Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ'

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
398
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / ЭВДЕМОНИЗМ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МУДРОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Заверткин Р.В., Панкратова А.М.

Статья посвящена проблеме счастья в античной философии. Рассматриваются учения древнегреческих философов о природе счастья и способах его достижения. Анализ результатов опроса, проведенного среди студентов, позволяет сделать вывод о существенном различии современных и античных представлений о счастье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HAPPINESS IN ANCIENT PHILOSOPHY

The article is devoted to the problem of happiness in ancient philosophy. The teachings of ancient Greek philosophers about the nature of happiness and ways to achieve it are considered. An analysis of the results of a survey among students suggests that there is a significant difference between modern and ancient ideas about happiness.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ»

УДК 179.9

Заверткин Р.В. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Панкратова А.М. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» СГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель: Чебан А.Г.

ассистент Россия, г. Саратов ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме счастья в античной философии. Рассматриваются учения древнегреческих философов о природе счастья и способах его достижения. Анализ результатов опроса, проведенного среди студентов, позволяет сделать вывод о существенном различии современных и античных представлений о счастье.

Ключевые слова: счастье, эвдемонизм, добродетель, нравственность, мудрость.

Zavertkin R. V. student

2 course, faculty of «General medicine» Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Pankratova A.M.

student

2 course, faculty of «General medicine» Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Scientific director: Cheban A. G.

Assistant

THE PROBLEM OF HAPPINESS IN ANCIENT PHILOSOPHY

Abstract: The article is devoted to the problem of happiness in ancient philosophy. The teachings of ancient Greek philosophers about the nature of happiness and ways to achieve it are considered. An analysis of the results of a survey among students suggests that there is a significant difference between modern and ancient ideas about happiness.

Keywords: happiness, eudemonism, virtue, morality, wisdom.

Счастье стало ключевой ценностью для современных людей. Тем не менее, само понятие счастье было и остается очень проблематичным и неопределенным. Универсальной научной теории счастья также до сих пор

не существует. В связи с этим можно констатировать характерный для нашей эпохи контраст между практической востребованностью счастья в качестве основной жизненной установки и второстепенностью задачи теоретического осмысления самого этого понятия. Этим обусловлена актуальность обращения к опыту античной мысли, для которой проблема теоретического понимания счастья имела важное значение. Именно в античности возникают первые теории счастья («эвдемонизм») как отдельная отрасль этики.

У истоков учения эвдемонизма стояли древнегреческие философы Сократ и Платон. Оба мыслителя считали, что счастье доступно тому, кто живет правильно и в ладу с нравственным законом. Счастливая жизнь, по мнению Сократа и Платона, предполагает, что человек должен придерживаться добродетелей, основными из которых являются справедливость, мужество и умеренность. «Добродетель есть знание» -говорил Сократ, а незнание, в свою очередь, является основой зла [3, с. 107]. Добродетель справедливости - это знание о соблюдении законов; добродетель мужества - о преодолении опасности; а умеренности - о контроле над страстью. Добродетели, по Платону, ни от чего не зависимы, вечны и неизменны, и каждый человек способен их для себя обнаружить, а значит, встать на путь достижения счастья. Обобщая, скажем, что неотъемлемая основа счастья для Сократа и Платона - это знание, а также правильная жизнь, наполненная добродетелью и нравственностью.

Аристотель рассматривал высшее благо как достижение, которое является следствием добродетели. Работа человека должна быть направлена на поддержание гармонии среди людей и в государстве. Все эти аспекты рассматривались в сочинении Аристотеля «Этика к Никомаху», где особая роль отведена учению о счастье. Счастье - это состояние удовлетворенности, получаемое от добродетельной деятельности. Именно в этом понятии слились мораль и благополучие. Аристотель подчеркнул, что для достижения такого состояния индивидуум должен нравственно и интеллектуально совершенствоваться, быть дружелюбным и бескорыстным, действовать во благо людям. Нужно улучшать не только материальное положение, но и развиваться духовно. Добродетель, по мнению мыслителя, является главным фактором достижения счастья, а второстепенную, но важную роль играют внешние блага. «Для счастья нужны внешние блага, ибо невозможно или трудно совершать прекрасные поступки, не имея никаких средств» [1, с. 80].

Представители философской школы стоицизма считали, что счастье заключается в жизни, согласной с природой и обладании добродетельностью. Стоики верили, что добродетель имеет божественное начало, то есть исходит от природы, а не от самого человека. К качествам добродетели они относили мужество, справедливость, умеренность и благоразумие. Обладая этими качествами, не давая волю своим влечениям и

подчиняясь судьбе, человек самосовершенствуется, а это значит, что он достигает свободы и счастья. По мнению Марка Аврелия, представителя стоицизма, благополучие находится в душе человека и не зависит от внешних проявлений мира, например, каких-то событий. Таким образом, Стоики считали, что каждый способен обнаружить счастье в самом себе. «Куда бы я ни попал, я могу быть счастлив... Счастлив же тот, кто уготовил себе благую участь. Благая же участь - это благие склонности души, стремления, благие дела» [1, с. 92].

Эпикур отвергал любовь и семейную жизнь, как залог настоящего счастья, потому что они представляли собой лишь иллюзию для общества. Мудрость и дружба - именно это является источником благополучия. Внешние блага, например, денежное или вещественное богатство, и другие, по мнению мыслителя, не являлись необходимыми для достижения счастья. Однако он не призывал полностью отказываться от благ, а настаивал лишь на чувстве меры. Философ считал, что человек должен избавиться от страха, страданий и бедствий, именно после этого индивидуум обретет спокойствие духа, которое будет верным спутником в жизни. Люди должны чувствовать себя хозяевами собственной жизни и не опираться на религиозные убеждения. По мнению Эпикура, достижение счастья заключается в спокойствии души, свободе от страхов и наслаждении жизнью [2, с. 294].

Для сравнения современного и античного представлений о счастье был проведен опрос среди студентов СГМУ им. В.И. Разумовского, в котором приняли участие 68 человек. Одинаковые и похожие ответы были сгруппированы. Приведем самые частотные из них: 44% респондентов связывают счастье со здоровьем близких и возможностью проводить время с семьей; 15% считают, что это состояние удовлетворенности жизнью и внутренней гармонии; а 13% не мыслят счастье без взаимной любви. Однако мыслители эпохи античности вкладывали в категорию «счастье» смысл, который не столь популярен в наше время. Они усматривали основания счастливой жизни в обладании добродетелями, в мудрости и умственном созерцании. Лишь 6% респондентов разделяют их точку зрения.

Таким образом, обращение к античной философии позволяет современному человеку осознать важность духовного развития и самосовершенствования для достижения счастья.

Использованные источники:

1. Дубко, Е. Л. Идеал, справедливость, счастье / Дубко Е. Л., Титов В. А. -Москва: Изд-во МГУ, 1989. - 188 с.

2. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека: перевод с польского; предисл. и общ. ред. Л. М. Архангельского / Татаркевич В. - Москва: Прогресс, 1981. - 367 с.

3. Фролов, И. Т. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 167 с.

4. Чебан, А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегии господства [Текст] / А.Г. Чебан

// Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО «Издательство «Научная книга», 2006. С. 139-145.

5. К онтологии господства [Текст]: коллективная монография. М.: Издательский дом «Юность», 2007. - 151 с.

УДК 332.1, 334.7

Заворохина И.С. студент магистрант 1 курса Заббарова М.Р. студент магистрант 1 курса факультет экономики и управления Дырдонова А.Н., к. э.н. доцент, заведующий кафедрой экономики и управления Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУВО «Казанский национальный исследовательский

технологический университет» Россия, г. Нижнекамск ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА

Аннотация: На современном этапе развития экономики нефтехимический комплекс является наиболее привлекательным сектором экономики для привлечения инвестиций. Благодаря его развитию остальные отрасли промышленности обеспечиваются необходимым сырьем. В связи с чем нужно уделять особое внимание развитию финансового потенциала и инвестиционной привлекательности данной отрасли. Одним из перспективных направлений развития является кластеризация.

Ключевые слова: нефтехимический комплекс, финансовый потенциал, инвестиционная привлекательность, кластеризация.

Zavorokhina I.S. Zabbarova M.R.

master's students 1 year, Faculty of Economics and Management Dyrdonova A.N., candidate of economic sciences, associate professor Head of the Department of Economics and Management Nizhnekamsk Chemical Technology Institute Kazan National Research Technological University

Russia, Nizhnekamsk

FINANCIAL POTENTIAL AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF PETROCHEMICAL COMPLEXES

Abstract: At the present stage of economic development, the petrochemical complex is the most attractive sector of the economy for attracting investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.