Научная статья на тему 'Дихотомия «Народ - интеллигенция» в радикальной мысли России середины XIX - начала XX вв. (к проблеме истоков русской смуты начала ХХ В. )'

Дихотомия «Народ - интеллигенция» в радикальной мысли России середины XIX - начала XX вв. (к проблеме истоков русской смуты начала ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
282
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ СЕРЕДИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВВ / НАРОДНИКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РАСКОЛ НАРОДА И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / "МНЕНИЯ НАРОДНЫЕ" / "ИНТЕРЕСЫ НАРОДА" / "ЛЮДИ ЧЕСТИ" / "КАЮЩИЕСЯ ДВОРЯНЕ" / РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ / РАДИКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВВ / Г.Н. МОКШИН / Н.К. МИХАЙЛОВСКИЙ / А.В. ПЕШЕХОНОВ / В.М. ЧЕРНОВ / THE RUSSIAN INTELLIGENTSIA OF THE MID XIX EARLY XX CENTURIES / POPULISTS / SOCIO-CULTURAL SCHISM OF PEOPLE AND INTELLIGENTSIA / "THE POPULAR OPINION" / "INTERESTS OF THE PEOPLE" / "MEN OF HONOR" / "REPENTANT GENTRY" / REVOLUTION OF 1905-1907 / RADICAL THOUGHT IN RUSSIA OF THE MID XIX -EARLY XX CENTURIES / G.N. MOKSHIN / N.K. MIKHAILOVSKY / A.V. PESHEKHONOV / V.M. CHERNOV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Блохин Владимир Владимирович, Лобанова Елена Николаевна

Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа является базовой для понимания социально-политического развития России в пореформенную эпоху, продолжает оставаться актуальной и для начала ХХ в. Глубинный социокультурный раскол интеллигенции и народа был вызван самим характером генезиса интеллигенции, верхушечной модернизацией России, при которой европеизация и усвоение европейского культурного наследия произошли в «верхних этажах» российской культуры. Для того, чтобы поднять народ на революцию и втянуть его в политическую жизнь с целью свержения самодержавия, интеллигенция использовала различные стратегии: либо призывала идти за собой, вела народ; другой путь был ориентирован на следование «народным мнениям». В ходе революции 1905-1907 гг. социокультурный раскол интеллигенции был не разрешен, а, напротив, воспроизведен. В новых условиях революции А.В. Пешехонов развил теорию интеллигенции Н.К. Михайловского. Тормозом революционного процесса, по его мнению, является обезличенная толпа. Тема «охлоса и демократии» звучала в публицистике В.М. Чернова. По его убеждению, деструктивность охлоса в революции 1917 г. была вызвана отсутствием «культурной работы капитализма», при которой не удалось еще выработать свободной творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dichotomy of the «people - intellectuals» in the Russian radical thought of the mid XIX - early XX centuries. (On the problem of the origins of Russian riot (Smuta) in the early XX century)

The problem of relations between the intelligentsia and the people is the basis for understanding the socio-political development of Russia in the post-reform era and it remained relevant in the early XX century. The deep socio-cultural division of the intelligentsia and the people was caused by the very nature of the genesis of the intelligentsia, the apical modernization of Russia, in which the absorption of Europeanization and European cultural heritage took place in the «upper floors» of the Russian culture. In order to lead the people to revolution and to draw them into political life with the aim of overthrowing the autocracy, the intelligentsia used a variety of strategies: either called to follow them, led the people; the other way was focused on adherence to the «people's opinions». During the revolution of 1905-1907 socio-cultural division of the intelligentsia was not solved, but on the contrary, was replayed. Under the new conditions of the revolution A.V. Peshekhonov developed the theory of the intelligentsia of N.K. Mikhailovsky. The obstacle of the revolutionary process, according to him, is the impersonal crowd. «Ohlos and democracy» theme sounded in journalism of V.M. Chernov. In his opinion, the destructiveness ohlos in the revolution of 1917 was caused by the lack of «cultural work of capitalism», in which a freer creative personality failed to emerge.

Текст научной работы на тему «Дихотомия «Народ - интеллигенция» в радикальной мысли России середины XIX - начала XX вв. (к проблеме истоков русской смуты начала ХХ В. )»

о. 25. Тарасов И.Т. Полиция в эпоху реформ. М., 1885.

Р 26. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. 1848-1896. Воспоминания. М., 1991.

го 27. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Московский университет. М., 1929.

^ 28. Шелгунов Н.В. Из прошлого и настоящего // «Штурманы будущей н бури». Воспоминания участников революционного движения 1860-х годов & в Петербурге / Сост. А.Н. Цамутали. Л., 1983. С. 35-98.

^ 29. Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П. Воспоминания в 2-х т. Т. 1. М., 1967.

0 30. Шестидесятые годы. М., 1933. С. 283-284.

В.В. Блохин, Е.Н. Лобанова

Дихотомия «народ - интеллигенция» в радикальной мысли России середины XIX - начала XX вв. (К проблеме истоков русской смуты начала ХХ в.)

Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа является базовой для понимания социально-политического развития России в пореформенную эпоху, продолжает оставаться актуальной и для начала ХХ в. Глубинный социокультурный раскол интеллигенции и народа был вызван самим характером генезиса интеллигенции, верхушечной модернизацией России, при которой европеизация и усвоение европейского культурного наследия произошли в «верхних этажах» российской культуры. Для того, чтобы поднять народ на революцию и втянуть его в политическую жизнь с целью свержения самодержавия, интеллигенция использовала различные стратегии: либо призывала идти за собой, вела народ; другой путь был ориентирован на следование «народным мнениям».

В ходе революции 1905-1907 гг. социокультурный раскол интеллигенции был не разрешен, а, напротив, воспроизведен. В новых условиях революции А.В. Пешехонов развил теорию интеллигенции Н.К. Михайловского. Тормозом революционного процесса, по его мнению, является обезличенная толпа. Тема «охлоса и демократии» звучала в публицистике В.М. Чернова. По его

О 3 ^

убеждению, деструктивность охлоса в революции 1917 г. была

ствием «культурной работы капитализма», при которой не удалось еще выра- ^ §

ботать свободной творческой личности.

Ключевые слова: русская интеллигенция середины XIX - начала XX вв., § ^

я £

народники, социокультурный раскол народа и интеллигенции, «мнения народ- ^ ^ ные», «интересы народа», «люди чести», «кающиеся дворяне», революция ^ 1905-1907 гг., радикальная мысль России середины XIX - начала XX вв., Г.Н. Мок- о шин, Н.К. Михайловский, А.В. Пешехонов, В.М. Чернов.

Столетний юбилей революции 1917 г. актуализирует вопрос о ее истоках. Анализ социально-политических и экономических проблем России начала ХХ в. едва ли в полной мере способен ответить на вопрос о генезисе русской смуты. Очевидно, нет сомнений в том, что масштабные исторические процессы и события имеют под собой духовную, идейно-культурную природу. «Сила идей», несмотря на свою внешне абстрактную форму, затрагивает глубинные фундаментальные миры человеческого бытия, воздействуют на формирование социальной мотивации, побуждая личность или толпу к активному действию, или, напротив, парализует волю, порождая пассивность и смирение перед фактами жизни. В этом контексте представляется актуальным обратиться к рассмотрению социального сознания интеллигенции как основного участника российской исторической драмы начала ХХ в.

Ближайшее рассмотрение особенностей социального сознания интеллигенции показывает основательную изученность темы. Достаточно вспомнить пророческие строчки авторов «Вех» и историософские прозрения «Серебряного века». Устойчивый интерес к указанному явлению проявляется в современном интеллигентоведении [7]. Интеллигенция стала предметом глубокого осмысления в значительных работах Г.Н. Мокшина [3; 4]. Он справедливо отметил, что «проблема взаимоотношений интеллектуальной элиты (интеллигенции) и остального населения страны (народа) - это, конечно, не чисто русская проблема. Но именно в пореформенной России она приобрела особую остроту» [3, с. 114]. Однако такой важный концепт интеллигентского самосознания, как ее отношения с народом, был рассмотрен лишь применительно ко второй половине XIX в., а сама эта тема явственно звучала в публицистике последователей народничества - А.В. Пешехонова и В.М. Чернова. Природу интеллигенции нельзя понять вне дихотомии «народ -интеллигенция». Эта дихотомия является базовой для понимания всего общественно-политического развития России середины XIX - начала XX вв., поскольку соотношение указанных социальных сил определяло как характер движущих сил революции, так и содержание программ

о. политических партий в начале ХХ в. В этой связи, представляется раз-5 умным соотнести эволюцию указанного концепта с процессами модернизации страны, с конкретной практикой политической жизни России пореформенной эпохи и начала ХХ в., выявить факторы, влиявшие ¡2 на формирование политической практики интеллигенции. ^ В социальном сознании и мироощущении интеллигенции, на наш

^ взгляд, можно выделить, по меньшей мере, две большие эпохи. Первая -1860-1870-е гг. - характеризовалась появлением самой интеллигенции, ее идейным становлением, когда в полной мере проявилась почти религиозная вера в историческое творчество интеллигенции. Вторая эпоха - 1880-1890-е гг. - это время «переоценки ценностей», напряженных исканий, отмеченное ощутимым потрясением ее радикального духа после убийства царя-освободителя 1 марта 1881 г.

Появление на исторической арене интеллигенции в 1860-е гг. было в значительной степени обусловлено начавшимся процессом модернизации страны. С этой точки зрения, интеллигенция - явление маргинальное, ее генезис был обусловлен распадом традиционных социальных связей и групп.

Земская реформа 1864 г. подорвала сословную структуру российского общества, сформировав межсословные органы власти - земские управы. «Разночинец пришел!» - констатировало общественное сознание появление нового социального типа. Социальная установка интеллигенции с момента ее появления, очевидно, имела оппозиционный характер. По нашему убеждению, это обстоятельство вызвано рядом факторов. Во-первых, самой социальной природой интеллигенции, которую в своих статьях выразил Н.К. Михайловский. Социальный облик интеллигенции он описал такими этическими категориями, как «люди чести» и «кающиеся дворяне», отразившими социокультурную соотносительность интеллигенции и народа, сложившуюся между ними напряженную антиномичную связь.

Дихотомия «интеллигенция - народ», на наш взгляд, объясняется характером российской модернизации, при которой европеизация базовых институтов (судебной системы, образования, органов управления, культурной системы), в первую очередь, касалась «верхних этажей» общества, образованного класса. «Университет» становится центром новой социальной коммуникации. Неслучайно же «новые люди», «люди будущего» Н.Г. Чернышевского, «мыслящий пролетариат» Д.И. Писарева, «критически-мыслящие личности» П.Л. Лаврова - это представители только что родившегося интеллектуального класса, «социальное время» которого исторически сжато и не опирается на традицию. Асинхронность социального бытия интеллигенции и исторически

■о -£ ^

сложившихся массивов народной культуры и проявлялась в социокуль- ¡2 5 ^ турнои несовместимости, в расколе, в непонимании друг друга. Эта ^ 2 г-с культурная пропасть народа и интеллигенции емко выражена в знаме- 'о з ° нитом образе, переданном идеологом народничества и ярким демокра- § ^

О

тическим публицистом Н.К. Михайловским. ^ ^

В хрестоматийных строках известного публицистического цикла

«Записки профанам» середины 1870-х гг. он отмечал: «У меня на столе о стоит бюст Белинского, который мне очень дорог, вот шкаф с книгами, за которыми я провел много ночей. Если в мою комнату вломится русская жизнь со всеми ее бытовыми особенностями, и разобьет бюст Белинского, и сожжет мои книги, я не покорюсь и людям деревни; я буду драться, если у меня, разумеется, не будут связаны руки. И если бы даже меня осенил дух величайшей кротости и самоотвержения, я все-таки сказал бы: прости им, Боже истинный и справедливый, они не знают, что творят» [1, с. 692]. Исторический опыт, грядущие исторические события показали в полной мере основательность такого предостережения.

Неудача «хождения в народ» в 1874 г. для интеллигенции объяснялась пассивностью и косностью народной массы, ее недоверием к «друзьям народа». В глазах крестьянства интеллигенция выступала в качестве чуждой и непонятной силы, ответственной за убийство царя 1 марта 1881 г.

Осознание глубокой культурной пропасти побуждало представителей образованного класса искать пути и методы для преодоления раскола. В жизни российской интеллигенции можно найти несколько стратегий. В основе первой лежала мысль об идейно-политическом лидерстве интеллигенции и подкреплялась теорией Михайловского «об интересах и мнениях народных». Идеолог народничества обосновывал идейное водительство интеллигенции по отношению к народной массе. Он полагал, что она как интеллектуальная сила, некий «град на холме», вооруженная знанием, способна выработать единственно-верный и научно-обоснованный рецепт реконструкции России, понять, - опять же на научной основе и по причине монополии на образованность, - «истинные интересы» народа и повести его за собой в революцию, просвещая и направляя. При этом Михайловский, разрабатывая социально-психологическую теорию «героев и толпы», весьма аргументированно доказывал, что народ, лишенный плодов культуры и образования и загнанный в нищету, представляет собой бессвязную толпу. По его мнению, она податлива на искусные манипуляции и бессознательные действия.

Отметим, что реминисценцией этой идеи «водительства» станет ленинская теория о необходимости «внесения» научной революционной

о. теории в рабочую среду, которая, по определению, неспособна под-5 няться выше тред-юнионистского сознания. Перекличка идей здесь очевидна лишь с одним различием: слово «народное» В.И. Ленин заменил на «пролетарское». В контексте предлагаемой статьи не рассматривает-¡2 ся весь комплекс проблем взаимоотношений между народом и интел-^ лигенции по причине масштабности темы. В этой связи, уместно лишь

си

^ отметить, что народ как категория науки трактовался исключительно абстрактно, как сумма социальных единиц, как социологическая абстракция. Причем, отечественные радикалы - народники - не ставили даже вопроса о роли религиозного фактора народного сознания, поскольку с их, просвещенно-европейской, точки зрения религия являлась досадным проявлением невежества и отсталости. Не в этом ли непонимании духовного облика была заложена основа не только недоверия и отчужденности «кающихся дворян» и народа, но и будущих социальных экспериментов в ХХ в., когда коммунистическое государство в 1920-1930-е гг. решительно подняло знамя борьбы с «реакционной мелкобуржуазной стихией» крестьянства?

Вторая стратегия - путь, по которому шли «правые народники» (И.И. Каблиц (Юзов), Я.В. Абрамов) - состоял в том, что «народные мнения» имеют самостоятельную ценность, а интеллигенция, культурно оторванная от народа, способна увести его от решения практических потребностей. «Правые народники», в отличие от Михайловского, не звали народ на баррикады, а предлагали ему кропотливую культурную и созидательную работу и помощь. Такой взгляд нацеливал на мирное, реформистское, эволюционное развитие страны.

Этой стратегии был близок и третий взгляд, согласно которому глубокой культурной пропасти между народом и интеллигенцией нет. С этой позицией выступал в 1860-е гг. Н.Г. Чернышевский. К позициям правых народников, по сути, примыкали и представители земского либерализма. Эта стратегия выразилась в плодотворной деятельности земств, культурном строительстве и т.д.

Существование культурного раскола между интеллигенцией и народом в значительной степени объяснимо идейным обликом интеллигенции, которая, по образному выражению М.А. Волошина, из-за границы «выкрадывала гегелей да марксов», чтобы религиозно увлечься ими, «взгромоздив на варварский олимп», а затем с такой же легкостью отказаться от почитаемых кумиров. Рецепция западных идей российской интеллигенцией, очевидно, представляет собой серьезную научную проблему. С одной стороны, очевидно, отечественная общественная мысль находилась в постоянном взаимодействии с западной наукой, идейно «питалась» достижениями Запада, пытаясь найти ответы

на «русские вопросы». Так, социология О. Конта приобрела горячих

О" ^

т ^ о:

к и 2 и з

приверженцев в лице Чернышевского, Лаврова, Писарева, Михайловско- ^ § ^ го, потому что контизм, декларировавший необходимость открытия зако- 'о з ° нов развития общества, давал интеллигенции средство, метод не только § ^

о

прогнозирования истории, но и ее изменения в желаемом направлении. ^ ^ Весьма характерна сциентистская установка Чернышевского, который ^ писал о том, что ни одно общественное преобразование неосуществи- о мо без «санкции» научного разума. Исследование определенного класса общественных явлений должно предшествовать всякому реформаторскому начинанию. Исходной общественной установкой интеллигенции был эвдемонистический взгляд на мир, который основывался на безусловной вере в возможности научного познания разрешить проблему общественного блага «здесь и сейчас», тем самым - достичь идеала социального счастья. В этой связи объяснимо формирование особой школы социологии в России - «этико-социологической школы», которую П.А. Сорокин справедливо назвал «социологией счастья».

Н.Д. Кондратьев тонко подметил, что в рамках такого подхода мир интересует ученого не с точки зрения «сущего», как он есть на самом деле, а с точки зрения «должного», т.е. желаемого идеала. «Ученый, -аргументировал Кондратьев, - пытающийся обосновать нормы морали и, тем самым, "суждения ценности", по существу, хочет создать научную мораль, научную религию, научное искусство и т.д.» [1, с. 258]. Так интеллигентский идеал «отрывался» от жизни, подчиняясь рациональной утопии. В результате возникала ситуация столкновения идеала и действительности, конфликта, основанного на антиномичном единстве и взаимодействии двух субкультур - интеллигентской и народной. С одной стороны, эти субкультуры взаимно «отталкивались», противостояли друг другу, а с другой - не могли существовать друг без друга. Интеллигенция не могла осуществить свой политический идеал, не опираясь на народ.

Тем не менее, существовавший в середине XIX в. социокультурный раскол не был преодолен и к началу ХХ в. Это состояние раскола интеллигенции особенно ярко отразилось в творчестве Пешехонова, автора многочисленных статей об интеллигенции и весьма заметного сотрудника оппозиционного журнала «Русское богатство». В начале 1900-х гг. он активно развивал и детализировал концепцию Михайловского об интеллигенции, применив ее к новым условиям начала революции 1905-1907 гг. Он не без оснований доказывал, что интеллигенция составляет особую внеклассовую группу, служащую идеалам всестороннего развития личности. Пешехонов считал, что такие качества ее самосознания, как «ум» и «чувство», могут стать основой для

о. сближения с народом, исполнения ее «долга» перед ним. По убеждению 5 Пешехонова, «долг интеллигенции» является не субъективным стремлением людей умственного труда, а «объективной обязанностью», отражает направленность закона причинности в неживой природе. В отличие ¡2 от Лаврова и Михайловского, считавших «долг интеллигенции» перед ^ народом этической категорией, Пешехонов находил элементы «должно-^ го» даже в неживой природе. «Любопытно, что даже в нашем сознании мы допускаем элементы "долга" ... Ретроспективная работа сознания вскрывает причины сущего, в проспекте же мысль предвидит результаты должного. Причинность и целесообразность в этом случае лежат на одной линии, только в разных направлениях», - писал Пешехонов [6, с. 92]. Так один из идеологов будущей Народно-трудовой социалистической партии (партии энесов) обосновал социально-политическую миссию интеллигенции, ее политический активизм. При характеристике категории «долга» следует отметить, что сама она является связующей между народом и интеллигенцией. Сам факт ее существования лишь доказывает, насколько далека интеллигенция была от народа.

В 1902-1903 гг. Пешехонов активно сотрудничал с эсерами, писал статьи для газеты «Революционная Россия», развивал идеи народовольцев 1870-х гг. Осмысливая начавшуюся революцию в России, он предложил оригинальную социологическую трактовку ее причин. По его мнению, революция возникла от конфликта бюрократии, тормозящей развитие страны, и общественности. В марте 1905 г. он констатировал: «В жизни. все время происходила упорная. борьба двух радикально противоположных начал - властного усмотрения и свободного самоопределения» [5, с. 22]. По его убеждению, развитие бюрократии всегда сопровождалось «неуклонным расцветом общественности» [Там же, с. 25]. Однако развитие общественности происходит неравномерно, поскольку интенсивнее всего этот процесс идет в «верхних этажах», т.е. среди интеллигенции, где «никогда не угасала идейная жизнь» [Там же]. Вызревание «общественности» внизу, среди народа, идет медленнее. «На нижних этажах» общественности процветает каторжный труд, «редко вспыхивал факел сознательного протеста» [Там же], а сношения с верхом слабо развиты и отсутствует критическая мысль. Тем не менее, и в народных низах нарастает чувство протеста, объединяющее народ. Пешехонов ощущал, что начавшаяся революция 1905 г. - это одновременное осознание народом, как своих бед, так и сил. «.Ведь это канун рождения русской демократии. Роды, в сущности уже начались и какие трудные роды!» [Там же].

Пешехонов полагал, что тормозом формирования общественности является «полицейский социализм» [5, с. 54], стремление бюрократии

О" 2

поставить под контроль свободную личность. В этом случае народ ¡2 5 & может стать «бессвязной толпой», ею легко можно манипулировать, ^ 2 г-с указывая, «кто внутренний враг и где внешний» [5, с. 54]. Наиболее 'о з ° ярким представителем бюрократического режима он считал министра § ^

О

внутренних дел В.К. Плеве. По убеждению публициста, такие «бес- ^ е^ связные толпы» [Там же] опасны не только для общественности, но ^ и для государства. Вышедшая из-под контроля деструктивная народная о стихия способна на разрушительные действия. Характеризуя погромы в Баку и Курске, Пешехонов в статье «Народ и интеллигенция» (апрель 1905 г.) писал, что погромщики - «это старый враг, лишь спрятавшийся за спину хулигана» [Там же]. Показательно, что позицию Пешехонова разделял и другой последователь Михайловского, также сотрудничавший в «Русском богатстве», В.М. Чернов, разглядевший в народном движении 1905-1907 гг. элементы деструктивных сил, «мстительно-погромную и самосудную стихию» [8, с. 658].

В оценках Пешехоновым и Черновым народа как потенциальной толпы, очевидно, сказывается концепция Михайловского, боявшегося разбуженной народной стихии. Но в отличие от него, Пешехонов верил в созидательные силы народа, поскольку полагал, что бюрократия не всесильна, а сопротивление ей вызвано «упругостью человеческой личности» [5, с. 54]. Это обстоятельство, видимо, повлияло на программу энесов, осуждавших погромы и стремившихся к подлинному воспитанию народных масс.

Между тем, дальнейшие революционные события и октябрьский переворот 1917 г. в полной мере обнажили глубочайшую пропасть между интеллигенцией и народом. Чернов в работе «Война и революция» (очерк «Охлос и демос») с сожалением констатировал: «Что такое народ? Народ есть совокупность трудящихся классов. Таков был один из элементарнейших пунктов старого народнического катехизиса. Но народ - "демос". А народ - "охлос"? О, этот вид "народа" гораздо пестрее...» [8, с. 648].

Размышляя над феноменом «народа-охлоса», Чернов отмечал такую его важную черту, как склонность к погромам. «Погромные настроения - основная черта "охлоса", вместе с его легковерием в другую сторону, т.е. восприимчивую ко всякому натравливанию. Хорошо вспаханной психологической почвой для этого является органическая отчужденность и недоверчивое отношение к интеллигенции. Охлос и интеллигенция - два противоположных полюса. Если народ, демос тянется к интеллигенции и ценит ее, то чернь, охлос, ей завидует, ей недоброжелательствует, и одновременно - обычное душевное противоречие - ее глубоко презирает за "чистоплюйство". Черты душевной

о. утонченности, неразлучные с интеллигенцией, внутренне противны 5 охлосу: он их психологически не переваривает. Примитивизм и глубокая стихийность - вот его интимнейшая сердцевина. Это - две силы непримиримые» [8, с. 651]. р Статья Чернова была написана в период разгона Учредительного

^ собрания, апогея революционного кризиса, поднявшего на поверхность ^ общественного движения массивные маргинальные слои. Размышляя о природе «охлоса», народа, ставшего толпой, Чернов волей-неволей задается вопросом о судьбах русского социализма - «Готова ли Россия к социализму?». Его оценка перспектив социализма в России реалистична. Анализируя соотношение позитивных и отрицательных сторон капитализма, он заключает: «Превалирование в капитализме разрушительных сторон над созидательными означает перевес в классах эксплуатируемых стихийной ненависти и жажды мести над рассчитанным стремлением к реорганизации строя.» [Там же, с. 658].

Распыленность, аморфность массы, «невыработанность моральной рабочей личности» [Там же] культурными учреждениями капитализма, война - все это, по его мнению, усложняет задачу движения к социализму. Но логично задаться вопросом, насколько исторически обоснованной была вера российской интеллигенции в то, что революцию можно совершить «в белых перчатках» и насколько было глубоко знание интеллигенцией самой народной жизни? Трезвый и реалистичный ответ на эти вопросы является объяснением как возможностей прогрессивного развития, так и исторических драм.

Рассмотрение проблемы взаимоотношений интеллигенции и народа в качестве смыслообразующей конструкции общественного движения позволяет констатировать, что социокультурный раскол между ними неуклонно воспроизводился на протяжении всей пореформенной истории страны и не был устранен революцией в начале ХХ в. В пореформенной России взаимодействовали между собой две несхожие субкультуры - культуры интеллигенции и народа. Культурная пропасть между ними образовалась под влиянием особенностей рецепции европейского культурного наследия. Восприняв наследие западной науки, радикальная интеллигенция смотрела на российскую жизнь с точки зрения «должного», а не «сущего». Ее не интересовала жизнь в реальных измерениях, ее интерес диктовался необходимостью воплощения в жизнь своего политического идеала, подчас оторванного от действительности. Не отсюда ли проистекал интеллигентский утопизм и следование рациональным догмам?

Революция 1905-1907 гг. не «сняла» исторического отчуждения, она его усилила. Народная стихия (чувство) вступило в противоречие

О" 2 ""

с интеллигенцией (умом). Теория Михайловского о «уме и чувстве» как ¡2 5 ^ факторах идейного руководства народом оказалась несостоятельной, г-с

не подтвердилась опытом. Интеллигенция, звавшая народ на баррика- оз ° ды, не смогла воспитать творческую, свободную и ответственную лич- § ^

О

ность. Осознание этого обстоятельства стало серьезным препятствием ^ е^ к социально-политической модернизации страны. ^

О

Библиографический список

1. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991.

2. Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Т. 3. СПб., 1893.

3. Мокшин Г.Н. «Интеллигенция и народ» в идеологии русского легального народничества. (Общая постановка проблемы) // Страницы истории и историографии Отечества: Сб. научных тр. Воронеж, 2001. С. 114-128.

4. Мокшин Г.Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX - начале XX вв. Воронеж, 2010.

5. Пешехонов А.В. На очередные темы. Материалы для характеристики общественных отношений в России: Сб. ст. СПб., 1904-1906.

6. Пешехонов А.В. К вопросу об интеллигенции. СПб., 1906.

7. Россия / Russia. Новая серия под ред. Н.Г. Охотина. Вып. 2 [10]: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: История и типология. М., 1999.

8. Чернов В.М. Избранное. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.