Научная статья на тему 'Проблема соотношения духовной культуры и религиозного мировоззрения в философии И. А. Ильина'

Проблема соотношения духовной культуры и религиозного мировоззрения в философии И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / SPIRITUAL CULTURE / SPIRITUAL EXPERIENCE / SCIENTIFIC WORLDVIEW / MORAL RENEWAL / RELIGION / RELIGIOUS WORLDVIEW / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бойко Л.А.

В статье рассматривается вопрос взаимодействия духовной культуры и религии в философском учении И.А. Ильина. Философ уверен в необходимости религиозного отношения к жизни. Он считает, что религия есть первооснова формирования человеческой личности и духовной культуры. И.А. Ильин предлагает свою трактовку религии, раскрывает её сложную структуру, а также рассматривает роль и место религии в системе культуры. Философ убеждён, что духовный опыт личности связан с культурой народа. Делается вывод о том, что нравственное предназначение культуры в возможности духовного обновления человека.The article considers the interaction of spiritual culture and religion in the philosophical teachings of I.A. Ilyin. The philosopher is convinced of the need for a religious attitude to life. He believes that religion is the fundamental basis for the formation of human personality and spiritual culture. I.A. Ilyin offers his interpretation of religion, reveals its complex structure, and considers the role and place of religion in the system of culture. I.A. Ilyin is convinced that the spiritual experience of the individual is connected with the culture of the people. It is concluded that the moral purpose of culture is in the possibility of spiritual renewal of a person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения духовной культуры и религиозного мировоззрения в философии И. А. Ильина»

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА

Л.А. Бойко, канд. филос. наук, доцент Кубанский государственный университет (Росия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10463

Аннотация. В статье рассматривается вопрос взаимодействия духовной культуры и религии в философском учении И.А. Ильина. Философ уверен в необходимости религиозного отношения к жизни. Он считает, что религия есть первооснова формирования человеческой личности и духовной культуры. И.А. Ильин предлагает свою трактовку религии, раскрывает её сложную структуру, а также рассматривает роль и место религии в системе культуры. Философ убеждён, что духовный опыт личности связан с культурой народа. Делается вывод о том, что нравственное предназначение культуры - в возможности духовного обновления человека.

Ключевые слова: духовная культура, духовный опыт, научное мировоззрение, нравственное обновление, религия, религиозное мировоззрение, сознание.

Подчеркивая национальную определенность духовного опыта, русский философ И.А. Ильин утверждал, что сверхнациональная сущность духовной культуры становится конкретной только в национальных рамках, в пределах духовного бытия всего народа. «Философ, подобно поэту, художнику и ученому, подобно политику и пророку, питается - сознательно или бессознательно, volens aut nolens - духовным опытом своего народа. Он имеет родину, т.е. национальную духовную культуру, в которой сложился его индивидуальный дух, с его любимыми и ведущими предметными содержаниями, с его творческим актом, с его жизненными убеждениями; от этой-то духовной культуры питается - и положительно, и отрицательно -его личный опыт и его личное познавательное творчество. Личный духовный опыт философа в глубине своей связан происхождением, подобием и взаимодействием с опытом его родного народа...» [4, с. 57].

Вопрос о религиозном смысле культуры в понимании Ильина тесно связан с проблемой определения самой сущности религиозного мировоззрения [1].

В то же время, создание целостной и систематической концепции философии религии (и соответствующей ей религиозной интерпретации предмета философии)

так и оставалось задачей для русской мысли серебряного века. Одной из самых значительных попыток её решения как раз и являлась философия Ильина. Этот яркий и оригинальный мыслитель всю свою творческую жизнь обращался к религиоведческой проблематике, результатом чего стал его знаменитый двухтомный труд «Аксиомы религиозного опыта» - уникальное произведение, как по глубине исследования проблемы, так и по оригинальности её решения. В этой работе Ильин не только предлагает собственную трактовку понятия религии, но и раскрывает её чрезвычайно сложную структуру [2].

Прежде всего, он указывает на «опытный», мистико-эмпирический характер религиозного мировосприятия: «Религия как человеческое состояние есть, прежде всего, религиозный опыт. Она существует в тех формах, которые присущи самому человеку; иными словами: способ бытия, присущий человеку, передаёт религиозному опыту свои свойства и законы» [2, с. 41].

По словам Ильина, религиозный опыт имеет всецело духовную природу, природу «духовной очевидности». Его основная задача заключается в достижении человеком Божественного совершенства, т.е. максимальной полноты как духовного, так и телесного бытия. «Религиозность, - пи-

шет Ильин, - это, прежде всего, живая и искренняя воля к совершенству, и эта воля должна неизбежно захватить всё существо человека и привести в движение все стороны его души, все сферы его деятельности» [2, с. 97].

По словам Ильина, религия есть «все-жизненная (в смысле охвата жизни) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом» [2, с. 40]. В данном определении раскрывается универсальная природа религиозного миропонимания, истинная задача которого заключается в жизненном самоутверждении человеческой личности в Абсолюте. Характерно, что именно такая трактовка религии является общим мотивом всей русской философии, от А.С. Хомякова до А.Ф. Лосева. Вполне естественно, что отечественные мыслители не стремились противопоставить религиозное и научное мировоззрение, так как понимали, что эти формообразования выражают разные уровни человеческого духа и, следовательно, не могут противоречить друг другу. Религия играет роль жизненного первоисточника духовной культуры общества и существования человека, имея своей целью «субстанциально утвердить его личность в вечности». Поэтому она и не претендует на полноту знания о мире, уступая это право Науке, которая определяет деятельность Разума. В свете этого положения становится понятным, что всякое сравнение науки и религии, их «познавательного совершенства», изначально противоречиво и бессмысленно. Наука, т.е. рациональная форма духа, всегда будет иметь гносеологическое «преимущество» над религией. Однако, это вовсе не говорит о какой-то ущербности, отсталости последней. Напротив, именно факт существования религии, как абсолютного начала самой жизни человека (её онтологического «корня»), только и делает возможным развитие всех относительных форм духовной деятельности, в том числе и научно-познавательной.

Ильин справедливо подчёркивает, что отрыв духовной культуры от своих жизненно-религиозных корней имеет разру-

шительный характер [3]. Он опустошает творчество человека. Примером такого разделения культуры на церковные и светские формы служит процесс секуляризации современного христианского человечества. Путь выхода из этого исторического тупика русский мыслитель видит только в обращении человека к духовному опыту религиозного бытия. Этот опыт должен быть хорошо осознан, адекватно интерпретирован и свободно принят.

Вопрос о взаимодействии духовной культуры и религии у Ильина тесно связан с другим, не менее важным как для его учения, так и для всей современной ему общественной мысли, вопросом об отношении философии к науке. Русский мыслитель не даёт на него однозначного ответа. Для Ильина, философия - это наука в том смысле, что она основана на предметном опыте и глубоко связана с логическим постижением жизни. Несомненно для него и то, что если философия является наукой, то это весьма специфическая наука, требующая от философа духовно-религиозного и нравственного опыта и интеллектуальной ответственности за результаты своих исследований.

Ильин полагает, что в основе культуры лежит систематическая практика духовного и нравственного опыта. Но с другой стороны, он отмечает, что истинная философия духа может возникнуть только у народа со зрелым духовным опытом. Так, для появления учения о добре необходимо, чтобы общенародная нравственность выработала в себе устойчивый уровень не только порока, но и добродетели. Он утверждает, что при низком уровне добродетели и нравственности у народа невозможно возникновение и развитие учения о добре и зле. Однако это не значит, что для такого народа закрыто философское познание. Как справедливо отмечает И.Н. Смирнов, «саму возможность философского познания И.А. Ильин не отделяет, а напротив, тесно увязывает с потребностью человека в духовном обновлении и возрождении» [5, с. 13].

В этом и заключается нравственное предназначение культуры: она даёт возможность человеку углубиться в свою ду-

ховность, пережить очищение души и ским постулатом мыслителя, выразившего встать на путь духовного обновления (ос- в нём реалистический и универсалистский новная идея православной антропологии). характер русского духа и русской культу-С точки зрения Ильина, философский ры: «...сначала - быть, потом действовать опыт дается только через самоотождеств- и лишь затем из осуществленного бытия и ление познающего духа с предметом, по- из ответственного, а может быть, и опас-этому он онтологичен во всех своих про- ного, и даже мучительного желания - фи-явлениях. Такой безусловный онтологизм лософствовать» [3, с. 505-506]. был определен основным мировоззренче-

Библиографический список

1. Бойко Л.А. Идея гегелевской методологии в осмыслении И.А. Ильина: Диалектика интуитивно-феноменологического и спекулятивного моментов философствования // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - №5 (42). - С. 2-6.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М., 1993.

3. Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. - М., 1994. - С. 381-560.

4. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923 // Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. - М., 1994. - С. 15-88.

5. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М., 1993. - С. 3-23.

THE PROBLEM OF CORRELATION OF SPIRITUAL CULTURE AND RELIGIOUS WORLDVIEW IN THE PHILOSOPHY OF I.A. ILYIN

L.A. Boyko, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers the interaction of spiritual culture and religion in the philosophical teachings of I.A. Ilyin. The philosopher is convinced of the need for a religious attitude to life. He believes that religion is the fundamental basis for the formation of human personality and spiritual culture. I.A. Ilyin offers his interpretation of religion, reveals its complex structure, and considers the role and place of religion in the system of culture. I.A. Ilyin is convinced that the spiritual experience of the individual is connected with the culture of the people. It is concluded that the moral purpose of culture is in the possibility of spiritual renewal of a person.

Keywords: spiritual culture, spiritual experience, scientific worldview, moral renewal, religion, religious worldview, consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.