Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА / ДОЛЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА / УРОВЕНЬ КООПЕРАЦИИ / КОЭФФИЦИЕНТ КОТИРОВКИ АКЦИЙ / MARKET STABILITY OF THE ENTERPRISE / COMPETITIVENESS OF THE PRODUCT RANGE / SHARE OF THE INDUSTRY MARKET / LEVEL OF COOPERATION / STOCK PRICES COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путятина Людмила Михайловна, Арсеньева Наталья Валерьевна

Развитие отраслевого рынка предполагает обострение конкуренции производителей за долю рынка, участие в отраслевых перспективных проектах, государственные и другие заказы. Возможность участвовать в конкурентном соперничестве и побеждать - под силу предприятиям, обладающим мобильностью своих производственных мощностей и возможностью оптимально использовать развитие рыночной конъюнктуры в интересах своего развития. В статье предлагается методика оценки рыночной устойчивости предприятий машиностроения. Проведен анализ наиболее важных уровней рыночной устойчивости предприятий и их особенностей в отраслевой среде. Предложена методика экспертной количественной оценки уровня рыночной устойчивости предприятий, а также система показателей для проведения исследования. Базой для сравнения могут использоваться усредненные значения показателей по отрасли или показатели отраслевого лидера. Используемый метод экспертной оценки рыночной устойчивости предприятия позволяет количественно оценить его достигнутый уровень, изменение его в динамике, определить узкие места позиционирования в отраслевой конкуренции и наиболее уязвимые места для укрепления своего положения. Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном подходе к оценке рыночной устойчивости машиностроительных предприятий по принятым уровням, возможности количественно оценить динамику рыночной устойчивости и сравнивать предприятия одной отрасли между собой, что определяет их конкурентное преимущество и уровень конкурентоспособности. Практическая значимость исследования определяется простотой получения результатов и объективностью выводов на основе количественной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путятина Людмила Михайловна, Арсеньева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of stability in the market of machine-building enterprises in modern economy

The development of the industry market implies increased competition between manufacturers for market share, participation in promising industry projects, government and other orders. The ability to participate in competitive competition and win is possible for enterprises that have the mobility of their production capacity and the ability to optimally use the development of market conditions in the interests of their development. The article offers a method for assessing the market stability of machine-building enterprises. The analysis of the most important levels of market stability of enterprises and their features in the industry environment is carried out. A method of expert quantitative assessment of the level of market stability of enterprises, as well as a system of indicators for conducting research, is proposed. The average values of indicators for the industry or indicators of the industry leader can be used as a base for comparison. The used method of expert assessment of the company's market stability allows to quantify its achieved level, its changes in dynamics, as well as identify vulnerabilities in positioning in industry competition and the most vulnerable places to strengthen its position. The theoretical significance of the research consists in a comprehensive approach to assessing the market stability of machine-building enterprises at the accepted levels, the ability to quantify the dynamics of market stability and compare enterprises in the same industry with each other, which determines their competitive advantage and level of competitiveness. The practical significance of the research is determined by the simplicity of obtaining results and the objectivity of conclusions based on quantitative assessment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 3 • Март 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

проблема рыночной устойчивости машиностроительных предприятий в современной экономике

Путятина Л.М. 1, Арсеньева Н. В. 1

1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Развитие отраслевого рынка предполагает обострение конкуренции производителей за долю рынка, участие в отраслевых перспективных проектах, государственные и другие заказы. Возможность участвовать в конкурентном соперничестве и побеждать - под силу предприятиям, обладающим мобильностью своих производственных мощностей и возможностью оптимально использовать развитие рыночной конъюнктуры в интересах своего развития. В статье предлагается методика оценки рыночной устойчивости предприятий машиностроения. Проведен анализ наиболее важных уровней рыночной устойчивости предприятий и их особенностей в отраслевой среде. Предложена методика экспертной количественной оценки уровня рыночной устойчивости предприятий, а также система показателей для проведения исследования. Базой для сравнения могут использоваться усредненные значения показателей по отрасли или показатели отраслевого лидера. Используемый метод экспертной оценки рыночной устойчивости предприятия позволяет количественно оценить его достигнутый уровень, изменение его в динамике, определить узкие места позиционирования в отраслевой конкуренции и наиболее уязвимые места для укрепления своего положения. Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном подходе к оценке рыночной устойчивости машиностроительных предприятий по принятым уровням, возможности количественно оценить динамику рыночной устойчивости и сравнивать предприятия одной отрасли между собой, что определяет их конкурентное преимущество и уровень конкурентоспособности. Практическая значимость исследования определяется простотой получения результатов и объективностью выводов на основе количественной оценки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рыночная устойчивость предприятия, конкурентоспособность товарного ассортимента, доля отраслевого рынка, уровень кооперации, коэффициент котировки акций

The problem of stability in the market of machine-building enterprises in modern economy

Putyatina L.M. 1, Arseneva N. V. 1

1 Moscow Aviation Institute, Russia

введение

Проблема устойчивости деятельности современных предприятий объясняется наличием огромного количества факторов и обстоятельств, дестабилизирующих их деятельность в экономическом пространстве. Это обстоятельства изменения рыночной конъюнктуры,

отраслевых приоритетов, мировые тенденции развития технических средств, конкуренция, возможности самих предприятий участвовать в инновационном соревновании по производству товаров аналогов [1, с. 10] (Akimova, 2018). Целью статьи является анализ современной категории «рыночная устойчивость машиностроительных предприятий».

В современных теоретических исследованиях рассматривается значительное количество видов устойчивости предприятий, одним из которых является рыночная устойчивость.

Под рыночной устойчивостью предприятия авторы предлагают рассматривать его возможность гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и даже оптимально их использовать для перспективного развития.

Для анализа рыночных позиций предприятий в отраслевой среде могут использоваться: показатели рыночной конъюнктуры и уровень их изменения; статус предпри-

ABSTRACT:_

The development of the industry market implies increased competition between manufacturers for market share, participation in promising industry projects, government and other orders. The ability to participate in competitive competition and win is possible for enterprises that have the mobility of their production capacity and the ability to optimally use the development of market conditions in the interests of their development. The article offers a method for assessing the market stability of machinebuilding enterprises. The analysis of the most important levels of market stability of enterprises and their features in the industry environment is carried out. A method of expert quantitative assessment of the level of market stability of enterprises, as well as a system of indicators for conducting research, is proposed. The average values of indicators for the industry or indicators of the industry leader can be used as a base for comparison. The used method of expert assessment of the company's market stability allows to quantify its achieved level, its changes in dynamics, as well as identify vulnerabilities in positioning in industry competition and the most vulnerable places to strengthen its position. The theoretical significance of the research consists in a comprehensive approach to assessing the market stability of machine-building enterprises at the accepted levels, the ability to quantify the dynamics of market stability and compare enterprises in the same industry with each other, which determines their competitive advantage and level of competitiveness. The practical significance of the research is determined by the simplicity of obtaining results and the objectivity of conclusions based on quantitative assessment.

KEYWORDS: market stability of the enterprise, competitiveness of the product range, share of the industry market, level of cooperation, stock prices coefficient

JEL Classification: Mil, M21, L53 Received: 17.03.2020 / Published: 31.03.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Naugolnova I.A. (naugolnovaia0mail.ru)

CITATION:_

Putyatina L.M., Arseneva N. V. (2020) Problema rynochnoy ustoychivosti mashinostroitelnyh predpriyatiy v sovremennoy ekonomike [The problem of stability in the market of machine-building enterprises in modern economy]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (3). - 763-774. doi: 10.18334/epp.10.3.100687

ятия (лидер, аутсайдер и т.д.); перечень конкурентных преимуществ самого предприятия и другие [4, с. 15] (А1Ы$$оп, 2015).

Укрепление рыночных позиций предприятия является важным направлением его стратегии развития. Специализация и размеры предприятия в значительной степени влияют на анализ его рыночных позиций в отрасли. В данном случае используются наиболее общие направления анализа как внешнего (конъюнктурного), так и внутреннего, поскольку они тесно взаимосвязаны между собой технически, финансово и экономически. Если предприятие умеет эффективно использовать все виды ресурсов, разрабатывать и внедрять новые или усовершенствованные товары, оно, как правило, способно обеспечить себе конкурентные преимущества в перспективе и, соответственно, рыночную устойчивость [2, с. 38] (Апвпвуа, РШуайпа, Батвоуа, 2019).

Научная новизна представленной статьи заключается в комплексном подходе к оценке рыночной устойчивости машиностроительных предприятий по предложенным авторами показателям. В предложенной методике рыночная устойчивость машиностроительных предприятий в комплексной оценке определяется на основе метода экспертных оценок на основе системы обоснованных показателей по уровням.

система показателей для оценки рыночной устойчивости предприятия

При определении и анализе рыночной устойчивости предприятия (РУП) целесообразно использовать следующие показатели:

1. Средневзвешенный показатель конкурентоспособности отраслевой продукции предприятия (К )■

Конкурентоспосогь выпускаемых товаров машиностроительных предприятий является важнейшей характеристикой, определяющей спрос на них и возможность иметь соответствующее преимущество на рынке.

Многономенклатурные машиностроительные предприятия выпускают значительный перечень товаров, каждый из которых может иметь свой уровень конкурентоспособности по различным характеристикам: функциональным, надежности, ремонтопригодности, экономическим и другим. Важным элементом расчетной базы конкурентоспособности товаров является выбор наиболее репрезентативного товара-

ОБ АВТОРАХ:_

Путятина Людмила Михайловна, профессор кафедры 501, доктор экономических наук, профессор (putyatina10gmai1.com)

Арсеньева Наталья Валерьевна, доцент кафедры 501, кандидат экономических наук, доцент (Natars2OO20yandex.ru)

Путятина Л.М., Арсеньева Н. В. Проблема рыночной устойчивости машиностроительных предприятий в современной экономике // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 763-

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

774. doi: 10.18334/ерр.10.3.100687

аналога, в качестве которого могут быть товары отечественного производства и лучшие мировые образцы техники [3] (Arseneva, Putyatina, Zheltenkov, 2019).

Для получения комплексной характеристики уровня конкурентоспособности товарного ассортимента предприятия предварительно определяются показатели конкурентоспособности по наиболее важным товарам отраслевой специализации, а затем по всей производимой продукции.

Итак, интегральный показатель относительной конкурентоспособности товарной продукции предприятия (К£тав) определяется как средневзвешенный уровень всех (основных) отраслевых товаров и рассчитывается:

где Я"; - индивидуальный показатель относительной конкурентоспособности ¿-го отраслевого товара предприятия; В - удельный вес ¿-го отраслевого товара предприятия в общем объеме реализации отраслевой продукции предприятия в текущем периоде в относительных единицах; п - номенклатура выпускаемой основной отраслевой продукции.

Показатель рассчитывается:

где К,- - сводный показатель конкурентоспособности товара рассматриваемого предприятия 1 по отношению к лучшему товару-аналогу I в отрасли по совокупности потребительских свойств;

£? - параметрический индекс }-го показателя потребительских характеристик товара, который, в свою очередь, определяется:

где 77, Т[ - единичный показатель потребительских свойств соответственно товара 1 и лучшего товара-аналога в отрасли I; - весовой коэффициент значимости }-го показателя потребительских свойств сравниваемых товаров; 1 В; - условие, которое должно выполняться при определении приоритетов рассматриваемых параметров; к - количество параметров, используемых для оценки потребительских свойств товаров.

При проведении расчетов необходимо учитывать прямую или обратную зависимость влияния каждого показателя на уровень конкурентоспособности товара.

Если увеличение параметра Тх увеличивает конкурентоспособность товара, то при расчете параметрического индекса в числителе берется соответствующий показатель по лучшему товару-аналогу в отрасли I:

Т> Г) 0ТР

В свою очередь, показатель £г ^рассчитывается:

= (5)

гДе (¿1> ОрТ? ~ годовой объем реализации соответственно ¿-го отраслевого товара предприятия и всей отраслевой товарной продукции предприятия.

Если КЕтов > 1, то в целом выпускаемая товарная отраслевая продукция предприятия конкурентоспособна на внутреннем (отраслевом) рынке.

Уровень превышения этого показателя относительно 1 показывает, насколько в среднем товарный ассортимент предприятия имеет конкурентное превосходство на отраслевом рынке, которое, в свою очередь, обеспечивает ему рыночную устойчивость. Например, этот показатель = 1,23, что означает: уровень конкурентоспособности определенного набора товаров на 23% выше соответствующих товаров конкурентов.

, ТТСР

2. Средневзвешенная доля рынка отраслевой продукции (Д р ). Для определения этого показателя в условиях многономенклатурного машиностроительного производства можно использовать следующую формулу:

где Д,- доля ¿-го товара на отраслевом рынке в относительных единицах, которая рассчитывается:

(7)

втрг"

где - объем реализации товара 1 рассматриваемого предприятия на отраслевом рынке; - объем отраслевого рынка по товару В - удельный вес ¿-го отраслевого товара предприятия в общем объеме реализации отраслевой продукции предприятия в текущем периоде в относительных единицах.

В случае если предприятие производит один вид продукции и является практически монополистом на отраслевом рынке, то именно по этому товару определяется показатель «средневзвешенная доля рынка предприятия», а остальные виды продукции не учитываются, поскольку это обычно сложная, наукоемкая и технически сложная продукция, которая требует практически всех производственных мощностей предприятия.

Чем выше этот показатель, тем выше технико-экономическая, а иногда и стратегическая значимость предприятия в отрасли и тем выше его конкурентная устойчивость на рынке отраслевой продукции.

3. Уровень кооперации производства (УК0(Ш), как правило, определяет уровень эффективного разделения труда между отраслевыми партнерами, а также способность предприятия эффективно управлять своими затратами. Смежники, выпускающие комплектующие изделия и полуфабрикаты для отраслевой продукции, чаще всего имеют более низкую их себестоимость и цену при их производстве.

Этот показатель рассчитывается:

у _ (^пф ^^

где Зпф > Звонил ~ годовая сумма затрат предприятия на полуфабрикаты и комплектующие изделия (руб.) соответственно; С° - годовая себестоимость реализованной отраслевой продукции (руб.).

Чем выше уровень кооперации производства на предприятии, тем выше его зависимость от рынка комплектующих изделий и полуфабрикатов, но тем, как правило, ниже себестоимость выпускаемой продукции, которая является явным его конкурентным преимуществом и, соответственно, повышает уровень его конкурентной устойчивости. Углубление внутриотраслевой кооперации является одним из перспективных направлений снижения трудозатрат предприятий, выполняющих преимущественно сборочные операции.

4. Затраты на 1 рубль реализованной отраслевой продукции (31р}1.е) являются важным показателем эффективности производства, поскольку определяют, сколько в среднем прибыли дает каждый рубль реализации предприятию. Например, этот показатель составляет 0,70 р р., что означает, каждый рубль затрат приносит предприятию 30 коп. прибыли, что является достаточно высоким результатом. Данный показатель определяется:

3 , - Я (9)

где Ср - себестоимость реализованной продукции предприятия (руб.); (} -выручка от реализации продукции предприятия (руб.).

Этот показатель характеризует уровень экономичности производственной деятельности предприятия в целом, что также является дополнительным его конкурентным преимуществом.

5. Коэффициент котировки акции (Как), который показывает отношение рыночной стоимости 1 акции предприятия на фондовой бирже к номинальной стоимости 1 акции предприятия. Данный показатель показывает реальную стоимость акционерного капитала предприятия. Этот показатель рассчитывается:

Как - ^ Ю)

и

где ЦрЫН - рыночная стоимость акции (покупки) (руб.); Цном - номинальная стоимость одной акции предприятия (руб.).

Рассмотренная система показателей для определения уровня рыночной устойчивости предприятия может быть дополнена или изменена в процессе практического использования в зависимости от целей и задач исследования.

методика проведения исследования

Методически рыночная устойчивость машиностроительных предприятий в комплексной оценке (РУП^.) определяется на основе метода экспертных оценок на основе системы обоснованных показателей по уровням в следующей последовательности:

Определяются уровни рыночной устойчивости предприятий на основе наиболее важных особенностей каждого: высокий, нормальный, низкий, неустойчивый (табл. 1).

Обосновывается система показателей для оценки уровня рыночной устойчивости предприятия, которые после анализа сведены в таблицу 2.

Определяются пределы изменения каждого показателя, соответствующие определенным уровням рыночной устойчивости (табл. 2).

Базой для определения пределов изменения показателей могут быть среднеотраслевые их значения или показатели предприятий отраслевых лидеров.

При попадании определенного показателя по числовому значению в высокий уровень рыночной устойчивости, ему присваивается 15 баллов, в нормальный уровень -10 баллов, в низкий уровень - 5 баллов, в неустойчивое положение - 2 балла.

6. Комплексная оценка рыночной устойчивости предприятия (РУП5) определяется двумя методами:

1 метод: простое суммирование баллов по каждому показателю:

РУП5 = Б1 + Б 2 + Б 3 + Б 4 + Б 5, 11)

где Б1, Б 2 , Б 3, Б 4 , Б 5 - балльная оценка используемых показателей.

2 метод: суммирование балльных оценок всех показателей с учетом коэффициента значимости каждого показателя.

В соответствии с весовыми коэффициентами показателей, приведенными в таблице 2, формула будет иметь вид:

РУП5 = Б1 х 0,3 + Б 2 х 0,2 + Б 3 х 0,1 + Б 4х 0,15 + Б 5 х 0,25.

На основе суммарных балльных оценок с учетом критериальной таблицы 3 предприятию присваивается определенный уровень рыночной устойчивости.

Использование балльного метода экспертной оценки оправдано с точки зрения того, что все используемые показатели имеют разную размерность и оценить в совокупности невозможно. Балльный метод достаточно прост, позволяет использовать количественную оценку и эффективен с точки зрения получаемых выводов.

практическая реализация метода

Для наглядности проводимых исследований целесообразно рассмотреть реальное машиностроительное предприятие, расположенное в Московской области, численностью 3800 человек. На основе рассмотренных показателей и их значений заполнена

таблица 4, где все показатели распределены по уровням и определена интегральная оценка уровня рыночной устойчивости предприятия двумя рассмотренными методами.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные уровни рыночной устойчивости предприятий и их общая характеристика в современных условиях

Уровень устойчивости Вид устойчивости предприятия Общая характеристика

1-й Высокая Осуществляется планомерный рост экономического потенциала при достаточно высоком уровне эффективности его использования. Уровень конкурентоспособности выпускаемой отраслевой продукции выше, чем в среднем по отрасли. Предприятие занимает значительную долю рынка отраслевой продукции. Активно участвует в отраслевой кооперации. Имеет высокую долю государственных заказов (более 50%), участвует в отраслевых проектах, поставляет продукцию на экспорт. Имеет высокий уровень эффективности управления затратами и эффективностью производства

2-й Нормальная Относительная стабильность экономического потенциала при относительно стабильной эффективности его использования. Возможны отдельные государственные заказы (более 30%) и ограниченное участие в отраслевых программах. Конкурентоспособность продукции имеет тенденцию роста. Доля отраслевого рынка стабильна. Уровень кооперации относительно высокий. Эффективность производства поддерживается на достигнутом уровне

3-й Низкая Происходит относительное снижение экономического потенциала и эффективности его использования. Наблюдается дисбаланс большинства показателей. Относительно низкий уровень конкурентоспособности основной выпускаемой продукции, значительное снижение объемов реализации. Конкурентные позиции слабые с ярко выраженной тенденцией к снижению. Эффективность производственной деятельности невысокая

4-й Неустойчивое положение Значительное снижение экономического потенциала и (или) эффективности его использования. Значительный дисбаланс практически всех показателей. Низкий уровень конкурентоспособности основной отраслевой продукции при достаточной при пассивной политике вынужденной диверсификации. Полное отсутствие инновационных проектов. Конкурентные позиции слабые с тенденцией дальнейшего снижения

Источник: составлено авторами.

Если учесть, что предприятие имело в комплексной оценке РУП5 в предыдущем году 42 балла и устойчивость относилась к низкому уровню, то необходимо признать результативной политику предприятия в области повышения рыночной устойчивости и перехода ее с низкого уровня на нормальный с ростом в 19% в балльной оценке.

Таблица 2

Система показателей для оценки уровня рыночной устойчивости предприятия

(РУП)

Название показателя Усл. обозн. Оценка по уровням Коэф. весов. знач.

высокий нормальный низкий неустой-чи-вый

Средневзвешенный показатель конкуренто способности отраслевой продукции К^тов > 1,2 1,21,1 1,11,05 < 1,05 0,3

Средневзве-шенная доля рынка отраслевой продукции д;р > 0,3 0,30,2 0,20,1 <0,1 0,2

Уровень кооперации производства ^кооп > 0,6 0,60,5 0,5-0,3 < 0,3 0,1

Затраты на 1 руб. реализованной отраслевой продукции < 0,75 0,75-0,85 0,850,95 > 0,95 0,15

Коэффициент котировки акции > 1,2 1,21,1 1,11,0 < 1,0 0,25

Итого: 1,0

Источник: составлено авторами.

Таблица 3

Система балльных оценок, используемых для определения комплексного показателя «уровень рыночной устойчивости машиностроительных

предприятий»

Вид устойчивости Уровни устойчивости (баллы)

высокий нормальный низкий неустойчивый

1 метод РУПу > 60 г40 -«60 г20 -«40 < 20

2 метод РУПу > 12 г9 - «12 г6 - «9 < 6

Источник: составлено авторами.

Заключение

Конкуренция в рыночном пространстве является объективной реальностью, а также стимулом для предприятий к развитию и повышению эффективности своей деятельности. Соперничество в области производства наиболее конкурентоспособной отраслевой продукции, возможности снижать цены на товары при эффективном управлении затратами, получать инвестиции для реализации наиболее перспективных инновационных проектов и многое другое [9] (Кай1ву$к1у, 2018).

Таблица 4

Система показателей для оценки уровня рыночной устойчивости исследуемого

предприятия(РУП)

Название показателя Усл. обозн. Оценка по уровням Коэф. весов.

высокий 15 нормальный 10 низкий 5 неустой-чи-вый 2 знач. |В;|

Средневзвешенный показатель конкуренто-способности отраслевой продукции К^тов 10 0,3

Средневзвешенная доля рынка отраслевой продукции д;р 5 0,2

Уровень кооперации производства ^кооп 10 0,1

Затраты на 1 руб. реализованной отраслевой продукции 15 0,15

Коэффициент котировки акции Как 10 0,25

Итого: 1,0

1 метод РУП5 - 50 баллов нормальный уровень (верхняя граница)

2 метод РУП5 = 10*0,3 + 5*0,2 + 10*0,1 +15*0,15 + 10*0,25 = 9,75 баллов нормальный уровень (верхняя граница)

Источник: составлено авторами.

В связи с этим возникает проблема рыночной устойчивости предприятий в конкурентной отраслевой среде, уровень которой определяет уровень доверия заказчиков, поставщиков ресурсов, партнеров и инвесторов.

Достижение определенных конкурентных преимуществ позволяет предприятиям развивать их и приобретать определенный уровень рыночной устойчивости.

Определение уровня рыночной устойчивости предприятий - достаточно сложный процесс в современной теории и практике, который с трудом поддается формализации, поскольку макроэкономические и кризисные процессы в значительной степени влияют на их устойчивость. Сообразно изменению внешних условий необходимо расширять спектр анализа стабилизирующих и дестабилизирующих факторов повышения уровня рыночной устойчивости.

Систему показателей, определяющих рыночную устойчивость, целесообразно значительно расширять в перспективе для повышения объективности получаемых выводов.

Каждому предприятию нужны свои методы повышения рыночной устойчивости с учетом специфики выпускаемой продукции и контингента партнеров по производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, способных обеспечить высокий

уровень устойчивости как для рассматриваемого предприятия, так и в своих целях развития.

Важный итог анализа рыночной устойчивости машиностроительных предприятий дает возможность сделать последующий прогноз ключевых факторов их успеха в перспективе.

Повышение рыночной устойчивости машиностроительных предприятий на основе комплексного подхода и анализа перспективных конкурентных преимуществ позволяет реализовать широкий спектр экономических стратегий на достаточно длительную перспективу.

ИСТОЧНИКИ:

1. Акимова Т. А. Основы экономики устойчивого развития. / Гриф МО РФ / Акимова

Татьяна Акимовна. - М.: Экономика, 2018. - 359 с.

2. Арсеньева Н.В., Путятина Л.М., Барсова Т.Н Устойчивость развития научно-про-

изводственных организаций (НПО) в условиях инновационного развития экономики России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. - с. 37-44.

3. Арсеньева Н.В., Путятина Л.М., Желтенков А.В. Актуальные проблемы повышения

конкурентоспособности машиностроительных предприятий в современных условиях // Вестник университета. - 2019. - № 7. - с. 41-45.

4. Аткиссон А. Как устойчивое развитие может изменить мир. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 432 с.

5. Древинг С. Р. Кластерная концепция устойчивого развития экономики. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018. - 164 с.

6. Желтенков А.В., Моттаева А.Б., Жангуразов А.Р. Управление организационны-

ми изменениями на промышленных предприятиях: проблемы и концепции // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2. - с. 968-972.

7. Желтенков А.В., Юдин Е.Б. Адаптация управления промышленной организацией к

условиям функционирования механизма развития: концепции и модели // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. -2017. - № 2. - с. 72-78.

8. Полосков С.С., Желтенков А.В. Высокотехнологичные и наукоемкие предприятия и их позиционирование в конкурентной среде // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. - 2018. - № 2. - с. 155-163.

9. Радиевский М.В. Организация производства: инновационная стратегия устойчивого

развития предприятия. / Учебник. Гриф УМО вузов России / М.В. Радиевский. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 209 с.

10. Novikov S.V. The features of innovative prc^esses in the Russian Federation: Analysis of сип-ent prartkes // Revista ESPACIOS. - 2018. - № 39. - p. 2.

REFERENCES:

Akimova T. A. (2018). Osnovy ekonomiki ustoychivogo razvitiya [Basic Economics for sustainable development] (in Russian).

Arseneva N.V., Putyatina L.M., Barsova T.N (2019). Ustoychivost razvitiya nauchno-proizvodstvennyh organizatsiy (NPO) v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii [Sustainability of research-and-production organizations (rpo) under the conditions of russian economy's innovative development]. Bulletin of the Moscow State Regional University. series: economics. (2). 37-44. (in Russian).

Arseneva N.V., Putyatina L.M., Zheltenkov A.V. (2019). Aktualnye problemy povysheniya konkurentosposobnosti mashinostroitelnyh predpriyatiy v sovremennyh usloviyakh [Current problems of increasing the competitiveness of machinebuilding enterprises in modern conditions]. Vestnik Universiteta. (7). 41-45. (in Russian).

Atkisson A. (2015). Kak ustoychivoe razvitie mozhet izmenit mir [How sustainable development can change the world] (in Russian).

Dreving S. R. (2018). Klasternaya kontseptsiya ustoychivogo razvitiya ekonomiki [The cluster concept of sustainable economic development] (in Russian).

Novikov S.V. (2018). The features of innovative processes in the Russian Federation: Analysis of current practices Revista ESPACIOS. (39). 2.

Poloskov S.S., Zheltenkov A.V. (2018). Vysokotekhnologichnye i naukoemkie predpriyatiya i ikh pozitsionirovanie v konkurentnoy srede [The high-tech enterprises and their positioning in a competitive environment]. Vestnik MGOU. Seriya: Ekonomika. (2). 155-163. (in Russian).

Radievskiy M.V. (2018). Organizatsiya proizvodstva: innovatsionnaya strategiya ustoychivogo razvitiya predpriyatiya [Production organization: innovative strategy for sustainable development of enterprise] (in Russian).

Zheltenkov A.V., Mottaeva A.B., Zhangurazov A.R. (2017). Upravlenie organizatsionnymi izmeneniyami na promyshlennyh predpriyatiyakh: problemy i kontseptsii [The organizational change management at the industrial enterprises: problems and concepts]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2). 968-972. (in Russian).

Zheltenkov A.V., Yudin E.B. (2017). Adaptatsiya upravleniya promyshlennoy organizatsiey k usloviyam funktsionirovaniya mekhanizma razvitiya: kontseptsii i modeli [Industrial enterprise management adaptation to the conditions of development mechanism: concepts and models]. Bulletin of the Moscow State Regional University. series: economics. (2). 72-78. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.