Научная статья на тему 'Проблема события в произведениях английских поэтов Первой мировой войны'

Проблема события в произведениях английских поэтов Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблема события / Первая мировая война / «окопные поэты» / рецептивная эстетика / кульминация жанров / проблема події / Перша світова війна / «окопні поети» / рецептивна естетика / кульмінація жанрів

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Р. В. Камышников

В статье показаны отношение английских «окопных поэтов» к трагическому событию – Первой мировой войне – и реакция читателей на их произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Проблема події у творах англійських поетів Першої світової війни

У статті показано відношення англійських «окопних поетів» до трагічної події – Першої світової війни – і реакція читачів на їх твори.

Текст научной работы на тему «Проблема события в произведениях английских поэтов Первой мировой войны»

УДК 821.111 (82-1)+94(4)«1914/19»

Р. В. Камышников,

старший преподаватель кафедры практики романских и германских языков Севастопольского национального технического университета, член специализированного ученого совета Гуманитарного факультеа Севастопольского национального технического университета

Проблема события в произведениях английских поэтов Первой мировой войны

Статья посвящена исследованию проблемы события, которым выступает Первая мировая война, в поэзии английских авторов 1914-1919 гг.

Исследования в данной области представляют важную и актуальную задачу, целью которой является получение всеобъемлющего представления об английской «поэзии траншей» и понимание проблемы, повлекшей за собой большое количество тех социальных аспектов, которые сами по себе являлись движущими факторами при создании поэтами своих произведений. Изучение теоретического материала, относящегося к данному вопросу, показывает, что исследования в этой области нередко носят частный и ограниченный характер, что обусловливает актуальность работы.

Объектом исследования данной статьи являются произведения английских поэтов-участников Первой мировой войны. Предметом исследования выступает проблема события, выраженная в поэзии английских авторов указанного периода.

Как известно, Первая мировая война повлекла за собой прекращение традиции военной героики в литературе всей Западной Европы. Объявление войны в августе 1914 года всё ещё сопровождалось всеобщим энтузиазмом, приветствовалось торжественными стихами и статьями, которые в общей своей массе были оптимистичны и провозглашали всеобщее, как казалось, желание рваться в бой, ненавидеть врага и даже принести себя в жертву в случае необходимости. Неприятель был представлен в образе монстра, животного, которое находится на порядок ниже в своём развитии по сравнению с нормальными людьми. Зверские

расправы над мирным населением и военнопленными смаковали и приукрашивали на страницах всех крупных газетных изданий, надеясь вызвать гнев и ненависть общественности и тем самым укрепить боевой дух на передовой и в тылу.

Большая роль при этом отводилась поэзии, поскольку многие верили, что солдат и поэт должны были сочетаться в одном и том же человеке, и человек этот должен был своими словами призывать к героизму и демонстрировать его личным примером. Война воспринималась как весть о грядущей великой эпохе, требующая обновления общества и перерождения человека, и весть эта активно прививалась широкой правительственной пропагандой. Правительство грамотно воспользовалось ситуацией - ведь с началом Первой мировой войны население Великобритании почувствовало всеобщую растерянность, люди столкнулись с ужасами войны и всеобщим хаосом лицом к лицу, и немногие знали, как себя вести в такой ситуации.

Но с течением затяжных и бескомпромиссных боевых действий страну захлёстывает волна всеобщего неодобрения. Поводов для героических порывов в художественной литературе практически не остаётся. Тяжесть потерь подорвала военно-патриотический дух и, в конечном счёте, привела к развенчанию мифа о героизме страшной войны. Появление терминов «окопный поэт» и «поэзия траншей» точно отражает проблему события, в частности, ужасы первого серьёзного фронтового опыта и страх перед неотвратимостью смерти.

Резкий контраст между представлениями о войне, которые насаждались правительственными пропагандистами с целью привлечения добровольцев в действующую армию, и жестокой реальностью по обе стороны фронта сыграл значительную роль в формировании поэтических произведений того времени.

События Первой мировой войны определили судьбу и основную проблематику творчества поколения «окопных поэтов». Зигфрид Сассун, Уилфред Оуэн, Руперт Брук и другие участники военных действий на собственном опыте познали тяжесть войны и лживость империалистической пропаганды. Лучшие представители поколения «поэтов траншей» сделали содержанием поэзии реальную действительность без прикрас, во всей её трагической реальности. Логичным ходом с их стороны было сделать главным героем участника войны, солдата или офицера, на собственном опыте столкнувшегося с тяготами и лишениями.

З. Сассун и У. Оуэн воспринимали солдат в качестве жертв войны. Такое восприятие привело к тому, что дар слова и поэтическое мастерство отошли на второй план, уступив место общему состраданию. Поэты могли его выражать публично, поскольку они были ораторами и глашатаями мнения общественности. Проблема события была сполна прочувствована их тонкими натурами, и первое впечатление лишь ухудшалось по мере того, как они накапливали личный отрицательный опыт. Война наложила вето на право поэта фантазировать и приукрашивать свои произведения. Казалось, что страшное историческое событие, заставившее поэтов засвидетельствовать агонию всей реальности привычной жизни, ограничило их вдохновение.

Не менее важным является восприятие широкой публикой творчества поэтов, принимавших участие в боевых действиях. Развенчание мифа и ознакомление с личным опытом военных поэтов вызвало серьёзный общественный резонанс. Следует отметить, что вместе с отличием произведений, созданных в самом начале войны, от произведений, написанных уже в середине 1915 года, прослеживаются отличия и в восприятии этих произведений.

Таким образом, подходящими инструментами анализа проблемы события с точки зрения восприятия общественными массами в стране поэтов представляются методы рецептивной эстетики. При этом в первую очередь следует понять, что содержание произведений в разных рецептивных группах и в разные эпохи не является одинаковым, поскольку многое зависит как от индивидуально-эмоциональных и психологических особенностей реципиентов, так и от эпохи и исторической ситуации. Национальная культура, сквозь призму которой осуществляется рецепция, также оказывает большое влияние. В конкретном случае можно утверждать, что художественная рецепция обуславливается социально-историческими предпосылками, а художественное восприятие рассматривают как взаимоотношение реципиента и произведения искусства.

Субъективное восприятие поэзии каждым человеком определено его индивидуальными параметрами, а именно, памятью, фантазией, запасом художественных впечатлений, культурным опытом. Подготовленность реципиента к восприятию зависит от его личных переживаний и знаний, полученных из книг и других произведений искусства. Восприятию произведений постоянно сопутствуют такие явления, как неподготовленность публики, отсутствие художественного вкуса и способности к сопереживанию.

Именно они обусловили чёткое восприятие проблемы события, представленной в произведениях «окопных поэтов».

С точки зрения современных исследований поэтических произведений в условиях развития теории коммуникации стихотворения представляются не в виде замкнутой структуры, но воспринимаются сквозь призму рецептивной эстетики в отдельно взятых исторических реалиях. Художественное общение подразумевает совместное участие писателя и читателя, автора и реципиента. Так, проблема события определяется не только благодаря жизненному опыту поэта, представленному в его работах, но и благодаря опыту читателей, которые по-разному воспринимают одну и ту же поэзию.

Каждый поэт времён Первой мировой войны по-разному воспринял проблему этого грандиозного и поражающего своими трагическими масштабами события. В частности, Зигфрид Сассун (1886-1967) ушел на фронт добровольцем, поддавшись патриотическому долгу, но не уловкам пропаганды. Поэт начал писать о буднях фронтовой жизни, изображая конкретные действия и побуждая читателя все больше проникать в сущность войны и понимать её. Основная проблема события для него заключалась в бессмысленном и чудовищном истреблении. Для яркой демонстрации широким массам собственного видения проблемы З. Сассун изменил собственный поэтический язык, в котором мало что осталось от пейзажной лирики, которой автор увлекался в довоенный период творчества. Он ввёл в язык поэзии просторечную лексику, нашёл в нём место для разговорной интонации и жаргонизмов. Поэт показал грязь, кровь, гибель солдат, объединил сострадание и ненависть в единое чувство, которое можно передать лишь языком поэзии, но не традиционным и привычным, а новым, усиленным дополнительными средствами, органично вписывающимися в контекст и одновременно понятными всем слоям населения.

Антивоенная тема в качестве протеста событию, в котором приходится поневоле принимать участие, стала основной в поэзии Уилфреда Оуэна (1893-1918). Поэт считал, что в период таких социальных потрясений, как Первая мировая война, поэзия должна служить сугубо гражданским целям, и следовал этому постулату. У. Оуэн осуждал бесчеловечность войны, в его стихах неприкрыто сквозят гнев и боль, являющиеся естественной реакцией на имевшие место жестокие события (лучшим образцом может служить стихотворение «Гимн во славу обреченной молодежи»). Безысходная трагедия является основной темой таких его поэтических

произведений о войне, как «Часовой», «Письмо» и «Случайность». Как отмечают некоторые английские критики ХХ века, в частности, Джон Марри, в основе произведений поэта были изначально заложены правдивость и гуманизм [4, с. 425].

В своих произведениях Руперт Брук (1887-1915) пытался передать присущие новому времени мироощущения в старых формах, которые получили название «матрицы романтизма». Весной 1915 г. проблема события чётко была отображена благодаря кульминации высоких поэтических жанров. Газета «Таймс» опубликовала стихотворения двух «окопных поэтов» - «В бою» Джулиана Гренфелла (1888-1915) и «Солдат» Р. Брука. Стихотворение Дж. Гренфелла было опубликовано в день его гибели. Проблема события в нём пересекается с проблемой события англобурской войны. Автор многократно усиливает призыв английского поэта сэра Генри Джона Ньюболта, звучавший в самом начале ХХ века: «Играй в игру!» Решение проблемы предлагается автором посредством участия в ритуально-игровом прославлении войны. С его точки зрения, продолжать эту древнюю традицию должен каждый поэт. Боевой порыв рассматривается в качестве проявления универсальной природной энергии. Вершиной человеческой судьбы представляется смерть на поле боя: «Тот мёртв, кто не сражается. Кто умер, сражаясь, тот восстал» [3, с. 235].

Противопоставляется предыдущему произведению сонет Р. Брука. На смену праздничному ритуалу «В бою» приходит погребальный ритуал «Солдата». Лирическим героем трагического события является поэт, воин и оратор в одном лице. Поэт форсирует эпитеты, нагнетает глагольные формы. Поэт предполагает свою смерть и устами героя произносит надгробную речь самому себе. Событие для него представляется фатальным, его проблема решится, но уже другим поколением солдат, которые приходят на смену убитым и умершим от ран. Рыцарский жест Р. Брука, успевшего до своей смерти воспеть её жертвенный смысл, повлёк за собой ритуальные мероприятия. Через неделю после публикации стихотворения «Если я умру» пришла весть о гибели поэта. Настоятель собора святого Павла процитировал сонет в пасхальной проповеди. О поэте, герое, мученике был создан миф. Некролог был написан самим Уинстоном Черчиллем и опубликован в «Таймс»: «Радостный, бесстрашный, разносторонне талантливый, глубоко образованный, являющий классическую симметрию духа и тела, ведомый к ... высокой цели, он воплощал в себе все, что должно быть в одном из благороднейших сынов Англии» [3, с. 244].

В сознании каждого британца Р. Брук долго олицетворял эпоху славы. Его памяти посвящали панегирики и оды (в частности, Френсис Ледвидж, «Облака, передайте ему, что Англия помнит о нем»). Однако именно автору «Солдата» довелось поставить точку в трехвековой истории английской героико-патриотической поэзии [3, с. 248].

Проблема события влекла за собой естественные вопросы, которые на третий год военных действий стали походить на обвинение властей. З. Сассун был «первопроходцем». За ним последовали У. Оуэн и многие другие поэты. Их стихи о войне превратились в произведения, направленные против войны. Само событие больше их не интересовало так, как раньше. Поэты-солдаты не могут оторваться от зрелища мертвых тел. Ужасы войны передаются читателям во всей своей неприкрытой мерзости.

В стихах об отравлении газом У. Оуэн резко выражает свою точку зрения и заканчивает яростной критикой одической формулы славы и воинского долга. Проблема заключается в том, что торжественные проповеди о служении государству чреваты смертью. Поколение читателей сливается с авторами разоблачающих стихотворений и поэм в едином порыве противостояния бессмысленности и всем тёмным сторонам войны.

З. Сассун сравнивает свою миссию поэта с ракетами, призванными осветить тьму. Против традиционной риторики солдаты-поэты использовали перечни страшных фактов, риторику, проникнутую сарказмом. Используя сильные поэтические средства, окопные поэты внушали народу, что старые «значительные» вещи и «возвышенные» понятия потеряли свой смысл, как только началась война.

Принявший в 1915 году британское подданство американский писатель Генри Джеймс (1843-1916) в том же году отмечал, что «война истощила слова, они износились и ослабли» [1, с. 298].

Столкнувшись с проблемой события напрямую и прочувствовав на себе все негативные стороны окопной жизни, солдаты-поэты считали своим долгом «лечить» слова лекарством по имени «правда» [2, с. 175]. У. Оуэн говорил, что правда стоит по другую сторону от героических жанров, которые никак не могли помочь в решении проблемы передачи истинной информации о положении дел на фронте. Труп солдата стал негласным символом проблемы события войны и фигурировал во многих произведениях участников сражений.

Проблема события Первой мировой войны решается двумя типами поэтов-фронтовиков. Первый тип предлагает героизировать свои произведения и не отклоняться от многовековых образцов рыцарской литературы. Второй тип авторов предлагает раскрыть всем читателям глаза на настоящую проблему и прагматично бороться с бесчеловечностью и жестокостью не только врага, но и собственных правителей общими усилиями. С точки зрения рецептивной эстетики следует отметить, что каждое поколение читателей выберет свой тип авторов и остановится на тех произведениях, которые им ближе по духу. В рамках дальнейших исследований представляется возможным рассмотреть определённое поколение читателей и их восприятие поэтических произведений английских «окопных поэтов» Первой мировой войны.

Литература

1. Дьяконова Н.Я. Хрестоматия по английской литературе для студентов по специальности «Иностранные языки» / Н.Я. Дьяконова, Т.А. Амелина. - М. : Просвещение, 1978. - 348 с.

2. Тамарченко Н.Д. Хрестоматия для студентов филологических факультетов / Н.Д. Тамарченко. - М. : РГГУ, 1999. -286 с.

3. Gille Ch. Movements in English Literature.1900-1940 / Ch. Gille. - Cambridge : Cambridge University Press, 1975. - 482 p.

4. Hopkins, G.M. John Middleton Murry / Gerard Manley

Hopkins. - London : The Athenaeum, 1997. - 455 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.