Научная статья на тему 'Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения'

Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5265
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баева Е.А., Позднякова С.В.

В статье рассматривается проблема обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Особое внимание уделяется внутренним и внешним факторам, отрицательно повлиявшим на итоги исполнения бюджета. Указывается на необходимость смены экономической модели и построение социально-ориентированного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM BALANCED STATE BUDGET AND ITS SOLUTIONS

The article deals with the problem of providing a balanced federal budget. Particular attention is paid to internal and external factors that negatively affected the results of the budget execution. It indicates the need to change the economic model and the construction of socially-oriented budget.

Текст научной работы на тему «Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения»

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ПОЛИТОЛОГИЯ

Баева Е.А.

кандидат экономических наук, доцент Позднякова С.В.

ст. преподаватель Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Тамбов, Россия

ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается проблема обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Особое внимание уделяется внутренним и внешним факторам, отрицательно повлиявшим на итоги исполнения бюджета. Указывается на необходимость смены экономической модели и построение социально-ориентированного бюджета.

Ключевые слова: государственный бюджет, дефицит бюджета, доходы и расходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета.

Baeva E.A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Pozdnyakova S.V.

Teacher of

Tambov branch of the Russian Academy National Economy and Public Administration President of the Russian Federation, Tambov, Russia

PROBLEM BALANCED STATE BUDGET AND ITS SOLUTIONS

Abstract: The article deals with the problem of providing a balanced federal budget. Particular attention is paid to internal and external factors that negatively

affected the results of the budget execution. It indicates the need to change the economic model and the construction of socially-oriented budget.

Keywords: the state budget deficit, revenues and expenditures, sources of financing the budget deficit.

Государственный бюджет занимает центральное место в социально-экономическом развитии страны. Он представляет собой финансовый план с указанием доходов и расходов государства, носящий статус закона. На основе показателей государственного бюджета и отчета о его исполнении можно определить характер экономической ситуации, сложившейся в стране, установить перечень приоритетных задач, поставленных правительством и оценить качество их решения.

В зависимости от соотношения расходной и доходной частей бюджета можно судить о его дефиците или профиците. Сбалансированный бюджет - это основной показатель экономического и социального благополучия страны, который складывается из равенства доходов и расходов.

Обеспечить равенство доходной и расходной частей бюджета достаточно сложно. Его можно добиться, если постоянно сдерживать рост государственных расходов и установить в стране такой уровень налогообложения, который будет достаточным при формировании доходов для покрытия общественных потребностей.

В Российской Федерации на протяжении нескольких лет наблюдается проблема дефицита государственного бюджета, которая негативно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране (табл. 1).

По нашему мнению, причинами такого положения могут служить как внутренние, так и внешние факторы, к которым необходимо отнести: нестабильную экономическую ситуацию в мире (данный фактор характеризуется глобальным экономическим кризисом 20132015 гг.); волатильность цен на энергоносители; сокращение внешних инвестиций в отрасли РФ, в связи с введением и пролонгацией экономических санкций; возникновение прямой военной угрозы в отношении страны.

Таблица 1

Показатели государственного бюджета РФ 2013-2015 гг. (млрд.р.) [1]

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Объем ВВП 66515 73933 82937

Доходы 12866 14063 15615

Расходы, в том числе: 13387 14207 15626

• Расходы на погашение

государственного внутреннего долга; 3985 4443 579

• Расходы на погашение

государственного внешнего долга 1771 2957 3420

Дефицит -521 -144 -11

На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что дефицит бюджета является контролируемым показателем и правительство принимает эффективные меры по его снижению, так в 2015 году наблюдается уменьшение показателя по сравнению с предыдущим периодом на 97%. К основным мерам по обеспечению сбалансированности бюджета можно отнести либо привлечение источников финансирования дефицита бюджета, либо пропорциональное сокращение расходных статей. В современных условиях правительство активно реализует политику государства, направленную на сокращение расходов.

Итоги исполнения федерального бюджета за 2015 год показали, что в сравнении с предыдущим годом, где основным направлением расходования бюджетных средств была социальная политика, в 2015 году приоритетным направлением стали расходы на национальную оборону. Они составили 43% государственных расходов (рис. 1). Вторыми по значимости в структуре расходов - социальные расходы, на их долю приходится 21% от общей суммы расходов страны в 2015 году, одной из существенных статей по объему являются расходы на обслуживание государственного долга (14%), национальная экономика и национальная безопасность в части расходов имеют почти равные значения (9% и 8% соответственно).

Структура расходов государственного бюджета в 2015 г. (%)

■ Национальная оборона

■ Социальная политика

■ Национальная экономика

■ Национальная безопасность

■ Межбюджетные трансферты

■ Покрытие государственного долга

Рис. 1. Структура расходов государственного бюджета в 2015 г. [2]

Задача по обеспечению сбалансированности бюджета остается по-прежнему сложной для правительства и в 2016 году.

В январе-феврале 2016 года объем поступивших в федеральный бюджет доходов составил 1 840 659,9 млн. руб., что составляет 13,4% к утвержденному объему доходов на 2016 год, в свою очередь, исполнение расходов составило 1 953 356,9 млн. руб. или 12,1% к общему объему расходов на 2016 год. В предварительной оценке исполнения бюджета за январь-февраль 2016 года, дефицит федерального бюджета равен 112 700,0 млн. руб.

Безусловно, сокращение расходных статей бюджета является не популярным методом борьбы с его дефицитом. Дальнейшее снижение расходов на здравоохранение, науку, образование в итоге может привести к социальной напряженности в обществе.

Мы полностью поддерживаем мнение тех экспертов, которые предлагают правительству вместо поиска точек роста в существующей экономической ситуации, перейти к построению новой социально-ориентированной модели экономики. Для этого из ряда предлагаемых вариантов нужно выбрать ту, которая могла бы обеспечить экономический рост при сохранении социальной направленности бюджета.

При планировании бюджета на следующий трехлетний срок необходимо обеспечить реальность бюджета, который будет основываться на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных дохо-

дах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.

В связи с этим первоочередными задачами правительства должны стать:

- снижение государственного долга за счет инструментов денежно-кредитной политики, а также за счет погашения части долга;

- установление критических уровней по объему государственных займов;

- проведение системной инвестиционной политики в импортозамещающих отраслях;

- обеспечение социальной ориентированности при планировании бюджета;

- оптимизация расходов бюджета за счет уменьшения доли неэффективных статей, а также за счет ужесточения контроля над расходами;

- снижение зависимости страны от сырьевых ресурсов.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики. Федеральный бюджет РФ. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/fmans/fin21 .htm;

2. Официальный сайт Министерства Финансов. Аналитический раздел. http://info.minfin.ru/debt.php.

Косарева К.И.

Студентка Тамбовского филиала РАНХиГС при Президенте РФ г. Тамбов, Россия

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНЕ

Аннотация: В статье рассмотрено одно из направлений государственной молодежной политики - молодежные общественные объединения, проиллюстрированы наиболее перспективные объединения молодёжи Тамбовской области, выделены функции этих движений.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежные общественные объединения, молодежное движение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.