Научная статья на тему 'Экологические предпосылки необходимости восстановления и повторного использования отработанных автотракторных масел'

Экологические предпосылки необходимости восстановления и повторного использования отработанных автотракторных масел Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
530
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ОТРАБОТАННЫЕ МАСЛА / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА СБОРА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ / ECOLOGICAL SAFETY / THE AGRICULTURAL ENTERPRISES / AGRICULTURAL MACHINERY / LUBRICANTS / THE FULFILLED OILS / THE CENTRALIZED SYSTEM OF GATHERING AND RESTORATION OF THE FULFILLED OILS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Маколова Л. В.

В статье рассматривается проблема экологической безопасности использования смазочных материалов при эксплуатации сельскохозяйственной техники на основе применения концепции предотвращения загрязнения посредством сбора, восстановления и повторного использования отработанных автотракторных масел. Анализируются применяемые механизмы избавления от отработанных масел за рубежом. Рассмотрена возможность внедрения системы организации централизованного сбора и восстановления отработанных масел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Маколова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological preconditions of necessity of restoration and a reuse of the fulfilled autotractor oils

In article the problem of ecological safety of use of lubricants is considered at operation of agricultural machinery on the basis of application of the concept of prevention of pollution by means of gathering, restoration and a reuse of the fulfilled autotractor oils. Applied mechanisms of disposal of the fulfilled oils abroad are analyzed. Possibility of introduction of system of the organization of the centralized gathering and restoration of the fulfilled oils is considered.

Текст научной работы на тему «Экологические предпосылки необходимости восстановления и повторного использования отработанных автотракторных масел»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОВТОРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТРАБОТАННЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ МАСЕЛ

МАКОЛОВА Л.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Российская таможенная академия Ростовский филиал, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема экологической безопасности использования смазочных материалов при эксплуатации сельскохозяйственной техники на основе применения концепции предотвращения загрязнения посредством сбора, восстановления и повторного использования отработанных автотракторных масел. Анализируются применяемые механизмы избавления от отработанных масел за рубежом. Рассмотрена возможность внедрения системы организации централизованного сбора и восстановления отработанных масел.

Ключевые слова: экологическая безопасность; сельскохозяйственные предприятия; сельскохозяйственная техника; смазочные материалы; отработанные масла; централизованная система сбора и восстановления отработанных масел.

The summary. In article the problem of ecological safety of use of lubricants is considered at operation of agricultural machinery on the basis of application of the concept of prevention of pollution by means of gathering, restoration and a reuse of the fulfilled autotractor oils. Applied mechanisms of disposal of the fulfilled oils abroad are analyzed. Possibility of introduction of system of the organization of the centralized gathering and restoration of the fulfilled oils is considered.

Keywords: ecological safety; the agricultural enterprises; agricultural machinery; lubricants; the fulfilled oils; the centralized system of gathering and restoration of the fulfilled oils.

Коды классификатора JEL: Q53, Q57.

Проблемы экологической безопасности применения смазочных материалов неотделимы от проблемы их утилизации, которые в настоящее время являются одними из наиболее распространенных техногенных отходов, негативно влияющих на все объекты окружающей среды — атмосферу, почву и воду. Только загрязнение вод отработанными нефтяными маслами составляет 20 % общего техногенного загрязнения, или 60% загрязнения нефтепродуктами [8].

Актуальность проблемы регенерации отработанных масел не вызывает сомнений, поскольку их уничтожение, в основном — путем сжигания, порождают под час еще большие экологические проблемы, чем сами отработанные масла. Решение проблемы избавления от отработанных автотракторных масел необходимо не только с экономической точки зрения. Процесс сжигания отработанного масла только частично решает проблему снижения объемов отработанных масел в агропромышленном комплексе, что также оказывает влияние на окружающую среду. При фактическом избавлении от отработанных масел загрязняется почва и водные объекты, при сжигании загрязняется атмосфера.

Политика в области охраны окружающей среды в агропромышленном комплексе претерпела и претерпевает существенные транформационные изменения. Отношение к природе было потребительским, экологические факторы недостаточно учитывались при развитии и размещении производительных сил, в планировании, ценообразовании, при оценке эффективности хозяйственных задач. Важнейшие виды природных ресурсов: земля, вода, полезные ископаемые и другие вовлекались в хозяйственный оборот и расходовались практически бесплатно. Потери природных ресурсов и нерациональное использование практически не отражались на хозяйственной деятельности предприятий, что привело к неэффективной структуре народного хозяйства и тяжелой экологической обстановке. На единицу конечной продукции расходовалось значительно больше природных ресурсов, сырья, энергии, что также стало причиной высокого загрязнения окружающей среды и низкой эффективности производства [7].

Наиболее рациональным направлением в решении современных экологических проблем представляется практическая реализация концепции предотвращения загрязнения, поскольку колоссальные затраты на устранение возникших загрязнений и невозможность предвидеть и устранить все их последствия целиком и полностью оправдыва-

© Л.В. Маколова, 2011

ют разработку новых более безопасных технологий и создание принципиально нового оборудования. Как и в основных отраслях промышленности, в области переработки вторичного сырья все больше специалистов высказывается в пользу отказа от традиционных методов борьбы с загрязнениями путем установки очистного оборудования в конце технологической цепочки. Выдвигается задача решения экологических проблем в процессе производства, на основе принципиально новых технологических решений [8].

Отличительной особенностью организации сбора отработанных масел на предприятиях агропромышленного комплекса является потребность в больших расходах, связанных с их сбором, хранением и транспортировкой к месту переработки. Для регенерации отработанных масел сконструировано разнообразное оборудование, позволяющее получать базовые масла, по качеству идентичные свежим. Анализ способов применения отработанных масел показал, что отработанные масла, очищенные от примесей, могут использоваться при консервации сельскохозяйственного оборудования, а также в гидравлических системах машин, отработанные масла, прошедшие регенерацию, применяются на уровне свежих товарных масел.

Обследование ряда сельскохозяйственных предприятий Юга России показало, что в них отсутствует: система организации хранения отработанных масел; не отработаны способы и средства сбора и раздачи смазочных материалов; отсутствуют емкости для раздельного хранения отработанных масел на участках предприятия, а также технические средства, позволяющие очищать масла от механических примесей; отсутствует учет многократного использования регенерированных и нерегенерированных отработанных масел взамен свежих;

Правильная организация смазочного хозяйства требует установления норм расхода масел на каждую единицу техники с учетом планов технологического и технического обслуживания и ремонта, организации системы учета и отчетности по расходу смазочных материалов в соответствии с особенностями технологического и технического обслуживания машин и оборудования во времени, контроля качества выполнения этих работ и т.д. [4].

Поведение сельхозтоваропроизводителей в использовании смазочных материалов многовариантно. Анализируя способы обращения сельскохозяйственного предприятия с топливно-смазочными материалами можно определить три основных направления (рис. 1).

Возможна централизованная регенерация, функционирующая на основе межфирменных соглашений, а также существует оборудование, позволяющее осуществлять регенерацию отработанных масел внутри отдельно взятого сельскохозяйственного предприятия. Схема организации централизованной системы сбора и восстановления отработанных масел предусматривает их движение от рабочей машины до районного, межрайонного или заводского пункта переработки масел и обратно.

Рис. 1 Алгоритм обращения с топливно-смазочными материалами

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

62

Л.В. МАКОЛОВА

Система предполагает организацию раздельного по группам и маркам сбора отработанных масел на всех уровнях маслопотребителей, централизованную транспортировку, хранение и переработку силами и средствами специальных служб и техсредств. Координация работ и контроль за поэтапной реализацией отдельных звеньев (технологических циклов этой системы) осуществляется через диспетчерские пункты головных предприятий.

Производственный процесс должен быть организован таким образом, чтобы отработанные масла непрерывно поставлялись на пункт переработки. Это достигается за счет четкой организации деятельности всех звеньев системы — от сбора отработанных до реализации восстановленных масел. В системе необходим постоянный регулируемый запас отработанных масел в возможно большей номенклатуре для обеспечения непрерывного цикла их сбора и доставки на централизованный пункт переработки.

Система предусматривает параллельное выполнение технологических операций сбора и переработки масел разных групп, что способствует надежности производственного процесса и расширению номенклатуры работ [2]. Важным организационным принципом системы является универсализация, т. е. сбор и переработка отработанных масел по всей их номенклатуре со всех видов машин, эксплуатируемых в различных предприятиях. Для этого на пункте переработки предусматривается универсальное, легко переналаживаемое оборудование и запасные емкости резервуарного типа.

Слив и первичный сбор отработанных масел производится на всех пунктах технического обслуживания сельскохозяйственных структур АПК, постах заправки и смазки, в гаражах и ремонтных мастерских, на спецучастках топливно-смазочных заводов и так далее. В целом на каждом предприятии, потребляющем масла, должен быть оборудован пункт сбора и накопления отработанных масел.

Анализ существующих разработок по восстановлению отработанных масел показал, что имеется большое количество установок, которые обеспечивают процессы внутрихозяйственной регенерации отработанных масел. Существующие установки обладают различными показателями потребляемой мощности, производительности и объемам одновременно обрабатываемого сырья. Установки могут работать как стационарно — установка УМС — 4МВ, так и в передвижном режиме — установки МРУ-2, ПМУ-66 М [4].

Внедрение регенерационных установок позволяет снизить потребность хозяйств в свежих товарных маслах на 50%, что дает экономию до 5,0 тыс. руб. на 1 т увеличивает срок службы их в 1,5 раза. А также предотвращает аварии и увеличивает срок службы эксплуатации автотракторного и стационарного дизельного оборудования.

Задача выбора возможных вариантов сбора и восстановления отработанных масел может быть решена при условии, что в основу их рационального размещения была положена экономическая эффективность использования переработанных масел потребителями в зависимости от месторасположения поставщиков этих масел и стоимости работ по их переработке. Поэтому в соответствии с этими условиями необходимо обосновать рациональное размещение маслоперерабатывающих комплексов, установить их оптимальную структуру, режимы работы технологического оборудования с целью минимизации затрат на годовое обеспечение потребности в маслах. Функционирующее на основе информационной модели управления, регенерационное предприятие имеет ряд преимуществ: наличие своевременной информации о потребности в смазочных материалах; возможность планирования работы предприятия на большие временные периоды; способность быстрого реагирования на изменения, происходящие на рынке топливно-смазочных материалов; способность удовлетворять требования различных клиентов: как крупных сельскохозяйственных предприятий, так и мелких хозяйств.

В зависимости от потребляемых объемов смазочных материалов, объединение предприятий или отдельное сельскохозяйственное предприятие любой формы собственности может подобрать оборудование по регенерации и наиболее приемлемый способ организации системы сбора и восстановления отработанных масел.

Организация предприятий по сбору, хранению и переработке отработанных масел является своевременной и целесообразной мерой рационального природопользования, а также одной из мер поддержки сельскохозяйственных предприятий в период дефицита денежных средств.

Проблема переработки отработанных смазочных масел остро стоит во всем мире, так как наряду с другими углеводородами отработанные смазочные масла значительно загрязняют биосферу. В отличие от нефти и других нефтепродуктов, отработанные моторные масла при попадании в окружающую среду еще в меньшей степени обезвреживаются естественным путем (окисление, фотохимические реакции, биоразложение). В процессе эксплуатации качество масла изменяется за счет термического разложения и окисления. В результате этих процессов в маслах накапливаются асфальто-смолистые соединения, частицы сажи, различные соли, кислоты, поверхностно-активные вещества, частицы металлов и окислов. К этому необходимо добавить, что присадки, содержащиеся в маслах, удерживают загрязняющие вещества, попадающие или образующиеся в маслах в процессе эксплуатации. Вот почему при сжигании отработанных масел происходит загрязнение атмосферы тяжелыми металлами, сажей, диоксидом серы, устойчивыми химическими соединениями. В связи с этим во многих странах отработанные масла сжигаются только после удаления из них экологически вредных веществ [1].

Управление отработанными маслами в ЕЭС руководствуется отдельной Директивой по утилизации отработанных масел 75/439/ЕЕС от 16.06.1975 (утилизация включает в себя сбор, транспортировку, переработку (в том числе регенерацию) и захоронение отработанных масел). В Директиве ЕЭС отработанные масла впервые рассматриваются не как отходы, подлежащие уничтожению, а как отработанные продукты, подлежащие вторичному использованию. Деятельность сборщиков, перевозчиков и переработчиков подлежит обязательному лицензированию. Важным фактором реализации положений Директивы ЕЭС являются предусмотренные в ней ежегодные отчеты стран-членов ЕЭС

в Комиссию ЕЭС о своем техническом уровне, опыте и достигнутых результатах. Для обеспечения жизнеспособности требований Директивы ЕЭС предусматриваются способы экономического стимулирования предприятий, занимающихся утилизацией отработанных масел (соответствующие ценовая, налоговая и акцизная политики, субсидии и вознаграждения). Эти предприятия в качестве компенсации за обязательства, возлагаемые на них, могут получать дотации за оказанные услуги. Благодаря такой законодательной системе в странах ЕЭС достигнуты высокие показатели по сбору и переработке отработанных масел [4].

Среднее количество собранных отработанных масел достигло 70-75% — более 1.8 млн т. Из них около 675 000 т было противозаконно использовано в качестве топлива или сброшено в окружающую среду. В целом в Европе сбрасывается 25% всех отработанных масел; 75% — собирают, из них 25% — регенерируются, 49% используется в качестве топлива и 1% уничтожается. В таких странах, как Германия, Бельгия и Италия, более 50% (55, 50 и 55 соответственно) отработанных масел от сбора поступает на установки регенерации с целью получения регенерированных базовых масел. В Европе в настоящее время наибольшая мощность предприятий по регенерации отработанных масел сосредоточена в Германии [4].

В настоящее время в Германии имеется 6 установок регенерации отработанных масел общей производительностью 280 тыс. т в год, в проекте находятся еще 3 установки регенерации отработанных масел. Только 30% собранных масел используется в качестве топлива для сжигания. Во Франции имеется одна установка производительностью 110 000 т в год, 28% от сбора поступает на регенерацию и 54% — на сжигание в качестве топлива. В Испании — 8 установок регенерации общей производительностью 190 000 т в год, 16% от сбора отработанных масел поступает на регенерацию. В других странах ЕЭС отработанные масла нашли основное применение в качестве топлива для сжигания, при этом не всегда с использованием способов предварительной очистки [4].

Если с транспортированием и переработкой большинства отходов при наличии благоприятных инвестиционных условий можно справиться с помощью усилий российского бизнеса и привлечением иностранных источников финансирования, то проблема сбора отходов не решиться без работы государственных органов и выработки необходимых законодательных актов, усиливающих и ужесточающих контроль в области управления отходами [6].

Для реализации поставленных задач необходимо определить приоритетные мероприятия с привлечением внебюджетных средств частного бизнеса в инвестиционные проекты природоохранного значения. А реализация мероприятий по управлению отходами требует разработки и принятия специальных программ. В ноябре 2005 г. на пятнадцатом всероссийском экономическом форуме, в рамках конференции, посвященной государственной экологической политике в реальном секторе экономики, шла речь о внедрении административных и экономических реально работающих механизмов в области обращения с отходами. В настоящее время действует Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», который регламентирует механизм исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Методикой исчисляется размер вреда, причиненного почвам, в результате химического загрязнения почв, несанкционированного размещения отходов производства и потребления, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв и почвенного профиля искусственными покрытиями и линейными объектами [5].

Для решения проблемы повторного использования отработанных масел необходимо экономически заинтересовать все стороны рынка обращения с отходами, создать систему взаимовыгодного сотрудничества между природо-пользователями, транспортировщиками и переработчиками отходов. Проблема снижения загрязнения окружающей среды посредством организации сбора и восстановления отработанных масел не может быть решена при отсутствии механизма заинтересованности сельхозпроизводителей в реализации природоохранных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деяшкина, О. На рынке нефтяных масел // Научно-практический журнал «Твердые бытовые отходы» // www.akpr.ru.

2. Маколова Л.В. Методология развития бизнес-процесса отработанных продуктов Класса L (Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты). Монография. Ростов н/Д.: РГАСХМ, 2002.

3. Маколова Л.В. Экономическая эффективность восстановления и использования отработанных автотракторных масел на предприятиях АПК Монография. Ростов н/Д.: РГАСХМ, 2004.

4. Материалы докладов на Международной научно-практической конференции «Новые технологии в переработке и утилизации отработанных масел и смазочных материалов», 26-28 ноября 2003 года.

5. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды : приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238. Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

6. Чередниченко Р.О. Развитие экологического бизнеса в России — это не только государственная задача. Перспективы использования механизма саморегулирования в сфере обращения с отходами — заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства при Комитете ГД РФ 10 февраля 2011 года.

7. Чешев А.С. Экономический механизм рационального природопользования в системе городского хозяйства Экономический вестник Ростовского государственного университета TERRA ЕСОШМКШ. 2010. Т. 8. № 2. Ч. 3.

8. Экологистика. Технопарк // www.oilteco.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.