ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 4 (144), 2015
УДК 94(410)"1914/19"
ОБРАЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ «ОКОПНЫХ ПОЭТОВ»
© Константин Владимирович АКУЛИНИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра всеобщей истории, e-mail: [email protected]
События Первой мировой войны определили судьбу и основную проблематику творчества поколения «окопных поэтов». Они на своем опыте познали тяжесть войны. Содержанием своей поэзии военные поэты сделали реальную действительность, а главным героем - участника войны, фронтовую жизнь во всей ее трагической реальности. Поэтому цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать, как отражены события Первой мировой войны в творчестве «окопных поэтов». Рассмотрены произведения наиболее известных окопных поэтов Великобритании: Уилфреда Оуэна, Зигфрида Сассуна, Руперта Брука и др. Проанализированы характерные особенности биографии этих авторов, которые повлияли на их мировоззрение. Выявлена и обоснована взаимосвязь между фронтовой поэзией и коллективной памятью британского общества о событиях Первой мировой войны. В результате проделанной работы приходим к выводу, что творчество «окопных поэтов» - это порождение молодежи среднего класса, образованных интеллектуалов, чья жизнь была нарушена войной. Возможно, их произведения не отражали настроений большей части ветеранов. Однако писателями был создан мощный миф о Первой мировой войне, который будет жить в умах людей спустя многие десятилетия.
Ключевые слова: Первая мировая война; Великобритания; социальная память; коллективная память; «окопные поэты».
Первая мировая война оказала огромное влияние на социальную память. Это особенно заметно на примере Великобритании, где война ознаменовала собой конец эпохи стабильности, связанной с Викторианским периодом. Поколение наивных молодых людей, головы которых были полны высокими идеями о чести, славе и сильной Англии, отправились на войну, чтобы сделать мир безопаснее. В результате они погибли в бессмысленных боях, спланированных зачастую бездарными генералами. Те же, кто выжил, были разочарованы и озлоблены после того, что с ними произошло на войне. Они начали видеть своего врага не в немцах, а в старшем поколении, которое, как им казалось, обмануло их.
«Окопные поэты» - это удобный, хотя и несколько размытый термин, относящийся в данном случае к авторам, которые сражались и погибали на фронтах Первой мировой войны. Большинство из них были выходцами из среднего класса, учились в частных школах, а на войне, как правило, служили офицерами. Сотни подобных писателей опубликовали свои работы в период с 1914 по 1918 гг., некоторые из них, как, например, У. Оуэн, Р. Олдингтон, З. Сассун и Р. Брук со време-
нем смогли приобрести культовый статус в английской литературе. Их произведения сыграли значительную роль в формировании образа Первой мировой войны в коллективной памяти рядовых англичан, поэтому цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать, как отражены события Первой мировой войны в творчестве «окопных поэтов».
В западной историографии практически нет специализированных монографий, полностью посвященных данной проблеме. Исключение составляет работа американского историка культуры П. Фассела, где как раз подробно исследуются произведения З. Сас-суна, И. Розенберга и У. Оуэна. П. Фассел пытался понять, что чувствовали эти люди, какой опыт они получили на фронте и как смогли отразить все это в своих произведениях [1, р. 365]. Зачастую же тема английских писателей-фронтовиков поднимается в контексте более широких исследований, как, например, в книге профессора истории Джорджтаунского университета А. Рошваль-да и его коллеги Р. Стайтса, в которой авторы пытались проанализировать влияние Первой мировой войны на европейскую культуру в целом [2, p. 330-349]. Другим примером
может служить труд профессора истории университета Уильяма Патерсона в Нью Джерси Дж. Робба, представляющий собой широкий обзор уже непосредственно британского общества и культуры в период Первой мировой войны [3, р. 129-160]. В отечественной науке изучение проблемы «потерянного поколения» и творчества «окопных поэтов» в основном ограничивается несколькими учебными пособиями, составленными для студентов филологических специальностей.
Первым культ солдата-поэта в Англии создал Руперт Брук. Он родился 3 августа 1887 г. в семье школьного учителя Уильяма Паркера Р. Брука и его жены Рут. В детстве Р. Брук посещал школу Рагби, а затем продолжил свое обучение в Королевском колледже в Кембридже. В 1914 г. Р. Брук отправился на фронт. В сентябре того же года он принимал участие в осаде Антверпена, однако находился вдали от непосредственных боевых действий. Вдохновленный полученным боевым опытом, он написал пять военных сонетов, которые сначала сделали его знаменитым, а затем, напротив, стали причиной критики, т. к. были расценены в качестве яркого примера наивного патриотизма:
Когда в бою умру я на чужбине,
Считай, что уголок в чужих полях
Навек стал Англией... [4].
В феврале 1915 г. дивизия Р. Брука отплыла в Галлиполи, но эта кампания не принесла ничего хорошего для поэта. 23 апреля 1915 г. Р. Брук скончался из-за сепсиса от укуса комара. Его стихи были опубликованы посмертно в 1915 и 1918 гг. [5].
В отличие от Р. Брука, следующее поколение поэтов лично побывали в окопах и увидели все ужасы войны. У. Оуэн, З. Сассун и Р. Грейвз были или ранены, или контужены на фронте. Поэтому они писали мощно и остро о влиянии войны на тела и умы людей, об увиденных ужасах и военных потерях. Как отмечал П. Фасселл, именно эти произведения во многом сформировали образ войны в культурной памяти английского общества [1, р. 15-16].
Зигфрид Сассун родился 8 сентября 1886 г. в г. Мэнфилд в семье финансиста Альфреда Эзра Сассуна и его жены Терезы, дочери скульптора Томаса Торникрофта. До 1905 г. он учился в Мальборо-колледже, после чего
продолжил обучение в Клэр-колледже Кембриджа. До 1915 г. З. Сассун служил кавалеристом в Сассекском йоменском полку, после чего он в качестве офицера присоединился к батальону Королевских уэльских фузилеров. Фронтовая поэзия З. Сассуна отличалась жесткой реалистичностью, острой сатирой и одновременно глубоким состраданием к обычным солдатам, ставшими жертвами этой бойни:
Я одного солдата знал, Он был веселый зубоскал И ночью в крепком сне храпел, А утром с жаворонком пел. Зимой, застряв в грязи траншей, Без рома, среди крыс и вшей, Он пулю в лоб себе пустил. Никто о нем не говорил. О вы, бегущие толпой Приветствовать военный строй, Не дай вам бог попасть в тот ад, Где молодость и смех громят [6].
В июне 1917 г. З. Сассун, получивший за свою отвагу Военный крест и прозвище Безумный Джек, был ранен и отправлен в Англию на восстановление [7]. Здесь он попал под влияние группы пацифистов под руководством Б. Рассела. В результате З. Сас-сун написал свое знаменитое открытое письмо «С войной покончено: Декларация солдата», в котором говорилось: «Я делаю это заявление как акт намеренного неповиновения военному командованию, потому что я считаю, что война сознательно затягивается теми людьми, у которых есть власть, чтобы прекратить ее. Я - солдат, убежденный, что я действую от имени солдат. Я считаю, что оборонительная война, на которую я шел, теперь превратилась в войну ради новых завоеваний... Я не протестую против продолжения войны, а против политических ошибок и неискренности, ради которых люди приносятся в жертву. От имени тех, кто страдает сейчас, я протестую против обмана, который практикуется по отношению к ним» [8].
Письмо было опубликовано в газете "The Times" и дошло до парламента, где З. Сассуна чуть было не обвинили в измене, однако тяжелых последствий удалось избежать благодаря вмешательству Р. Грейвза. Последний инициировал проверку З. Сассуна на здоровье. Медицинская комиссия, собранная по этому случаю, установила, что З. Сас-
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 4 (144), 2015
сун страдал от последствий контузии и периодических галлюцинаций, поэтому поэта вместо тюремной камеры перевели в госпиталь Крейглокхарт под Эдинбургом для дальнейшего лечения. Там он и познакомился с У. Оуэном.
Уилфред Эдвард Солтер Оуэн родился 18 марта 1893 г. в Освестри в семье служащего железнодорожного вокзала Томаса Оуэна и его жены Сьюзен, глубоко религиозной женщины, которая стремилась воспитать сына образцовым христианином. В 1911 г. У. Оуэн поступил в Лондонский университет, однако результаты вступительного экзамена не позволили ему претендовать на стипендию, в которой он нуждался. Разочаровавшись, У. Оуэн принял предложение стать помощником викария Евангелической церкви в городке Дансден. В 1915 г. он отправился на фронт. У. Оуэн участвовал в сражении на реке Сомме и был также как и Сассун награжден Военным крестом за мужество [9].
Именно З. Сассун первым заметил удивительный талант У. Оуэна и вдохновил его на творческие свершения. В своих стихах У. Оуэн провозгласил принцип: мертвые нравственнее живых, потому что в бесчеловечных условиях войны остаться в живых, победить смерть - это значит стать более жестоким, чем сама смерть. По мысли поэта, которую он выразил в стихотворении «Весеннее наступление», Господь спасает души тех, кто пал в бою, и карает непреходящим чувством вины тех, кто сумел вывернуться и выжить, кто сумел проявить «бесчеловечность сверхчеловека» и одолеть силы зла:
О тех, кто рухнул на отвесный склон,
Невидимыми пулями сражен,
Кто в адскую сорвался темноту,
Твердили: Бог ловил их на лету,
Они не успевали в бездну пасть.
Но тот, кто отлетел за край земли,
Кого святые силы не спасли,
Кто угодил в пылающую пасть
И, одолев всех демонов в аду
Жестокостью своей бесчеловечной,
К триумфу своему или стыду
Приполз обратно по земле увечной,
Дивясь, что вот - не ранен, не убит, -
Что ж о погибших он не говорит? [10, с. 8-9].
Уходя на войну, У. Оуэн поклялся найти истину. Он искал ее в блиндаже, залитом по пояс склизкой грязью («Часовой»), под смер-
тоносными ударами снежных зарядов («Под шквальным ветром»), в вытаращенных бельмах тех, кто задохнулся от газовой атаки ("Dulce et Decorum est"). О своем обретении он написал: «Наконец я постиг истину, которая никогда не просочится в догматы какой-либо из национальных церквей, а именно, что одна из самых главных заповедей Христа: покорность любой ценой! Сноси бесчестие и позор, но никогда не прибегай к оружию. Будь оклеветан, поруган, убит, но не убивай... Христос воистину на ничьей земле. Там люди часто слышат Его голос» [10, с. 9].
Тема войны играла главную роль и в творчестве знаменитого английского поэта и прозаика Ричарда Олдингтона. Его отец был адвокатом, а образование он получал в Дуврском колледже и Лондонском университете. После начала Первой мировой войны Р. Ол-дингтон отправился на фронт добровольцем. Там он участвовал в военных операциях на территории Франции и Фландрии, а также смог дослужиться до офицерского звания [11]. В 1919 г. впервые были опубликованы сборники его стихов, в которых отражалась вся горечь и безысходность войны:
Морозной ночью, когда орудья смолкли, Я прислонился к окопу, Готовя для себя хокку Из месяца, цветов и снега. Но прозрачная беготня огромных крыс, Отъевшихся человеческим мясом, Заставила меня съежиться от ужаса [6].
В межвоенный период Р. Олдингтон стал чаще писать в прозе, однако проблематика его произведений оставалась прежней: главными персонажами у него неизменно становились люди, прошедшие через войну. Через них автор подвергал критике прежние порядки, осуждал государство и старшее поколение. Так, в книге «Все люди - враги» Р. Олдингтон пишет: «Удивительно, какими старосветскими кажутся теперь такие люди, как мой отец, - когда я с ним разговариваю, у меня такое чувство, словно я стараюсь заставить какого-то упрямого и довольно ограниченного ребенка, чтобы он меня понял» [1 2, с. 146]. Или, например, там же: «По моему мнению, современное государство - это лишь усовершенствованный старый разбой на большой дороге: оно требует от тебя и кошелек и жизнь. Я отказываюсь участво-
вать в «коллективной жизни» убийц, грабителей и прирожденных идиотов. Я ненавижу британское государство так же, как ненавижу и ежедневную газету» [12, с. 145]. В другом своем произведении послевоенных лет Ол-дингтон с горечью будет отмечать: «Многое множество наших сверстников унесла безвременная смерть. Нам повезло - или, быть может, не повезло: мы уцелели» [13, с. 27].
Первая мировая война и все, что за нею следовало, создали новое общественное настроение, существенно отличающееся от прежнего, и поэзия первой откликнулась на эти перемены [14, р. 1]. Творчество «окопных поэтов» - это порождение молодежи среднего класса, образованных интеллектуалов, которые в перспективе должны были занять руководящие посты в обществе, стать цветом нации. Но война нарушила все эти планы и более того стала тяжелой моральной травмой для них. Молодые люди не могли понять, почему именно они уцелели, и оттого испытывали чувство вины перед павшими товарищами. Все это привело к тому, что они отвергли ценности общества, которое послало их на войну и таким образом отделило их от собственного поколения, от прошлого и от их культурного наследия. Горечь и отчуждение, бессмысленные жертвы и ложь со стороны государства, нашедшее отражение в окопной поэзии, возможно, не отражали настроений большей части ветеранов, однако писателями был создан мощный миф о Первой мировой войне, который будет жить в умах людей спустя многие десятилетия.
1. Fussell P. Great War and Modern Memory. Oxford, 2013.
2. Roshwald A., Stites R. European Culture in the Great War: The Arts, Entertainment and Propaganda, 1914-1918. Cambridge, 2002.
3. Robb G. British Culture and the First World War. L., 2002.
4. Sonnets of World War I. URL: http://www. sonnets.org/wwi.htm#001 (accessed: 30.07.2014).
5. Caesar A. Brooke, Rupert Chawner (1887-1915) // Oxford Dictionary of National Biography. URL: http://www.oxforddnb.com/view/article/ 32093 (accessed: 30.07.2014).
6. Зенкевич М.А. Стихи зарубежных поэтов / пер. М. Зенкевича. М., 1965.
7. Hart-Davis R. Sassoon, Siegfried Loraine (1886-1967) // Oxford Dictionary of National
Biography. URL: http://www.oxforddnb.com/ view/article /35953 (accessed: 30.07.2014).
8. Act of Willful Defiance. URL: http://www. historylearningsite.co.uk/act_willful_defiance.htm (accessed: 30.07.2014).
9. Stallworthy Jn. Owen, Wilfred Edward Salter (1893-1918) // Oxford Dictionary of National Biography. URL: http://www.oxforddnb.com/ view/article/37828 (accessed: 30.07.2014).
10. Лукин Е.В. Уилфред Оуэн. Поэмы: сборник стихотворений. СПб., 2012.
11. Saunders M. Aldington, Edward Godfree (18921962) // Oxford Dictionary of National Biography. URL: http://www.oxforddnb.com/view/ article/30366 (accessed: 30.07.2014).
12. Олдингтон Р. Все люди - враги. М., 2011.
13. Олдингтон Р. Смерть героя. М., 1961.
14. Stanford D. Movements in English Poetry: 1900-1958. L., 1958.
1. Fussell P. Great War and Modern Memory. Oxford, 2013.
2. Roshwald A., Stites R. European Culture in the Great War: The Arts, Entertainment and Propaganda, 1914-1918. Cambridge, 2002.
3. Robb G. British Culture and the First World War. L., 2002.
4. Sonnets of World War I. URL: http://www.son-nets.org/wwi.htm#001 (accessed: 30.07.2014).
5. Caesar A. Brooke, Rupert Chawner (1887-1915) // Oxford Dictionary of National Biography. URL: http://www.oxforddnb.com/view/article/ 32093 (accessed: 30.07.2014).
6. Zenkevich M.A. Stikhi zarubezhnykh poetov / per. M. Zenkevicha. M., 1965.
7. Hart-Davis R. Sassoon, Siegfried Loraine (1886-1967) // Oxford Dictionary of National Biography. URL: http://www.oxforddnb.com/ view/article /35953 (accessed: 30.07.2014).
8. Act of Willful Defiance. URL: http://www.his-torylearningsite.co .uk/act_willful_defiance. htm (accessed: 30.07.2014).
9. Stallworthy Jn. Owen, Wilfred Edward Salter (1893-1918) // Oxford Dictionary of National Biography. URL: http://www.oxforddnb.com/ view/article/37828 (accessed: 30.07.2014).
10. Lukin E.V. Uilfred Ouen. Poemy: sbornik sti-khotvoreniy. SPb., 2012.
11. Saunders M. Aldington, Edward Godfree (18921962) // Oxford Dictionary of National Biography. URL: http://www.oxforddnb.com/view/article/ 30366 (accessed: 30.07.2014).
12. Oldington R. Vse lyudi - vragi. M., 2011.
13. Oldington R. Smert' geroya. M., 1961.
14. Stanford D. Movements in English Poetry: 1900-1958. L., 1958.
Поступила в редакцию 23.01.2015 г.
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 4 (144), 2015
UDC 94(410)"1914/19"
IMAGE OF WORLD WAR I IN CREATION OF "TRENCH POETS"
Konstantin Vladimirovich AKULININ, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General History Department, e-mail: [email protected]
The events of the World War I determined the fate and the main issues of creativity generation of "trench poets". They, on their own, have experienced the burden of the war. By the content of their poetry war poets made the reality and the main character a participant in the war, the front-line life in all its tragic reality. Therefore, the aim of this work is to analyze, as reflected in the events of the World War I in the works "trench poets". Were described the works of the most famous trench poets of Great Britain: Wilfred Owen, Siegfried Sassoon, Rupert Brooke and others. Were analyzed the characteristic features biographies of these authors that influenced their worldview. Identified and substantiated the relationship between frontline poetry and collective memory of the British society about the events of the World War I. The result of this work is that creativity of "trench poets" is the generation of young middle-class, educated intellectuals, whose lives have been disrupted by the war. Perhaps their work did not reflect the sentiments of most of the veterans but the writers had created a powerful myth about the World War I, who will live in the minds of people after many decades.
Key words: World War I; Great Britain; social memory; collective memory; "trench poets".