симых на себестоимость продукции, но, по существу, остающихся не производительными или малопроизводительными. Рыночные отношения разрушили прежнюю командно-административную систему, но не создали заменяющие ее эффективные механизмы саморегулирования.
Изучение организационно-экономических условий в ремонтно-техни-ческом обслуживании сельскохозяйственных предприятий показало, что на фоне их ухудшения произошли негативные изменения в целом в построении экономических отношений. Взаимоотношения ремонтных мастерских и машинных дворов с растениеводческими и животноводческими подразделениями, основанные ранее на взаимоувязанном планировании и контроле их производственных программ и затрат материально-денежных средств, в настоящее время перестали регулироваться экономическими методами. Как правило, не проводится оценка деятельности внутрихозяйственных подразделений.
Список литературы:
1. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Вихан-ский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.
2. Кудряшов В.И. Кооперация крестьянских хозяйств: проблемы, решения, опыт / В.И. Кудряшов, С.В. Полунин. - М., 2000. - 200 с.
3. Шаталова Т.Н. Ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий (формирование и использование) / Т.Н. Шаталова, М.В. Чебыки-на. - Оренбург, 1999. - 262 с.
ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА ОТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
© Маколова Л.В.*
Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону
Эффективность деятельности предприятия, т.е. получение наибольшей прибыли, напрямую зависит от полного и экономного использования всех имеющихся ресурсов. Переход на рыночные методы хозяйствования привел к процессу дробления крупных сельскохозяйственных предприятий на множество мелких хозяйств. Соответственно увеличилась потребность в техническом и энергетическом оснащении предприятий.
В условиях острого дефицита собственных финансовых ресурсов и кризисного состояния технической базы большинства предприятий АПК особое значение приобретают вопросы эффективного использования отходов производства. Организация системы сбора и восстановления отра-
* Доцент кафедры Управления и экономики таможенного дела, кандидат экономических наук, доцент.
ботанных масел, а также их повторное применение позволяют сократить затраты на смазочные материалы и предотвратить вред, наносимый окружающей среде при сбросе отработанных масел в почву или водоемы.
Эффективное функционирование машинно-тракторного парка и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции возможно только при достаточном объеме, ассортименте, качестве и гарантированном обеспечении сельхозтоваропроизводителей смазочными материалами.
В настоящее время господдержка российского АПК значительно меньше, чем в других странах, зачастую она попадает совсем не тем, кто может воспользоваться ею с наибольшим эффектом. По данным Зернового союза, в настоящее время в России прямые выплаты на 1 га земли составляют 28 евро, в то время как во Франции, например, 304 евро. В результате каждая составляющая сельхозпроизводства, будь то удобрения, земля, семена, сельхозтехника, очень далека от задач реальной модернизации [1].
Постоянное повышение цен на материальные ресурсы делает невозможным для большинства сельхозпроизводителей приобретение необходимого сырья и материалов в требуемых количествах. Так, различные сельскохозяйственные предприятия в год потребляют от 200 до 700 т смазочных материалов (табл. 1) [2].
Таблица 1
Объемы потребления автотракторных масел в сельхозпредприятиях Багаевского района
Наименование Количество сельскохозяйственной Объем Объем
сельскохозяйственного техники, шт. потребления отработанных
предприятия Тракторы Комбайны Автомобили масел, т масел, т
СПК «Манычский» 26 6 16 423,4 338,7
ЗАО «Рогачевское» 30 8 15 467,5 374,0
ЗАО «Ажиновское» 34 6 13 467,5 374,0
ЗАО «Красновское» 33 9 18 529,2 423,4
ЗАО «Крепинское» 31 6 14 450,0 360,0
ООО»Светлогорское» 17 4 12 291,0 232,8
ЗАО «Елкинское» 13 4 16 291,0 232,8
ЗАО «Орошаемое» 22 3 12 326,3 261,0
СПК «Садовый» 20 5 11 317,5 254,0
ЗАО «Привольное» 33 5 8 405,7 324,6
ЗАО «Арпачинское» 29 4 - 291,0 232,8
ОПГУП «Семеновод» 14 5 - 167,6 134,1
ФГУП Рост ООМС 9 - - 79,4 63,5
Агротранс - - 18 158,8 127,0
ОАО МТС 7 - - 61,7 49,4
КФХ, арендаторы 65 10 - 661,5 529,2
Всего 5389,3 4311,4
Российский рынок смазочных материалов в настоящее время представлен широким ассортиментом как отечественных марок масел, так и масел зарубежного производства. Масла зарубежного производства, обла-
дая высокими показателями качества, труднодоступны широкому кругу потребителей вследствие их высокой цены (табл. 2) [2].
Таблица 2
Стоимость зарубежных моторных масел на 1.05.11, руб.
Марка масла Оптовая цена за 1 л Розничная цена за 1 л
Turbo Diesel 5W40 CG-4/SJ/ECII 157,96 194,11
Molibden Diesel 10W40 104,61 128,54
Diesel 15W40 CF-4/SJ 66,60 81,82
MANNOL Diesel CD15W40 64,16 78,85
Diesel Extra D HP 10W40 97,29 119,55
AGIP SIGMA TURBO SAE 15W40 60,186 78,76
Средние коллективные сельскохозяйственные предприятия Ростовской области за год расходуют до 1200 т дизельного топлива и до 180 т моторных масел, из которых 80 % в процессе эксплуатации переходит в категорию отработанного. Даже при значительных ценовых скидках на большие партии масел предприятия не могут использовать импортные смазочные материалы. Анализ рынка отечественных масел г. Ростова-на-Дону показал, что отечественные масла также имеют высокие цены (табл. 3) [2].
Таблица 3
Динамика цен на отечественные смазочные материалы
Наименование продукта Цена за тонну, тыс. зуб.
31.05.2009 31.05.2010 31.01.2011 29.04.11 04.06.11
трансмиссионное масло ТСП-15К 15,40 23,30 28,30 29,55 29,55
индустриальное масло ИГП-18 19,10 22,70 27,30 28,05 28,05
индустриальное масло И-20 А 12,35 18,30 26,30 27,00 33,20
индустриальное масло И-40 18,90 19,50 26,30 27,00 33,20
моторное масло М-8ДМ 17,60 21,00 29,05 30,95 30,95
моторное масло М10В2 17,00 22,80 28,30 30,35 30,35
моторное масло М10Г2К 17,30 23,00 28,80 30,55 32,00
моторное масло М-8В 17,10 23,20 28,30 30,35 31,00
Соотношение ценовых и качественных характеристик отечественных и зарубежных масел показывает, что экономически выгоднее использовать для производственных целей смазочные материалы отечественного производства.
Объемы использования смазочных материалов в сельскохозяйственных предприятиях зависят от номенклатуры технических средств, от объемов емкостных систем техники, от её сезонной загрузки, а также от срока службы этой техники. Анализ потребления смазочных материалов показывает, что при среднем удельном расходе масла на трактор 2,94 кг/ч часовые объемы потребления масел и удельные затраты на масла велики [2].
Расходы топлива и смазочных материалов увеличиваются пропорционально сроку службы машин, а также при неправильной их эксплуатации. Так, расход топлива увеличивается на 8-10 %, если не соблюдается нормальный тепловой режим. При затуплении рабочих органов плугов и культиваторов их тяговое сопротивление увеличивается, что повышает расход топлива на 15-20 %. Работа трактора без обкатки или после неправильно
проведенной обкатки ведет к повышению расхода картерного масла по отношению к расходу основного топлива до 5-7 % вместо 3-4,5 % по норме.
В связи с высокой степенью износа большей части технологического оборудования и низким платежеспособным спросом этих предприятий, основной акцент делается на восстановление существующей техники с минимальной заменой полностью изношенного оборудования на новое. Необходимость применения новейших технологий, использования большого количества специализированной оснастки и приспособлений требуют наличия денежных вложений.
Эксплуатация технологического оборудования сверх нормативного срока на предприятиях сельхозмашиностроения предполагает использование больших объемов смазочных материалов, которые расходуются на более частые ремонты оборудования. Смазочные материалы в условиях сверхнормативной эксплуатации сельскохозяйственной техники занимают одно из основных мест в структуре оборотных средств предприятия. В настоящее время удельный вес затрат на смазочные материалы в себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции составляет 6 %.
Процессы эксплуатации сельскохозяйственной техники сверх нормативного срока службы приводят к постепенному увеличению потребления смазочных материалов. Увеличение потребления автотракторных масел по отношению к числу эксплуатируемых тракторов - в определенной мере показатель технического состояния машин, качества производимых ремонтов и технического обслуживания, увеличения потерь масел, качества используемых смазочных материалов. При увеличении потребности в смазочных материалах возникают две важные экономические проблемы [2]:
- постоянное повышение цен на смазочные материалы и увеличенный их расход приводят к росту затрат на приобретение и, как следствие, к увеличению себестоимости производимой продукции;
- увеличение объемов потребления смазочных материалов влечет за собой увеличение объемов отработанных масел, от которых необходимо избавляться либо путем их сброса в окружающую среду, либо путем утилизации.
Вследствие высокой закупочной цены на смазочные материалы многие сельскохозяйственные предприятия решают проблемы экономии масел по-своему. В частности, снабжают маслом ту технику, которая в настоящее время выполняет механизированные работы. При этом часть смазочных материалов сливают с машин, не задействованных в настоящее время в технологическом процессе. Например, во время уборочных работ масло заливается преимущественно в комбайны и в автомобили, перевозящие урожай к местам хранения и переработки. После завершения уборочных работ масло с них сливается, и им заполняются картеры тракторов и других энергомашин, которые выполняют текущие полевые работы. В этих условиях масло не подвергается никакой очистке в промежутке между переливами, что, в свою очередь, может вызвать серьезную поломку машины, и между тем гораздо большие денежные затраты идут на ремонт техники, нежели затра-
ты на приобретение свежих или очистку отработанных масел. Рассмотренные варианты могут, в конечном счете, привести к разрушению машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий.
В России до 77 % всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоемы; из всех собранных отработанных масел только 14-15 % идет на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются. В Европе сбрасывается порядка 25 % отработанных масел; до 75 % - собирают, из них 25 % регенерируется, 49 % используется в качестве топлива и 1 % уничтожается [3].
В настоящее время отсутствует заинтересованность в организации процесса утилизации или регенерации смазочных материалов. Отработанные масла сливаются в почву или водоемы, чем наносится огромный вред окружающей среде. Ставки оплаты за выбросы, а также предельно допустимые нормы загрязнения и лимиты на сбросы отходов производства регламентированы и отражены в нормативных документах.
Увеличение затрат на топливно-смазочные материалы заставляет сельхозпроизводителей искать новые пути экономии материальных ресурсов. Одним из направлений снижения затрат на топливно-смазочные материалы является разработка механизма сбора, восстановления и повторного использования отработанных масел. В результате использования такого механизма сельхозпроизводитель не только снижает издержки, но и сокращает экологические последствия хозяйственной деятельности.
Список литературы:
1. Злочевский А. Деньги в АПК надо давать тем, кто внедряет новые технологии [Электронный ресурс] // Аграрное обозрение. - Режим доступа: www.agroobzor.ru.
2. Маколова Л.В. Эколого-экономический анализ и формирование механизма рационального природопользования в агропромышленном комплексе: монография / Маколова Л.В. - Ростов н/Д: МОСАП, 2011. - 220 с.
3. Губин С.В. Изменение структурной организации материала верхних частей профилей криоземов, загрязненных нефтепродуктами [Электронный ресурс] // Журнал «Криосфера Земли». - Режим доступа: www.izdatgeo.ru.
КУРС РУБЛЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОЛАНТИЛЬНОСТИ
© Масленникова Ю.С.*, Лаврушин С.В.
Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти
В данной статье рассматриваются основные причины волантильно-сти рубля осенью 2011, проблемы поддержания курса рубля и последствия его изменения в современных условиях.
* Студент.