УДК 159.9
Циринг Диана Александровна
доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Челябинского государственного университета тел.: (351) 799-72-61
Яковлева Юлия Владимировна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Челябинского государственного университета тел.: (922) 631-05-69
ПРОБЛЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА В РАМКАХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена анализу проблемы самостоятельности как целостного качества субъекта в рамках классического университетского образования. Отражены результаты эмпирического исследования особенностей мотивационной, когнитивной, волевой и эмоциональной сфер самостоятельных студентов.
Ключевые слова: классическое образование, самостоятельность, личностная беспомощность, студенческий возраст, субъект, активность.
Tsiring Diana Aleksandrovna
Doctor of Psychology, Associated Professor, Head of the Department of Psychology of Chelyabinsk State University tel.: (351) 799-72-61
Yakovleva Yulia Vladimirovna
PhD in Psychology, Senior Teacher of the Department of Psychology of Chelyabinsk State University tel.: (922) 631-05-69
THE PROBLEM OF SELF-DEPENDENCE OF SUBJECT WITHIN THE BOUNDS OF CLASSICAL UNIVERSITY EDUCATION
The article is devoted to the analysis of the problem of independence as integral quality of the subject within the bounds of classical university education. The results of the empirical research of specific features of motivational, cognitive, volitional and emotional spheres of independent students are reflected in the article.
Key words: classical education, self-dependence, personal helplessness, student age, subject, activity.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и образования Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (ГК № 14.740.11.1119)
На протяжении веков классическое образование с его идеалом всесторонне развитого человека, совмещающего профессиональную компетентность с нравственным сознанием и самостоятельностью, т. е. способностью принимать решения и нести ответственность, составляло фундамент европейской культуры. Воспитательная составляющая всегда присутствовала в этой модели, так как оно ориентировано не на механическое зазубривание формул, а на формирование аналитических, интеллектуальных способностей, с одной стороны, и развитие духовности субъекта - с другой.
Вместе с тем, необходимо отметить, что технократический подход, делающий ставку на активное практическое преобразование мира, существенно ослабил позиции классического образования. В современном мире узких специалистов и в условиях, когда образование становится массовым, классическая модель неизбежно претерпевает трансформацию. Повышается роль профессионала, умеющего действовать самостоятельно, без излишней опеки и контроля. В этих условиях возможен один выход - самоорганизация системы профессиональной деятельности человека. Одной из главных задач образовательного учреждения становится воспитание самостоятельности как основы профессионального становления.
Экономический кризис и кризис образования, связанный с тем, что знания, приобретаемые в вузе, всё больше отстают от требований, предъявляемых к выпускаемым специалистам, утрата единых идеалов и ценностных ориентиров - это условия, в которых приходится действовать современной молодежи. С одной стороны, значительное расширение рамок социальной детерминации предоставляет человеку свободу в определении своей жизни, реализации себя как субъекта. С другой стороны, негативные тенденции в молодежной среде, такие как наркомания, алкоголизм, утрата нравственных ценностей свидетельствуют о неподготовленности молодого поколения к условиям жизни в обществе с демократическими свободами, в условиях рыночной экономики. Для того чтобы жить в современных условиях, успешно преодолевая трудные жизненные ситуации, от личности требуется самостоятельно решать многочисленные проблемы. Реальные последствия любого принятого решения далеко не всегда приятны и почти всегда отличны от тех, которые предполагались в процессе принятия решения. Если последствия принятых решений слишком часто оказываются неожиданными и неприятными, то
это ведет к проявлениям беспомощности. Беспомощность связана с пассивностью и безволием человека в проблемной ситуации [1]. Не все выпускники вузов готовы к преодолению такого количества трудных ситуаций. Личностная беспомощность - системное качество субъекта, включающее в себя единство специфических личностных особенностей, определяющее низкий уровень субъектности, то есть низкую способность преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить цели и достигать их, преодолевая различного рода трудности [2], не позволяет юношам и девушкам предпринимать активные действия по разрешению возникающих проблем. Теоретические основы изучения проблемы самостоятельности в отечественной психологии были заложены в работах отечественных авторов разных направлений: в субъектно-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна, в его взглядах на процесс взаимоопределения человека миром и мира человеком, в концепции свободной причинности В.А. Петровского. В современной отечественной психологии можно отметить концепцию личностной саморегуляции Е.Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьева, теорию рефлексивнодеятельностного анализа Е.И. Кузьминой, рассмотрение самостоятельности как личностного свойства в работахА.И. Савенкова.
Сама постановка проблемы самостоятельности тесно связана с выделением категории субъекта. В субъектно-деятельностном подходе субъект определяется через активность, а способ его жизнедеятельности - через способ его активности. По словам Е.В. Забелиной, при таком ракурсе рассмотрения феномен беспомощности предполагает определенную взаимосвязь со снижением психической активности субъекта, а образование, противоположное беспомощности (самостоятельность), - с высокими показателями активности, т. е. «беспомощное» поведение может рассматриваться как отказ от поиска, уход в пассивность, отсутствие попыток изменения ситуации к лучшему, а самостоятельность может быть связана с относительно высоким уровнем активности субъекта, проявляющимся в использовании различных стратегий поведения, принятием множества попыток, направленных на поиск конструктивного разрешения ситуации [3, с. 165-169]. В этом случае субъект выступает в качестве координирующего центра всех свойств личности, обеспечивающий согласование объективных и субъективных условий активности. Важным для субъектнодеятельностной концепции является понятие «субъектность» - свойство индивида быть субъектом активности [4, с. 56-88]. Применительно к человеку, быть субъектом - значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого, то есть обнаруживает себя [5].
В рамках концепции личностной беспомощности самостоятельность и личностная беспомощность рассматриваются как два полюса континуума, один из которых сопряжен с высоким уровнем субъектности, а второй - с низким [6]. Промежуточным на указанном континууме оказывается качество, обозначенное нами как «адаптивность».
В соответствии с предложенной Д.А. Циринг концепцией [7], самостоятельность является качеством субъекта, представляющим собой целостное образование, включающее в себя особенности когнитивной, мотивационной, волевой и эмоциональной сфер личности, в частности, ответственность, настойчивость, оптимистичность, креативность, уверенность в себе, гибкость, мотивацию достижения, внутренний локус субъективного контроля и другие, определяющие в своем единстве его высокий уровень субъектности, то есть высокую способность преобразовывать действительность и собственную жизнь. Самостоятельность проявляется в поведении и деятельности человека, в том числе более эффективных стратегиях и успешности деятельности, а также в благополучных взаимоотношениях с другими людьми. По данным Е.В. Веденеевой, юноши и девушки с самостоятельностью более успешны, чем студенты с личностной беспомощностью, они испытывают большую удовлетворенность выбранной профессией, уверены в правильности своего профессионального выбора, показывают более высокие результаты в учебно-профессиональной деятельности [8, с. 186-189]. Предложенное понимание термина «самостоятельность» оказывается достаточно емким и включает в себя и отмеченную другими авторами соотнесенность с активностью и субъектностью, и автономность (способность руководствоваться в своих действиях собственными внутренними критериями), и ответственность как одну из составляющих, и развитый самоконтроль.
Особенно актуальна проблема самостоятельности в юношеском возрасте (17-22 лет) [9, а 48-50]. Этот период для многих приходится на переход от школьной формы обучения к вузовской. Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество - один из центральных периодов становления человека, личности в целом. Это своего рода переломный возраст, который может повлиять на то, какая личность будет сформирована в итоге.
Все указанные особенности студенческого возраста можно рассматривать, с одной стороны, как условия проявления самостоятельности, а с другой, если студент постоянно сталкивается со сверхсложными для себя задачами, как условия для проявления личностной беспомощности.
Исследование личностных особенностей самостоятельных студентов поможет внести необходимые изменения в организацию образовательного процесса, способствующие формированию самостоятельности как целостного качества субъекта.
С целью изучения личностных особенностей самостоятельных студентов, на базе Челябинского государственного университета было проведено исследование, в котором участвовало 365 чел., в возрасте от 17 до 22 лет.
Исходя из понимания самостоятельности, адаптивности и личностной беспомощности как типов, являющихся отрезками одного континуума, в качестве диагностических были выбраны показатели личностной беспомощности - самостоятельности (атрибутивный стиль, уровень тревожности, уровень депрессивности и самооценка). Выделенные по указанным диагностическим критериям с помощью кластерного анализа (Average Linkage) группы соответствуют теоретическим представлениям об указанных выше феноменах. Группу самостоятельных студентов характеризуют реалистичная или слегка завышенная самооценка, оптимистический атрибутивный стиль, отсутствие депрессии и нормальная тревожность, что является оптимальным для личностного развития. Для адаптивных студентов характерен пессимистический атрибутивный стиль, отсутствие депрессии, низкий уровень личностной тревожности и реалистичная самооценка. Студентов с личностной беспомощностью отличает низкая самооценка в сочетании с выраженным пессимистическим атрибутивным стилем, депрессивностью и тревожностью.
С целью изучения специфических особенностей эмоциональной, когнитивной, мотивационной и волевой сфер у испытуемых проводилось исследование личностных особенностей (опросник Кеттелла, форма С), творческого мышления (тест креативности Торранса), ригидности мышления, уровня притязаний (моторная проба Шварцландера), мотивации достижения (тест-опросник мотивации достижения и боязни неудач А.А. Реана), мотивации аффилиации, волевых качеств личности (ВКЛ), уровня субъективного контроля (опросник (УСК). Для сравнения полученных показателей в трех группах использовался Н-критерий Краскала-Уоллеса. В данной статье описываются отличительные особенности выборки самостоятельных студентов.
Эмоциональная сфера самостоятельных студентов характеризуется эмоциональной зрелостью: они реалистичны, спокойны, уверенны, не боятся сложных ситуаций. Для самостоятельных характерна жизнерадостность, восторженность, эмоциональная значимость социальных контактов, готовность реагировать, проявлять чувства, экспрессивность, они умеют выдерживать эмоциональные нагрузки.
Волевая сфера самостоятельных испытуемых отличается высоким уровнем развития всех волевых качеств, что позволяет им четко осознавать чего они хотят, быстро и уверенно принимать решения, при этом они успешнее справляются не только с внешними препятствиями, но с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии, а затем при исполнении принятого решения. Всё это говорит о хорошем самоконтроле и развитой волевой регуляции самостоятельных испытуемых и характеризует их как людей решительных, ответственных, готовых к действию.
Когнитивная сфера самостоятельных студентов характеризуется высокими значениями по показателям творческого мышления. Их отличает гибкость, мобильность, способность приспосабливаться к перемене условий, умение быстро изменить способ действий.
Мотивационная сфера самостоятельных студентов отличается высоким уровнем развития мотивации достижения, в основе которой лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Высокий уровень притязаний говорит о том, что они не боятся трудных заданий, отличаются уверенностью в своих силах и настойчивостью в достижении цели. Интернальный локус контроля, характерный для самостоятельных юношей и девушек говорит о том, что большинство важных событий они воспринимают как результат их собственных действий, считают, что могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
С целью получения не только самооценочных, но и объективных данных об особенностях самостоятельных испытуемых использовался метод экспертных оценок. Разработанные критерии были направлены на оценку семи основных факторов: особенностей эмоциональной, мотивационной, волевой, когнитивной сфер личности, а также активности и коммуникабельности. Следует отметить, что оценки экспертов совпадают с самооценкой испытуемых. Эксперты оценили самостоятельных как жизнерадостных, эмоциональных, способных выражать и контролировать свои эмоции и чувства, в отличие от студентов с личностной беспомощностью, для которых характерна тревож-
ность, скованность в проявлении эмоции, пессимистическое мировосприятие. Мотивационная сфера самостоятельных, по мнению экспертов, характеризуется ориентацией на успех, высокой мотивацией к учебной деятельности, выраженной работоспособностью. Особенности волевой сферы самостоятельных, с точки зрения экспертов, заключаются в целеустремленности, способности к преодолению препятствий и трудностей при достижении цели, решительности, в отличие от студентов с личностной беспомощностью, для которых характерны колебания в момент принятия решения, уступчивость. Для самостоятельных юношей и девушек в большей степени характерна личностная зрелость и уверенность в себе, они проявляют больше активности в деятельности, энергичны, стремятся занять лидирующие позиции, общительны, открыты, легко устанавливают социальные контакты, в отличие от испытуемых с личностной беспомощностью.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: студенческий возраст можно рассматривать как период, в котором есть все условия для проявления, закрепления и развития самостоятельности. Эмпирическое исследование позволило выявить ряд личностных особенностей, характерных для субъектов с самостоятельностью, которые обуславливают их активные действия в сложных ситуациях, в отличие от студентов с личностной беспомощностью. В частности, эмоциональная сфера студентов с самостоятельностью характеризуется реалистичностью, спокойствием, уверенностью. Для самостоятельного субъекта характерна жизнерадостность, эмоциональная значимость социальных контактов, готовность реагировать, проявлять чувства, экспрессивность, он умеет выдерживать эмоциональные нагрузки. Когнитивная сфера самостоятельного субъекта включает в себя оптимистический атрибутивный стиль и специфические особенности дивергентного мышления, тогда как мотивационная сфера характеризуется интернальным локусом контроля, высоким уровнем развития мотивации достижения и высоким уровнем притязаний. Самостоятельных испытуемых отличает сочетание достаточно высокого уровня развития мотива стремления к принятию с низким уровнем страха отвержения. Большая выраженность ценностных ориентаций, характерная для самостоятельных студентов, их большая вовлеченность в различные сферы жизни в сочетании с описанными особенностями мотивационной сферы определяет высокий уровень субъектности, реализующийся в неадаптивной активности. Высокий уровень развития волевых качеств самостоятельного субъекта (целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка) позволяет ему быстро и уверенно принимать решения, успешно справляться с затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии решения и достижении целей. Всё это говорит о хорошем самоконтроле и развитой волевой регуляции самостоятельных испытуемых и характеризует их как людей решительных и ответственных.
Дальнейшее изучение самостоятельности позволит создать такие условия обучения в вузе, которые бы способствовали повышению уровня субъектности молодого поколения, а, следовательно, формированию у них самостоятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Зелигман М.Э.П. Как научиться оптимизму. М., 1997.
2. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. М., 2010.
3. Забелина Е.В. Результаты исследования феномена беспомощности в структуре интегральной индивидуальности подростка // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312.
4. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
5. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учеб. пособие для студ. вузов. Ростов-н/Д, 1996.
6. Циринг Д.А. Указ. соч.
7. Циринг Д.А. Там же.
8. Веденеева Е.В. Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возрастных этапах. // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322.
9. Циринг Д.А. Самостоятельность и беспомощность у студентов высших учебных заведений // Высшее образование сегодня. 2008. № 6.