Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экстремизм / религиозный экстремизм / религия / конфессия / терроризм / секта / политика / право / угроза / общество / Extremism / religious extremism / religion / denomination / terrorism / sect / politics / law / threat / society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симонова Марина Анатольевна, Мелькунов Илья Сергеевич

Всем известно, что экстремизм в самых различных формах его проявления представляет реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и для национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами. Террористические акции, радикальные направления и призывы объединяются для проявления агрессии под религиозным началом, представляют опасность для государства, общества и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF RELIGIOUS EXTREMISM: CAUSES AND SOLUTIONS

Everyone knows that extremism in its most diverse forms poses a real threat to the entire world community, as well as to the national security of a State, its territorial integrity, constitutional rights and freedoms of citizens. Extremism hiding behind religious slogans is particularly dangerous. Terrorist actions, radical trends and calls to unite for the manifestation of aggression under a religious basis pose a danger to the state, society and man.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 340.1

ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Симонова Марина Анатольевна

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического

факультета ВЮИ ФСИН России кандидат юридических наук

Мелькунов Илья Сергеевич

Курсант юридического факультета ВЮИ ФСИН России

Всем известно, что экстремизм в самых различных формах его проявления представляет реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и для национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами. Террористические акции, радикальные направления и призывы объединяются для проявления агрессии под религиозным началом, представляют опасность для государства, общества и человека.

Ключевые слова: Экстремизм, религиозный экстремизм, религия, конфессия, терроризм, секта, политика, право, угроза, общество.

Феномен экстремизма - один из самых сложных и дискуссионных в настоящее время. В Федеральном законе РФ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» мы наблюдаем достаточно широкий круг явлений, который охватывает понятие экстремизма, и при желании экстремизм можно интерпретировать как любое выражение общественного протеста - от забастовки до несанкционированной демонстрации. Еще сложнее с категорией «религиозного экстремизма». Такое правовое понятие, как «религиозный экстремизм», в действующем законодательстве РФ отсутствует [1, с. 83].

Что такое религиозный экстремизм, существует ли он вообще и почему данная проблема актуальна на сегодняшний день? В экспертной среде нет чёткого ответа на поставленный вопрос ввиду отсутствия единого мнения в понимании данной проблемы. Анализ юридических документов, в которых упоминается термин «религиозный экстремизм» показывает отсутствие в них четкой дефиниции этого явления. Религиозный экстремизм существует как объективный феномен, но его сущность еще не получила достаточно полного и глубокого отражения на уровне теоретического познания. А это крайне затрудняет практическую борьбу с религиозным экстремизмом и, в частности юридическую квалификацию определенных фактов. Таким образом, неоднозначная ситуация с самой дефиницией «религиозный экстремизм» и отсутствие даже в экспертной среде единообразного понимания этого явления, с одной стороны, и чрезвычайная социальная опасность религиозного экстремизма, с другой стороны, делает проблему исследования сущности религиозного экстремизма актуальной [2, с. 8392]. Кто становится чаще всего жертвой религиозных экстремистов, сектантов и террористов? Подростки и молодые люди, чьи инфантильные взгляды легко попадают в сети идеологического обмана. В эпоху существования глобальной сети, вербовщики легко могут войти в каждый дом, не прибегая к большим усилиям. Мало того, к ним сами придут, благодаря красочному дизайну веб-страниц или умело поданной информации.

Приверженцы религиозного экстремизма следуют слепой вере, и порой лишены способности здраво рассуждать. И такая вера не облагораживает человека, напротив, легко превращает его в эффективный инструмент насилия.

Религиозный экстремизм, это не что иное, как культивированное современное рабство людей, основанное на контроле сознания человека путем психологического программирования. Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии, ведущей к подавлению авторитета других религиозных конфессий через принуждение к своей системе религиозной веры. Главными признаками религиозного экстремизма являются нетерпимость и жёсткость, которые заставляют человека следовать исключительно своему собственному мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей; отказ от следования общепризнанным нормам морали и права; грубая и резкая манера общения с людьми; общественная опасность, которая выражается в незаконных и наносящих вред обществу способах и формах выражения протеста против установленного порядка в той или иной сфере социальных отношений. Религиозный экстремизм - явление не случайное и имеет объективные причины появления. Религиозный экстремизм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными детерминантами, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть - в современности [3, с. 91].

Социальное расслоение общества, безработица, которая является серьёзной проблемой для трудоспособного населения; недовольство общественных масс собственным социальным положением, это те факторы, которые совместно с политизацией религии в ее борьбе за власть и экономические привилегии приводят к религиозному экстремизму. Таким образом, одной из основных причин действий экстремистского характера, можно назвать социальную причину.

Вторая причина - политическая. В условиях информационного общества любая идеология стремится доказать свое право на мировое господство. Претензия на собственную непогрешимость оборачивается тем, что в ситуации безрелигиозного гуманизма религиозные экстремисты считают себя избранными народом, постигшим истину и призванным добиться победы Бога в истории. В настоящее время преодолеть экстремистские настроения общества только путем политических и экономических решений невозможно, так как ранее человечество зависело от природных и экономических факторов, а сейчас важную роль играет культура. Функции культуры приобретают важное значение в социальной системе. В связи с этим, необходимо активно использовать образовательный ресурс, воспитывать подрастающее поколение в духе гражданской солидарности, формировать толерантность и уважение к различным культурным формам.

Другой причиной религиозного экстремизма является попытка многочисленных групп верующих возродить древнюю духовную традицию, достичь статуса избранности, святости, просветления. При этом каждый человек нуждается в гарантии осуществления свободы вероисповедания, защиты прав личности. Единственным верным выходом из сложившейся ситуации, является отказ всех религиозных конфессий от поиска врагов, от деления на «Мы» и «Они» с целью выполнения одного общего для всех дела -утверждения гуманистических ценностей. Только солидарность религиозных лидеров и пропаганда межконфессионального диалога решит проблему.

Важной причиной религиозного экстремизма можно считать психологическую неграмотность населения и отсутствие реально действующих институтов психопрофилактики, что приводит к неспособности населения, в частности молодежи, противостоять манипуляциям со стороны заинтересованных лиц. Снижение уровня негативного влияния достижимо путем информирования молодёжи о практиках и методах вовлечения людей в религиозные организации, отработки защитных механизмов в рамках специализированных тренингов. Следует обратить внимание и на создание в каждом регионе центров психологической помощи, телефонов доверия для лиц, подвергшихся насилию со стороны религиозных организаций. Необразованность, отсутствие знаний о сущности других культур и религий - еще одна причина нетерпимого отношения ко всему окружающему. Во многих учебных учреждениях нашей страны уже введена дисциплина «Основы религии и светской этики», возможно, данный эксперимент со временем принесет свои плоды. Но, следует заметить, что его успешность, во многом будет зависеть от квалификации педагога, который должен

суметь раскрыть основные достоинства традиционных религиозных учений, обосновать единство основных ценностей в религиях различных народов. Специфика молодежной среды требует нестандартных методов профилактики, поэтому жизненно необходима принципиально новая концепция воспитания подрастающего поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение подростка из объекта воспитательного процесса в активного участника социализации личности [4, с. 58]. Наносимый религиозным экстремизмом вред социуму чрезвычайно опасен: его проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов, от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности. Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы. Последствиями религиозного экстремизма являются: разжигание религиозных и межнациональных распрей; нарушение стабильности социально экономического развития; повышение числа суицидов и психических расстройств, особенно среди молодежи; разрушение культурно - исторических ценностей и регресс общества в целом.

Противодействие религиозному экстремизму — трудная, но всё же выполнимая задача [5, с. 58]. Следует иметь в виду, что речь здесь идет о длительной работе. Решение проблемы религиозного экстремизма должно осуществляться по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение религиозного экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению, а также общую и частную превенцию; выявление и пресечение экстремизма; международное сотрудничество в области противодействия религиозному экстремизму. Мощным средством противодействия распространению религиозного экстремизма может стать активная пропаганда духовно-нравственных ценностей и традиций нашего народа: патриотизма, веротерпимости, присущего им чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными усилиями. Следует заметить, что для осуществления противодействия религиозному экстремизму требуется комплексный подход, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и превентивного характера. Наиболее эффективные пути преодоления идеологии религиозного экстремизма, на наш взгляд, следующие: органам государственной власти РФ необходимо расширить взаимодействие государственных органов и религиозных объединений по всем направлениям; муниципальным органам власти необходимо уделять особое внимание воспитанию населения в духе религиозной терпимости, неприятия идеологии религиозного экстремизма; упор в стратегии противодействия религиозному экстремизму следует делать на улучшение социально-экономической ситуации в регионе, так как это способствует урегулированию социальных конфликтов; необходимо принимать меры по перекрытию каналов финансирования экстремистов и террористов из-за рубежа и из местных источников. Для решения проблемы профилактики и борьбы с религиозным экстремизмом, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки, необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, мечетях и церквях, школах и высших учебных заведениях необходимо выявлять зачатки религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу среди верующих, объясняя и доказывая утопичность фанатичной идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Только на основе слаженной работы органов государственной власти, а также религиозных и иных общественных организаций, может быть создана новая, по-настоящему качественная система работы с населением. Данная система, с одной стороны, создаст условия для эффективного противодействия проникновению в общественное сознание идей религиозного экстремизма и нетерпимости, с другой -

культивирует в молодежной среде атмосферу межрелигиозного согласия и толерантности.

В завершении можно подвести некоторые итоги по исследуемой проблеме. Религиозный экстремизм - это оборотная сторона любой религии, направленная на жёсткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления. Для успешной борьбы с религиозным экстремизмом необходимо основательно заниматься мониторингом его проявлений и разработкой эффективных методов борьбы с ним. Приоритетом является создание осведомленности о политической и религиозной ситуации в стране; ориентация на занятие активной гражданской позиции, развитие гражданского самосознания и терпимости. Для предотвращения возникновения религиозного экстремизма в обществе в целом, необходимо, с одной стороны, эффективная борьба с существующими радикальными религиозными группировками, сектами и течениями; с другой - укрепление атмосферы межконфессиональной толерантности и взаимного уважения представителей различных религий.

Список использованных источников

1. Залужный А. Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия //Современное право. 2012. № 12. — С. 83.

2. Нуруллаев А.А Религиозно-политический экстремизм / А.А. Нуруллаев, ., Ал. А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. -2003. - № 4 - С. 83-92.

3. Залужный А. Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений //Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. — С. 91

4. Амирокова Р. А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 6. — С. 58.

5. Бурковская В. А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России // Мир юридической науки. 2009. — С. 45.

PROBLEM OF RELIGIOUS EXTREMISM: CAUSES AND SOLUTIONS

Simonova M.A., elkunov I.S.

Everyone knows that extremism in its most diverse forms poses a real threat to the entire world community, as well as to the national security of a State, its territorial integrity, constitutional rights and freedoms of citizens. Extremism hiding behind religious slogans is particularly dangerous. Terrorist actions, radical trends and calls to unite for the manifestation of aggression under a religious basis pose a danger to the state, society and man.

Keywords: Extremism, religious extremism, religion, denomination, terrorism, sect, politics, law, threat, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.