Научная статья на тему 'Проблема русской интеллигенции в философской теории Н. К. Михайловского'

Проблема русской интеллигенции в философской теории Н. К. Михайловского Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
100
18
Поделиться
Ключевые слова
РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РОССИЯ / ВЕХИ / НАРОДНИЧЕСТВО / НАРОДОЛЮБИЕ / RUSSIAN INTELLIGENTSIA / RUSSIA / VEKHI / POPULISM / NARODOLYUBIE (NATION LOVING)

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Лямина Т.Е.

.В статье представлен анализ проблемы русской интеллигенции в философской теории Н.К. Михайловского в контексте борьбы вокруг сборника «Вехи». Статья также рассматривает трансформацию политической традиции в духовном самосознании России, трагическую судьбу русской интеллигенции.

THE PROBLEM OF THE RUSSIAN INTELLIGENTSIA IN THE PHILOSOPHICAL THEORY OF N.K. MIKHAJLOVSKY

The article gives analysis of the problem of Russian intelligentsia in the philosophical theory of N.K. Mikhajlovskу within a context of the struggle around the «Vekhi». This article analyses the transformation ofpolitical tradition in the spiritual self-awareness of Russia also, the tragedian destiny of Russian intelligentsia.

Текст научной работы на тему «Проблема русской интеллигенции в философской теории Н. К. Михайловского»

дения здоровых людей напрямую взаимосвязаны с удовлетворительными, близкими отношениями с окружающими, привязанности и взаимных уступках.

По итогам анализа корреляционных взаимосвязей было выявлено, что показатель жизнестойкости в группах мужчин и женщин, находящихся на. санаторно-восстановительном лечении, имеет скудные взаимосвязи с компонентами психологическою благополучия, в то время как в группах условно здоровых респондентов выявлены сильные корреляционные взаимосвязи жизнестойкости и её составляющих практически со всеми характеристиками психологического благополучия.

Резюмируя полученные данные можно сказать, что жизнестойкость здоровых людей напрямую взаимосвязана с психологическим благополучием, а в случае больных с кардиопатологией данные взаимосвязи крайне не многочисленны. Именно формирование этих взаимосвязей и следует считать мишенью психологической коррекции в работе с кардиологическими больными находящимися на реабилитации после перенесенного опе-

ративного вмешательства. Так как жизнестойкость больных снижена, а следовательно и возможность противостоять сгрсссо генному воздействию ситуации заболевания, то при психологической работе с данным контингентом можно обратиться к механизмам, описанным С. Мадди, который ввел понятие жизнестойкости. Оценка жизненных изменений как менее стрессовых; создание мотивации к трансформационному совладанию; усиление иммунной реакции; усиление ответственности по отношению к практикам здоровья, поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию - это пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости. Настройка данных механизмов может способствовать формированию жизнестойких убеждений (подразумевая открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации), а следовательно и повышению уровня психологического благополучия больных.

ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ

Н.К. МИХАЙЛОВСКОГО

Лямина Т.Е.

Смоленский государственный медицинский университет

Резюме.В статье представлен анализ проблемы русской интеллигенции в философской теории Н.К. Михайловского в контексте борьбы вокруг сборника «Вехи». Статья также рассматривает трансформацию политической традиции в духовном самосознании России, трагическую судьбу русской интеллигенции.

Ключевые слова: русская интеллигенция, Россия, Вехи, народничество, народолюбие.

THE PROBLEM OF THE RUSSIAN INTELLIGENTSIA IN THE PHILOSOPHICAL

THEORY OF N.K. MIKHAJLOVSKY

Liamina T.

Smolensk State Medical University,

Abstract The article gives analysis of the problem of Russian intelligentsia in the philosophical theory ofN.K. Mikhajlovsky within a context of the struggle around the «Vekhi». This article analyses the transformation of political tradition in the spiritual self-awareness of Russia also, the tragedian destiny of Russian intelligentsia.

Key words: Russian intelligentsia; Russia; Vekhi; populism; Narodolyubie (nation loving).

Проблема русской интеллигенции как субъек- ное влияние на политические процессы в прошлом та инновационной деятельности, ее неоднознач- и настоящем, ее трагическая судьба продолжает

оставаться в центре мировоззренческих дискуссий. В этой связи представляет большой интерес философский анализ полемики вокруг сборника «Вехи» и места в этих спорах идей выдающегося идеолога народничества Н.К. Михайловского.

Вопреки мнению некоторых авторов [4, с.31; 6, с.110], философа нельзя назвать «безмятежным рационалистом», не увидевшим проблем русской интеллигенции, отмеченных, например, Ф.М. Достоевским, авторами сборника «Вехи». Мыслитель сознательно стремился использовать свою теорию личности для анализа социально-психологических процессов русского общества.

По мнению Н.К. Михайловского, в период крутой ломки общественных отношений, начавшейся с 60-х годов XIX в., ярко проявляется внутренняя дезорганизация личности. Новые передовые идеалы проникают в сознание людей и вступают в противоречие с идеологией и привычками крепостнической эпохи. Внутренняя раздвоенность, «гамлетизм», различные формы нарушения равновесия между интеллектом, чувством и волей получают широкое распространение.

Важное место в творчестве идеолога народничества занимает анализ «драмы чести» и «драмы совести». По его мнению, «честь» поддерживает у гармоничной личности способность осознавать свою значимость и достоинство; «совесть» помогает осознать зависимость человека от общества, его долг и обязанности. «Драма чести» характерна для разночинца, человека из народа, который стремится развить в себе человеческое достоинство. «Драма совести» - проблема «кающихся дворян», стремящихся искупить «исторический грех» перед народом.

«Больная совесть» может привести к принижению собственной личности, «бальная честь» - обернуться пренебрежением к интересам других людей. Значение критики болезненных проявление «совести» и «чести» для революционного движения отмечал В.М. Чернов. По его мнению, болезненная «работа совести» способна превратить политическую организацию в аскетическую секту, гипертрофированная честь ведет к бунтарскому произволу и неразборчивости в средствах. [7, с.27-28 ]

Слабость личности, проблем лежат в основе распространения массового бессознательного подражания в революционном движении, идолопоклонства интеллигенции перед народом, увеличения числа самоубийств. Внутренне слабая, дезорганизованная личность стремиться найти опо-

ру для своих поступков в некоей «высшей силе», будь то «народ» как у части революционеров-семидесятников, «железные законы» исторического процесса как у русских марксистов или высшие мистические сущности как у некоторых представителей «нового религиозного сознания».

Для преодоления этих проблем интеллигенции необходимо выработать высокий общественный идеал, способный гармонизировать личность. В период крушения старых моделей идентичности идея «единой правды» Н.К. Михайловского противостояла попыткам организовать внутренний опыт личности в форме, способствующей восприятию тоталитарных идей. Призывы идеолога народничества активно воздействовать на общественные процессы, способствовать прогрессивным изменениям в экономике, культуре и социальных отношениях, улучшать жизнь народа находили отклик не только у революционеров, но и влияли на деятельность интеллигенции, стремившейся к социальным реформам. [ 2, с. 14]

Мыслитель признавал историческую неизбежность дезорганизации личности. С другой стороны, являясь противником «перспективного оптимизма» и «любви к дальнему», он не мог оправдать душевный разлад и понижение нравственного уровня в настоящем будущей гармонией. Это проявилось в его двойственном отношении к аскетизму и террористической борьбе в революционном движении.

Идеи Н.К. Михайловского приобрели особое значение в период после революции 1905-1907 годов. Следует отметить их значение в полемике вокруг сборника «Вехи». Проблемы, рассматриваемые философом еще в 70-х годах, оставались актуальными и для следующих поколений революционной молодежи. Сборник представляет собой попытку в новой исторической обстановке и с других идейных позиций рассмотреть старые проблемы русской революционной интеллигенции.

Определенное место идеям Н.К. Михайловского уделено в статье Н.А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда». Можно согласиться с П.Н. Милюковым, что в определенной мере она представляет собой продолжение старого спора о том «чей индивидуализм и субъективизм лучше». [ 3, с. 109 ]

В основе проблем русской интеллигенции лежит, по мнению Н. А. Бердяева, ее «католическая психология», в результате чего цельность личности приносится в жертву во имя отвлечен-

ного морализма, ложного человеколюбия и на-родолюбия. «Ложное направление воли» обусловливает аскетизм интеллигенции, утилитарное отношение к науке, философии, творчеству культуры.

Недостатки интеллигенции, по мнению философа, - результат неудачных попыток рационалистически решить проблемы свободы, личности, смысла истории. Рационализм как состояние духа связан с внутренней раздвоенностью, болезненной рефлексией, ослаблением воли. В «Философии свободы», развивая тему интеллигенции, H.A. Бердяев утверждает, что «гносеологический гамлетизм» (позитивизм, неокантианство) должен быть заменен «гносеологическим дон-кихотизмом» (религиозное мировоззрение), который поможет преодолеть внутренний разлад.

«Только сознание виновности нашей умопостигаемой воли может привести нас к новой жизни. Мы освободимся от внешнего гнета тогда, когда перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции.» - писал мыслитель [1, с.25]

A.B. Пешехонов, критикуя статью H.A. Бердяева писал, что «радикальная реформа» сознания интеллигенции, предложенная им: единство истины и справедливости заимствована у Н.К. Михайловского. [5, с. 109] Однако при сходстве идей обоих мыслителей имеются и существенные отличия. Идеал, способный гармонизировать личность, в трактовке религиозного философа, должен бьпъ не толы© единством истины и справедливости (Михайловский), но и включать все многообразие опыта: эстетическое чувство, мистическую интуицию.

Литература

1. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // «Вехи» - Свердловск, 1991.

2. Егорышева И.В., Отвагин И.В., Остапенко В.М., Коноллева Е.Л. «Мне так хотелось пойти в народ...» (врач Д.Н. Жбанков). - Смоленск, 2014.

3. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России. Сб. статей. - СПб., 1910.

4. Петрова М.Г.Ю Хорос В.Г. Диалог о Михайловском // Михайловский Н.К. Литературная критика и воспоминания. - М.. 1995.

5. Пешехонов В.А. Новый поход против интеллигенции // Русское богатство - 1909.- № 4,-Отд.2.

6. Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Вопросы философии. - 1996. - № 9.

7. Чернов В.М. Н.К. Михайловский как этический мыслитель // Заветы.-1914. - №5 - Отд. 2.

ОПЫТ БОРЬБЫ С ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТЬЮ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Мицюк H.A.,

Смоленский государственный медицинский университет,

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме педиатрии XIX века - борьбе с детской смертностью. Впервые в истории отечественной медицины общественно-политические и научные круги стали уделять особое внимание решению этой проблемы. В статье представлен анализ мер по борьбе с детской смертностью: практическое воплощение мер по охране детского здоровья в элитных учебных заведениях, разработка проектов по борьбе с детской смертностью в народной среде, меры по сохранению жизни брошенных детей, борьба с абортами.

Ключевые слова: детская смертность, здоровье, учебные заведения, педиатрия, гигиена, санитария, аборт, преступление, приют, грудное вскармливание, воспитательный дом, оспа.

FIGHTING CHILD MORTALITY IN THE FIRST HALF OF 19 CENTURY.

Mitsyuk N.A.,