Очевидно, защита Отчества — не единственный долг человека.

Приведенные положения Конституции РФ служат основой для разработки стратегии развития российского образования, которое Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.» [14: с. 3]. Основаниями воспитания закон рассматривает социокультурные, духовно-нравственные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения, осуществляемые в интересах человека, семьи, общества и государства [Там же: с. 3]. В определении образования Закон говорит лишь о способе (форме) его обретения, нам же важно знать и цель (результат) образования, которую мы определяем как обретение человеком осознанной самостоятельности.

В этом же направлении видят развитие образования современные американские исследователи. Так, авторы монографии «Четырехмерное образование» считают: «чтобы наилучшим образом подготовить учащихся к меняющемуся миру, их надо научить универсальности, вдумчивости, самостоятельности и самодостаточности» [13: с. 181]. К. Роджерс и Д. Фрейберг видят задачу учителя в создании условий для «самостоятельного и осмысленного учения..» [11: с. 10]. Марта Нуссбаум отмечает необходимость «научить студентов самостоятельно думать и аргументированно спорить, а не полагаться на общепринятое или авторитетное мнение» [10: с. 69-70]. На наш взгляд, и смысл так называемого свободного обучения заключается в повышении уровня осознанной самостоятельности, достигаемого путем повышения ответственности учащихся за свои действия. Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл — школы свободного воспитания, видит его смысл в том, чтобы ребенок смог «прожить свою собственную жизнь, а не ту, которую выбрали ему беспокойные родители» [8: с. 27].

В XXI веке высшее образование в России переформатировалось по европейскому

образцу, принимая за образец Болонскую систему, но без учета морально-правовых различий. Конфликт между новой формой и традиционным содержанием образования (обучения и воспитания) сохраняется и сегодня. На разрешение этого конфликта ориентирован национальный проект «Образование 2019-2024». В проекте две цели: внешняя — «обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» — и внутренняя — «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций» [7]. От успешности достижения этих целей зависит будущее российского образования.

Касаясь тактики обучения в решении задачи «учиться быть человеком», укажем на одну реальную, но не используемую в высшем образовании возможность. Мы имеем в виду возможность реализации интегрированного подхода (сотрудничества преподавателей разных специальностей) в обучении

и исследовательской деятельности, при выполнении курсовых и дипломных работ студентами. Основаниями его реализации служит уровень методологической и нравственной культуры преподавателей, проявлением заботы о развитии человека учащегося.

Заключение

Реализация отмеченных в статье подходов к обучению позволит сделать жизнь человека более достойной, более счастливой. Как отмечает английский исследователь образования Стефан Коллини, «высшее образование — это общественное благо, а не просто сумма частных выгод, получаемых теми, кому посчастливилось иметь к нему отношение» [4: с. 15]. Поступим так, как советует Ф. Ницше: «вперед по пути мудрости, бодрым шагом и с бодрым доверием! Каков бы ты ни был, служи себе самому источником опыта! Отбрось неудовольствие своим существом, прости себе свое собственное Я: ибо во всяком случае ты имеешь в себе лестницу с тысячью ступенями, по которым ты можешь подыматься к познанию» [9: с. 393].

Литература

1. Гегель Г. В. Ф. Философия права: пер. с нем. М.: Мысль, 1990. 524 с.

2. Гёте И. В. Стихотворения. Фауст: пер. с нем. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. 798 с.

3. Идеология: социальная теория и практика: монография / [А. В. Жукоцкая и др.]; под ред. А. В. Жукоцкой. М.: Социальный проект, 2017. 207 с.

4. Коллини С. Зачем нужны университеты? М.: ВШЭ, 2016. 264 с.

5. Конституция Российской Федерации. М.: Изд. Центральной избирательной комиссии РФ, 2003.

63 с.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / пер. И. И. Скворцова-Степанова. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1978. 908 с.

7. Национальный проект «Образование 2019-2024». URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye (дата обращения: 05.10. 2019).

8. Нилл А. Школа Саммерхилл — воспитание свободой / пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой. Москва: АСТ, 2014. 480 с.

9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. / сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; пер. с нем. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 231-490. (Литературные памятники)

10. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ВШЭ, 2014. 192 с.

11. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.

12. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: сравнительный анализ: [сборник] / Российская акад. образования, Центральная акад. пед. исслед. КНР; [отв. ред. и сост.: Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань]. Москва: [б. и.], 2007. 591 с.

13. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха: пер. с англ. М.: Точка, 2018. 240 с.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» М.: Омега-Л, 2013. 135 с.

15. Хачатрян М. А. Ценности и атрибутивные процессы в социальном познании // Социальная психология и общество. 2014. № 1. С. 84-98.

16. Anderson C. The local-ladder effect: social status and subjective well-being / C. Anderson et al. // Psychological Science. 2012. Vol. 23. № 7. P. 764-771.

17. Global citizenship education. An emerging perspective // Outcome document of the Conference «Technical Consultation on Global Citizenship Education». Paris, UNESCO, 2014. ISBN: 978-89-7094-802-7. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002241/224115E.pdf (date of access: 05.10. 2019).

18. Niehaus E., Williams L. Faculty transformation in curriculum transformation: The role of faculty development in campus internationalization // Innovative Higher Education. 2016. № 41 (1). P. 59-74. DOI: 10.1007/s10755-015-9334-7.

19. Teo P. Teaching for the 21st century: A case for dialogic pedagogy // Learning, Culture and Social Interaction. 2019. Vol. 21. June 2019. P. 170-178. Doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.03.009.

20. Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development. Retrieved URL: https:// sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (date of access: 05.10. 2019).

UDC 316

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.10

THE PROBLEM OF BALANCE BETWEEN MORALITY AND LAW IN HUMAN EDUCATION1

V. M. Kondratyev,

MCU, Moscow, KondratyevVM@mgpu.ru

Theme of the XXIV World philosophical Congress «Learning To Be Human», held in 2018 in Beijing, is interpreted by the author as a task of modern education, to realize which one must answer the questions: what kind of human being to be? how to become one? why learn to be a human being? The consideration of the history of mankind, undertaken by the author, shows the primacy of morality and the secondary nature of law. By nature, man is a moral being, and by training, a legal one.

The author proceeds from the fact that human education occurs not only within the walls of a school or university, but also in society, in the real life world of the person. The main contradiction in the development of modern society is the contradiction between law and morality, the domination of law over morality. One of the consequences of this domination is the incessant interethnic conflicts and wars in the world. The author puts forward a question about the peace-making function of education. The ability to influence social processes is determined by the level of the person's conscious self-determination, which is a goal of education. One of the resources of modern education is the concentration of knowledge and skills of teachers in students' solving the research problems. Thus, the author suggests approaches to solving the problem of «learning to be human».

Keywords: human; personality; socialisation; morality; law; education; conscious self-determination.

For citation: Kondratyev V M. The Problem of Balance between Morality and Law in Human Education // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 4 (32). P. 109-112. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.10.

Kondratyev Viktor Mikhaylovich, PhD in Philosophy, associate professor at the University-wide Department of Philosophy and Social Sciences at the Institute of Humanities Sciences of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: KondratyevVM@mgpu.ru

Introduction The Sources for Human Development

The theme of the forthcoming World Philosophical Congress expresses the concern of the philosophical community about the state of education in the world, and, first of all, its component of humanities, i.e. education of man as a human being [15-20]. It seems that the existing civiliza-tional and national differences in human education are not conducive to the achievement of harmony among peoples, their peaceful coexistence and prosperity. Revealing the nature of these differences, which is the task of the present article, will help to find ways of conflict-free existence of peoples. To this end, let us consider the history of mankind.

The first feelings that a person experiences during his/her birth and further development are feelings of dependence and uncertainty. Being natural and basic for human development, they form his/her basic needs, desires and interests. To safely satisfy them, morality was created as a system of prohibitions, and later the law as an «image of freedom» (Hegel). The satisfaction of basic needs in each historical era for each people took place in different ways, depending on the natural conditions and the achieved level of cultural development. The emergence of similar ways of satisfying them began with the emergence of productive activity, labor. «Labor», as K. Marx characterized it, «is primarily a process taking place between man and nature, a process in which a person mediates, regulates

1 Перевод статьи на английский язык: Л. Б. Вертгейм, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики Новосибирского государственного университета, Новосибирск, Россия.

and controls the substance exchange between him/herself and nature through his/her own activity. <...> By acting through this motion on the external nature and changing it, he/she changes, at the same time, his/her own nature. He/she develops the forces dormant in nature and subordinates the play of these forces to his/her own power» [6: 188-189]. The development of the dormant forces in man, the attainment of power over the forces of nature testifies to the ability acquired by man to reduce his dependence on the forces of nature, that is, this testifies to the actual gaining of the freedom of action. The attainment of freedom took place also in the process of human mastering his/her life space already at the stage of foraging, identification of the useful and harmful objects for life, i. e. in the process of diminishing the uncertainty of his/her life world. However, the natural differences, inherent in a given territory, caused the differences in the content and nature of people's activities, not promoting the convergence of their cultures.

Simultaneously with the satisfaction of natural needs, with the formation of language, the development of thinking and imagination, the human being was becoming aware of his/her dependence on the forces of nature and society and expressed it not only in words but also in images. The consequence of this process was the early forms of religious beliefs: totemism, fetishism, animism and magic. Later, the human being created images of gods and other supernatural beings. Through the relation to the ideal images, the person identified him/herself, became dependent on them. Each people gave them some special features. The common thing for all beliefs was the need to create norms of relation to gods: religious cult and the further creation of religious morality. While in the beginning of human history people believed in the inevitability of fate, later with the emergence of national religions, believers started to think that they have a possibility to influence their present and future lives. Thus, the emergence of religions harmonized the relation between dependence (morality) and freedom (law) on the basis of religious values. In the subsequent history of mankind, the contradictory unity of morality and law served as a source of development of public consciousness. The development of the «dormant

forces» of the human being in the process of labor stimulated him/her to expand the space of freedom. «Freedom!» was the slogan of bourgeois revolutions of the 17th and 18th centuries in Europe. Law becomes the basis for the creation of bourgeois states in Europe and in America. The elevation of the status of law led to diminishing of the role of morality in public life. A reaction to the superiority of law over morality in the twentieth century was the socialist revolutions in Russia, Europe and Asia. However, the attempt to place morality higher or equal with law did not stand the test of time in the new historical conditions. At the end of the 20th century, Russia and the former European socialist countries effectively abandoned the socialist moral ideals; only the People's Republic of China, the Republic of Cuba and the Bolivarian Republic of Venezuela are defending today socialist ideals that are oriented toward the harmony of morality and law.

The journey into the history undertaken by us serves as the basis for understanding the phenomenon of man. After all, everything that is in the world is created by man, his work, his talent, his imagination and his mind. However, to judge the person by his/her deeds means judging his/her past, while the human being is the only being on Earth who is living not just in the present but also in the future. And it is more correct to judge the person by the problems he/she is trying to solve despite the existing obstacles. It was this quality that was highlighted by Goethe in the characterization of man: «I was a man in the world: this means, I was a fighter!» [2: p. 61]. However, in order to formulate problems, the person must have some ideas about the historical process in order to find a place for him/herself in it, which is determined not only by the level of development of the productive forces, but also by the balance between morality and law in the society. It is this balance that determines the degree of self-determination of the person as a citizen. As is known, in history, a tendency is manifested of increasing the degree of self-determination of the worker and citizen. However, we are interested in the level of the person's conscious self-determination, which allows him/her to influence this regularity. And the change in this level depends on the quality of person's education. Thus, the goal of education, in our understanding,

is the person's attainment of conscious self-determination, the level of which in different countries will be determined by the level of culture, the balance between morality and law.

The Role of the Level of Religiousness of the Population in Identifying the Objectives of Education

While identifying the objectives of education, one should take into account the level of religiousness of the population. However, contrary to religious precepts, religious wars continue even today. Can education influence the level of the conscious self-determination of a believer? I think, it can and should, clarifying the balance between law and morality. According to F. Nietzsche, «without the self-deceptions that underlie the moral assumptions, the human being would remain an animal. And now he recognizes himself as somebody supreme and sets strict laws for himself. Therefore, he hates the stages which are closer to beastli-ness...» [9: p. 268]. We put morality above law as a phenomenon more objective in comparison with law. The subjectivity of law is confirmed, in particular, by the presence of its various definitions in the history of mankind. Thus, according to Hegel, «the law of the state... is freedom in its most concrete image, subject only to the highest absolute truth of the world spirit» [1: p. 95]. In Marxism, however, law is understood as the will of the economically dominant class, elevated to the level of legislation. The notion that unites the meaning of morality and law is justice.

Today we speak in favor of the priority of universal morality over national morality, for the harmonization of morality and law [3; 5; 11; 13; 14]. The state ideology can help to get rid of «moral self-deceptions». The experience

of China, which uses ideology in the education system, deserves serious study [12: p. 367]. We agree with the Chinese scientists' approach to defining the development strategy of education: «When choosing a strategy for the development of education, it is necessary to put the human being in its foundation and be guided by the scientific worldview... to stimulate the development of both society and person» [12: p. 45]. Concerning the tactics of teaching in solving the problem of «learning to be human», we point out a possibility that is real but not used in higher education. We have in mind the possibility of implementing an integrated approach (cooperation of teachers of different specialties) in training and research, in the students' carrying out the course and diploma work. The basis for its implementation is the level of methodological and moral culture of teachers, the manifestation of concern for the development of the learning human being [7; 8; 10].

Conclusion

The implementation of the approaches to learning, indicated in our article, will make human life worthier and happier. As the English educational researcher Stefan Collini once noticed «Higher education is not just a sum of private benefits received by those who are lucky enough to be related to it» [4: p. 15].

Let us proceed as Nietzsche advises: «move forward along the path of wisdom, with a cheerful step and cheerful confidence! Whatever you are, serve as a source of experience to yourself! Discard the displeasure with your being, forgive yourself your own Self: because in any case you have in yourself a ladder with a thousand steps, by which you can rise to cognition» [9: p. 393].

References

1. Hegel G. W. F. Philosophy of law. Transl. from German. Moscow: Mysl, 1990. 524 p.

2. Goethe J. W. Selected works. Moscow: Detgiz, 1963. 512 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ideology: social theory and practice. / ed. by A. V Zhukotskoy. Moscow: Sotsialniy proyekt, 2017. 208 p.

4. Collini S. Why do we need universities? Moscow: HSE, 2016. 264 p.

5. Constitution of the Russian Federation. Moscow: Izdaniye tsentralnoy izbiratelnoy komissii RF, 2003. 63 p.

6. Marx K. Capital. Critique of political economy. (Transl. by I. I. Skvortsov-Stepanov.) Vol I. Book. I. The process of production of capital. Moscow, Politizdat, 1978. 908 p.

7. National project «Education» 2019-2024. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye (date of access: 05.10. 2019).

8. Nill А. Summerhill school — education by freedom / tr. by E. N. Gusinsky, Yu. I. Turchaninova. Moscow: AST, 2014. 480 p.

9. Nietzsche F. Human, all too Human. A book for free minds // Nietzsche, F. Essays in 2 volumes, vol. 1. Literary monuments / Preparation, ed., intr. article and notes by K. A. Svasyan; Transl. from German. Moscow: Mysl, 1990. P. 231-490.

10. Nussbaum М. Not for profit: why democracy needs the humanities / tr. by M. Bendet; A. Smirnov: HSE. Moscow: HSE, 2014. 192 p.

11. Rodgers K, Fraiberg D. The freedom to learn. Moscow: Smisl, 2002. 527 p.

12. Russia-China: educational reforms at the turn of XX-XXI centuries: Comparative analysis / Exec. ed. E. N. Borevskaya, V. P. Borisenkov, Zhu Xiaoman. Moscow, 2007. 592 p.

13. Fadel Ch., Byalik М., Trilling B. A Four-dimensional education: competencies needed for success. Moscow: Tochka, 2018. 240 p.

14. Federal law «On Education of the Russian Federation» Moscow: «Omega-L», 2013. 135 p. URL: http://mostinfo.su/286-samye-bolshie-religii-po-chislu-veruyuschih.html (date of access: 05.10. 2019).

15. Khachatryan М. А. Values and Attribution Processes in Social Cognition // Social Psychology and Society. 2014. №1. P. 84-98.

16. Anderson C. The local-ladder effect: social status and subjective well-being / C. Anderson et al. // Psychological Science. 2012. Vol. 23. № 7. P. 764-771.

17. Global citizenship education. An emerging perspective // Outcome document of the Conference «Technical Consultation on Global Citizenship Education». Paris, UNESCO, 2014. ISBN:978-89-7094-802-7. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002241/224115E.pdf (date of access: 05.10. 2019).

18. Niehaus E., Williams L. Faculty transformation in curriculum transformation: The role of faculty development in campus internationalization // Innovative Higher Education. 2016. № 41 (1). P. 59-74. DOI: 10.1007/s10755-015-9334-7.

19. Teo P. Teaching for the 21st century: A case for dialogic pedagogy // Learning, Culture and Social Interaction. 2019. Vol. 21. June 2019. P. 170-178. Doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.03.009.

20. Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development. Retrieved. URL: https:// sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (date of access: 05.10. 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.