Научная статья на тему 'Опыт борьбы с детской смертностью в первой половине XIX века'

Опыт борьбы с детской смертностью в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПЕДИАТРИЯ / ГИГИЕНА / САНИТАРИЯ / АБОРТ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРИЮТ / ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ / ОСПА / CHILDREN S DEATH RATE / HEALTH / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PEDIATRICS / HYGIENE / SANITARY / ABORTION / CRIME / SHELTER / CHEST FEEDING / THE EDUCATIONAL HOUSE / SMALLPOX

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мицюк Н.А.

Статья посвящена актуальной проблеме педиатрии XIX века борьбе с детской смертностью. Впервые в истории отечественной медицины общественно-политические и научные круги стали уделять особое внимание решению этой проблемы. В статье представлен анализ мер по борьбе с детской смертностью: практическое воплощение мер по охране детского здоровья в элитных учебных заведениях, разработка проектов по борьбе с детской смертностью в народной среде, меры по сохранению жизни брошенных детей, борьба с абортами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTING CHILD MORTALITY IN THE FIRST HALF OF 19 CENTURY

Article is devoted an actual, problem ofpediatrics of a XIX century> struggle against children s death rate. For the first time in the history, domestic medicine political and scientific circles began to give particular attention to the decision of this problem. In article, the analysis of measures on struggle against children s death rate is presented: a practical embodiment of measures on protection of children s health in elite educational institutions, working out of projects on struggle against children s death rate in the national environment, measures on preservation of life of thrown children, struggle against abortions.

Текст научной работы на тему «Опыт борьбы с детской смертностью в первой половине XIX века»

ного морализма, ложного человеколюбия и на-родолюбия. «Ложное направление воли» обусловливает аскетизм интеллигенции, утилитарное отношение к науке, философии, творчеству культуры.

Недостатки интеллигенции, по мнению философа, - результат неудачных попыток рационалистически решить проблемы свободы, личности, смысла истории. Рационализм как состояние духа связан с внутренней раздвоенностью, болезненной рефлексией, ослаблением воли. В «Философии свободы», развивая тему интеллигенции, H.A. Бердяев утверждает, что «гносеологический гамлетизм» (позитивизм, неокантианство) должен быть заменен «гносеологическим дон-кихотизмом» (религиозное мировоззрение), который поможет преодолеть внутренний разлад.

«Только сознание виновности нашей умопостигаемой воли может привести нас к новой жизни. Мы освободимся от внешнего гнета тогда, когда перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции.» - писал мыслитель [1, с.25]

A.B. Пешехонов, критикуя статью H.A. Бердяева писал, что «радикальная реформа» сознания интеллигенции, предложенная им: единство истины и справедливости заимствована у Н.К. Михайловского. [5, с.109] Однако при сходстве идей обоих мыслителей имеются и существенные отличия. Идеал, способный гармонизировать личность, в трактовке религиозного философа, должен бьпъ не толы© единством истины и справедливости (Михайловский), но и включать все многообразие опыта: эстетическое чувство, мистическую интуицию.

Литература

1. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // «Вехи» - Свердловск, 1991.

2. Егорышева И.В., Отвагин И.В., Остапенко В.М., Коноллева Е.Л. «Мне так хотелось пойти в народ...» (врач Д.Н. Жбанков). - Смоленск, 2014.

3. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России. Сб. статей. - СПб., 1910.

4. Петрова М.Г.Ю Хорос В.Г. Диалог о Михайловском // Михайловский Н.К. Литературная критика и воспоминания. - М.. 1995.

5. Пешехонов В.А. Новый поход против интеллигенции // Русское богатство - 1909.- № 4,-Отд.2.

6. Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Вопросы философии. - 1996. - № 9.

7. Чернов В.М. Н.К. Михайловский как этический мыслитель // Заветы.-1914. - №5 - Отд. 2.

ОПЫТ БОРЬБЫ С ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТЬЮ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Мицюк H.A.,

Смоленский государственный медицинский университет,

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме педиатрии XIX века - борьбе с детской смертностью. Впервые в истории отечественной медицины общественно-политические и научные круги стали уделять особое внимание решению этой проблемы. В статье представлен анализ мер по борьбе с детской смертностью: практическое воплощение мер по охране детского здоровья в элитных учебных заведениях, разработка проектов по борьбе с детской смертностью в народной среде, меры по сохранению жизни брошенных детей, борьба с абортами.

Ключевые слова: детская смертность, здоровье, учебные заведения, педиатрия, гигиена, санитария, аборт, преступление, приют, грудное вскармливание, воспитательный дом, оспа.

FIGHTING CHILD MORTALITY IN THE FIRST HALF OF 19 CENTURY.

Mitsyuk N.A.,

Smolensk State Medical University,

Abstract Article is devoted an actual problem of pediatrics of a XIX century - struggle against children s death rale. For the first time in the history, domestic medicine political and scientific circles began to give particular attention to the decision of this problem. In article, the analysis of measures on struggle against children s death rate is presented; a practical embodiment of measures on protection of children s health in elite educational institutions, working out of projects on struggle against children s death rate in the national environment, measures on preservation of life of thrown children, struggle against abortions.

Key words: children s death rate, health, educational institutions, pediatrics, hygiene, sanitary, abortion, crime, shelter, chest feeding, the educational house, smallpox.

В первой половине XIX в. детская смертность в России была велика как в народной среде, так и в вреде аристократической. Г. Аттен-гофер указывал, что в первой четверти XIX в. в Петербурге более 2/3 родившихся умирали до пятого года жизни [4, с.208-209]. Ф.Ф. Эрисман, исследуя рождаемость в Новгородской губернии. приводил другие цифры: за 1836-1855 1т. в среднем на первом году жизни умирало 73% младенцев [20, с.95]. В связи с этим с впервые в истории отечественной медицины общественно-политические и научные круги стали уделять особое внимание вопросам охраны детского здоровья. Данная проблема в настоящем привлекает внимание преимущественно медицинские круги [8, 4, 18], реже историков [22, 23]. Основная цель представленной работы состоит в том, чтобы, основываясь, как на статистических данных, так и на нормативно-правовых, научных и публицистических работах дореволюционной России с позиции историко-системного подхода проанализировать комплекс мер но борьбе с детской смертностью в первой половине XIX в.

Борьба с детской смертностью в элитных учебных заведениях.

Ввиду высокой детской заболеваемости и смертности вопросам охраны здоровья детей в учебных заведениях впервые стали уделять пристальное внимание. Например, проблема высокой смертности воспитанниц Смольного института стояла на личном контроле императрицы Марии Федоровны. Она требовала подробных отчетов о всех случаях смертельных заболеваний, а также проводить вскрытия умерших, главная цель которых состояла в выявлении причин смерти и последующей борьбе с ними. В начале XIX в. в отчетах врачей о причинах гибели детей значились такие объяснения: «многие дети поступают очень слабыми», «умерла вследствие тоски по дому» или совсем анекдотические объ-

яснения: «эта воспитанница танцевала, а потом выпила несколько стаканов воды» [5, с.140, 145J, что свидетельствовало о низком уровне развития педиатрии. Спасение тяжело больных детей видели более в молитвах, чем в лечении. Сама императрица о больных Екатерининского института в начале века писала: «Будем молиться Богу, он умилостивит нас» [5, с. 141 ]. Тот факт, что императрица посылала личного врача лейб-медика A.A. Крейтона к больным детям Екатерининского института, говорило о беспомощности местных врачей. Средства лечения детей были примитивны. В Инстигуте благородных девиц таковыми являлись: ванны из водки, молока, окуривание табаком. Широко были распространены средства народной медицины. Средство лечения от коклюша, присланное самой императрицей, предполагало: «мелко нарубить чеснок, нотолочь в ступе, смешать с маслом, массу вложить на холст и прикладывать на сутки между плеч и на стопы» [5, с. 141]. Понятие-психических заболеваний отсутствовало. Императрица в переписке с начальницей Смольного института указывала на недопущение «болезни нервов» - «болезни, которая не допускается ни в одном из здешних институтов», добавляя «эта болезнь неизвестна и нетерпима» [5, с. 144]. В середине XIX в. в Петербурге была введена должность инспектора учреждений императрицы по медицинской части. Лейб-медик Маркус к основным причинам заболеваний воспитанниц относил: малоподвижный образ жизни, «оскуднение крови и плохое питание». Маркус рекомендовал отпускать воспитанниц на летние каникулы домой, для укрепления здоровья. Основное средство борьбы с детской смертностью в первой половине XIX в. - профилактика и гигиена. Представления о здоровом образе жизни воспитанников включали: здоровая пища, воздух, движения. К профилактическим мерам также относились: не

допускать большого числа детей в помещениях, прогулки, «активные движения» в комнатах и на улице. Дабы ограничить поступление детей со слабым здоровьем в элитные учебные заведения, будущие ученики должны были представить свидетельство доктора об отсутствии серьезных заболеваний, а также о «здоровом телосложении», «привитии оспы», «отсутствии увечий», «одержимости прилипчивой или хронической болезнью» [19, с.36; 12, с.15, 33, 59, 77;]. Слабость здоровья была основанием для исключения ребенка из учебно-воспитательного учреждения. К середине XIX в. все высшие учебные заведения, а также гимназии, согласно уставам, должны были содержать лазарет для больных. За каждым учебным заведением закреплялся врач, в практику вошли регулярные медицинские осмотры. Уставы средних и высших должны были содержать нормы по сохранению здоровья воспитанников. Пристальное внимание стало уделяться рациону питания воспитанников.. Врачам вменялось в обязанность составлять заключения о рационе питания, в случае вынесения ими отрицательного вердикта, вопрос передавался на рассмотрение медицинского совета министерства внутренних дел [6, с.85]. В середине XIX в. появляются проекты по включению минимальных медицинских знаний в учебную программу высших учебных заведений. Так известный писатель, князь К.Одоевский изложил подробную программу для воспитанниц Мариинских учебных заведений. Среди прочих предметов он указал на важность преподавания «маленькой хирургии» или «домашней гигиены», науки о сохранении детского здоровья. Важным делом считал открытие гигиенического класса [6, с. 112]. Хотя известны данные, что уже в начале XIX в. в некоторых средних учебных заведениях западных губерний для дворянских детей в учебной программе значился такой предмет, как «наука о сохранении здоровья» [11, с.249]. Об особенностях преподавания этого предмета сохранились скудные сведения. Известно, что дети изучали «науку о сохранении здоровья» в 5 классе по учебнику известного французского врача С-А. Тиссота «Наставление народу о здоровье».

Помощь беспризорным детям. Воспитательные дома и детские приюты.

Важной составляющей в борьбе с детской смертностью было сохранение жизни брошенных детей и меры, направленные на сокращение числа абортов. Еще во второй половине XVIII

в. М.В. Ломоносов в трактате «О размножении и сохранении российского народа» указывал на необходимость государственной заботы о роженице, борьбы с детской смертностью и случаями детоубийства. Ломоносов обосновал важность открытия приютов для внебрачных детей: «для сохранения жизни неповинных младенцев» [7, с.569]. Огромную работу по практическому воплощению этих идей провел известный общественный деятель екатерининской эпохи И И. Бецкой. Он стал основателем Воспитательных домов (в Москве и Санкт-Петербурге) с целью: «отвращения бесчисленного множества убийств, которые как над происшедшими уже на свет, так и над заключенными еще в материнской утробе бесчеловечно предпринимаются» [9, с.346]. В отличие от учебных заведений, в Воспитательные дома принимались больные и «увечные» дети. Воспитательные дома во многом явились основой, на которой развивалась детская педиатрия. Здесь впервые была организована служба медицинской помощи для воспитанников, которую составляли главный лекарь, врачи, повивальные бабки, служащие аптек, организованных при воспитательных заведениях, а также детские стационары, позднее превратившиеся в детские больницы. В 1799 г. при Московском Воспитательном доме была организована Окружная больница для служителей и питомцев. В больнице разместилось 100 коек, операционная, лазарет. Именно это учреждение многие современные исследователи считают первым педиатрическим стационаром в России, а не Инфекционную больницу №18 имени Н.Ф. Филатова, основанную в 1834 г. [13, с.21]. При Воспитательных домах открывались повивальные институты, «законородильные госпитали». В XIX в. в воспитательных домах работали известные российские врачи, которые обогатили знания отечественной педиатрии. В начале XIX в. воспитаннику Московского дома впервые была сделана прививка от оспы. Воспитательный дом получил право производства данной вакцины, став в дальнейшем главным оспопрививательным центром в России. В середине XIX в. главный врач Воспитательного дома А.И. Блументаль впервые в России для вскармливания применил сухое молоко. Здесь получили развитие научные знания в области детской санитарии и гигиены. Изучались болезни периода новорожденности и некоторые методы их лечения. В частности, была организована отдельная палата для недоношенных детей. По результатам ежегодных медицин-

ских отчетов можно судить, что к середине XIX в. в Московском воспитательном доме начал осуществляться подробный учет заболеваемости и смертности детей. Воспитательные дома можно считать родоначальником детской медицинской статистики.

В 1839 г. было принято «Высочайше утвержденное положение о детских приютах [Ведомства Императорского, с.1]. В приют принимались дети-сироты, а также дети с 3 лет бедных родителей, не способных к их содержанию. К середине века функционировало 73 детских приюта, где содержалось около 10 тысяч детей. К концу 1880-х гг. в России уже насчитывалось 127 приютов с 23 тысячами детей, а также двое яслей для содержания бездомных младенцев [1, с. 18,19]. Охране детского здоровья в приютах уделялось большое значение, были приняты различные санитарно-эпидемиологические нормы, направленные на охрану детского здоровья. Устав предусматривал обязательное наличие должности врача в заведении. Так как детское здоровье стало предметом особой важности, устав рекомендовал назначать директора заведения из числа врачей. Врач проводил регулярные осмотры детей. Ежедневный осмотр детей вменялся в обязанность наставницам приюта. В каждом приюте функционировал лазарет. Медицинская полиция ежемесячно выделяла средства в пользу приютов для покупки необходимых медикаментов. Здоровое питание, физические упражнения, движения, чистота одежды и помещения - требования, на которые обращали особое внимание. Высокий уровень организации охраны детского здоровья продемонстрировала, как это не странно, эпидемия холеры 1840-х гг. В стране от холеры погибало большое количество детей. Однако эпидемия практически не затронула детские приюты. Во время эпидемии зачастую родители отказывались от детей, заболевших холерой. В этой связи под патронажем детских приютов открывались «особые убежища» для больных детей.

Борьба с абортами

Закон строго регламентировал проблемы, связанные с абортированием и инфантицидом. В «Уложении о наказаниях» 1845 г. «плодоизгнание» являлось преступлением, оно приравнивалось к умышленному детоубийству. Посвященные этому статьи содержались в разделе «О преступлении против жизни, здравия, свободы и чести частных лиц» (раздел X), и в главе «О преступлениях... против народного здравия»

(раздел VIII, глава I), «О нарушении Уставов врачебных» (раздел VIII, глава I, отд.VIII). Вина за аборт возлагалась как на людей, осуществлявших «изгнание плода», так и на самих женщин. Аборт карался каторжными работами от 4 до 10 лет для врача и ссылкой в Сибирь или пребыванием в исправительном учреждении от 4 до 6 лет для самой женщины. Согласно статье 1933, виновные в «преступном плодоизгнании» подвергались, если операция прошла успешно, «лишению всех прав состояния и ссылке в отдаленнейших местах Сибири на поселение» [14, с.741]. Если аборт наносил вред здоровью женщины, то виновному грозило от 6 до 8 лет каторги. Наличие у производящего аборт медицинского образования рассматривалось как отягчающее вину обстоятельство. Повторно совершенный аборт также усиливал наказание. Но не все так однозначно определял закон. В случае врачебной ошибки, в результате которой во время родов погибал младенец или маггь, наказание врача в этом случае ограничивалось церковным покаянием [14, с.445]. В отдельных случаях детоубийство являлось смягчающим вину обстоятельством. В статье 1922 перечислены наказания при убийстве близких родственников, в случае убийства «незаконнорожденного... совершенного матерью от стыда или страха», женщина освобождалась от каторжных работ, ее определяли на поселение [14, с.742]. Если женщина оставляла незаконнорожденного ребенка, и тот умирал, максимум, что ей грозило - 2,5 года ссылки или труда в работном доме, но если будет доказано, что на момент оставления ребенок был уже мертв, то наказание уменьшалось до 8 месяцев заключения. То есть, за аборт мать получала большее наказание, чем за убийство незаконнорожденного ребенка. Как итог, в конце XIX в., по сообщению Эрисмана, детская смертность незаконнорожденных детей, во многом вследствие детоубийства, оставления без присмотра превышала смертность законнорожденных детей среди низших сословий чуть ли не в 2 раза [20, с. 112]. Закон содержал наказание за «подкинугие и оставление ребенка» «с намерением и в таких местах, ще нельзя было бы ожидать, что он будет найден другими» [15, с.498]. В этом случае наказание для родителей - лишение всех прав и состояний и ссылка в Сибирь или отдача в арестантские роты. Однако если ребенок «будет оставлен в прилюдных местах», «не в таких местах, где нельзя ожидать, что он будет

найден другими», - наказание ограничивалось 3 месяцами [15, с.609].

Научные работы и проекты по борьбе с детской смертностью. Оспопрививание.

В первой половине XIX в. происходит рождение отечественной педиатрии. Ее основоположник - известный врач Степан Фомич Хото-вицкий. Он стал первым врачом, кто читал полный курс лекций по детским болезням. В 30-х гг. в ведущих медицинских журналах «Труды русских врачей», «Военно-медицинском журнале» им были опубликованы статьи, посвященные описанию и лечению различных детских заболеваний. Его труд «Педиятрика», опубликованный в 1847 г., по сей день считается важнейшей педиатрической работой. Хотовицкий выступил с активной пропагандой вопросов охраны детского здоровья. Ученый подробно рассмотрел детские заболевания различного периода развития ребенка, их симптоматику, методы профилактики и лечения. Становление педиатрии в качестве самостоятельной науки сыграло важнейшую роль в борьбе с детской смертностью. В первой половине XIX в. появились научные и научно-популярные труды, предметом которых стала проблема борьбы с детской смертностью в народной среде.

Заслуживает особого внимания труд профессора Санкт-Петербургского университета Н. Рождественского «Рассуждения мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа», написанный в 1836 г. на степень доктора законоведения. Не смотря на то, что автор был далек от медицинского образования, он обосновывал важный тезис - охрана детского здоровья должна стать делом государственной важности: «сохранение жизни и здравия необходимо как для самого человека, так и для безопасности и благосостояния государства» [10, с.6]. Меры правительства в сохранении народного здоровья, по мысли Рождественского, должны включать: законы, публичные врачебные заведения, наставления и вразумления народа. Большую роль в обеспечении этого он отводит Медицинской полиции, на которой лежит функция охранять законы, касающиеся здоровья народа, привлекать нарушителей к ответственности. Он отмечал важность профилактики заболеваний. Существенной мерой по борьбе с детской смертностью, по мнению Рождественского, являлось просвещение будущих матерей об особенностях вынашивания ребенка, об уходе за ним на

первом году жизни, так большой процент детей или рождается мертвыми, или погибает на первом году жизни. Рождественский указывал на то, что государственные органы должны пристальное внимание уделять вопросу питания детей в учебных заведениях, разработать и ввести нормы, регулирующие качество продуктов. Затрагивая вопрос заботы о здоровом потомстве, Рождественский перечислял меры, далекие от гуманистических идеалов, явившиеся своего рода мерами по селекции здорового потомства: «не позволять вступать в брак таким лицам, от которых нельзя ожидаггь здоровых детей», препятствовать распространению наследственных заболеваний, ввести запрет на ранние браки, так как «плод таких браков обыкновенно или не донашивается, выкидывается или... бывает слаб, хвор и недолговечен», исключить неравные по возрасту браки, указывая на то, что потомство от подобных союзов «бывают вялы и слабы» и часты случаи отказа от детей, рожденных в этих браках [10, с.22]. Рождественский предлагал, ссылаясь на работы европейских врачей, запретить браки людям, страдающие такими заболеваниями, как «падучая болезнь, сухотка, чахотка, венерическая болезнь, проказа, природные шолуди на голове, цинга, подагра, кровохарканье, золотуха, большие погрешности в образовании тела» [10, с.27].

Одной из первых научно-популярных работ, предметом которой явилась охрана детского здоровья, явилась книга К. Грумма «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей [Грум К. Руководство]. Ученый полагал, что высокая детская смертность в младенческом возрасте связана с неправильным кормлением детей: «Если бы детей кормили только здоровые женщины и правильным образом, то гораздо менее было бы смертности между детьми, и болезней вообще между людьми» [2, с.39]. Он был защитником грудного вскармливания, доводы этого, излагая в особой главе, - «Почему должна мать сама кормить дитя своей грудью». Грумм подробно раскрыл правила введения прикорма, описал метод рожкового вскармливания. К.И. Грумма можно считать одним из первых в отечественной педиатрии популяризатором охраны детского здоровья. На протяжении 30 лет ученый издавал народно-врачебную газету «Друг здравия», круг читателей которой включал как ученых врачей, так и далеких от медицины людей.

Проблема высокой детской смертности была предметом обсуждения Вольного экономического общества (ВЭО). В «Трудах ВЭО» за 1840 г. содержалось: «Членами 5 отделения были составлены краткие удобопонятные наставления о распознавании и лечении повальных детских болезней. Наставления эти напечатаны в числе 20000 экземпляров и разосланы гражданским губернаторам для безденежно раздачи» [4, с.215]. Через два года Общество издало наставление о «повальной катаре» у детей, распространило указания по борьбе с некоторыми «повальными детскими болезнями»: «Краткие наставления о детских повальных болезнях, а именно: о крупе и коклюше - Деппа, о поносе - Бинберга, о кори и скарлатине - Никитина для бесплатной рассылки по всей России». В 1833 г. ВЭО провело конкурс на лучшую работу о причинах детской смертности и о мероприятиях по борьбе с нею. Лучшей работой было признано сочинение доктора Лихтеншеда «О причинах большой смертности детей на первом году жизни и мерах к ее отвращению». Автор писал о необходимости увеличения в сельской местности профессиональных повивальных бабок, учреждении по всей России специальных институтов для обучению ремеслу повивания, возложения на плечи помещиков заботу о крестьянском здоровье, содержании врачей. Врач М.А. Нечаев обратил внимание на неправильное питание крестьянских детей, защищая метод грудного вскармливания. К причинам высокой смертности младенцев относил «1) кормление тряпочными сосками, наполненными разными грубыми и неудобоваримыми в желудке новорожденного веществами, тотчас при рождении даваемыми; 2) питание новорожденного утопленным коровьим или козьим молоком; 3) преждевременное употребление... твердой пищи и пития» [4, с.238]. Нечаев популярно изложил требования гигиены и диетики раннего возраста.

Наибольший процент детской смертности

в первой половине XIX в. влекло заболевание оспой. Только за 2 года 1808 и 1809 от оспы погибло около 324 тысяч младенцев [10, с.71]. Впервые оспопрививание детей в России было введено по указу Екатерины II в 1768 г., широкое применение получило в Воспитательных домах. В 1811 г. министерством полиции в столице и по рекомендации в губернских городах стали учреждаться оспенные комитеты. Заниматься оспопрививанием было поручено всем «штатным медицинским чинам как гражданской, так и военной службы», а также повивальным бабкам [17, с.206]. Важной проблемой было уклонения народа от оспопрививания. Н. Рождественский считал полезным возложить на священников миссию пропаганды оспопрививания, повсеместно в губернских и уездных городах открывать оспопрививательные комитеты. Главной обязанностью комитетов должно стать «приведение в известность повсеместно в каждой губернии числа малолетних детей, у которых не было еще оспы и ведение им правильного счета, попечение, чтобы везде знающими людьми прививаема была всем детям без изъятия коровья оспа» [ 17, с.77]. Активное участие в распространении оспопрививания в России принадлежит ВЭО.

Таким образом, в первой половине XIX в. проблеме детской смертности впервые стало уделяться особое внимание. Этот процесс шел параллельно со становлением научной педиатрии в России Появились работы теоретического характера по исследованию причин высокой детской смертности, выдвигались различные методы по борьбе с нею. Широкого практического применения выработанные меры не нашли. Высоких результатов в борьбе с детской смертностью и заболеваниями удалось достигнуть в элитных учебных заведениях. На основе Воспитательных домов и приютов формировались санитарно-эпидемиологические требования к содержанию детей.

Литература

1. Ведомства Императорского Человеколюбивого Общества, состоящее под покровительством Государыни императрицы. Спб.: тов. Печатня С П. Яковлева, 1888.

2. Грумм К.И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей. Т.1. СПб.: Тип. МВД, 1843.

3. Детские приюты ведомства учреждений императрицы Марии (1839-1889). СПб: б/и. 1889.

4. Конюс Э. Истоки русской педиатрии М.: Медгиз, 1946.

5. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1796-1828). СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1893.

П /

СО

6. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1828-1856). СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1893.

7. Ломоносов М.В. О размножении и сохранении российского народа. [Письмо к И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г.] // Русская старина, 1873. Т. 8. № 10.

8. Микиртичан ГЛ. Основные этапы и направления развития отечественной педиатрической науки и практики. Дисс...д-ра мед. наук. Л., 1991.

9. ПСЗРИ (1649-1825) Том 16 (28 июня 1762 - 1764) г 1 сентября 1763. № закона 11908. Манифес m с приложением Высочайше утвержденного проекта Генерал-поручика Бецкого. Об учреждении в Москве Воспитательного дома.

10. Рождественский Н. Рассуждения мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа. СПб.: б/и, 1836.

11. Сборник материалов для истории просвещения в России. Учебные заведения Западных губерний 17831803. Т.1. СПб.: МНП, 1893.

12. Свод постановлений о общественном воспитании детей мужского и женского пола в учебных заведениях Российской империи /сост. И. Пушкарев. СПб.: Тип. ЕИВ Канцелярии, 1840.

13. Стаурина Н.От Ломоносова до Ломоносовского. П Медицинский вестник. 2008. № 31.

14. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. М.: Тип. 2-го Отделения СЕИВК, 1845.

15. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1866 г. М.: Тип. Шюмана, 1867.

16. ПСЗРИ. (1825 - 1881): Том 30 (1855). Часть 1. № закона 29625.

17. Ханыков Я. Очерк истории медицинской полиции в России. СПб.: Тип. МВД, 1851.

18. Шер С.А. Научный центр здоровья детей: этапы формирования, роль в создании государственной системы охраны здоровья детей и развитии педиатрической науки в России. Автореф. Дисс. д-ра мед.наук. М„ 2015. 53с

19. Шмид Е.К. История средних учебных заведений в России. СПб.: б/и, 18--.

20. Эрисман Ф.Ф. Курс гигиены. T. II. СПб.: Тип. А. Карцева, 1887.

21. Яковенко Т.Г. Охрана материнства и младенчества во второй половине XVlII-начале XX вв.: на материалах Санкт-Петербурга. Дис...канд. ист. наук. СПб., 2008. 304с

22. Ransel D.L. Mothers of Misery. Child Abandonment in Russia. Princeton: Princeton University Press, 1988. 344p

ТАЛАНТ, ОТДАННЫЙ СЛУЖЕНИЮ ЛЮДЯМ: СЕМЬЯ ВРАЧЕЙ ДЫХНО

Нагорная С. В.,

Смоленский государственный медицинский университет,

Резюме. В истории медицинской науки, образования и отечественного здравоохранения большой вклад внесли представители семьи Дыхно. Михаил Альбертович был одним из первых деканов Смоленского государственного медицинского университета, одним из первых ученых в области социальной гигиены в СССР. Его жена, Мина Александровна, была известным акушером-гинекологом. Сын Александр стал виднейшим хирургом и ученым Западной Сибири, одним пионеров кардиохирургии в нашей стране. Неукоснительное выполнение завета «Силы и талант - служению людям» - стало заповедью для врачей семьи Дыхно.

Ключевые слова: семья врачей, Смоленский государственный медицинский университет, социальная гигиена, кардиохирургия.

THE TALENT GIVEN ТО SERVING OTHERS: FAMILY OF PHYSICIANS DYHNO

NagornayaS. V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.