Научная статья на тему 'Проблема сохранения и развития народного танца в ХХI веке'

Проблема сохранения и развития народного танца в ХХI веке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1681
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЯ / НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимофеевская Мария Анатольевна

Статья посвящена проблеме сохранения и развития народного танца в современных условиях. Подробно рассматриваются различные виды проблем, которые возникают в процессе сохранения народных танцев, анализируется развитие этого вида фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема сохранения и развития народного танца в ХХI веке»

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА В ХХ1 ВЕКЕ Тимофеевская М.А.

Тимофеевская Мария Анатольевна - магистр, кафедра хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена проблеме сохранения и развития народного танца в современных условиях. Подробно рассматриваются различные виды проблем, которые возникают в процессе сохранения народных танцев, анализируется развитие этого вида фольклора.

Ключевые слова: танец, хореография, народно-сценический танец, танцевальное искусство, танцевальная культура.

УДК 37.1174

Народный танец представляет с собой систему культурных ценностей в окружении общества, которое включает в себя традиции, обычаи, артефакты, различную литературу и конечно музыку и танец. В связи с усилением глобализации в современном мире появилась опасность унификации культуры. Утрата культурной, этнической, гражданской самоидентификации может нанести удар по подрастающему поколению. В этих условиях особенно заметна стала проблема сохранения и развития народного танца. Н.А. Стручкова отмечала, что «при новых условиях всеобщей интеграции в процессе формирования этнического сознания решающее значение приобретает ряд компонентов национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство» [5]. Не секрет, что танец несет в себе огромное значение для культуры и общества. Известная артистка балета Ленинградского Малого театра, балетовед и сценарист Наталья Евгеньевна Шереметьевская отмечала, что «хореографическое искусство -важная часть национальной культуры народа. И от того, какое место в ней занимают шедевры, созданные мастерами прошлого, во многом зависят пути её развития не только сегодня, но и завтра» [4].

В XXI веке особенно остро встала проблема освоения русского народного танца в контексте системы хореографической деятельности. Особое внимание дня уделяется традиционности, но, как мне кажется, необходимо понимать это понятие шире, не просто как слепое следование старым канонам, а рассматривать его в развитии, уделяя внимание трансформации традиций. Связано это с тем, что «танцевальное искусство не представляет собой что-то неизменное. В живом процессе творчества содержание и формы народных танцев видоизменяются, отражают сдвиги, происходящие в исторической, социальной, бытовой и культурной жизни народа» [1]. Современные исследователи прослеживают развитие народных танцев начиная с дохристианской Руси и заканчивая советским периодом, когда активно развивались ансамбли самодеятельности. На сегодняшний день процесс развития различных народных танцев также не остановился, однако, в вопросах их сохранения остается достаточно много трудностей.

В процессе сохранения народного танца, как мне кажется, можно выделить целый ряд проблем. Во-первых, это сокращение носителей танцевальной культуры, причем в первую очередь в сельской местности. Если в городах, в большинстве своем, имеются танцевальные коллективы, исполняющие народные танцы и таким образом сохраняющие традиции, то в деревнях носителями народных танцев было уходящее поколение. А молодежь лишь в редких случаях перенимает эти знания. Кроме этого, большое влияние на народные танцы оказывает «воздействие

городской (преимущественно профессиональной) субкультуры и массовой культуры, все более мощное по мере развития национальных отношений. Вследствие этого традиционный танец теряет позиции преобладания и приобретает новые ходы и рисунки» [2]. Еще одной важной проблемой в процессе сохранения народного танца уже в среде профессионалов являются неполнота или отсутствие знаний о том или ином виде танца. Например, неточности в вопросах постановки хореографии или внешнего сопровождения танца - костюмов, музыки, предназначения танца и др. Е.Н. Попова в своей статье «Проблема сохранения и развития национальных историко-культурных традиций в народно-сценическом танце» говорит еще об одной важной проблеме - «за последние десятилетия в хореографическом искусстве нашей страны наметились новые пути развития. Значительные изменения в общей социально -общественной структуре повлекли за собой дифференциацию во вкусах, симпатиях и оценках явлений хореографического искусства, большая часть молодого поколения потянулась к современному танцу, его многообразным направлениям, руководители танцевальных коллективов отдают дань модным веяниям» [3].

Эти и другие проблемы в большой степени влияют на сохранение народных танцев для будущих поколений и на них необходимо обращать пристальное внимание как ученым и исследователям, так и хореографам, и руководителям хореографических коллективов.

Список литературы

1. Балет, 1997. № 5.

2. Ишкин Б.С. Проблемы сохранения традиционной русской танцевальной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2006. № 2 (10). С. 84-100.

3. Попова Е.Н. Проблема сохранения и развития национальных историко-культурных традиций в народно-сценическом танце // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы V Всероссийской научно -практической конференции. Под редакцией С.В. Соловьевой, 2017. С. 480 -486.

4. Шереметьевская Н.Е. Советский балет, 1984. № 3. С. 24.

5. Стручкова Н.А. Использование историко-этнографических данных в постановке якутских народных танцев // Культурология традиционных сообществ. Омск, 2002. С. 153-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.