Проблемы обеспечения сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета
в современных экономических условиях
Problems of ensuring the balance of income and expenditure of the federal budget in the
current economic conditions
Грищенко Полина Михайловна
Студент 4 курса Факультет Экономики и Права Российской экономический университет им. Г.В. Плеханова
Москва, Стремянный пер. 36 e-mail: [email protected]
Grishchenko Polina Mikhailovna
Student 4 term Faculty of Economics and Law Plekhanov Russian University of Economics Stremyanniy per. 36, Moscow e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы несбалансированности федерального бюджета Российской Федерации, рассматривается структура и проводится анализ исполнения федерального бюджета за период 2012-2016 гг., а также предлагаются возможные меры по преодолению проблем дефицита бюджета РФ
Annotation.
The article considers the problems of imbalance of the federal budget of the Russian Federation, analyzes the execution of the federal budget for the period 2012-2016, and suggests possible measures to overcome the problems of the budget deficit of the Russian Federation
Ключевые слова: федеральный бюджет, сбалансированность, доходы, расходы, дефицит.
Key words: federal budget, balance, incomes, expenditures, deficit.
В настоящее время, в связи с экономической нестабильностью, все более актуальной является проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации (далее РФ). Государственный бюджет является ключевым показателем развития финансово-экономического состояния страны. Он представлен законодательно в виде планируемых показателей доходов и расходов государства на отчетный период. Федеральный бюджет является звеном бюджетной системы РФ и представляет собой определенные общественно-экономические отношения о формировании и использовании централизованной федеральной властью фонда денежных средств РФ. Именно федеральный бюджет является основным средством перераспределения ВВП и национального дохода, через него происходит мобилизация финансовых ресурсов, которые и предназначены для исполнения расходных обязательств РФ по вопросам обороноспособности государства, социальной политики и обслуживания государственного долга.
Существует 3 состояния федерального бюджета в зависимости от соотношения доходной и расходной частей. Дефицит федерального бюджета появляется, когда расходы превышают доходы бюджета; с другой стороны, профицит бюджета - когда доходы бюджета превышают расходы. Идеальным состоянием является сбалансированный бюджет, при котором доходы бюджета равны его расходам. Сбалансированность федерального бюджета показывает, насколько эффективно были распределены денежные ресурсы государства. К сожалению, в большинстве случаев данная ситуация не выполняется и возникает несбалансированность бюджета (дефицит или профицит соответственно).
Структуру доходов федерального бюджета составляют потребность государства в финансовых ресурсах, возможности мобилизации этих ресурсов, а также особенности финансовой политики государства. Структуру расходов федерального бюджета составляют функции государства в различных областях деятельности (национальная оборона, образование, здравоохранение, культура и т.д.)
Для того, чтобы проанализировать проблемы несбалансированности бюджета, рассмотрим динамику доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2016 гг. (рис.1) [1].
2012 2013 2014 2015 2016
РАЗДЕЛ 1
1 Доходы. всего 12 655,5 13 019,9 14 4?6,9 13 659,2 13 460,0
1.1. [ 1сфте i азооые доходы 6 453,2 6 S34,0 7 433,В 5 862,7 4 844,0
1.2. Ншсфгегазсвые эохоаи S 402,4 6 485,? 7 063,1 7 796,6 S 616,0
1.2.1. Связанные с внутренним производством 2 603, 8 2 681,5 J 113,6 3 467,6 3 780,6
1.2.1.1. НДС (виутреннй) ] 556,1 1 565,2 2 131,4 2 443,3 1 657,4
1 2.1 2 Акцизы 341,9 461,0 520,5 527,9 632,2
12 13 Налог на прибит. 375,а 352,2 411,3 49!,4 491,0
1.2.2. Связанные с импортом 2-1-15, S 2 41S,0 2 474,3 2 404,4 2 539,6
1.2.2.1 НДС на ввозимые товары i 659,7 l 670,5 ! 750,2 1 735,2 i 913,6
1.2.2.2. Акцизы па ввозимые товары 53,4 63,4 71,6 54,0 62,1
1.2.2.3. Ввозные пошлины 732,В 653,3 652,5 565,2 563,9
1.2.3. Прочие J 352,7 13S6,4 1 475,2 1 924,6 2 295, S
РАЗДЕЛ H
2 Расхо;ш, всего 12 S95.0 13 342.? 14 S31.6 15 620J 16 416.4
2.1. Общегосударственные вопросы 509,9 550,7 935,7 ] ¡17,6 ! 095,6
s т. ч. обслуживание государственною и муниципального долга*
2.2. Национальная оборона 1 S 12,4 2 ¡03,6 2 479,1 3 181,4 3 775,3
2.3. Национальная безопасность в правоохранитель!!!! деятельность ] 543,0 2 061,6 2 036,2 ] 965,6 ] 595,7
2.4. Национальная экономика 1 965,5 1 549,3 3 062,9 2 324,2 2 302,1
2. 5. Жилит] ю-коммунальное хозяйство 225,8 ¡77,5 ] ¡9,6 ¡44.1 722
2.6. Охрана окружающей среды 22,5 24,3 46,4 49,7 63,1
2.7. Образование 603,5 672,3 633,3 6 ¡0,6 597,3
г. а, Культура, кинематография к средства массовой информации* 59,9 94,3 97,5 39,9 57,3
2.9, Здравоохранение и спорт* 613,5 502,0 535,5 5 ¡6,0 506,3
2.10. Социальная политика 3 559,7 3 533,1 3 452,4 4 265,3 4 555,5
2.11. Физическая культура и спорт 45,7 65,0 7 U 73,0 59,6
2.12. Средства массовой информации 77,5 77,3 74,5 32, ! 76,6
2.13. Обслуживание государственного и муниципального долга 320,0 360,3 4! 5,6 5! S,7 621,3
2.14. Межбюлжетные трансферты* 599,4 665,1 336,1 632,0 672,0
РАЗДЕЛ Ш
3 Дефицит Н.'Профннит С+1 -39.4 -323.0 -334.7 -1 961Л -1 950.4
3.1. Ненсфтегмавыи дефицит -t 492,6 -6 S 5 7,0 -7 76if.i -7 «23,7 -7X00,4
Рисунок 1. Краткая информация об исполнении федерального бюджета, млрд. руб.
Как мы видим, за последние 5 лет в РФ наблюдается тенденция к увеличению дефицита бюджета. За весь период дефицит (со знаком минус) увеличился примерно в 75 раз (с 39,4 до 2956,4 млрд. руб.). Причем если показатель доходов за период 2012-2016 гг. вырос примерно на 4,7%, то показатель расходов за тот же период вырос на 27,3%. Причинами могут служить как внутренние, так и внешние факторы (например, нестабильная экономическая ситуация, а, в частности, глобальный экономический кризис 2013 - 2015 гг., сокращение внешних инвестиций в экономику РФ, падение цен на нефтегазовое сырье, введение экономических санкций в отношении РФ и возникновение иных внешних угроз, препятствующих нормальному социально-экономическому развитию страны.
Согласно статье 92 Бюджетного Кодекса Российской Федерации [2] размер дефицита бюджета не может превышать ненефтегазовый дефицит (который, в свою очередь, определяется как: доходы федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов плюс доходы от управления средствами Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния минус общие объемы расходов федерального бюджета в данном финансовом году). Как мы видим по данным рис.1, данное соотношение, установленное законодательством, выполняется на протяжении всего периода (например, в 2016 году ненефтегазовый дефицит со знаком минус больше дефицита федерального бюджета на 37,9%).
Также в мировой практике величина дефицита бюджета в размере 3% от Валового Внутреннего Продукта (ВВП) является безопасной. За 2016 год объем ВВП в России составил 86043,6 млрд. руб. [3], а дефицит федерального бюджета (со знаком минус) равен 2956,4 млрд. руб, что составляет 3,4% ВВП.
В связи с этим, можно сделать вывод, что в целом величина дефицита бюджета по состоянию на 2016 г. является величиной, не вызывающих аномальных отклонений от нормы.
Наибольшую долю экспорта РФ составляют топливно-энергетические товары (62,3%) [4], сохраняется сильная привязанность федерального бюджета к доходам от углеводородного сырья, что в настоящее время, в условиях нестабильности цен на нефть, в частности их постоянного снижения, неблагоприятно сказывается на показателе доходов. По данным рис.1 за весь период 2012-2015 гг. нефтегазовые доходы снизились 24,9%. Причем, после стремительного увеличения в 2014 г. на 980,6 млрд. руб. началось резкое сокращение нефтегазовых доходов к 2016 г. на 2589,8 млрд. руб. Это обусловлено резким падением цен на нефть в тот период с максимальной $115,19 за баррель до $45,13 [5]. В связи с этим возникла необходимость снижения курса национальной валюты по отношению к доллару, чтобы не допустить образования «дыры» в доходах федерального бюджета. На данный момент главной задачей становится обеспечение независимости бюджета от нефтегазовых доходов, т.к. колебания цен на углеводородное сырье представляют большую угрозу для увеличения дефицита бюджета. Необходимо уделить внимание также системе налогообложения, при которой будет обеспечиваться эффективная собираемость налогов и, следовательно, покрытие дефицита бюджета.
В условиях политической напряженности в составе расходов бюджета все больше увеличиваются расходы, связанные с национальной обороной: за весь период с 2012 - 2016 гг., произошло увеличение на 1962,9 млрд. руб. (на 108,3% по сравнению с 2012 годом), причем наибольший рост расходов на национальную оборону приходится в период начала социально-экономической нестабильности - с 2014 по 2016 гг. на 1296,2 млрд. руб. (что является увеличением на 52,3% за данный период). Стремительно увеличиваются расходы на обслуживание государственного долга (на 35,3% за весь период), что является также одним из дестабилизирующих факторов социально-экономического развития. Увеличились расходы на социальную политику (на 18,9% за весь период), в то время как за последние 2 года постепенно снижаются расходы на образование (на 2,1%), здравоохранение (на 1,9%), на физическую культуру и спорт (на 18,4%) и т.д. Однако, необходимо отметить, что дальнейшее снижение расходов на эти и другие виды социально значимых расходов могут привести к обострению социальной напряженности и нестабильности в обществе.
Предполагается, что финансирование дефицита бюджета происходит за счет резервных средств. Однако по состоянию на 3.10.2017 г. объем средств Резервного фонда РФ составляет 986,71 млрд. руб. [6], а величина дефицита бюджета на начало 2017 г. составляет 2956,4 млрд. руб. В связи санкциями, наложенными на экономику России, все сложнее происходит привлечение иностранных инвестиций и займов, которые также являются источниками погашения дефицита бюджета, поэтому долговая нагрузка ложится на внутренние займы и, соответственно, на население. За период 2012 - 2015 гг. объем внутреннего финансирования увеличился на 135% с 21,4 до 2913,6 млрд. руб., а объем внешнего финансирования в 2014 и 2015 и вовсе показывал отрицательные значения (-146,7 млрд. руб. и -296,0 млрд. руб. соответственно), однако в 2016 г. показатель вырос и составлял уже положительное значение (42,8 млрд. руб.). Однако в структуре источников финансирования дефицита бюджета в 2016 г. 98,6% составили именно внутренние источники [1], которые выступают в виде кредитов от кредитных организаций, государственных займов в виде ценных бумаг от имени РФ, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, поступлений от продажи федеральной собственности, а также, как упоминалось ранее, с помощью средств Резервного Фонда РФ.
Соблюдение баланса бюджета на федеральном уровне всегда является достаточно актуальной задачей любого государства. Для стабилизации баланса целесообразно рационально строить не только систему
доходов, но и систему расходов бюджета. Расходы бюджета не должны сокращаться за счет расходов на социально важные нужды, т.к. от обеспечения благосостояния населения зависит экономическое развитие страны, а, следовательно, и поступления в бюджет. Таким образом, как вариант, необходимо перейти к построению социально-ориентированной модели экономики.
Для преодоления проблем, связанных с несбалансированностью федерального бюджета РФ возможно проведение следующих мер:
1) Перестраивание системы экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, продукции с высокой степенью обработки; снижение зависимости страны от сырьевых ресурсов;
2) Сокращение неэффективных расходов (в частности сокращение высоких расходов на национальную оборону), ужесточение контроля над расходами;
3) Создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций для погашения дефицита бюджета;
4) Создание эффективной системы налогообложения, установление контроля за собираемостью
налогов;
5) Обеспечение социальной ориентированности при планировании бюджета.
Также при покрытии бюджетного дефицита возможны следующие меры:
1) Эмиссия дополнительных денежных знаков, что является наиболее скорым решением финансовой проблемы страны (однако, данный метод вызовет скорый рост инфляции в стране);
2) Займы у Центрального Банка для покрытия дефицита
3) Выпуск и размещение государством своих долговых обязательств в виде облигаций.
Таким образом, достижение сбалансированности федерального бюджета является редким случаем на практике, однако его можно достичь, если сдерживать рост государственных расходов и контролировать доходные поступления. Обеспечение стабильного развития национальной экономики и благополучия населения страны является главной целью цивилизованного государства.
Список используемой литературы:
1. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 г.). - Министерство Финансов Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс] // URL:
https ://www. minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017), статья 92. -Консультант Плюс. - [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/c7cf54be6ab58f3463db911da4d3c9a34951f9e1/
3. Национальные счета. Валовый внутренний продукт. - Федеральная служба государственной статистики. -URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
4. О состоянии внешней торговли в январе-июле 2017 года. - Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/191.htm
5. Динамика цен на нефть с 2014 года. Досье. - ТАСС. Информационное агентство России. - [Электронный ресурс] // URL: http://tass.ru/info/3315320
6. Объем средств Резервного фонда. - Министерство Финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/
7. Марченко Г.Н. Проблемы сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса. - Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики» // Серия «Экономика и Право». - №01-02. - 2013. - [Электронный ресурс] // URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/—ep 13-01/771 -a
8. Засеева О.Т. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(26). -[Электронный ресурс] // URL: http://sibac.info/archive/economy/11(26).pdf