Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕМЬЯ / БРАК / ЗАКОН / МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА / LEGAL REGULATION / FAMILY / MARRIAGE / LAW / MAN / WOMAN / ҳУқУқИЙ ТАРТИБГА СОЛИШ / ОИЛА / НИКОҳ / қОНУН / ЭРКАК / АЁЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучкарова Нафиса Бахтияровна

В статье рассматриваются правовое регулирование института семьи и брака в национальном семейном праве а также брак как правовой институт, понятие брака. Проанализированы соотношение норм семейного права и морали в регулировании брачно-семейных отношений. Изучены история развития законодательства о браке.Автором уделены внимани на заимствование зарубежного опыта в вопросах правового регулирования фактических брачно-семейных отношений мужчины и женщины в Республики .порядок и условия заключения брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF MARRIAGE AND FAMILY LEGISLATION OF UZBEKISTAN

The article examines the legal regulation of the institution of family and marriage in national family law, as well as marriage as a legal institution, the concept of marriage. The author analyzes the relationship between the norms of family law and morality in the regulation of marriage and family relations. The history of the development of legislation on marriage is studied. The author pays attention to the borrowing of foreign experience in the legal regulation of the actual marriage and family relations between men and women in the Republic. The order and conditions of marriage.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

HISTORY OF DEVELOPMENT OF MARRIAGE AND FAMILY LEGISLATION OF UZBEKISTAN

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.81.1187 Kuchkarova Nafisa Bakhtiyarovna

Master of the Tashkent State University of Law

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Кучкарова Нафиса Бахтияровна

магистр Ташкентского государственного юридического университета

УЗБЕКИСТОНДА НИКО^ ВА ОИЛА ЦОНУНЧИЛИГИНИ РИВОЖЛАНИШ ТАРИХИ

Щ>чцорова Нафиса Бахтияровна

Тошкент давлат юридик университети магистри

ANNOTATION

The article examines the legal regulation of the institution of family and marriage in national family law, as well as marriage as a legal institution, the concept of marriage. The author analyzes the relationship between the norms of family law and morality in the regulation of marriage and family relations. The history of the development of legislation on marriage is studied. The author pays attention to the borrowing of foreign experience in the legal regulation of the actual marriage and family relations between men and women in the Republic. The order and conditions of marriage.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются правовое регулирование института семьи и брака в национальном семейном праве а также брак как правовой институт, понятие брака. Проанализированы соотношение норм семейного права и морали в регулировании брачно-семейных отношений. Изучены история развития законодательства о браке.Автором уделены внимани на заимствование зарубежного опыта в вопросах правового регулирования фактических брачно-семейных отношений мужчины и женщины в Республики .порядок и условия заключения брака.

АННОТАЦИЯ

Маколада миллий оила конунчилигида оила ва никох институтини хукукий тартибга солиш, шунингдек, хукукий институт сифатида никох, никох тушунчаси урганилган. Никох ва оилавий муносабатларни тартибга солишда оила конунчилиги ва ахлок нормалари уртасидаги узаро богликлик тахлил килинди. Никох тугрисидаги конунчиликнинг ривожланиш тарихи урганилган.Муаллиф республикада аёл ва эркак уртасидаги хакикий никох ва оилавий муносабатларни хукукий тартибга солишда хорижий тажриба ва конунчиликни хам тахлил этган.

Keywords: legal regulation, family, marriage, law, man, woman

Ключевые слова: правовое регулирование, семья, брак, закон, мужчина, женщина

Калит сузлар: хукукий тартибга солиш, оила, никох, конун, эркак, аёл

Как нам известно, постепенное вхождение Узбекистана в единое международное правовое поле, распространение на ее граждан, признаваемых мировым сообществом прав и свобод, в том числе свободы выбора своих решений и поведения в различных обстоятельствах, привело к возникновению отношений, не регулируемых действующим законодательством, в том числе и семейным. роблема брака сегодня, как и всегда, является актуальной. Кардинальные изменения, происходящие в Республики Узбекистан в области политики, экономики, идеологии, затрагивают и государственно-демографическую сферу, в частности брачно-семейные отношения. Нашему обществу не безразлично, каким будет выращено и воспитано подрастающее поколение, каким оно вступит в новое тысячелетие. Нельзя понять и правильно оценить состояние и перспективу развития такого важного социального института, как институт семьи и брака, не изучив тех перемен,

которые с ним произошли. Особое значение приобретает изучение перехода от закрытой к открытой системе формирования брака и усиление эмансипации женщин, влияние развития личной свободы каждого из членов сообщества на брак и семью и др.

Указанные новации, как отмечается в литературе, напрямую связаны с глобальными социальным изменениями, происходящими не только в Узбекистане , но и во всем мире на современном этапе. К таким изменениям относят гендерное равенство продолжающуюся индустриализацию и связанную с ней урбанизацию. На современном этапе своего развития Узбекское государство, как часть мирового сообщества, встав на путь демократизации, старается усовершенствовать механизмы правления, реформировать право, определить пути построения гражданского общества и правового государства и идет по пути к

новому Ренессансу. В связи со сказанным, исследование историко-правовых проблем приобретает особую актуальность, тем более что история права представляет собой часть духовной культуры нашего народа, активно влияющей на возрождение и становление его национального самосознания.

Значимость и необходимость исследования правовых систем прошлого, наследия предков особенно возрастают на современном Узбекистане, когда в первые истории Узбекистана принят в Совет ООН по правам человека на 2021-2023 гг. и регулирования совершенно новых общественных отношений.

Исследования и выбранная нами тема всегда была актуальной. Если изучить историю развития института брака то, уже в первом тысячелетие до нашей эры мы видим возникновение и развития семейных отношений на территории Древнего Узбекистана о чем свидетельствует древнейшая книга зороастризма "Авесто". А также сегодня актуально для сравнительного анализа гражданско-правовые нормы ,семейно-правовые нормы и институты Авесты и зороастризма.

Поэтому мы думаем, изучая современных отношений института брак, также актуальна ее история развития:

-во-первых, преемственностью и

необходимостью изучения исторического опыта народа в сфере права;

-во-вторых, осознанием практической необходимости реформирования современного права с учетом лучших традиций правового регулирования в истории народа;

-в-третьих, проанализируем пробела, имеющегося в изучении истории развитие института семьи и международного опыта.

Как нам известно, по" Истории государство и право" есть раздел где говорится о зороастрийской системе права, представляющая собой одну из оригинальных правовых систем древнего мира и нашего народа, Общие замечания об Авесте как о правовом источнике даются в отдельных учебниках как История политических и правовых учений Узбекистана и работах по истории права. Ученые юристы Узбекистана подойдя к Авесте как политико-правовому памятнику, обращают внимание в основном на идейно-правовые постулаты Авесты, пронизанные требованиями справедливости и гуманизма. Это факт что, зороастрийское право достаточно долгий период являлось действующим правом наших предков; а также зороастрийские источники права - Авеста (Вендидад) и многие другие, которые анализируются в работе, активно использовались в процессе законодательной деятельности восточных территория Средней Азии, то есть нашего государство, так как многие правовые институты и нормы зороастризма заимствованы исламом и ныне сохранились в жизни и быте современных узбеков.

Например, действительно Авеста» является самым ранним письменный источником зороастризма. Особенно имеется глава где в ней

отведено вопросам семьи и брака. В Х главе книги «Яшты» дом (семья) определяется словом «нманйа», род - «висйя», туман (в значении географического объекта) - «зантума», народ -«наб», страна - «дахйи», великий жрец -Зоаратуштрот эма. Глава дома (семьи) определяется словом «нманопати», глава рода -«висиати», глава страны - «дахьюпати», а словом «наф» именуется родовой коллектив. Здесь также приводятся суждения, касающиеся таких жизненных традиций и обрядов, как почтительное и уважительное отношение к женщинам, их правам, достижение неприкосновенности семьи, ее прочной основы, долг родителей перед детьми, заключающийся в подготовке их к созданию семьи и собственного хозяйства [6, с. 185].

В книге «Яшты» отмечается, что основу общественных отношений составляет большая патриархальная семья. Глава семьи, рода назывался «пати», в значениях «семья, комната, дом» использовался термин «дмна». «Нманапати» (глава семьи), «нманапати» (его супруга), их дети, внуки и правнуки составляли структуру патриархальной семьи. Род определялся по мужской линии, кишлак («вис») состоял из не менее 25 родственных «нмана» (семей), и возглавлял его «виспати» (старейшина). Однако в «вис» не входили дети дочерей, поскольку «вис» являлся патриархальной семьей («нмана») [7, с. 26-28].

Как пишется в «Авесте», мужчина должен любить землю, как любят пятнадцатилетнюю девушку; кто почтительно относится к земле, обрабатывает ее и правой и левой рукой, и левой и правой рукой, она будет еще более плодотворной, обогатит своим урожаем человека за его добросовестный труд. Если мужчина полюбит 15-летнюю девушку и сделает ее своей женой, посвятив ей всю свою любовь, девушка будет увеличивать потомство. Человек, любящий землю и девушку, обогащается сам, обеспечивает своей семье счастливую жизнь, добивается продления своего рода. Здесь отмечается, что совершенность жизненного уклада человека связана с его любовью к земле и подобному себе существу. По этой причине личность, помимо обретения счастья, очищается от всякого греха, его дом становится благоустроенным и свободным от всякого рода напастей.

В четвертой части «Авесты», «Вендидат», отмечается, что если у человека есть жена, то он лучше неженатого и прожившего жизнь без детей субъекта [8, с. 121]. Особо определяется долг человека перед окружающей природой, землей, семьей и женщиной. Наши предки с древних времен обращали внимание на устойчивые отношения в семье и рождение здорового потомства, прочность авторитета своей семьи, рода, боролись за свое достоинство. Весьма примечательно то обстоятельство, что идеи зороастризма, касающиеся семейных ценностей и чадолюбия, сформировались именно на нашей почве.

В произведении подробно освещены такие моменты, как сохранение целостности семьи, установки брака, обязанности мужа и жены, причины и условия расторжения брака. В отдельных «Яштах» приведены призывы или обращения Ахурамазды или Зороастра к молодоженам. Согласно обычаям зорастрийцев, указание верного пути и оказание материальной поддержки всем людям, вступающим в брак, является обязанностью всех религиозных сект [9, с. 59].

Интересный факт о том что, согласно установкам религии зороастризма, холостяцкая жизнь не приветствовалась. Если девушка, достигшая совершеннолетия, не принимала во внимание желание родителей, коллектива и, не желая оставлять потомства, умышленно не выходила замуж, ее бросали в мешок и наказывали 25 ударами плетью. Мужчина с 17 лет обладал правом на женитьбу; если он, не желая заводить потомство, избегал этого, его клеймили, он обретал дурную славу и его заставляли постоянно носить на поясе железную цепь [10, с. 24].

27 октября 1924 года была образована Узбекская ССР. Именно тогда Бухарская ССР вошла в состав Узбекской ССР.

В новое время семейные отношения регулировались в основном нормами гражданского законодательства и права. 31 августа 1991 года в Ташкенте состоялась внеочередная 6-я сессия Верховного Совета Узбекской ССР, на которой была провозглашена государственная

независимость Узбекистана.

С первых дней независимости республики Узбекистан приоритетом стало укрепление и защита семьи, здоровья матери и ребенка, воспитание здорового и гармонично развитого поколения, повышение благополучия семьи, усиление заботы о молодых семьях, как со стороны общества, так и со стороны государства.

В Основном законе республики Узбекистан, принятом 8 декабря 1992 года, было закреплено равноправие между мужчинами и женщинами; глава 14 Конституции Республики называется «Семья» и посвящена вопросам охраны и защиты семьи, материнства и детства [1, ст. 63-66]. После этого Кодекс о браке и семьи стал называться Семейным кодексом Республики Узбекистан.

С 1991 по 1998 год семейные отношения в республике регулировались Кодексом о браке и семье Узбекской ССР, принятом 6 июня 1969 года, составленном на основе законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье от 27 июня 1968 года. Кодекс не учитывал специфические обычаи узбекского народа, местные и национальные особенности. Новый период развития Семейного кодекса Республики Узбекистан связан с провозглашением года «Семьи» в 1998 году, который избрал собственный путь семейного правового обновления и прогресса

Основы семейного права Республики Узбекистан закреплены в Семейном кодексе Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз

от 30.04.1998 г. № 607-I, введен в действие с 01.09.1998 г.), а также принятыми в соответствии с ним нормативными актами (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 171 от 12.04.1999 г. и др.).Кодекс состоит из 8 разделов, 30 глав и 238 статей.

Основными задачами семейного

законодательства являются укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви, доверия и взаимного уважения, сотрудничества, взаимопомощи и ответственности перед семьей и всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защиты [3, ст.1].

Особенностью Кодекса является применение местных обычаев и традиций в семейных отношениях.

При отсутствии в законодательстве соответствующих норм в регулировании семейных отношений применяются местные обычаи и традиции, не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан [4, ст.8].

Следует отметить, что в последние годы особое внимание уделено созданию правовых основ охраны семьи, материнства и детства, гарантированию прав матерей и детей, достижению обеспечения стабильности семей.

Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «Об утверждении концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан» от 27 июня 2018 года стало новым импульсом в стране, также как и Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В ней были четко прописаны дальнейшая поддержка, развитие и укрепление семьи, повышение ее роли в воспитании будущего поколения духовно зрелым и гармонично развитым.

В соответствии с постановлением президента с 1 сентября 2019 года в Узбекистане повышается минимальный возраст женщин, вступающих в брак, с 17 до 18 лет. Согласно статьи 15 Семейного кодекса республики, мужчины в Узбекистане могли вступать в брак с 18, а женщины - с 17 лет. Президент своим постановлением уравнял брачный возраст мужчин и женщин [3, ст. 5-8.]. Одним из основных элементов конструкции принципа равенства человека является достижение полного равенства между мужчинами и женщинами во всех сферах общественной жизни. Как гласит статья 46 Конституции Узбекистана признающая равноправие мужчин и женщин является полноценным отражением в Основном Законе положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью Йорк, 18 декабря 1979 года) . Статья 2 Конвенции обязывает государства-участники «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще

не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа» (1).

Согласно статье 63 Главы XIV Конституции Республики Узбекистан, основной ячейкой общества является семья. [1, ст. 63-66].

На Востоке издревле семью считают священной, уделяя особое внимание ее прочности. Семья - это маленькая Родина человека. Это понятие, символизирующее прочность уз, здоровый образ жизни; отражающее высокую духовность, сформировавшуюся на протяжении тысячелетий.

Семья в Узбекистане всегда была больше, чем союз двух людей: включая многочисленные родственные связи, она разрасталась до небольших сообществ со своими нравственными устоями, сохранявшими национальное самосознание и традиции преемственности поколений.

Использованная литература:

1.Конституция Республики Узбекистан. Ташкент :Узбекистон, 2019.С-40..

2. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева «Об утверждении концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан» от 27 июня 2018 года, Ташкент. Постановление Президента Республики Узбекистан. Ташкент, 22.04.2019 г. № ПП-4296 [Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства. URL: www.lex.uz

Закон "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин" от 2 скетября 2019 г[Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства. URL: www.lex.uz

З.Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30 апр. 1998 г. № 607-1 (с изм. и доп.) //[Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства. URL: www.lex.uz 4.Комментарии Семейного Кодекса Республики Узбекистан. Ташкент : Адолат, 2000. 448 с.

5.Мукимов З. История государства и права Узбекистана : учеб. пособие для вузов. Ташкент : Адолат, 2003. 280 с.

6.Мухитдинова Ф.А.Итория политических и правовых учений.Т.ТГЮИ.2013. -220-стр

7. Авеста. Перевод А.Махкама. - Ташкент,

2001. - С. 185.

8. Аширов А. Об «Авесте» и семейно-бытовых обрядах зороастрийцев. - «Узбекистонда ижтимоий фанлар», 2002. - № 1. - С. 56.

9. Аширов А. Похоронные обряды из «Авесты». - Ташкент, 2007. - С. 24.

10. Буриев О., Рахмонов Ф. Интерпретация в «Авесте» общественных отношений и система управления. - «Авеста» и идея национальной независимости: история Отечества, проблемы государственности и идеологии. - Карши: Насаф,

2002. - С. 26-28.

11. Махмудов Т. Об «Авесте». - Ташкент, 2000. - С. 40.

12. Хамидов Х. Благодатности «Авесты». -Ташкент, 2001. - С. 59.

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И _СВОБОД В УЗБЕКИСТАНЕ_

Р01: 10.31618^^2413-9335.2020.8.81.1186 Мухаммедов Хайдарали Мелиевич

кандидат юридических наук, профессор Ташкенсткого государственного юридического университета

АННОТАЦИЯ

В статье рассмариваются достоинство человека как исходное начало общеправового принципа гуманизма. Автором уделены внимание на достоинство человека - основа прав и свобод личности, право на достоинство личности как субъективное право гражданина,формы и механизмы защиты достоинства личности в отраслях права , компенсации морального вреда при защите достоинства личности: нравственно-правовые проблемы. Изучены достоинство человека в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане в период пандемии: правовые аспекты.

Ключевые слова: достоинство, человек, личность, .форма, механизм, защита, право, проблемы.

ВВедение

Личные права человека всегда была актуальной темой исследования

юристов,политологов,философов, личные права и свободы, на современном этапе государственно-правового развития представляют собой не только естественно-правовую, но и зачастую нравственную основу для всей системы прав человека и дальнейшего развития правового государства и гражданского общества. Вопросы международной и национальной защиты прав и свобод человека и гражданина, их конституционно-правового регулирования приобретают особое

значение в современной правовом пространстве современного Узбекистана.

Как нам известно, 2020 год в истории человечество запомниться с борьбой короновирусом, и вновб приобретает актуальность ценностей идет активный процесс поиска приоритетов общественного развития, главное место среди которых по праву должен занять человек. Опорой человеческой личности, ее глубинной внутренней ценностью является достоинство. Это величайшее благо составляет основу независимости и свободы, гордости и чести, влияет на становление и постоянное развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.