Научная статья на тему 'Проблема рецепции образа викинга в современном американском и европейском кинематографе'

Проблема рецепции образа викинга в современном американском и европейском кинематографе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
726
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕПЦИЯ / РУСЫ / ВИКИНГИ / ДАННЫЕ ИСТОЧНИКОВ / СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демидова Д.А., Шмелева Л.М.

Данная статья представляет собой изучение рецепции образа викингов в современном массовом сознании на основе материалов кинематографа второй половины XX-го столетия и начала XXI-го века. Интерес к деятельности викингов возрастает с каждым новым десятилетием. Каждый год происходят новые открытия и возникают различные теории о том, какими были викинги на самом деле. Помимо имеющихся данных исторических источников и археологических раскопок мы также обладаем целым пластом различного рода художественных интерпретаций и субъективных представлений о внешнем облике и деятельности викингов в период с IX по X века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема рецепции образа викинга в современном американском и европейском кинематографе»

УДК 791.43

ПРОБЛЕМА РЕЦЕПЦИИ ОБРАЗА ВИКИНГА В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Демидова Д.А., студент, demidova_dasha171@mail.ru Шмелева Л.М., канд. ист. наук, доцент, procella@rambler.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Данная статья представляет собой изучение рецепции образа викингов в современном массовом сознании на основе материалов кинематографа второй половины XX-го столетия и начала XXI-го века. Интерес к деятельности викингов возрастает с каждым новым десятилетием. Каждый год происходят новые открытия и возникают различные теории о том, какими были викинги на самом деле. Помимо имеющихся данных исторических источников и археологических раскопок мы также обладаем целым пластом различного рода художественных интерпретаций и субъективных представлений о внешнем облике и деятельности викингов в период с IX по X века.

Ключевые слова: рецепция, русы, викинги, данные источников, современный кинематограф.

В настоящее время тема викингов крайне популярна как в плане изучения ее исторического аспекта, так и в плане различного рода интерпретаций в кинематографе. Какими видели викингов тогда? Какими их представляют сейчас? Что мы действительно знаем о них сегодня?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, важно дать определение ключевому явлению, составляющему основу для их возникновения. Данное явление называется рецепцией.

Рецепция в контексте гуманитарного знания представляет собой восприятие, заимствование и приспособление определенным обществом каких- либо социальных и культурных форм, возникших в другой социокультурной среде [7, с. 378]. В нашем случае речь идет о восприятии, заимствовании и приспособлении образа викинга в современных кинематографических картинах.

Подспорьем в изучении образа жизни викингов и их деятельности в 1Х-Х веках может служить труд Ахмеда Ибн-Фадлана «Рисале» [6], а также «Бертинские анналы» [3], «Англосаксонская хроника» [1], «Житие святого Ансгария» [4], монография Яна Петерсона «Норвежские мечи эпохи викингов» [8], а также статьи и заметки относительно данных археологических раскопок [2; 5; 9; 10].

При анализе источников, относящихся к эпохе викингов [1; 3; 4; 6], особое внимание следует обратить на произведение Ахмеда Ибн-Фадлана «Рисале», в котором автор дает подробное описание облика русов: их внешности, предметов одежды, элементов вооружения [6, с. 141 -146]. Основное внимание сосредоточенно именно на данном источнике восточного происхождения по той причине, что источники западного происхождения несут лишь информацию о непосредственных нападениях викингов и жестоких разграблениях; описания внешнего облика нападающих при этом отсутствуют [1, с. 62; 3 ; 4].

Викинги или русы в труде Ахмеда Ибн-Фадлана предстают перед нами высокими и светловолосыми людьми, чья кожа, вероятнее всего, была

покрыта татуировками [6, с. 141-142]. Автор отмечает лишь один заинтересовавший его элемент одежды - кису [6, с. 142]. В соответствии с этим, можно сделать предположение, что в остальном повседневная одежда русов не имела сильных отличий, в сравнении с гардеробом, увиденным когда-либо ранее Ибн-Фадланом. Также от автора мы получаем описание оружия, которым пользовались викинги, среди которых были топор, меч франкского типа и кинжал [6, с. 142]. Но, что интересно, мы не видим описания щита. Вероятнее всего, Ибн-Фадлан не увидел щитов как раз по той причине, что викинги на реке Атиль выполняли мирную, торговую миссию, не имея никаких завоевательских мотивов.

Все это известно благодаря прочитанному нами источнику. Но подавляющее большинство населения земного шара знает о викингах благодаря кинематографу. Рассмотрим кинематографические картины второй половины XX-го века и начала XXI-го века, чтобы выяснить, какими викинги предстают перед нами на экране.

Так, в 1954 году в США на экраны вышел фильм «Принц Вэлиант». Сюжет фильма заключается в том, что викинги похищают из Англии меч Экскалибур, а главный герой, совершая немалое число подвигов, возвращает его на родину. Викинги в этом фильме выглядят следующим образом: крупные, грубые, бородатые, они носят одежды из меха и кожи, а головы их украшены шлемами с огромными рогами. И данное изображение внешнего вида викингов не является исключением или отставанием от изучения исторической действительности.

Следующим фильмом становится «Норманн» 1978 года выпуска, опять же в США. Облик викинга здесь по -прежнему сопровождается шлемом с огромными изогнутыми рогами, но здесь во внешнем виде появляется кираса - доспех, представляющий собой металлические пластины, закрывающие спину и грудь.

Кинематограф не стоит на месте, и в 1999 году, опять же в США выходит фильм, основанный непосредственно на «Записках» Ибн-Фадлана -«13-ый воин». Сам Ибн-Фадлан представлен здесь в качестве главного героя, от чьего лица ведется повествование. И здесь нас, наконец, покидает шлем с рогами, поскольку сам автор «Записок» не давал викингов такого атрибута. Зато с нами остается кираса. Викинги по -прежнему облачены в мощный металлический доспех, или же в латы, состоящие из множества пластин. Это, опять же, не было характерно для описываемого Ибн-Фадланом X века.

Также интересная деталь, на мой взгляд, заключается в том, что на протяжении всего фильма воины носят свои мечи за спиной. Ножны располагаются не на поясе. А связано это с тем, что меч выглядит большим и тяжелым, а длина его превышает 1 м. Главный герой, получая меч, даже произносит фразу: «Мне его не удержать». Хотя в записках Ибн-Фадлан указывает на то, что викинги носили при себе и никогда не расставались с мечом [6, 142 с.]. Как же можно не расставаться никогда с мечом таких размеров, который призван наносить мощные удары по доспеху, по той же кирасе?

И, несмотря на то, что викинги более не обладали рогатыми шлемами, и в 2013 году на телеканале History вышел сериал «Викинги», повествующий о деятельности выходцев из Скандинавии в IX веке, где воины опять же благополучно лишены шлемов с рогами и даже кирас, в этом же 2013 году выходит другой фильм.

На экранах Великобритании появляется «Сага о викингах: Темные времена». Речь там идет о нападении викингов на монастырь Линдисфарн в 793 году. Сюжет заключается в том, что начинающий монах должен спасти Священное Писание. А «адский батальон смерти викингов» хочет это Писание забрать в свои руки. И уже на самом постере викинг изображен как разъяренный воин с огромной секирой в руках и, естественно, рогатым шлемом на голове. Очевидно, что данный постер направлен на мгновенное опознавание обывателем фигуры викинга и призван сразу заинтересовать будущего зрителя.

В соответствии со всем описанным выше можно сделать вывод, что для фильмов, произведенных в США и Великобритании характерно изображение викингов следующим образом: крупные, грубые, бородатые, они носят одежды из меха и кожи, а головы их в большинстве случаев увенчаны шлемами с огромными рогами. Также во внешнем виде викинга можно увидеть кирасу. Возможно, данный ход был сделан костюмерами, чтобы изобразить викингов как максимально сильных и защищенных воинов. Если обратить внимание на вооружение воинов в фильме «13 -ый воин», то можно увидеть, что они носят свои мечи за спиной, они выглядят большими и тяжелыми.

Настоящий викинг непременно должен носить оружие больших размеров, носить тяжелый доспех или не иметь его вовсе и быть облаченным в шкуры, а также иметь на голове шлем с огромными рогами. Можно сделать вывод, что в случае, когда воин изображается иначе, обыватель просто не поймет, что перед ним викинг.

Также был проведен анализ образа викингов в фильмах, произведенных в Европе при участии Дании, Норвегии или Швеции. Среди них были: «Вальгалла: сага о викинге» (2009 год, Дания, Великобритания), «Сага о викингах» (2008 год, Дания, США), «Последний викинг» (1997 год, Дания, Швеция, Эстония), «И на камнях растут деревья» (1985 год, СССР, Норвегия).

Для данных кинематографических картин характерна большая историчность изображения персонажей викингов. Здесь наблюдается отсутствие кирас и иных латных доспехов, отсутствуют рогатые шлемы. Также в фильмах акцент сделан не на завоеваниях и борьбе с викингами, а на их внутренних, межплеменных конфликтах. Большинство этих фильмов было произведено для внутреннего показа обозначенных выше стран, то есть за их пределами мало кто знает о том, какими изображены их герои. В соответствии с чем становится ясно, что сами скандинавы - потомки викингов, видят своих предков в несколько ином свете. Таким образом, облик викингов, показанный в фильмах стран США и Великобритании, а также стран Скандинавии, выглядит достаточно противоречивым.

При анализе данных как последних археологических находок (находки в Карелии (Россия) и Норвегии), так и известного ранее захоронения в древнем городе Бирке (Швеция), было отмечено, что среди погребального вооружения присутствуют элементы, отмеченные Ибн-Фадланом в описании русов: топоры, легкие франкские мечи с широким долом [2, 9, 10]. Помимо этого были обнаружены наконечники копий и стрел [2, 9]. Только в одном захоронении на территории Норвегии был обнаружен шлем сфероконической формы, обладающий полумаской [5]. Для данных раскопок захоронений,

датируемых 1Х-Х веком, характерно отсутствие среди находок кирас, латных доспехов, мечей, превышающих длину 1 м и вес 1,5 кг, и рогатых шлемов.

Единственный известный нам шлем викингов - Гьёрмундбю - был обнаружен фермером Ларсом Гьермундбю в Норвегии 20 марта 1943 года [5]. Раскопками занимались кураторы исторического музея при университете Осло профессор археологии Сверре Марстрандер и его помощница Шарлотта Блиндхейм. В кургане, обозначавшем захоронение знатного человека, который, вероятнее всего (судя по арсеналу) был воином, было обнаружено девять частей шлема. В самом музее он уже был собран воедино. Он был не слишком глубоким (15 см), имел форму овального купола, чтобы повторять очертания головы (16.5х20 см). Материал, из которого он был изготовлен -железо. Также на нем была украшенная цветным металлом полумаска, толщина которой составляла 3 мм.

Таким образом, мы видим, что данный и единственный доступный нам образец шлема знатного воина-викинга представлял собой не что иное, как органичную конструкцию, призванную максимально возможным образом защитить носителя и способствовать его эффективным действиям в бою.

Что же касается остального вооружение викингов, то здесь мы обладаем достаточно широким полем данных. На территории России не так давно (июль-август 2017 года) проводились раскопки скандинавских захоронений под руководством младшего научного сотрудника отдела археологии, кандидата исторических наук Станислава Бельского в Карелии на могильнике Калманиеми 1, что в переводе с финского означает «Мыс смерти». На побережье Ладожского озера, в скалистом углублении, было обнаружено захоронение викинга с комплектом вооружения, который был характерен для расцвета эпохи викингов [2]. Вооружение состояло из двух боевых топоров, трех навершиев плетей и наконечника копья.

Позднее известный норвежский археолог Ларс Хольгер Пилоу сообщил о находке на юге Норвегии среди скал меча эпохи викингов, весьма хорошей сохранности [10]. По мнению археолога, меч был изготовлен в период с середины IX по середину X столетия, его длина не превышает одного метра. Выполнен он был из железа высокого качества, вероятнее всего, поэтому так хорошо сохранился.

Данный меч является одним из образцов каролингского двулезвийного меча [8, с. 103] - небольшой по размеру, достаточно легкий и удобный для того, чтобы наносить им рубящее-режущие удары, не стесняя при этом движения владельца. Вдоль всей длины клинка можно увидеть широкий дол, призванный не только обеспечить сток крови, но и облегчить вес оружия.

Более известные раскопки подтверждают наличие подобного рода военного арсенала в погребениях викингов. Речь идет о погребениях в древнем шведском городе Бирка, чье исследование началось еще в 80 -е годы XIX столетия. Захоронение датируется серединой X века. В нем были обнаружены останки воина-викинга с характерным погребальным инвентарем: древний игровой набор, меч и стрелы [9].

Таким образом, рассмотрев результаты археологических раскопок, проводившихся в России, Норвегии и Швеции, мы можем прийти к выводу о том, что оружие, повседневно пребывавшее с викингами - каролингский или франкский меч, а также топор - соответствует описанию, данному Ахмедом Ибн-Фадланом в своих «Записках» [6, с. 142]. Вероятнее всего, данный источник не даёт нам описания найденных в различных захоронениях стрел,

копий и шлема ввиду того, что, как уже упоминалось ранее, автор наблюдал не свирепых воинов, а мирных торговцев, носивших при себе оружие как символ подтверждения собственного статуса.

Соответственно, образ викинга, представленный в кинематографе США и Великобритании, является далеким от исторической действительности, в отличие от кинематографических картин Скандинавских стран.

Вполне возможно, что викинги были наделены особой грубостью, жестокостью и отталкивающим внешним видом последователями церкви (монахами, миссионерами), которые непосредственно занимались написанием известных нам ныне источников [1, 3, 4], провели аналогию между викингами и приспешниками дьявола, отчего возникло представление, что они также в своем облике имеют рога.

При рассмотрении более поздних представлений о викингах возникла версия, согласно которой викинги получили свой облик от художников XIX века. Во второй половине XIX века данный образ был использован для создания костюмов для оперы Вагнера «Кольцо Нибелунгов».

Однако в данной мы рассмотрели киноленты второй половины XX-го и начала XXI-го столетий. На сегодняшний день влияние церкви уже не является столь сильным. В искусстве также произошло достаточное количество изменений, чтобы можно было отойти от такого своеобразного канона в представлении и изображении облика викингов.

Можно сделать вывод, что образ викинга как кровожадного, неуязвимого, свирепого воина, облаченного в прочные латы и шле м, увенчанный двумя рогами, так широко распространен в кинематографе по сей день лишь по той причине, что является знаковым для обывателя.

Киноленты, произведенные потомками народов, когда-то подвергавшихся нападениям викингов, которые прочно утвердились в их культурном самосознании, еще долго будут выходить в свет. Это своеобразное обозначение: именно с его помощью викинг проходит идентификацию в сознании массового зрителя. И только когда изменится историческое сознание масс, изменится и образ викинга на экране.

Литература

1. Англосаксонская хроника. Ред. З .Ю. Метлицкая. Спб.: Евразия, 2010. С. 62-81.

2. Археологические находки эпохи викингов (Мыс смерти, Карелия). Новости научной жизни. Кунсткамера. 2017. 25 августа. Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru /news_list/science/2017_08_15/ свободный.

3. Бертинские анналы. Директ-Медиа, 2009. Режим доступа: http://ulfdalir.ru/sources/45/ 685/686 свободный.

4. Из ранней истории шведского народа и государства: Первые описания и законы. Ред. А. А. Сванидзе, перевод В.В. Рыбакова и М. Б. Свердлова. М.: РГГУ, 1999. Режим доступа: http://ulfdalir.narod.ru/sources/Francs/Rimbert.htm свободный.

5. Каинов С.Ю. Шлем из Гъермундбю. Краткая заметка. Библиотека ассоциации Гардарика. 2016. Режим доступа: http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_sk3 свободный.

6. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. С. 141-146.

7. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Ред. М. Попов. Москва, 1907. С. 378.

8. Петерсен Ян. Норвежские мечи эпохи викингов. Типохронологическое изучение оружия эпохи викингов. СПб.: Альфарет, 2005. С. 98-105

9. Hedenstierna-Jonson C. A female Viking warrior confirmed by genomics. American Journal of Physical Anthropology, 2017. Режим доступа: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/ 10.1002/ajpa.23308/full свободный

10. Viking sword discovery. 2017. 12 сентября. Режим доступа: http://www.foxnews.com/science /2017/09/12/viking-sword-discovery-hunter-finds-1100-year-old-weapon-on-norwegian-mountain. html свободный.

THE PROBLEM OF THE RECYCLING OF THE VIKING IMAGE IN THE MODERN AMERICAN AND EUROPEAN CINEMATOGRAPHY

Daria A. Demidova, student, demidova_dasha171@mail.ru Ludmila M. Shmeleva, Cand. Sci. (History), Associate Professor, procella@rambler.ru Kazan Federal University, Kazan, Russia

This article is a study of the recycling of the image of the Vikings in the modern mass consciousness based on the materials of the cinema of the second half of the XX-th century and the beginning of the 21st century. Interest in the activities of the Vikings increases with each new decade. Every year new discoveries take place and different theories arise about what the Vikings really were. In addition to the available historical sources and archaeological excavations, we also have a whole layer of various artistic interpretations and subjective perceptions of the appearance and activity of the Vikings from the 9th to 10th centuries. Keywords: recycling, rus, vikings, data sources, modern cinematography.

Дата поступления статьи в редакцию 15.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.