ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПЕАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Полина Е.А.
Полина Елена Александровна — магистрант, направление: прикладная психология развития, кафедра психолого-педагогического образования, Академия психологии и педагогики, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматривается проблема саморегуляции в деятельности педагога. В работе проводится анализ имеющейся по данной теме информации и представлены некоторые методы управления саморегуляцией и ее коррекции.
Ключевые слова: саморегуляция, познавательные процессы, аутотренинг, психокоррекция, психотерапевтическая группа, стрессоустойчивость.
Исследование проблемы саморегуляции в педагогической деятельности является важным и актуальным, поскольку одним из аспектов профессиональной деятельности педагога является саморегуляция - способность управлять собственным психическим состояниям и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях [2, с. 43].
Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приёмов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций. При этом одновременно снижается уровень эмоциональной напряжённости, повышается работоспособность и степень психологического комфорта [3].
Профессия учителя связана с удовлетворением интеллектуальных потребностей. Поставив превыше всего интеллектуальные нагрузки, учитель подвергает организм бесконечным психическим нагрузкам. Педагоги склонны игнорировать накапливаемые напряжения и усталость, забывая нужное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал». Учителю нужно уметь восполнять свои ресурсы и мудро растрачивать их в течение учебного года. Для этого необходимо знать о методах саморегуляции. Саморегуляция необходима педагогу, когда он находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, когда находится в ситуации оценивания со стороны коллег, детей, родителей. Ситуация, которая стала источником отрицательных эмоций, может стать навязчивой, возникая в памяти. Человек постоянно находящийся в угнетённом состоянии, не силах сконцентрироваться на текущих проблемах. Происходит формирование стойкого очага возбуждения - доминанты, которая, по теории А.А. Ухтомского, постоянно поддерживает своё возбуждение за счёт торможения реакций на текущие раздражители. Борьба с возникающими доминантами и является целью психической саморегуляции. Чтобы достичь уровня контроля над психикой, требуются систематические тренировки и регулярные консультации психолога. В реальных условиях это не всегда осуществимо. Однако вполне выполнимой представляется задача обучения конкретным методам самокоррекции и оптимизации психического состояния [2, с. 89].
Психологические основы саморегуляции помогают управлять познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также поведением, эмоциями. Известно, что при утомлении, чрезмерном эмоциональном возбуждении, стрессе внимание становится плохо управляемым. Наиболее действенными средствами управления внимания являются отдых, психофизический аутотренинг, своевременное лечение или восстановление психики [5].
Саморегуляция мнемических процессов основана на различных способах представления, ассоциирования, связывания в единое целое, мысленной обработке материала. Память можно улучшить регулярными дозированными тренировками, методами саморегуляции (аутотренингом, концентрацией, визуализаций) [1].
Рассмотрим некоторые методы управления саморегуляцией и ее коррекции.
Аутогенная тренировка применяется в деятельности, вызывающей у индивида высокую эмоциональную напряженность.
В рамках профессиональной деятельности педагогу часто приходится интенсивно общаться не только с детьми, но и с их родителями. Поэтому педагог должен обладать навыками эмоционально-волевой регуляции. Аутотренинг является системой занятий позволяющих достичь саморегуляции психических и физиологических состояний. Основой данного метода является психологическое воздействие на собственный организм и нервную систему для того, чтобы релаксировать, либо активизировать их [4].
Человек, использующий аутогенную тренировку, может с определенной целью изменить собственное настроение и самочувствие, это улучшает его здоровье и повышает работоспособность.
Достаточно часто используют психокоррекцию. Применяется психологом, чтобы оказать психологическое влияние на поведение здорового человека. Цель такой психокоррекции -увеличение степени адаптации индивида к ситуациям, случающимся в жизни; а именно, чтобы снизить уровень повседневных напряжений, с которыми приходится сталкиваться индивиду.
Психокоррекция осуществляется один на один либо для этой цели формируется специальная психотерапевтическая группа. Они могут быть различных видов: Т-группы, группы встреч, психодрамы, телесной терапии, тренинга умений. Каждая группа преследует индивидуальную цель. Также в каждой группе формируются индивидуальные правила, по которым происходит взаимодействие.
Гештальт группы. Тренер в данной группе работает один на один с кем-то из членов группы, а не со всеми сразу. Остальные участники следят за происходящим между ведущим и клиентом. Основным для подобных групп является «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Занятия в этом направлении помогут более эффективно совершать индивидуальную педагогическую работу с детьми.
Группы психодрамы. Здесь активно используют ролевую игру и части импровизации житейских сцен с целью проникнуть во внутренний мир человека и раскрыть его более широко. Педагог, занимавшийся в психодраме, сможет более успешно пользоваться определенными знаниями для того, чтобы заниматься с учениками во время урока в улучшении воспитательной отдачи.
Группы телесной терапии. Здесь очень важно общение с телом и возможность управления им. Тип физической терапии считается мощным способом психологического освобождения и результативных перемен в туловище, эмоциях индивида. Данное немаловажно с целью изучения этого, как необходимости, стремления, эмоции шифруются в разрешении инцидентов в данной сфере.
Следовательно, умение распоряжаться собственным самочувствием психологическим состоянием, осваивание способностей стрессоустойчивой деятельности является первой весьма важной стадией самопознание. Самопознание предоставляет вероятность преподавателю предпочтительно выяснить собственные характерные черты, возможности, собственные крепкие хрупкие стороны, предоставляет вероятность распоряжаться устройством психологической саморегуляции и считается исходным пунктом саморазвития и самосовершенствования.
Список литературы
1. Бильданова В.Р. Приемы психологической саморегуляции в деятельности учителя. Концепт. 2013.Спецвыпуск № 01. ART 13501. - 0,6 п. л. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13501.htm/ (дата обращения: 13.06.2018).
2. Бильданова В.Р., Шагивалеева Г.Р. Основы психической саморегуляции: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. 116 с.
3. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
4. Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. Москва: Вече, 2012.
5. ЩербатыхЮ.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.