Научная статья на тему 'Проблема снижения психоэмоциональных затрат учащихся в период прохождения рубежного контроля'

Проблема снижения психоэмоциональных затрат учащихся в период прохождения рубежного контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ПРОКРАСТИНАЦИЯ / PROCRASTINATION / УВЕРЕННОСТЬ / SELF-CONFIDENCE / PROGRESS CHECK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е.В.

В статье приводится описание проблемы возникающего психологического дискомфорта учащихся при приближении рубежного контроля. Кратко рассмотрены общие причины возникающей тревожности, и сопутствующие факторы. Приведены наиболее эффективные на сегодняшний день подходы к достижению учащимися поставленных целей при прохождении рубежного контроля с минимальными психоэмоциональными затратами.The article looks at anxiety students go through ahead of the exam period and lists most general reasons for it. It illustrates most efficient ways how to reduce anxiety and accomplish goals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема снижения психоэмоциональных затрат учащихся в период прохождения рубежного контроля»

46

ниями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

2. Стратегия «Зигзаг»:

Приемы обучения сообща под названием ЗИГЗАГ основаны на едином базовом принципе: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему подвопросу, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели ее темой в полном объеме. Перед тем, как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым "поручены" одинаковые подвопросы. Изучив подвопрос, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

3.Прием «Шесть шляп мышления»

Приём ШЕСТЬ ШЛЯП позволяет сфокусироваться на одном из способов мышления. «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Таким образом, согласно нашим исследованиям, с пользование технологии критического мышления позволило достичь следующих результатов:

Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и трудностям, возникающим в ходе работы, т.е. они стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности -они учатся рефлектировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру;

Повысить мыслительную деятельность учащихся школы.

Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Список использованных источников

1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

2. Халперн, Д. Психология критического мышления. /Д. Халперн. -СПб.: Питер, 2000.-503 с.

3. Загашев И. О. Умение задавать вопросы / И. О. Загашев // Перемена. — 2001. — № 4.

4. С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с.

УДК 159.99_

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЗАТРАТ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Петрова Е.В.

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Аннотация:В статье приводится описание проблемы возникающего психологического дискомфорта учащихся при приближении рубежного контроля. Кратко рассмотрены общие причины возникающей тревожности, и сопутствующие факторы. Приведены наиболее эффективные на сегодняшний день подходы к достижению учащимися поставленных целей при прохождении рубежного контроля с минимальными психоэмоциональными затратами.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, рубежный контроль, внутренний конфликт, тревожность, прокрастинация, уверенность.

Annotation: The article looks at anxiety students go through ahead of the exam period and lists most general reasons for it. It illustrates most efficient ways how to reduce anxiety and accomplish goals.

Keywords: progress check, anxiety, procrastination, self-confidence.

В организованных процессах изучения иностранных языков, как и в подавляющем большинстве иных видов педагогической деятельности, особое место запнимают периоды контроля качества подготовки обучающихся. Сложные эмоциональные состояния у обучающихся, связанные с наступление контрольных рубежей, могут носить как локальный острый характер, так и иметь хроническое проявления перманентного состояния тревожности. По сути говоря, хроническое состояние тревожности у обучающихся на самом деле вызвано не

грядущими контрольными рубежами, но внутренними конфликтами, связанными с самоидентификацией, уверенностью в себе и в исходном виде -любовью к себе. К таким реакциям склонны обучающиеся, относящиеся к процессу с высокой долей перфекционизма, самокритики и излишней требовательностью - что часто встречается, например, у круглых отличников. В основе обозначенных конфликтов лежат пережитые в прошлом сильные психологические травмы, вызванные недостатком любви со стороны родителей, психологическим

давлением третьих лиц и иными причинами личностного характера. Исходя из природы проблематики хронической тревожности, легко видеть, что ее решение выходит далеко за границы поля деятельности психологии и педагогики и относится к области аналитической психотерапии, поэтому в данной работе не рассматриваются.

Несколько иначе обстоит дело с проблемами локальной тревожности которая находит наиболее часты проявления в педагогической деятельности. Безусловно и в основе локальной тревожности также лежат некоторые внутренние конфликты, фактически определяющие нестабильное состояние самоуверенности в кризисных ситуациях. И здесь есть однозначная дуальная зависимость: чем более человек уверен в себе, тем менее он подвержен тревожности при изменение внешних как мнимых, так и объективных факторов. Весьма просто и популярно предметную область уверенности в себе раскрывает в своей книги Михаил Лабковский «Иметь или быть» [3].

Итак, одна из составляющих снижения негативного давления у учащихся при наступлении контрольного рубежа носит персональный психологический характер и напрямую связано с самоуверенностью личности. Вторая составляющая при этом носит вполне определенный организационный характер, формирует подход и эффективность действий учащегося для достижения максимального результата с наименьшими затратами. Она с точки зрения А.К. Болотовой во многом является отражением зрелости личности: «Способность подчинять свое поведение все более отдаленным целям, превращение этих целей в реальные, регулирующие текущее поведение, - это не только закономерность онтогенетического поведения человека, но и критерий его нравственной зрелости» [2]. Именно вопросы эффективной организации времени и достижения поставленных целей начали волновать умы российских прогрессивных деятелей начиная с 2000-х годов. Необходимо отметить, что российская практика безусловно в силу объективных причин существенно отстает от лучшего мирового опыта, но при этом она прекрасно применима в рамках менталитета жителей нашей страны. Многие важные аспекты эффективной организации своего времени приведены в работах Глеба Архангельского [1]. Однако следует учесть, что некоторые предложенные методы работают по принципу «кнута и пряника» и вместо снижения психологического давления, усиливают его, создавая более стрессовую ситуацию, в которой человек с т.з. «успеха» действует более эффективно. Цена такой эффективности ради постижения философской вершины «успеха» сильно сказывается на наполняемости онкологических и кардиологических отделений. А именно причиной этих психосоматических заболеваний (в зависимости от персональной реакции человека) становятся неадекватно стрессовые ситуации, тем более носящие регулярный характер.

Более полно и дуально проблему тревожности в отношении важных и значимых событий (а именно таковыми являются контрольные рубежи в

47

педагогической деятельности) в своих работах раскрыл Нейл Фьоре [4]. Данную проблематику окрестили неблагозвучным русскому уху словом «про-крастинация». Возможно именно из-за приторного запаха зарубежья, термин нашел широкое признание в устах современной молодежи. Однако признание смысла сего слова до умов, как это часто бывает в среде подражателей, не дошло. Очень кратко, прокрастинация - это попытка отложить реализацию важных дела «на потом» в виду сильного психологического давления из-за (в наиболее частом случае) опасения потерпеть неудачу или ряда иных субъективных опасений. Нейл Фьоре очень удачно объединил психологическую подоплеку проблемы и способы ее решения с конкретно прикладными действиями, которые в совокупности могут помочь обучающимся без лишних эмоциональных затрат достичь поставленных целей в период рубежного контроля. Да, именно поставленных собственных целей, а не максимальной оценки на рубежном контроле, которая далеко не всегда коррелирует с жизненными приоритетами обучающегося.

Умения отделять «зерна от плевел» в части осознания действительно важных для себя ценностей и их метрик является определяющим при планировании и обеспечении эффективности достижения своих целей.

Вторым шагом необходимо устранить мнимую тревогу, связанную с неизвестностью негативного сценария. Тривиально. Снижением энтропии. Представляя наиболее неблагоприятный вариант развития событий, индивидуум существенно более спокойно относится к его последствиям и принимает их вероятность, заранее планируя пути решения проблемы в любой ситуации. И будучи уверенным в их конечном благополучном разрешении, поскольку он все же в большей степени уверен в себе.

И, наконец, третий шаг ознаменован принципом «разделяй и властвуй». Крупные задачи, на которые очень сложно накладывается метрика результативности создают ту же самую избыточную энтропию в сознании, порождают тревогу и страх. Каждая задача должна быть проста и понятна. Подготовку к рубежному контролю учащимся следует разделить на короткие понятные и простые этапы, каждый из которых не требует большого количество эмоциональных, интеллектуальных затрат и уверенно выполняется в ограниченный измеримый временной промежуток. Здесь же могут найти успешное применение методы, разработанные представителями русской школы тайм менеджмента.

Итак, подведем итоги. Проблема тревожности обучающихся, связанная с наступлением контрольных рубежей может носить как острый, так и хронический характер. Второй тип практически однозначно относится к вопросам психотерапевтической коррекции. В локальных проявлениях тревожности можно выделить психологическую и прикладную (управленческую) составляющие.

Необходимым условием для эффективного достижения поставленных учащимися целей с минимальными эмоциональными затратами является

четкое осознанное формулирование для себя этих самых собственных целей и задач. Попытка в рамках своей деятельности достичь результатов, значимых не для личности, а для стороннего «наблюдателя» (родители, коллеги и пр.) однозначно и неотвратимо приводит к внутренним конфликтам и психосоматическим последствиям, даже если обучающийся их не осознает (как правило эти конфликты глубоко за пределами поля сознания и попытка их прояснения может носить болезненный характер).

Достаточность эффективного достижения поставленных учащимися целей в отношении психологической составляющей заключается в снижении степени неизвестности и принятии различных сценариев развития событий; в отношении прикладной

составляющей - в применении по достижению внутреннего психологического спокойствия методов проектной декомпозиции и иных технологий менеджмента и тайм менеджмента.

Список литературы

1. Архангельский Г.А. Организация времени. 2 изд. СПб.: Издательский дом «Питер», 2007, 448 с.

2. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2006. 254 с.

3. Лабковский Михаил Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым. М. : Аль-пина Паблишер, 2017. 320 с.

4. Фьоре Нейл Легкий способ перестать откладывать дела на потом. 2 изд. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 288 с.

© Е.В. Петрова, 2018

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО _ОБРАЗОВАНИЯ_

Петунин Олег Викторович

Д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин

КРИПКиПРО, г. Кемерово Санкович Галина Владимировна Старший преподаватель кафедры естественно-научных и математических дисциплин

КРИПКиПРО, г. Кемерово Чудинова Ирина Владимировна Старший преподаватель кафедры естественно-научных и математических дисциплин

КРИПКиПРО, г. Кемерово

Статья посвящена актуальной проблеме формирования научного мировоззрения школьников. В ней рассматриваются положения Концепции развития математического образования, подходы к определению понятия «мировоззрение», типы мировоззрения. Автор приводит условия формирования научного мировоззрения школьников и останавливается на потенциале математики при осуществлении данного процесса.

The article is devoted to the actual problem of the formation of the scientific outlook of schoolchildren. It deals with the provisions of the Concept of the development of mathematical education, approaches to the definition of the concept of "worldview", types of outlook. The author gives the conditions for the formation of the scientific outlook of schoolchildren and dwells on the potential of mathematics in the implementation of this process.

Ключевые слова: концепция развития математического образования, мировоззрение, научное мировоззрение школьников, условия формирования научного мировоззрения, потенциал математики при формировании научного мировоззрения.

Keywords: the concept of the development of mathematical education, worldview, the scientific outlook of schoolchildren, the conditions for the formation of a scientific worldview, the potential of mathematics in the formation of a scientific worldview.

Начнем статью словами русского академика В. И. Вернадского: «Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего» [1].

В Концепции развития математического образования в РФ сказано, что «... математика - путь к первым опытам научного творчества, путь к пониманию научной картины мира. Математика способствует формированию мировоззрения: понимание взаимосвязи математики и действительности, зна-

комство с методом математики, его отличием от методов естественных и гуманитарных наук, с особенностями применения математики для решения научных и прикладных задач» [2].

Человек - существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.