РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338.13
JEL L11
Арсеньева Наталья Валерьевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Путятина Людмила Михайловна
д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Желтенков Александр Владимирович
д-р экон. наук, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Московская область, г. Мытищи, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Arsenieva Natalia
Candidate of Economic Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Putyatina Ludmila
Doctor of Economic Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University)», Moscow, Russia e-mail: [email protected].
Zheltenkov Alexander
Doctor of Economic Sciences, Moscow Region State University, Moscow Region, Mytishchi, Russia e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2019-7-41-45
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли. Проанализированы факторы, тормозящие развитие предприятий отрасли. Обоснованы составляющие конкурентоспособности предприятий, которые имеют особую актуальность: товарный ассортимент, технологии, передовые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, экономический, производственный и инновационный потенциалы и т. д. Рассмотрены возможности повышения конкурентоспособности предприятий как на уровне макроэкономики, так и на уровне самих предприятий. Предложена методика расчета, позволяющая делать выводы о конкурентоспособности товарного ассортимента предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, конкурентоспособность товаров и товарного ассортимента, экономический, производственный и инновационный потенциалы предприятия, инновационная активность, машиностроительная отрасль.
Цитирование: Арсеньева Н.В., Путятина Л.М., Желтенков А.В. Актуальные проблемы повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий в современных условиях//Вестник университета. 2019. № 7. С. 41-45
ACTUAL PROBLEMS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS
Abstract. The article has devoted to the issues of improving the competitiveness of enterprises in the engineering industry. The factors hindering the development of industry enterprises have been analyzed. The article substantiates the main components of the competitiveness of enterprises, which are of particular relevance: product range - technology; - advanced R & d; - economic, industrial and innovative potential, etc. the Possibilities of improving the competitiveness of enterprises at the level of macroeconomics and at the level of enterprises themselves have been considered. The method of calculation, allowing to draw conclusions about the competitiveness of the product range of the enterprise has been offered.
Keywords: competitiveness of enterprises, competitiveness ofgoods and product range, economic, production and innovative potential of the enterprise, innovative activity, engineering industry.
For citation: Arsenieva N.V., Putyatina L.M., Zheltenkov A.V. Actual problems of increasing the competitiveness of machine-building enterprises in modern conditions (2019) Vestnik universiteta, I. 7, pp. 41-45. doi: 10.26425/1816-4277-2019-7-41-45
История мировой экономики свидетельствует о неравномерности ее развития и подверженности различным кризисам, спровоцированным как объективными, так и субъективными причинами. Современное положение экономики России связано в первую очередь с:
- экономическими санкциями в отношении страны со стороны многих государств мира;
- неустойчивый тренд изменения цен на энергоносители;
© Арсеньева Н.В., Путятина Л.М., Желтенков А.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
- полным или частичным уходом иностранных компаний с российского рынка;
- резким ограничением доступа к кредитным и инвестиционным средствам других стран;
- необходимостью быстрого и масштабного развития военно-промышленного комплекса (далее - ВПК);
- разрывом многих хозяйственных связей, объединенных выпуском конечной машиностроительной продукции и многими другими аспектами [4].
Кризисные явления в России носят системный характер, поскольку затрагивают все сферы деятельности: производственную, бюджетную, финансово-кредитную, инвестиционную, социальную и другие.
Как результат этих процессов, в российской экономике наблюдается нестабильный уровень инфляции, повышение цен на многие виды товаров и услуг, повышение кредитных ставок, уровня безработицы, нестабильность курса национальной валюты, изменение многих хозяйственных связей предприятий и т. д. [4].
Наиболее серьезную проблему в этих условиях представляет развитие машиностроения, как определяющей отрасли экономики страны. Именно в машиностроении сосредоточены наиболее важные перспективные производственные мощности, направленные на производство оборонной продукции и широкого спектра других экономически и технически значимых товаров [5].
Общее количество крупных и средних предприятий, относящихся к машиностроению, составляет более 8 тыс., перестроить их достаточно быстро практически невозможно.
Мировым опытом апробировано положение о том, что производственное оборудование предприятий целесообразно обновлять каждые 5-7 лет на основе современных тенденций развития технического и технологического прогресса.
Если в доперестроичную эпоху предприятия в плановом порядке осуществляли замену оборудования, при котором общий его износ находился на уровне 60-65 %, то в условиях свободы распределения и перераспределения финансовых ресурсов этот показатель по отдельным предприятиям достигает 85 %. Кроме того, отечественное станкостроение в значительной степени сократило выпуск своей продукции, а импорт оборудования достаточно длительный период находится под санкциями [5].
За последний период времени обновление основных средств на машиностроительных предприятиях находится на уровне 5 % в год.
Среди основных факторов развития и повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий в перспективе можно выделить:
- снижение сложившегося износа основных средств за счет введения новых прогрессивных видов оборудования, приобретение которого должно адекватно отражаться на снижении местных налогов на предприятия;
- координация и регулирование цен на комплектующие изделия в составе машиностроительной продукции (контроль за объективностью их роста);
- недостаток оборотных средств частично возмещать за счет регулирования финансовых расчетов с поставщиками и заказчиками при использовании коммерческих кредитов с последующими скидками на товары и услуги;
- наиболее полно использовать возможности кредитных организаций при разделении предприятий заемщиков на классы в зависимости от финансово-экономических результатов деятельности и применять расширенный набор регулирования процентными ставками;
- снизить налоговые нагрузки, которые заметно сокращают возможности развития предприятий (предполагаемые частичные или полные «налоговые каникулы» касаются исключительно малых предприятий);
- повысить структурированность ряда отраслей, относящихся к машиностроению, наладить или восстановить долговременные хозяйственные связи;
- повысить эффективность структуры кадров на предприятиях: должны превалировать квалифицированные рабочие кадры (более 60 %), непосредственно влияющие на эффективность работы предприятия и его финансовые результаты;
- повысить инновационную активность предприятий по широкому спектру нововведений: товары, услуги, технологии, методы стимулирования спроса и т. д. Участие в выставках и семинарах, которые могли бы довести до профессионального сообщества свои достижения, позволяющие повысить имидж предприятия и сделать его лидером инновационной экономики [1].
Для повышения конкурентоспособности рассматриваемых предприятий особую важность приобретают следующие аспекты на уровне макроэкономики:
- четкое определение государственных приоритетов на производство наиболее значимой продукции машиностроения;
- проведение тендеров на участие в перспективных программах, государственных и муниципальных заказах на разработку и производство продукции различного назначения, в том числе для ВПК;
- сокращение процентных ставок по кредитам при производстве продукции, относящейся к государственным приоритетам;
- введение расширенного спектра использования частичных или полных «налоговых каникул» не только для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, но и производителей стратегически важной для страны продукции;
- широкое использование в экономической практике анализа и контроля за ценами не только «естественных монополий», но и крупных машиностроительных предприятий и малого бизнеса. Система оправданного сдерживания цен в современных условиях является залогом сдерживания инфляционных процессов в экономике;
- оптимизация производственно-хозяйственных связей долговременного характера для повышения эффективности внутриотраслевой и межотраслевой кооперации, в том числе за счет потенциала малых и средних предприятий промышленного профиля;
- совершенствование системы лизинга современного оборудования для предприятий.
- развитие правовой поддержки экспорта российской машиностроительной продукции и другие [ 1; 2].
В ситуации провозглашенного в стране инновационного прорыва в промышленности предприятия должны разрабатывать свою стратегию развития, отвечающую государственным и отраслевым интересам.
Повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий - многогранная и многовариантная задача, которая может решаться только с учетом специфики каждого из них.
Эта проблема включает конкурентоспособность следующих элементов деятельности предприятия:
- товаров;
- технологий в самом широком смысле (производственной деятельности, управления, системы сервисного обслуживания продукции, систем продвижения продукции и других);
- передовых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- экономического, производственного и инновационного потенциалов;
- предприятия в целом на отраслевом рынке [3].
Под конкурентоспособностью продукции понимается ее превосходство над товарами-аналогами по технико-эксплуатационным характеристикам, соответствующим требованиям потребителей и рынка и имеющую минимальную «цену потребления». Эта цена складывается из стоимости товара и затрат на его эксплуатацию и обслуживание в течение всего срока службы. При этом потребитель обязательно ориентируется на гарантийный период обслуживания изделия. Если производитель уверен в качестве своей продукции, то он регулярно увеличивает этот период, что составляет конкурентное преимущество и товара, и его производителя.
Конкурентоспособность предприятия более сложная категория, которая включает все направления его деятельности и имеет по ним серьезные преимущества перед конкурентами.
Если подходить комплексно к определению конкурентоспособности предприятия, то важно учитывать все перечисленные аспекты.
Каждый товар предприятия имеет определенный уровень конкурентоспособности, оцениваемый индивидуальным его показателем. Однако в связи с тем, что машиностроительные предприятия производят широкий ассортимент товаров, то в этом случае важным показателем становится средневзвешенный уровень конкурентоспособности всей его номенклатуры (К, ), который определяется по формуле:
т
кЕср=ХкГ(1)-Д15 (1)
/=1
где К^"А(1) - индивидуальный показатель относительной конкурентоспособности товара А по отношению к наиболее репрезентативному аналогу на рынке; Д;- доля товара А в общем объеме реализации (производства)
данного товара (при условии ^ Д1 =1); т - количество видов производимой предприятием продукции.
/=1
В случае, если Ку ср> 1, в целом товарный ассортимент предприятия конкурентоспособен. Причем чем больше 1, тем преимущество предприятия на рынках соответствующей продукции выше и предприятие наиболее устойчиво к изменениям конъюнктуры.
Особенно важна оценка изменения этого показателя в динамике, рост которого не только повышает конкурентоспособность товаров предприятия, но и реальные возможности его экономического роста и развития в перспективе [3].
В последнее время появляется все больше исследований в области теории потенциалов предприятий: экономического производственного, инновационного и др. Среди них наибольшую важность необходимо отвести инновационным возможностям предприятий.
Например, при оценке последнего используется показатель «доля новых товаров в общем объеме товарного производства» (Дн), который рассчитывается по формуле:
Дн=^-Ю0%, (2)
т
где О" - объем новой товарной продукции, произведенной в текущем году (тыс. руб.); От - общий объем товарной продукции, произведенной в текущем году (тыс. руб.).
Чем больше доля новых товаров и их модификаций ежегодно осваивает предприятие, тем выше его инновационный потенциал.
Если сравнивать тенденции изменения показателей К, ср и Дн, то при опережающем росте последнего можно с уверенностью сказать, что инновационное развитие предприятия идет в правильном направлении, повышающем конкурентоспособность выпускаемой продукции в основном за счет внедрения новых товаров. При значительном росте этих показателей можно констатировать инновационную активность предприятия и, как следствие, повышение его конкурентоспособности в рассматриваемом периоде.
Чем эффективнее работают машиностроительные предприятия и выше конкурентоспособность выпускаемой продукции в современных условиях, тем выше его собственная конкурентоспособность и, соответственно, большими экономическими льготами и преимуществами оно должно обладать в отрасли и в стране.
Рост конкурентоспособности машиностроительных предприятий способствует повышению устойчивости экономики страны, особенно в современных условиях.
Библиографический список
1. Арсеньева, Н. В. Современные подходы к стратегическому управлению инновациями на предприятиях машиностроения / Н. В. Арсеньева, Ю. В. Павлова//Успехи современной науки. - 2017. - Т. 7. - № 4. - С. 218-221.
2. Джамай, Е. В. и др. Исследование проблем оценки экономической эффективности в инновационные проекты на предприятиях наукоемких отраслей промышленности России / Е. В. Джамай, Ю. П. Анисимов, С. А. Повеквечных//ФЭС: Финансы. Экономика. Статистика. - 2014. - № 5. - С. 25-31.
3. Джамай, Е. В. Структура и содержание управленческого анализа на предприятиях в современных условиях /Е. В. Джамай, Н. В. Тарасова//Вестник МГОУ Серия: Экономика. - 2014. -№ 4. - С. 136-139.
4. Путятина, Л. М. и др. Механизм адаптивного управления предприятием в кризисных условиях / Л. М. Путятина, Н. В. Тарасова, Н. А. Грешневикова/ДЗестникМГОУ Серия: Экономика. -2016. -№ 1. - С. 47-51.
5. Яковец, Ю. В. и др. Стратегия научно-технического прорыва / Ю. В. Яковец, В. И. Кушлин, В. Л. Лесков и др.; под ред. Ю. В. Яковлева, О. М. Юня. - М.: МФК, 2001. - 260 с.
References
1. Arsenieva N. V., Pavlova Y. V. Sovremennye podkhody k strategicheskomu upravleniyu innovatsiyami na predpriyatiyakh mashinostroeniya [Modern approaches to strategic management of innovations at the enterprises of mechanical engineering]. Uspekhi sovremennoi nauki [Advances in modern science], 2017, Vol. 7,1. 4, pp. 218-221.
2. Dzhamai E. V., Anisimov Yu. P., Povekvechnykh S. A. Issledovanie problem otsenki ekonomicheskoi effektivnosti v innovatsion-nye proekty na predpriyatiyakh naukoemkikh otraslei promy shlennosti Rossii [Research ofproblems of an estimation of economic
efficiency in innovative projects at the enterprises of science-intensive industries of Russia]. FES: Finansy. Ekonomika. Statistika [FES: Finances. Economy. Statistics], 2014, I. 5, pp. 25-31.
3. Dzhamai E. V., Tarasova N. V Strukrtura i soderzhanie upravlencheskogo analiza na predpriyatiyakh v sovremennykh usloviyakh [The structure and content of management analysis in enterprises in modern conditions]. Vestnik MGOU. Seriya: Ekonomika [VestnikMGOU, Series: Economics], 2014, I. 4, pp. 136-139.
4. Putyatina L. M., Tarasova N. V., Greshnevikova N. A. Mekhanizm adaptivnogo upravlenia predpriyatiem v krizisnykh usloviyakh [The mechanism for adaptive management of the enterprise in crisis conditions]. Vestnik MGOU. Seriya: Ekonomika [Vestnik MGOU. Series: Economics], 2016, I. 1, pp. 47-51.
5. Yakovets Yu. V., Kushlin V I., Leskov V L. i dr. Strategiya nauchno-tekhnicheskogo proryva [Strategy of scientific and technical breakthrough]; pod red. Yu. V. Yakovleva, O. M. Yunya. M.: MFK, 2001. 260 p.