Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ'

ПРОБЛЕМА СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
625
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Ключевые слова
Психоневротические расстройства / родители / семья / дети-инвалиды. / Psychoneurotic disorders / parents / family / disabled children.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бахора Пирманова

В статье рассматриваются проблемы качества жизни семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства. Выявлено, что проблемными остаются такие приоритетные сферы жизнедеятельности, как получение общего образования и профессиональной подготовки, медицинской помощи, обеспечение бесплатными лекарствами и рабочими местами как самих инвалидов, так и их родителей и др. В данной статье даются основные определения по теме, раскрывается актуальность проблемы семей, имеющих детей инвалидов. В статье рассматриваются основные категории проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми инвалидами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FAMILIES WITH DISABLED CHILDREN

The article deals with the problems of the quality of life of families with disabled children and disabled from childhood. It was revealed that such priority spheres of life as obtaining general education and vocational training, medical care, providing free medicines and jobs for both disabled people and their parents, etc., remain problematic. This article provides basic definitions on the topic, reveals the urgency of the problem families with disabled children. The article examines the main categories of problems faced by families with disabled children.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

ПРОБЛЕМА СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Бахора Пирманова

Ташкентский государственный педагогический университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы качества жизни семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства. Выявлено, что проблемными остаются такие приоритетные сферы жизнедеятельности, как получение общего образования и профессиональной подготовки, медицинской помощи, обеспечение бесплатными лекарствами и рабочими местами как самих инвалидов, так и их родителей и др. В данной статье даются основные определения по теме, раскрывается актуальность проблемы семей, имеющих детей инвалидов. В статье рассматриваются основные категории проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми - инвалидами.

Ключевые слова: Психоневротические расстройства, родители, семья, дети-инвалиды.

THE PROBLEM OF FAMILIES WITH DISABLED CHILDREN

Bakhora Pirmanova

Tashkent State Pedagogical University named after Nizami

ABSTRACT

The article deals with the problems of the quality of life of families with disabled children and disabled from childhood. It was revealed that such priority spheres of life as obtaining general education and vocational training, medical care, providing free medicines and jobs for both disabled people and their parents, etc., remain problematic. This article provides basic definitions on the topic, reveals the urgency of the problem families with disabled children. The article examines the main categories of problems faced by families with disabled children.

Keywords: Psychoneurotic disorders, parents, family, disabled children.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. По оценкам экспертов, в мире примерно 650 млн. людей имеет инвалидность, что составляет около 10% от численности населения всех стран мира1 . Из них свыше 80% являются безработными, хотя около 470 млн. находятся в трудоспособном возрасте и имеют возможность трудиться в обычных производственных условиях или специализированных предприятиях2 . Такое положение может свидетельствовать о социальной сегрегации этой группы населения в

экономическом, социальном и гражданском секторах, являться препятствием для дальнейшего продвижения концепции Человеческого Развития, согласно которой экономический рост должен вовлекать все группы населения, предоставлять равные возможности для всех, быть устойчивым. Анализ статистических данных показывает, что в Республике Узбекистан проживает более 780 тыс. людей с инвалидностью. Из них инвалиды I группы составляют 8,5%, II группы - 71% и III группы - 20,5%. Среди лиц с инвалидностью дети до 16 лет составляют 97 тысяч человек. Число работающих составляет около 34 тысяч человек (около 5% от общего числа людей с инвалидностью старше 16 лет). При этом люди с наиболее тяжелыми формами инвалидности (имеющие «I группу инвалидности») составляют 3,5%, с нарушениями жизнедеятельности средней тяжести («II группа инвалидности») - 55,8% и менее значимыми нарушениями («III группа инвалидности») - 40,7%. Таким образом, содействие занятости людей с инвалидностью остается актуальным.

Рождение и воспитание ребенка-инвалида является тяжелым психосоциальным стрессом для его родителей, особенно для матери. Именно на женщину возлагаются основные обязанности по воспитанию и уходу за больным ребенком, жизнь матери претерпевает большие изменения, вызванные рождением больного ребенка.

В настоящее время система социальной защиты лиц с инвалидностью находится в процессе реформирования. Происходит постепенный переход от используемого ранее подхода, основанного на равенстве понятий болезнь -инвалидность - нетрудоспособность, к адресному подходу, основанному на определении степени 1 Глобальная инвалидность. Цифры и факты. http://www.un.org 2 Согласно оценке Международной организации труда (ILO). http://www.un.org Проблемы и перспективы обеспечения трудоустройства людей с инвалидностью в Республике Узбекистан Проблемы и перспективы обеспечения трудоустройства людей с инвалидностью в Республике Узбекистан 2 ограничения различных критериев жизнедеятельности. Пересмотрен порядок определения инвалидности, предоставления государственных социальных льгот и гарантий. Ранее лица с инвалидностью третьей группы (характеризующейся наиболее легкими ограничениями жизнедеятельности без нарушения способности к труду) получали пенсию по инвалидности. С января 2011 года в соответствии с законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»», принятым 22 декабря 2010 года лица, которым установлена третья группа инвалидности, не будут получать пенсии по инвалидности, и должны быть трудоустроены. В связи с этим следует ожидать существенного увеличения числа людей с инвалидностью, ищущих работу. Очевидно, что должны быть предприняты специальные меры по

обеспечению занятости этой группы населения. Экономическую значимость трудоустройства людей с инвалидностью для государства переоценить практически невозможно, хотя и сложно произвести ее полный цифровой расчет, так как она складывается из значительного количества факторов, которые трудно подсчитать в денежном выражении. Из факторов, легко измеряемых количественно, можно отметить, что лица с инвалидностью, работающие в официальном секторе экономики Узбекистана, покрывают около 50% расходов на их пенсии из внебюджетного пенсионного фонда, плюс делают отчисления в фонд содействия занятости и в ряде случаев выплачивают подоходный налог. Не умаляя экономической значимости трудоустройства людей с инвалидностью, отметим, что социальное значение их трудоустройства является еще более важным. Трудоустройство означает не только материальное благополучие. Социальная значимость трудоустройства людей с инвалидностью складывается из обеспечения их самореализации, возможности внести свой уникальный вклад в развитие общества, предоставления возможностей для общения и социализации. Трудоустройство людей с инвалидностью позволяет также преодолеть стереотипное отношение к ним в виде жалости, неверия в их способности, а также восприятия их как обузы для общества. Президент Республики Узбекистан И.Каримов подчеркивает, что, учитывая физические возможности инвалидов, необходимо провести целенаправленные мероприятия по их обучению, переобучению и дальнейшему трудоустройству. В связи с этим необходимо определить экономическую и социальную эффективность мер, направленных на обеспечение трудоустройства людей с инвалидностью в Узбекистане, провести анализ нормативно-правовой базы и институциональных механизмов, обеспечивающих трудоустройство этой категории граждан, а также, опираясь на прогрессивный международный опыт, разработать предложения по повышению эффективности действующей системы трудоустройства.

ОБЗОР МИРОВОГО ОПЫТА В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УЗБЕКИСТАНА

Мировая практика показывает, что эффективное трудоустройство людей с инвалидностью достигается лишь при организации комплексного подхода с вовлечением всех участников этого процесса: людей с инвалидностью, государственных служб, общественных организаций, работодателей. Среди мер, доказавших свою эффективность в обеспечении эффективного трудоустройства людей с инвалидностью в разных странах выделяются: - имплементация антидискриминационного законодательства в трудоустройстве; - квотирование рабочих мест; - привлечение к процессу трудоустройства специалистов по оккупациональной терапии и социальных работников; - временное или пробное

трудоустройство людей с инвалидностью; - социальная поддержка работодателя и человека с инвалидностью на рабочем месте; - создание социальных предприятий; - активное привлечение общественных организаций инвалидов к процессу трудоустройства.

С учетом выше изложенного считаем целесообразным изучение проблемы инвалидизации не только в крупных городах, но и в районах Республики, при этом учитывать многодетность, экономическое положение, национальные особенности, уровень образованности семьи. Реабилитации семей, воспитывающих ребенка с нарушением психического развития, включающей мероприятия, направленные на укрепление здоровья семьи и повышение успешности семейного функционирования. Такой комплексный подход даст возможность как поднять эффективность реабилитации детей, так и повысить качество жизни родителей детей с нарушением психического развития. Опыт работы различных учреждений социальной защиты населения по оказанию помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, показывает, что решение данной проблемы должно одновременно идти по многим направлениям. Целесообразным представляется целенаправленная политика государства в области проблематики детской инвалидности, т. е. комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным, расширение сети медикогенетических учреждений. Необходимо и в дальнейшем развивать сеть реабилитационных центров, коррекционных учреждений, учебных и воспитательных учреждений, которые уже неплохо зарекомендовали себя в работе по социальной адаптации и реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов. А различные общественные организации и благотворительные фонды, недавно начавшие активную работу на рынке социальных услуг, могут заполнить недостающие ниши и исправить недоработки, имеющиеся в работе госучреждений . Сегодня назрела необходимость совершенствования системы экономической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями. Одним из актуальных направлений является совершенствование содержания и форм работы учреждений социального обслуживания, повышение эффективности помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями. И, наконец, в обществе необходимо воспитать стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребенка-инвалида, уметь понимать их проблемы.

REFERENCES

1 Альбицкий В.Ю. Дети - медико-социальной группы риска // Избранные очерки. - М.: 2003. - С. 272-299.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

2 Колпакова Л.М. Механизмы психологической защиты и стратегии совладания со стрессом матерей, имеющих детей страдающих церебральным параличом // Бюллетень сибирской медицины. - 2006. - №2. - С. 107-108.

3 Вертила Т.Г, Маркова М.В. О взаимосвязи между состоянием семейных отношений и психического здоровья родителей, воспитывающих ребенка с нарушением психического развития и их детей // Украинский вестник психоневрологии. - 2009. - Т.17, №60. - С. 28-30.

4 Певнева А.Н. Психические состояния матерей детей с церебрадьным параличом как исходные предпосылки психологического синдрома. //Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. - 2011год. - №2.

5 Полоухина Е.А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений: автореф. дис. ... канд. мед. - М., 2009. - 49 с.

6 Будаева М.Д. Исследование поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №5. - С. 58-67.

7 Гребенникова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Журнал «Наукаведение». - 2015. - Т.7, №2. -С. 176-185.

8 Шебанец Ю.Ю. Ребенок-инвалид как отягчающий фактор положения женщины-матери в семье // Журнал вестник АГУ. - 2015. - №4. - С. 125-129. 9 Д.Исаев Проблемы семей имеющих детей инвалидов // Журнал Гаудеамус. - 2006. - №2. -С. 88-97. 10 Kennedi H. Do men need special services // Adwances in psychiatric treatment. - 2001. - №7. - P. 93-101. 11 Kohen D.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.