194
ВЛАСТЬ
2 014'11
Transformations in the Russian universities in post-reform Russia in the second half of the 19thcentury inevitably involved higher spiritual education in the process of the reform. Some changes in the system of the primary and middle spiritual education started in the late 1850s and continued until 1867. The reform of the theological academies in 1869 was the general result of these changes.
Keywords: conversion, reform, Russia, higher theological school, theological academy, archbishop Makariy (Bulgakov).
УДК 930.1
КУРАС Софья Леонидовна — к.и.н., доцент кафедры таможенного дела и правоведения Иркутского государственного университета путей сообщения (664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15; [email protected])
ПРОБЛЕМА СНАБЖЕНИЯ ТЮРЕМ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
(по материалам журнала «Тюремный вестник»)
Аннотация. В статье рассматриваются процессы снабжения арестантов и надзирателей тюремных замков в дореволюционной России, отраженные на страницах журнала «Тюремный вестник». Это издание являлось ведомственным печатным органом Главного тюремного управления. Однако по разнообразию вопросов, раскрываемых на его страницах, журнал является уникальным источником и выходит за рамки документа, необходимого для целей делопроизводства. На его страницах многие вопросы уголовного права изучены с большой скрупулезностью и сегодня являются ценным материалом для историков и юристов. В статье также рассматриваются проблемы материально-технического снабжения тюремных замков, содержания арестантов, расходования средств государственного бюджета в русле проводимой в имперской России тюремной реформы.
Ключевые слова: тюрьма, Сибирь, продовольствие, одежда, журнал «Тюремный вестник»
Сегодня все ведомства Федеральной службы исполнения наказаний проходят процесс реформирования. В 2010 г. президент РФ утвердил Концепцию развития уголовно-исполнительной системы страны до 2020 г., которая определила основные цели проводимой реформы:
— повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными;
— сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
— гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Помимо совершенствования уголовно-исполнительной политики и структуры уголовно-исполнительной системы, в качестве приоритетного направления выделено изменение и укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений России. Ряд конкретных задач в сфере улучшения материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, также определен и реализуется в Концепции.
Для пенитенциарной системы страны отмеченные цели и задачи не являются абсолютно новыми. В последней трети XIX в. в Российской империи была начата тюремная реформа. С созданием Главного тюремного управления (ГТУ) стали появляться комплексы новых нормативов, предписаний, предназначенные для совершенствования всей системы исполнения наказаний.
Проводимая в дореволюционной России тюремная реформа отражалась на страницах ведомственного периодического издания «Тюремный вестник». Начиная
2 014'11
ВЛАСТЬ
195
с января 1893 г. журнал стал выходить в свет ежемесячно. Основной особенностью издания был не публицистический характер, а делопроизводственная внутриведомственная составляющая, необходимая в каждодневной работе служащих губернских тюремных инспекций. Тем не менее благодаря высокому уровню профессионализма авторов статей, разнообразию и глубине проработанности тем журнал выходил за пределы только внутриведомственного издания и являлся ценным источником для теоретиков права дореволюционной России, а также для современных исследователей в области исторической и юридической наук.
На своих страницах «Тюремный вестник» отражал практически весь круг обязанностей ГТУ, касавшихся разработки проектов законодательных актов по тюремному ведомству, контроля за состоянием тюремных зданий, обеспечения продовольствием и одеждой арестантов, подбором личного состава тюремных служащих.
В издании большое внимание уделялось вопросам пересылки осужденных в Сибирь для отбытия наказания. Движение партий планировалось и регулировалось на самом высоком уровне. В журнале печаталось расписание отправления партий, порядок выдачи кормовых денег. С открытием в Сибири железнодорожного сообщения перевозка арестантов должна была осуществляться только этим путем [Иванов 2014: 13]. В публикациях анализировались недочеты в действиях нижних чинов тюремного ведомства. Так, столичные чиновники усматривали в действиях конвойных, которые должны были следить за состоянием казенной одежды арестантов, но на деле не осуществляли это, признаки халатности. В издании «Тюремный вестник» отмечалось, что в 1895 г. проблема была решена посредством введения нормы, которая обязывала тюремное ведомство ставить штамп о выдаче казенной одежды в статейный список, что существенным образом сокращало число недостоверных сведений о расходах на одежду арестантов.
На страницах ведомственного издания рассматривалась проблема отчетности по приходу и расходам на арестантскую одежду. При этом авторы указывали, с одной стороны, на громоздкость самой системы заполняемых документов, а с другой — на отсутствие прецедентов взыскания с виновных лиц убытков из-за преждевременной порчи вещей1.
На самом высоком государственном уровне рассматривался и разъяснялся начальникам мест заключения вопрос об осуществлении ремонта одежды заключенных в целях экономии средств казны на выдачу арестантам специальной одежды. Экономия должна была осуществляться за счет проведения ремонта собственной одежды или ранее выданной, но пришедшей в негодность государственной одежды, в которой арестант двигался по этапу к местам отбывания наказания. При этом во всех разъяснениях подчеркивалась значимость подробных отчетов об израсходованных на эти цели средствах.
В «Тюремном вестнике» были опубликованы циркуляры Главного тюремного управления от 27 сентября 1887 г., 17 июля 1890 г., 15 марта 1895 г., которые регламентировали выдачу обуви осужденным. Целью появления этих документов было сокращение расходов казны по обеспечению обувью отбывающих наказание. Все осужденные делились по категориям: на тех, кто работал за пределами стен тюремного замка, — им выделялась более прочная и ноская обувь, и тех, кто находился все время внутри места заключения, — последним выделяли более простую обувь, менее затратную для казны. Ведомственное издание публиковало не только тексты самих циркуляров, но и практические разъяснения по вопросам применения новых правил, а также проводило анализ фактов неисполнения тюремным начальством на местах требований ГТУ.
На страницах издания уделялось внимание вопросам устройства и расходов денежных средств на систему отопления в местах заключения, а также появлению вентиляционной системы в новых зданиях тюрем. Ее внедрение было сопряжено с техническими нововведениями, требовавшими значительных расходов. В разделе практических разъяснений журнал приводит сведения о переписке сотрудни-
1 Циркулярные распоряжения по ГТУ о расходовании одежды пересыльных арестантов. — Тюремный вестник. 1896. № 4. С. 227-230.
196
ВЛАСТЬ
2014'11
ков тюремного ведомства с губернаторами, на территории губерний которых были расположены здания тюрем. Такое взаимодействие властей было необходимо для создания межведомственных комиссий по определению необходимого количества топлива для поддержания объектов вентиляции, определения его стоимости и назначению ответственных за обеспечение местных структур1.
Материалы «Тюремного вестника» также были посвящены проблеме продовольственного снабжения заключенных. На 1900 г. были представлены данные суточного довольствия на каждого арестанта по 85 губерниям2. Затраченные на продовольствие денежные суммы по регионам значительно разнились. Так, по Иркутской губернии в среднем в 5 городах было потрачено на каждого арестанта от 10 до 20 коп. суточного содержания, в Тобольской губернии в 9 городах затраты составили от 3 до 5 коп., в Томской губернии в 7 городах затраты составили от 3 до 6 коп. Такая тенденция может быть связана с отсутствием единой централизованной политики в области обеспечения арестантов. Поставка продовольствия осуществлялась через посреднические фирмы, цены отличались, поэтому отследить законность таких трат достаточно сложно.
По данным на 1903 г. суммы затрат на питание арестантов по губерниям меняются: в Иркутской губернии денежные затраты снизились с прежних 10—20 коп. до 8—9 на одного осужденного. Вместе с тем в Томской и Тобольской губерниях затраты выросли в среднем на 3—5 коп.3
Таким образом, несмотря на попытку ужесточения требований к отчетности о затратах на арестантов, к экономии средств бюджета, неравномерность в денежных затратах сохранялась.
Такая же тенденция прослеживается в материалах «Тюремного вестника» и в части расходов бюджетных средств не только на арестантов, но и на надзирателей. В номерах журнала начала XX вв. публикуются сведения о стоимости материалов для пошива верхней одежды, приобретенных ГТУ для надзирателей. Отдельно указывалась цена за более теплый материал для надзирателей на о. Сахалин. Закупки производились у купцов и фабрикантов, цены на товары которых были установлены на уровне рыночных, поэтому проконтролировать законность данных закупок было практически невозможно.
На рубеже Х1Х—ХХ вв. на страницах «Тюремного вестника» все больше внимания стало уделяться вопросам устройства и перестройки тюрем. Многие публикации из неофициального раздела были посвящены проблемам ссылки и каторги и неудовлетворительной реализации самой тюремной реформы в целом. Затраты бюджета на материально-бытовое обеспечение арестантов и чиновников, на техническое оснащение тюрем были значительными и невозвратными. Это подтверждают не только ведомости о денежных расходах, но и сами нормативные документы, которые увеличивали расходную часть бюджета государства. Опубликованный в 1901 г. Проект общей тюремной инструкции был создан в русле проводимой по западным аналогам реформы пенитенциарной системы, направленной на уважение к правам личности, на поддержание хороших условий в камерах, щепетильное отношение к гигиене арестантов. Это требовало значительных расходов из казны и не было реализовано4.
Сама система управления на местах была устроена таким образом, что хозяйственной частью тюрем заведовали сами смотрители. Считалось, что надзиратели на местах гораздо лучше знают проблемы своего ведомства, чем верховная власть, и смогут отрегулировать вопросы материально-технического снабжения. Поэтому предъявлялись высокие требования к их профессиональным, деловым, хозяйственным качествам. Однако «Тюремный вестник» указывал на отсутствие у сотрудни-
1 Практические разъяснения. — Тюремный вестник. 1897. № 9. С. 452-453.
2 Табель о деньгах на продовольствие в 1900 году арестантов, содержащихся в местах заключения гражданского ведомства. — Тюремный вестник. 1900. № 1. С. 13-25.
3 Табель о деньгах на продовольствие в 1903 году арестантов, содержащихся в местах заключения гражданского ведомства. — Тюремный вестник. 1903. № 1. С. 26-29.
4 Проект общей тюремной инструкции. — Тюремный вестник. 1901. № 7. С. 311-357.
2014'11
ВЛАСТЬ
197
ков специального образования, программ обучения и небольшое жалование как на одни из причин многочисленных недостатков в работе тюремных служащих.
В отличие от Судебной реформы, которая была успешно реализована во второй половине XIX столетия, реформа тюремной системы так и не была завершена. На ее реализацию казна тратила внушительные денежные средства, большая часть которых не принесла ощутимого результата и пользы обществу из-за отсутствия четкого плана реализации реформы, непроработанности системы арестантского труда (осужденные могли бы сами зарабатывать на свое обеспечение). Несмотря на попытки центральных властей сэкономить на материалах для пошива одежды для осужденных, на продовольствии для арестантов, закупку осуществляли на местах через посредников, что лишало ГТУ возможности контролировать расходование бюджетных средств и приводило к казнокрадству.
Список литературы
Иванов А.А. 2014. «...Слышен звон кандальный». — Гуманитарный вектор. № 3(39). C. 6-14.
KU RAS Sofia Leonidovna, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor of Irkutsk State Railway Transport Engineering University (Chernyshevskogo str, 15, Irkutsk, Russia, 664047; [email protected])
THE PROBLEM OF PRISONS' SUPPLY IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
(on the materials of the «Prison Bulletin»)
Abstract. The article studies the coverage of the procurement processes of the prisoners and guards in the pre-revolutionary Russian prisons, analyzing the pages of magazine «Prison Bulletin». This issue was the departmental publication of the Central Prison Directorate. But due to coverage saturation of questions, analyzed there, this magazine was a unique source, considered to be not only the document needed for the purposes of the record keeping. In this bulletin the questions of the criminal law were analyzed very precisely and nowadays the «Prison Bulletin» materials are the valuable data for lawyers and historians. In the article the authors also deals with the problems of material support for jail-houses, supply of prisoners, questions of spending the government budget in the course of Russian imperial law reform. Keywords: prison, Siberia, supply, clothes, «Prison Bulletin»
КОБЗЕВА Татьяна Александровна — к.и.н., доцент кафедры истории Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (432700, Россия, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4; [email protected])
РОЛЬ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГУБЕРНИЙ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУСТАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности земских учреждений Среднего Поволжья по развитию мелкого предпринимательства в кустарной промышленности во второй половине XIX - начале XX вв.
В начале XXв. сформировалась земская система финансовой поддержки кустарных производителей. Земские органы оказывали помощь в реализации продукции кустарных промыслов через специальные