Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ КОНФЛИКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ КОНФЛИКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
421
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ И БРАК / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИЯ И ЦЕННОСТИ / ФЕМИНИЗМ И ЖЕНЩИНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Парпиев Икромжон Гайбуллаевич, Пардаева Севара Акрамовна

В статье рассматривается факторы, влияющие на вероятность роста конфликтов семейной жизни в условиях глобализации информационных технологий, трансформация от традиционного общества к современному, где возникла острая потребность на этноконфессиональной идентичность личности. Несмотря на исследованность некоторых факторов семейно-брачной жизни населения, в гуманитарных науках еще отсутствует философское осмысление и анализ по предотвращению семейных скандалов, влияющих на рост разводов молодых семьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FAMILY AND MARRIAGE CONFLICTS IN UZBEKISTAN

The article changes the factors influencing the identification of the increased severity of family life in the context of the global spread of information technologies, the transformation from the transformation of society into particular, where there is an urgent need for an ethno-confessional identity of the individual. Despite the study of some factors of family and marriage life, in the humanities there is still no philosophical understanding and analysis to exclude family scandals that affect the divorce rate of the growth of young families.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ КОНФЛИКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ КОНФЛИКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

Икромжон Гайбуллаевич Парпиев

Соискатель кафедры Общественные науки Наманганского инженерно-технологического института.

Севара Акрамовна Пардаева Научный сотрудник Джизакского филиала Национального университета им. М. Улугбека.

THE PROBLEM OF FAMILY AND MARRIAGE CONFLICTS IN UZBEKISTAN

Ikromzhon Gaibullaevich Parpiev

Competitor of the Department of Social Sciences of the Namangan Institute of Engineering and Technology.

Sevara Akramovna Pardaeva

Researcher at Jizakh branch of the National University. M. Ulugbek

Аннотация. В статье рассматривается факторы, влияющие на вероятность роста конфликтов семейной жизни в условиях глобализации информационных технологий, трансформация от традиционного общества к современному, где возникла острая потребность на этноконфессиональной идентичность личности. Несмотря на исследованность некоторых факторов семейно-брачной жизни населения, в гуманитарных науках еще отсутствует философское осмысление и анализ по предотвращению семейных скандалов, влияющих на рост разводов молодых семьей.

Abstract. The article changes the factors influencing the identification of the increased severity of family life in the context of the global spread of information technologies, the transformation from the transformation of society into particular, where there is an urgent need for an ethno-confessional identity of the individual. Despite the study of some factors of family and marriage life, in the humanities there is still no philosophical understanding and analysis to exclude family scandals that affect the divorce rate of the growth of young families.

Ключевые слова. Семья и брак, гендерная политика, традиция и ценности, феминизм и женщина.

Keywords. Family and marriage, gender politics, tradition and values, feminism and woman.

Узбекистан является не только самой многонациональной и конфессиональной, но и много населенной страной в Центральной Азии, в которой достигнута самые высокие рейтинг демократизации во всех сферах социально-экономической и культурной жизни. Безусловно, другой особенностью народов региона богатое многовековое культурное наследие великих мыслителей средневековье, природных ресурсов и трудолюбивые народа.

Мировая практика цивилизованных стран свидетельствуют о том, что детерминантом социально-экономического и культурного прогресса является верность этноконфессиональным традициям и ценностям народа, а в обратном случае любой народ вытесняется из мирового культурного развития как «аутсайдер». «Прирождённый философ Симона де Бовуар (супруга Ж.-П. Сартра), исследовавшая проблемы «женский удел» и «природное назначение пола», обращает внимание, что «загадке женской души», созданной, по её словам, мужчинами [2]. В этих исследованиях традиционно основывается на политический курс правительства, которая соответствует общему мировому процессу демократизации и защиты прав и свобод человека, установленными международными договорами и соглашениями [10]. Как нам представляется, социально-экономическая стабильность и безопасность общественной жизни обеспечивается умелой корректировкой и внедрением в этноконфессиональной жизни норм и принципов общечеловеческой культуры. Таким образом, нами было исследовано по выявлению самых общих вероятных факторов, которые стали причиной семейных разводов в контексте «столкновения» национальной культуры с «Массовой культурой». Социальные сети Интернета и телеканалы республики оказались феминистическими полигонами для защиты прав и свободы женщин на принципах диффамизации в отношении мужчин1. Тем самым в социальных сетях уже началась пропаганда радикального феминизма, с лозунгом Н. Саттаровой «Зачем создать семью?», «Зачем женщинам выходить замуж?» [9].

1 Речь идет о телепередачах «Очщчасига гаплашамиз» (Отрытий разговор), «Махаллада дув-дув гап» (В махалле ходит слухи), «Зарб» (Удар) и др, в которых обсуждать семейно-бытовые проблемы женщин без участия мужчин.

Опираясь на вышеизложенные мысли, можно сгруппировать факторы семейных отношений в следующее: а) популяризация политики тендерного равенство и ее радикализация в общественной жизни; б) потребность политико-правового просвещения женщин республики; в) необходимость возрождение национальной педагогики по воспитанию девочек для подготовки к семье и брака.

В традициях и ценностях народов Востока семья была важнейшим очагом становление и развитие личности в передаче социального опыта от поколений к поколению: формирование гражданской позиции, духовно-нравственного облика на высших идеалах воспитания человека. При этом семейно-брачная система социализации и профессионализации личности основывались на истинных принципах ислама, освященных Кораном и Сунной, высокой духовной нравственности и смиренности, указанной Аллахом и его посланником [6, с.22]. В этой связи ислам не только религия, но и конституция социально-экономической и культурной жизни мусульман. Жизнь мусульманок формировалась в верховенстве этики жизни, чем право. Следует также оговорить, в духовности мусульман синкретичен всех норм общественного сознание, что шариат представляет одновременно право, религия, эстетики и нравственность, политики и философии [7, с. 94].

Среди вероятных факторов, причиняющих семейному разладу, осложнению регулирования проблем семьи и брака можно отнести к достижениям мировой цивилизации. Республика Узбекистан стал полноправным субъектом международных отношений, ратифицировал ряд международных общечеловеческих деклараций и пактов, среди которых приоритет отдана на гендерное равенство женщин во всех областях общественно-политической жизни. За период суверенного развития национальной политики правительства Узбекистана оказана всемерной поддержки общественным женским организациям, создавая правовой базы развития по активизации женщин социально -политической жизни страны. Комитет женщин Республики Узбекистан достойно представляет интересы женщин, оперативно решает проблемы социальной защиты, занятости социально-экономической жизни.

Гендерное равенство как новая и поэтому малоизученная область мирового феминизма воспринято на принципах Запада, что привело к новым традициям и ценностям женщин традиционного общества, противоречащих образу и укладу жизни узбекского народа. В результате трансформации семейно-брачных отношений в регионе происходит противоречивые процессы традиционного и инновационного изменения в семьях молодежи. Успехи в области гендерного равенство в стране, принятой как стратегия развития, направленной на равенство с мужчинами во всех отношениях были основным предметом супружеских ссор и конфликтов. Динамика высокой разводимости является борьба за равенство женщин с мужчинами, что изменяет этноконфессиональный статус и функции женщин, отчуждая от ответственности, обретает новые нормы поведение маскулинизации.

Мы согласны с теми авторами, которые утверждают, что движение феминизма, возникшая в США для защиты прав и свобод негритянок, чрезмерность которого создает угрозы феминизма социально-экономической жизни общества. В результате перехода постиндустриализации история человечества отдалилась от своих корней на столько, что произошли глубокие реформы в традициях и ценностях семьи и брака [8, с.53]. Как нам представляется, семья и брак является единственной основой гражданского общества, без которого современная цивилизация возвращается к своему первобытному этапу жизни. У каждого народа формировалась своеобразные этические нормы для совместной жизни мужчин и женщин, то есть переход от полигамии к моногамии, нормами регулирования брачного поведение. В них узаконились статус и функции мужчин и женщин с учетом социальной организации хозяйственно-бытовой жизни, накоплено огромный опыт уникальной организации общественной жизни путем брака и семьи.

Мировые религии в целях укрепления социально-экономической и культурной основ обожествлял семью и брака как богоугодное дело. Как нам думается, все священные писания их акцентировано на налаживания семейных отношений, что было одно из важнейших функций религиозной организации, брак заключалась только в церкви, семья находилась под покровительством религиозных организаций. Семейные традиции и ценности освящались религиозными авторитетами, проводились семейные религиозные ритуалы для идентификации миросозерцания подрастающего поколения. Таким образом, семья и брак находились в сфере церкви, подчиненный идеологией православии.

Политический переворот в России и установление власти пролетариев на принципах социализма в перестройке социально-культурной жизни реформировал традиционное устройство семьи и брака, провозгласив равенство всех граждан независимо от социально-культурных и демографических различий перед законом. Это означало отмена всех традиционных семейно-брачных отношений и равенство женщин с мужчинами, независимо от имущественных и неимущественных положений, от пола, языка и цвета кожи людей. Основные направление решение женского вопроса в странах Центральной Азии предусмотрели использовать женских рук в экономическом развитии страны, активизации женщин социально-политической жизни общества. На самом деле советы проводили политику демонтажа семейно-брачной жизни, чтобы удовлетворит интересы идейных интересов коммунистического строительства [3].

Социалистическая семья и брак были секуляризованным, избавленной от вмешательства религиозных организаций, основанной коммунистической морали коммунистов. Женщины - узбечки сожгли паранджи, приобрели свободу и равенство в общественной жизни, что было важнейшим шагом

отрицанием традиционного уклада жизни, принятием коммунистического тендерного образа жизни. В действительности, это было женским шагом отхода от своей женской идентичности: достижения материально-финансовой самостоятельности привел пересмотра супружеских отношений, авторитарных ценностей семьи, статус отца, мужа перестал быть главой, формировались новые «демократические» формы правление в семейной власти. Под гендерной политике создавались новые искусственные герои женщин во всех сферах материального производства, включая до космонавтов.

Другим краем гендеризации прикоснулась к духовной жизни в свободе совести и любви, так как равенство позволял право выбора мужчин, что было инновацией в жизни мусульманок. На самом деле гендер в буквальном смысле слова означает «Sex», что в узбекском обществе женщины приобрели возможностью выбора сексуального партнера, а не создать нормальную семью. В подобных реформах традиции и ценностей изменились, истинные основы семьи и любви, семейный уклад и образа жизни ориентирован на феминистические идеологии Запада.

Советское правительство в союзных республиках вел политику активизации женщин во всех сферах коммунистического строительства как женщина-комсомолка, член партии и многое др. Антропологический облик перешагнул по пути феминизации не только активным участием во всех отраслях социалистического производства, но и в системе народного просвещения. Следует отметить, что традиция образовательной политике женщинам отводились линии арабской грамотности, литературы и искусства, а также народного прикладного искусства. История знает немало представителей великих знаток-женщин литературы и искусства мировой мусульманской культуры, арабской языковой грамотности, чтение стихов из Корана и других священных писаний, трудов великих средневековых поэтов и писателей был естественной нормой жизни мусульманок. Согласно данным русских просветителей Туркестана, встречались женщины с высокой грамотностью, владеющими иностранными языками и информацией о культуре народов Европы.

Практика показала, что от гендерной политики советов пострадали сами женщины, так как женщина загружена производственными задачами, что отнимало многое времени для выполнения планов, а также повышения квалификации на занимающей должности. Женщина уже адаптировалась к новым условиям социализации и профессионализации, включенной за гонкой карьерного роста, не оставляя времени занятия в семье, воспитанием детей, не говоря об уходе за мужем [4].

С середины 50-х годов в СМИ Союза открылись новые рубрики «Кто хозяин в доме» как показатель борьбы за лидерство в семейной жизни. Последствия гендерного равенство привело к столкновению мужчин и женщин в семейном «ринге», проигрыши проявилась в резком ухудшении социально -культурной репутации мужчин, экономическое самостоятельность женщин наоборот поднимал авторитет женщин в семье. Все это в конечном счете корректировал роли женщин в семейно-бытовой и производственной жизни страны. В новом Узбекистане под столкновением традиционных ценностей с новыми нормами феминизма оставил свои следы в социально-экономической и культурной жизни, в росте старения брачного возраста, разводимости, понижением демографического развития. Данное мнение находит свое подтверждение в исследованиях авторов [4; 10]. Другими социальными показателями можно считать привязанность мужчин к семейной жизни, уходом и за воспитанием детей, а также занятия бытовыми проблемами. Узбекское общество перешло к модели малодетной семьи, обеспечивающий максимальное достижения гендерной конструкции по пути феминизации общественной жизни, т.е. выход «на публику» женщин. Таким образом, можно прийти к выводу, что узбекская женщина пережила за короткий промежуток времени процесс «от приватного к публичному», что означает женщины Узбекистана стала самой современной, не отличающей от своих подруг в странах Запада.

Узбекистан достиг самых высоких показателей социально-экономического и культурного прогресса, что чувствуются острой потребности обращения к богатому этноконфессиональному наследию узбекского народа для форматирования традиций и ценностей как фактора антропологической идентичности. В этой связи этноконфессиональная культура, оказавшись под давлением идеологии мирового феминизма, чувствует также потребности в смыслообразующих основах духовной нравственности для дальнейшего ориентира социального прогресса. В этом смысле дальнейшего процветания гендерного равенства есть угроза углубления этнической идентификации, смены национальной культуры с «Массовой культурой», а также развитие антропологической деградации в сторону ЛБГТ. Любой народ при формировании основ гражданского общества должен избежать от крайности, т.е. переходом от матриархата к патриархату и обратно.

Обращение к национальным и религиозным корням способствует антропологического кризиса, обеспечив возрождение богатых научных и духовных ценностей культуры народа как иммунитет против духовно-идейных угроз. В этой связи этноконфессиональная культура, оказавшись под давлением идеологии мирового феминизма, чувствует также потребности в смыслообразующих основах духовной нравственности для дальнейшего ориентира социального прогресса [9]. В этом смысле дальнейшего процветания гендерного равенство есть угроза углубления этнической идентификации, смены национальной культуры с «Массовой культурой», а также развитие антропологической деградаций в сторону ЛБГТ. Любой народ при формировании основ гражданского общества должен избежать от крайности, т.е. переходом от матриархата к патриархату и обратно. Общечеловеческая политическая

культура феминизма как модель индустриального Европейского христианского общества, внедрение которого в странах Центральной Азии разрушает традиции, образ жизни и мысли народов региона, отчуждением от корней этнокультуры людей. Феминизм в Узбекистане развивается самыми высокими темпами, что женщины уже имеют 30 % квоты в Парламенте, высокие доли женщин в системе здравоохранения и образовании, проявляют высокую активность и мужских видах спорта, что влияет на женское биофизическое развитие организма. Данное мнение можно аргументировать примерами научных исследований по данной тематике [1, c. 73].

Согласно данным статистики в республике в 2019 году было зарегистрировано 277,4 тысячи браков, число разводов составило свыше 28,7 тысячи, за первое полугодие 2020 года зарегистрировано 75,5 тысяч браков и 12,8 тысяч разводов. Отрицательным показателем, как нам представляется, является одинокие женщины в многоквартирных домах, которые уже выросли до 70-80 %, динамика рождение внебрачных детей, не приветствующее явление в мусульманском праве.

На основе вышеизложенных мы можем сделать следующие факторы осложняющих семейно-бытовых отношений по правилам гендерной политики в стране:

1. Жизнь и быть женщин Туркестана была приватной, налаживающей конфессиональными устойчивыми нормами и традициями ислама, в котором женщина провозглашена высшей ценностью жизни мусульман. Женщина освобождена от проблемы материально-финансовой обеспечения семьи, что закреплено в обязанностях мужчин, участия в домашнем бизнесе заключалась в рамках помощницы, не требующей физического усилия.

2. Равенство женщин рассматривалось, как почвой для конфликтов, деградирующей женского менталитета, отчуждающей от женской идентичности, противоречащей женской религиозности, проявлением этноконфессиональной девиантности в духовной нравственности социума.

3. Гендерная политика по своей сущности является политикой против традиционного образа жизни, многовековой этноконфессиональной духовным наследием предков, трансформации общественных отношений на переустройстве новых инновационных норм и принципов, что отражается росте молодежной преступности, падением рейтинга образования и воспитания подрастающего поколения. Таким образом, феминизация стала причиной распространения нетрадиционной сексуальной ориентации, популяризации транссексуалов в общественной жизни.

Благодарности.

Авторы выражают благодарность рецензентам: доктору философских наук, профессору кафедры Общественные науки Наманганского инженерно-технологического института А. М. Мирзахмедова и доценту Н. М. Лукашовой, критические замечания которых очень помогли в подготовке данной статьи.

Литература

1. Богданова М. А. Антропологическая экспертиза сосвременного состояние женского спорта// Вестник СпбГУ. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 1. С. 69-78

2. Бовуар С. де. Второй пол. - СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.

3. Вержибок В.Г. Традиционализм и паттерны современной маскулинности. / Мужская гендерная общность: закономерности и специфика развития. - М.: 2013, С. 21-31.

4. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие. -СПб.: Изд. Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с.

5. Силласте Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социологические исследования. - 1997. № 12.

6. Мирзахмедов А. М., Тошбаева Г. Ю. Семейная жизнь: отцы и дети // Кронос. 2021. № 2 (22). С. 20-30

7. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологическое исследование. - М.: 2003. № 3-4, С. 93-96

8. Мурачева О. Деловая активность женщин и семья // Социологическое исследование. 2001. № 2. С.53-67.

9. Оила нега керак?// https://www.youtube.com/watch?v=6JTlkvhx2mk&list=WL&index (Дата обращения 07.02.2022) (За чем создать семью? -пер. авт.)

10. Феминизм: Восток. Запад. Россия: сб. ст. / РАН. Ин-т философии; отв. ред. М. Т. Степанянц. -М.: Наука, 1993. 243 с.

References

1. Bogdanova M. A. Anthropological examination of the modern state of women's sports // Vestnik SpbGU. Filosofiya i konfliktologiya. 2018. Vol. 34. Issue 1. Pp. 69-78

2. Bovuar S. de. Vtoroy pol. - SPb.: Aleteyya, 1997. 832 p.

3. Verzhibok V.G. Traditsionalizm i patterny sovremennoy maskulinnosti. / Muzhskaya gendernaya obshchnost': zakonomernosti i spetsifika razvitiya. - М.: 2013, Pp. 21-31.

4. Zdravomyslova Ye. A., Tomkina A. A. 12 lektsiy po gendernoy sotsiologii: uchebnoye posobiye. -SPb.: Izd. Yevropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2015. 768 p.

5. Sillaste G. G., Kozhamzharova G. Zh. Social discrimination against women as a subject of sociological analysis // Sotsiologicheskiye issledovaniya. - 1997. № 12.

6. Mirzakhmedov A. M., Toshbaeva G. Yu. Family life: fathers and children // Cronos. 2021. № 2 (22). Pp. 20-30

7. Mirzakhmedov A. The phenomenon of Islam // Sotsiologicheskoye issledovaniye. - М.: 2003. № 3-4, Pp. 93-96

8. Muracheva O. Business activity of women and family // Sotsiologicheskoye issledovaniye. 2001. № 2. Pp.53-67.

9. Оила нега керак?// https://www.youtube.com/watch?v=6JTlkvhx2mk&list=WL&index (date of the application 07.02.2022) (Why start a family? -author's translation)

10. Feminizm: Vostok. Zapad. Rossiya: sb. st. / RAN. In-t filosofii; otv. red. M. T. Stepanyants. - M.: Nauka, 1993. 243 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.