Научная статья на тему 'Проблема соотношения добра и зла в истории философии (средневековье)'

Проблема соотношения добра и зла в истории философии (средневековье) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1977
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДОБРО / ЗЛО / СУЩЕЕ / ДОЛЖНОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атмурзаева Ф.И.

Статья посвящена проблеме соотношения добра и зла в истории философии. Описан процесс формирования диалектики добра и зла. Охвачен период средневековья, период христианской этики добра и зла. В статье акцентируется внимание на разрыве между должным и сущим. Это и вызывает необходимость теоретического осмысления человеческих взаимоотношений, отношений между властью и народом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения добра и зла в истории философии (средневековье)»

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (СРЕДНЕВЕКОВЬЕ)

© Атмурзаева Ф.И.*

Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик

Статья посвящена проблеме соотношения добра и зла в истории философии. Описан процесс формирования диалектики добра и зла. Охвачен период средневековья, период христианской этики добра и зла. В статье акцентируется внимание на разрыве между должным и сущим.

Это и вызывает необходимость теоретического осмысления человеческих взаимоотношений, отношений между властью и народом.

Ключевые слова этика, мораль, нравственность, добро, зло, сущее, должное.

Во всех культурах, у всех народов мира, во всех религиях, проблема соотношения добра и зла являлась и сегодня, продолжает оставаться одной из важнейших проблем. Как бы человечеству, в целом, не хотелось бы исключить зло из практики, бытие таково, что в жизни каждого человеческого поколения с неизбежностью присутствует зло в разнообразных своих проявлениях. Более того, ценность добра тем значимее, чем острее и ощутимее проявления зла.

Важность для философии проблема соотношения добра и зла связана с тем, что часто, или всегда, мы сталкиваемся с разрывом между сущим и должным; между идеалом и реальностью; между общим и единичным; между абсолютным и относительным; между объективным и субъективным; между ожиданиями и разочарованиями.

Добро - это одна из базовых категорий в философии, этике. Добро -высшая ценность в человеческой культуре, во всех мировых религиях. Отсутствие добра приводит к дегуманизации, деградации и деиндивидуализации. Можно сказать, что добро - одна из первичных, жизненно важных потребностей человека и общества, отсутствие которого приводит к необратимым трагическим последствиям государства, общества и человека.

Зло - это антитеза добра, реальное в противоположность идеальному, сущее в противоположность должному, разочарование взамен ожидаемому, антигуманное в противоположность гуманизму, человечности.

Добро и зло выступают фундаментальными категориями в анализе человеческого общества, государства, больших и малых групп, семьи и конкретного человека. Тем большую актуальность соотношение добра и зла получает в пороговые периоды, в периоды трансформации, когда происхо-

* Профессор кафедры Истории, философии и права, доктор философских наук.

Этика, эстетика, логика

9

дит резкая смена устоявшихся, привычных ценностей и возникают или внедряются в сознание новые ценности, что чревато дезориентацией в понимании добра и зла, разрыв в объективном понимании философских, этических категорий с субъективным истолкованием и трансляцией их.

В данной статье мы остановимся на диалектике добра и зла в средневековую эпоху, которая непосредственно связана с христианской этикой.

Предтечей христианской этики, как известно, является иудейская этика, выраженная через пророка Моисея, получившие отражение в пяти книгах Ветхого Завета, в Торе (XIV в. до н.э.). Морально'-нравственные принципы иудаизма направлены, в первую очередь, к евреям, и, только к ним.

Новозаветное христианство, возникшее в I в. н.э., преодолев узость ветхозаветного, обратилось ко всем народам, к человечеству, чем и способствовало распространению новой религии по всему миру и приобщению к его идеалам огромного количества людей.

Одним из ярких отличительных признаков христианства, проповедуемого Христом, от иудаизма является отказ от принципа талиона, заимствованного иудеями из первобытного обычая кровной мести, который гласит: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24, 19-20).

В Библии дается описание идеального общества, и вместо принципа равного возмездия за содеянное, выдвигается принцип любви к врагам, выраженный в формуле: «Подставь вторую щеку, если тебя ударили по одной, пройди две мили, если тебя заставили пройти одну...». Это положение есть идеализированное представление о возможности победить зло не злом же, а сокрушить его величием и мощью добра. Пожалуй, именно этот пункт является на сегодняшний день камнем преткновения в среде последователей христианской ортодоксальной религии. И именно следование данному положению, или отказ от него и станет тем испытанием, которое уготовлено всем тем народам и государствам, которые считают себя приверженцами ортодоксального христианства.

Зло, обозначенное в христианстве термином дьявол, в противоположность добру, Богу, испытывает на прочность, искушает верующих нарушить формулу добра, вернуть их сознание к дохристианскому, более того, первобытному состоянию, отрицательно относясь к главному принципу - принципу непротивления злу насилием. Зло порождает только зло и только любовь, любовь к Богу, а через эту любовь, любовь к каждому способно преодолеть все препятствия и трудности, возникающие на пути совершенствования и развития. «Если я не имею любви, - то я - ничто», говорит апостол Павел.

Зло пытается установить и увековечить свое царство на земле. Главными орудием зла, в реализации своей цели являются обман, искушение и соблазн. Принявшим его идеи, дьявол, обещает земные блага, власть и всемо-

10

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

гущество, которые, впоследствии, оборачиваются нестерпимыми адскими муками. В Библии зло представлено неоднозначно. Дьявол, противоречив, и, совершая омерзительные поступки, способствует воспитанию твердости духа и, в конечном итоге, утверждению добра.

Не менее важной является понимание взаимоотношений христианской церкви, отстаивающей идеи добра и государства, которое рассматривалось в первоначальном христианстве, как порождение дьявола (II в. н.э.). Один из известных раннехристианских теологов того времени, Тертуллиан, особенно сильно протестовал против сближения церкви и государства, сближения добра и зла.

Аврелий Августин (IV-V вв. н.э.) внес существенный вклад в понимание проблемы соотношения добра и зла в работе «Исповеди». В противоположность манихейской трактовке соотношения добра и зла как двух независимых субстанций, определяемых двумя душами, находящимися в человеке и борющихся между собой, Августин Блаженный утверждает и обосновывает монистическое понимание данной проблемы. Зло, в понимании Августина это уменьшение добра, это нравственный грех, это преступление против собственной совести и преступление против других людей.

Проблема свободы выбора в философии Августина является одним из важнейших и определяющих все последующее развитие западноевропейской общественной мысли. Он согласен с Аристотелем, который говорил о том, как трудно быть добродетельным, намного легче совершать дурные поступки, но в любом случае выбор поступка остается за самим человеком. Человек способен быть либо добродетельным, либо порочным и нести ответственность за свой моральный выбор, утверждает Августин в своем философском трактате. Добро - это « полет доброй души», а зло - это «порочность - болезнь, безобразие и слабость». Добро подчиняется разуму, тогда как зло - страстям. Подобного плана моральная оценка призвана была стимулировать в обществе стремление к благому и вызывать негативное отношение к дурному и злому.

Благо или добро абсолютно, так как Бог абсолютен. Человек как существо тварное и социальное несет ответственность за уменьшение добра, за зло. Наделенный волей человек направляет свое сознание либо на достижение добра, либо на совершение зла. Личностью является лишь тот, кто осознанно выбирает добро и отказывается от зла, тот, кто владеет своим телом и душой.

Проблема соотношения добра и государства в историософии Августина раскрыта в книге «О граде божьем», где мы находим ответ на важный вопрос на злобу дня: «Нужно ли подчиняться, безусловно, всем тем законам, которые существуют в обществе?». Если да, то, как это положение соотносится с правом морального выбора, а если нет, то с монистическим пониманием проблемы добра, с понятием Абсолюта.

Этика, эстетика, логика

11

Соблюдение законов государства, если эти законы не противоречат нормам нравственности - есть благо или добро, таков вердикт Августина.

Человек должен вести неустанную борьбу со своими внутренними и внешними пороками. Непреодоленные внутренние пороки проявляются во вне, в поступки и отравляют жизнь не только себе теперь, но и другим, обществу. Государство, общество может бороться с проявлениями зла только в том случае, если оно само совершенно и благостно. Законы, по которым вершится правосудие, несовершенны, а, следовательно, государство не может претендовать на свершение справедливого суда.

В то же время видимое несовершенство, зло или уменьшенное добро, в конечном счете, оборачивается добром, является необходимой ступенью к добру, внешнее несовершенство это часть мировой гармонии и показатель абсолютного добра, принципиальной благости всего сущего, данного нам Богом-творцом. «Град земной», таким образом, несовершенен и долог путь к «Граду Божьему», добродетельному и совершенному.

Если Августин был представителем патристики, то Фома Аквинский представлял период расцвета средневековой схоластики (XIII в. н.э.). Основной постулат этики Фомы Аквинского звучит так: «Надлежит стремиться к благу и совершать благое, зло же надлежит избегать». Человек, в отличие от животного обладает интеллектом и свободной волей. Аквинский провозглашает приоритет интеллекта над волей, так как воля с необходимостью следует за интеллектом и представляет ему то, или иное сущее как добро. Над интеллектом возвышается божественная благодать, совершенствующая человеческую природу, что не исключает свободы морального выбора человека. Если даже сделан неверный выбор, то Бог в состоянии обернуть зло во благо.

Бог есть не только первопричина всех вещей, но их и конечная цель. Созерцание Бога есть конечная цель моральных человеческих действий. Уклонение от этой цели и есть зло.

Фома Аквинский, как и Аврелий Августин рассматривает зло как ущербность добра, как просто небытие, а не как самостоятельную сущность. Таким образом, понятие зла выводится из понятия добра, как единство противоположностей. Так же верен и другой тезис: «Добро является субъектом зла». Добро сущностно, от Бога, зло же - небытие, исходящее из несовершенства морального субъекта. Зло, в подобном представлении - это несовершенное добро или другая крайность добра. Именно степени совершенств добра и дают возможность установления гармонии на фоне их сосуществования и сравнения. Но выбор Фома Аквинский оставляет человеку, обладающему интеллектуально-познавательными способностями, знающему, что есть добро и зло.

Таким образом, самые общие морально-нравственные представления общества на протяжении веков, начиная с древних времен, нашли отраже-

12

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ние в таких категориях как добро и зло. Тем более актуальна данная проблема в наши дни, когда остро ощущается нехватка добра и преобладание зла. Часто под личиной добра, творит свои страшные дела зло. Человечество дезориентировано под влиянием средств массовой информации, манипулирования общественным сознанием, пропагандой, обсуживающей узкокорпоративные интересы тех или иных групп общества, а не из соображения блага для всех. Тем актуальнее вновь обратить свой взор на мыслителей прошлого, с тем, чтобы восстановить правильное понимание философских, этических категорий и верно следовать истинно человеческому и вечному, а не наносному и временному.

Список литературы:

1. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий; пер. с лат. М.Е. Сергиенко. - М.: Канкон +, Реабилитация, 2000. - 463 с.

2. Клаудио Морескини. История патриотической философии. - М.: «Греко -латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 2011. - 864 с.

3. Форлендер К. История философии. Античность. Средние века. - М.: Либроком, 2011. - 282 с.

НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ:

ПРОБЛЕМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

© Зубарева А.В.*

Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

Статья посвящена проблемам, связанным с эстетическим восприятием в современном концептуальном искусстве. Рассматривается метаморфоза смыслообразования в искусстве, когда критерием оценки художественного произведения становится не удовольствие, а способность распознать «концепцию».

Ключевые слова искусство, мимесис, постмодерн, концептуальное искусство, эстетика, эстетическое чувство.

«Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил» [1]. Так начинается сказка Ганса-Христиана Андерсена «Новое платье короля». В город, где жил король, приехали обманщики и предложили сшить платье из чудесной материи, подобной которой нет нигде, и которая обладает волшебным свойством - её

Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.