Научная статья на тему 'Психологическая саморегуляция педагога'

Психологическая саморегуляция педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
884
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION / ПЕДАГОГ / PEDAGOGUE / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / PEDAGOGICAL PROFESSION / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / PSYCHOPHYSICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буркова Елена Александровна

Психологическая саморегуляция в педагогической профессии характеризуется по характеру и структуре, особенностям регулирования психических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological self-regulation of pedagogue

The psychological self-regulation in the pedagogical profession is characterized on character and structure, the distinctive features of regulation of psychophysical processes.

Текст научной работы на тему «Психологическая саморегуляция педагога»

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОИСК

УДК 371.78

Е.А. Буркова, г. Шадринск

Психологическая саморегуляция педагога

Психологическая саморегуляция в педагогической профессии характеризуется по характеру и структуре, особенностям регулирования психических процессов.

Психологическая саморегуляция, педагог, учитель, педагогическая профессия, психофизические процессы.

E.A. Burkova, Shadrinsk

Psychological self-regulation of pedagogue

The psychological self-regulation in the pedagogical profession is characterized on character and structure, the distinctive features of regulation ofpsychophysical processes.

Key words: psychological self-regulation, pedagogue, teacher, pedagogical profession, psychophysical processes.

Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умения создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия - конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция - способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить в сложившихся педагогических ситуациях [4].

Саморегуляция - это умения управлять всеми процессами процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями. Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях:

- если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;

- если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;

- если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;

- если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени.

- если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.

Саморегуляция имеет свои структурные компоненты, которые реализуют

значимые функции [2]:

- постановка цели - компонент, на основе которого формируется саморегуляция;

- модель значимых решений - этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач;

- программа исполнительских действий - с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы;

- коррекция и оценивание результатов - этот компонент способствует соответствию достигаемого результата.

Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Помимо этого, они несут в себе управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением - разнообразными реакциями на появившиеся проблемы [2].

Саморегуляция представляет собой конкретную постановку целей восприятия -приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Саморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли. Внутренний голос выступает основой управления всеми психическими процессами, а сила воли способствует сохранности активности и устремленности всех действий человека.

В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять.

Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни - лечение.

Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание.

Сложная и нужная для педагогов задача - это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение - легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом [3].

Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.

Основные пути саморегуляции мышления:

- анализ условия задачи, которую требуется решить;

- сравнение требуемого результата с определенными условиями с целью установления того, чего в них не достаточно для получения необходимого результата;

- периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении аналитических и проектировочных задач;

- формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения;

- проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных с поиском решения задачи;

- запись идей или уже принятых действий и др. [1].

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например:

- дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности;

- релаксационные техники, которые снимают напряжение;

- медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливают поток мыслей; эти техники саморегуляции основаны на различных способах сосредоточения внимания (например, на каком-либо объекте, олицетворяющем покой);

- аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу; любой педагог сможет освоить аутогенную тренировку и самостоятельно применять ее на практике;

- мотивационно-волевые техники, способствующие улучшению психологической устойчивости личности.

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аутотренинг и психологическая саморегуляция [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com/publ/32. - 02.03.2015.

2. Немов, Р. Психология. Кн. 2 [Электронный ресурс]. В 3 кн. Кн. 2 : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. Немов. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1995. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/09.php. - 17.02.2015.

3. Сидоров, С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте [Текст] / С.В. Сидоров // Социосфера. - 2010. - № 3. - С. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.