Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПРАВОВОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПРАВОВОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / РАДИКАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ КОРРУПЦИИ / ДЕСТРУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янбухтин Р. М.

Статья посвящена проблеме религиозного экстремизма. В статье анализируется российское законодательство в части определения понятий «экстремистская деятельность», «экстремистская идеология», уточняется понятие «религиозный экстремизм». Проблема экстремистской деятельности, связанной с религией, рассматривается с методологической позиции, в соответствии с которой анализ и исследование деструктивности такой формы поведения и коммуникационного общения предполагает осмысление не только мировоззренческих идей или теоретических программных построений экстремистской деятельности, но и выявление их потребностей, мотивов, интересов и целей, а главное, в чьих интересах они выступают в качестве средства решения социально-экономических и политических вопросов. С позиции междисциплинарного подхода раскрывается суть религиозного экстремизма, его содержание, основные элементы, а также определяются основные социально-психологические и социокультурные условия его возникновения и выделяются приоритетные направления противодействия данному деструктивному социально-психологическому явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS EXTREMISM: LEGAL AND SOCIOLOGICAL ASPECTS

The article is devoted to the problem of religious extremism. The article analyzes the Russian legislation in terms of defining the concepts of “extremist activity”, “extremist ideology”, and clarifies the concept of “religious extremism”. The problem of extremist activity related to religion is considered from a methodological point of view, according to which the analysis and study of the destructiveness of this form of behavior and communication involves understanding not only the ideological ideas or theoretical program constructions of extremist activity, but also identifying their needs, motives, interests and goals, and most importantly, in whose interests they act as a means of solving socio-economic and political issues. From the point of view of the interdisciplinary approach, the essence of religious extremism, its content, main elements are revealed, as well as the main socio-psychological and socio-cultural conditions of its occurrence are determined, and priority directions of countering this destructive socio-psychological phenomenon are identified.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПРАВОВОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

ных, бессмысленных и сюрреалистических соединений; различная структура предложений и т. д.

Обширные научные исследования в области уголовного сленга или жаргона в целом или сленга наркоманов в частно-

сти вносят значительный вклад не только в более успешный процесс борьбы с преступностью, как социально опасным явлением, но и развивают криминальную лингвистику как новую научную дисциплину.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова Е. А. К вопросу о выделении сленга в отдельный вид социолекта / Е. А. Петрова // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2008. № 4. С. 58-60.

2. Пелипас В. Е. О сленге наркоманов // Вопросы наркологии. 1999. № 2. С. 74-76.

3. Справочник полиграфолога. М.: Перо, 2015. 392 с.

© Шагиева Г. Р.

УДК 343.972:316.485(470)

Р. М. ЯНБУХТИН, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат социологических наук, доцент (г. Уфа)

R. M. YANBUKHTIN, Assistant Professor of the Chair of Social, Humanitarian and Economic Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Sociology, Associate Professor (Ufa)

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПРАВОВОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

RELIGIOUS EXTREMISM: LEGAL AND SOCIOLOGICAL ASPECTS

Аннотация. Статья посвящена проблеме религиозного экстремизма. В статье анализируется российское законодательство в части определения понятий «экстремистская деятельность», «экстремистская идеология», уточняется понятие «религиозный экстремизм». Проблема экстремистской деятельности, связанной с религией, рассматривается с методологической позиции, в соответствии с которой анализ и исследование деструктивности такой формы поведения и коммуникационного общения предполагает осмысление не только мировоззренческих идей или теоретических программных построений экстремистской деятельности, но и выявление их потребностей, мотивов, интересов и целей, а главное, в чьих интересах они выступают в качестве средства решения социально-экономических и политических вопросов. С позиции междисциплинарного подхода раскрывается суть религиозного экстремизма, его содержание, основные элементы, а также определяются основные социально-психологические и социокуль-

турные условия его возникновения и выделяются приоритетные направления противодействия данному деструктивному социально-психологическому явлению.

Ключевые слова и словосочетания: религиозный экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистская идеология, радикализм, идеология коррупции, деструктивная модель поведения, личность, традиционные ценности, культура.

Annotation. The article is devoted to the problem of religious extremism. The article analyzes the Russian legislation in terms of defining the concepts of "extremist activity", "extremist ideology", and clarifies the concept of "religious extremism". The problem of extremist activity related to religion is considered from a methodological point of view, according to which the analysis and study of the destructiveness of this form of behavior and communication involves understanding not only the ideological ideas or theoretical program constructions of extremist activity, but also identifying their needs, motives, interests and goals, and most importantly, in whose interests they act as a means of solving socio-economic and political issues. From the point of view of the interdisciplinary approach, the essence of religious extremism, its content, main elements are revealed, as well as the main socio-psychological and socio-cultural conditions of its occurrence are determined, and priority directions of countering this destructive socio-psychological phenomenon are identified.

Keywords and phrases: religious extremism, extremist activity, extremist ideology, radicalism, corruption ideology, destructive behavior model, personality, traditional values, culture.

Одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации является экстремистская деятельность радикальных религиозных и иных организаций, представляющих опасность для внутриполитической и социально-политической обстановки в обществе. В настоящее время насчитывается более 250 крупных религиозно-экстремистских организаций, число которых не уменьшается. Среди наиболее известных - «Аль-Каида», «Талибан», «Хазболла», «Братья мусульмане», «Исламское государство Ирака и Леванта», «Хисб-ут-Тахрир».

Религиозный экстремизм, представляя большую угрозу в современном мире, проявляется в форме масштабной войны, совершаемой на территории государств Сирии, Ирака с целью установления нового исламского государства, чиня насилие и террор в отношении местного населения и людей. Радикальные религиозные организации и новые религиозные движения и деструктивные культы, придерживаясь иных религиозных верований, используются в политике в качестве провокаторов, чьи действия направлены на дестабилизацию обстановки. В этом случае важной задачей государственных

органов и всего общества должно выступать активное противодействие данному деструктивному явлению.

О понимании важности противодействия религиозному экстремизму и его проявлениям в общественной жизни в деле обеспечения законности и правопорядка, национальной безопасности свидетельствует серьезность и последовательность мер, предпринимаемых Правительством и МВД Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35 ФЗ «О противодействии терроризму»; Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001 2005 годы).

Анализ литературы, посвященной проблеме религиозного экстре-мизма, свидетельствует о том, что здесь имеется немало проблем теоретического и практического характера, связанные с

определением понятия «религиозный экстремизм», вопросами проявления религиозного экстремизма, выявления, предупреждения и пресечения религиозной экстремистской деятельности (Л. А. Баширов, В. А. Бурковская, В. И. Власов, А. В. Дмитриев, А. В. Жу-равский, А. Г. Залужный, А. И. Кудрявцев, Е. Н. Плужников).

Несмотря на многообразие научных исследований, посвященных различным аспектам религиозного экстремизма, отсутствует единый подход к определению понятия «религиозный экстремизм», определяя наличие различных взглядов в понимании данного феномена, практику противодействия религиозной экс-тремисткой деятельности со стороны государственных, правоохранительных органов.

В связи с этим требуется вновь поднять вопросы, связанные с пони-манием сути религиозного экстремизма, раскрытием его содержания, элементов, определением условий возникновения и выделением приоритетных направлений противодействия данному деструктивному социально-психологическому явлению в Российской Федерации.

В действующем российском законодательстве отсутствует дефини-ция понятия «религиозный экстремизм». В частности, в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской дея-тельности» и Федеральном законе от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» имеются определения понятий «экстремистская деятельность» и «экстремистская идеология». Так, согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) понимается как насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуж-

дение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо пуб-личное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке

и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и мате-риально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [4].

В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» экстремистская идеология понимается как система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов [5].

Вместе с тем выделение основных признаков экстремистской дея-тельно-сти и экстремистской идеологии не позволяет четко и определенно выразить суть и содержание такого социокультурного феномена, как религиозный экстремизм, что, конечно, создает определенные сложности и трудности в практике определения, выявления, пресечения и предупреждения экстремистской деятельности, связанной с религией.

В литературе, посвященной вопросам экстремистской деятельно-сти, существуют различные подходы к определению понятия «религиоз-ный экстремизм». Среди ученых и экспертов, занимающихся рассмотре-нием данного феномена с позиции политологического, социологического, культурологического знаний, отсутствует четкое представление о том, что из себя представляет религиозный экстремизм и можно ли считать, что экстремизм может быть связан с религией, которая не может быть угрозой для общественных отношений. Поэтому есть мнение, что не существует такого явления, как религиозный экстремизм, и нет необходимости в употреблении самого термина.

Отсутствие единства в понимании проблемы религиозного экстре-мизма связано во многом с тем, что ученые и специалисты, занимаясь вопросами

определения, выявления, пресечения и предупреждения экстремистской деятельности, рассматривают данный вопрос с различных методологических позиций, предлагая свои методы в исследовании данного негативного явления, его определения.

В целях всестороннего рассмотрения религиозного экстремизма необходимо, прежде всего, раскрыть его сущность и природу. Для четкого и ясного представления религиозного экстремизма требуется уточнить определение «религиозного экстремизма».

Ясное и четкое понимание религиозного экстремизма становится возможным на основании уточнения содержания понятия «религиозный экстремизм», выделения его структурных компонентов, осмысления суть идеологии экстремизма, понимания смысла действий экстремистов, а также определения ключевых механизмов противодействия данной негативной формы отклоняющегося поведения и средства социального взаимодействия людей.

Существуют различные мнения исследователей о том, какое понятие наиболее удачно раскрывают феномен религиозного экстремизма. В энциклопедическом словаре А.П. Забия-ко представляет достаточно широкую трактовку этому явлению, определяя религиозный экстремизм как «тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении» [1, с. 1220-1221].

Следует заметить, что в литературе, посвященной проблеме понимания религиозного экстремизма, отмечаются известные трудности в его осмыслении. По мнению исследователей, все больше проявляются экстремистские явления в политической сфере общества, связанные с религиозными идеями, и потому данные

явления «не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм [3, с. 84].

Исследователи считают, что для более четкого уяснении сути рели-гиозной экстремистской деятельности необходимо использовать понятия «экстремизм в религии», «религиозно-политический экстремизм».

Вместе с тем нельзя упускать из виду, что любая экстремистская деятельность, в каких бы она сферах не проявлялась, всегда будет отли-чаться крайними взглядами, радикальными позициями и призывами. Вот почему религиозный экстремизм может быть тесно связан политическим и националистическим экстремизмом, выступая в качестве идеологической и организационной поддержки [6, с. 73].

Анализ и исследование деструктив-ности такой формы поведения и коммуникационного общения предполагает осмысление не только миро-воззренческих идей или теоретических программных построений экстремистской деятельности, но и выявление их потребностей, мотивов, интересов и целей, а главное, в чьих интересах они выступают в качестве средства решения социально-экономических и политических вопросов.

Важно ответить на вопросы, почему находятся последователи радикальных взглядов, особенно молодые люди, придерживаются идеологии экстремизма, прибегают к террору, используют насильственные средства и крайние меры, стремятся шантажом, угрозой и силой навязать свои представления и идеи? В чем причина экстремистских действий и поступков?

Самый простой ответ на эти вопросы связан с рассмотрением экс-тремиз-ма и терроризма в качестве феноменов, связанных с насилием и запугиванием населения, созданием атмосферы страха, паники. И если исследовать данные формы девиантного поведения только с этой позиции, то остается непонятным вопрос о самом главном механизме, де-

терминирующем поведение экстремиста и террориста.

Мы рассматриваем религиозный экстремизм как негативное соци-ально-пси-хологическое явление, в основе которого лежит непримиримая позиция, пропаганда радикальных идей. Религиозный экстремизм может быть связан с такими социально-психологическими явлениями, как недо-вольство, ненависть, агрессия.

Причем не менее важное значение в социальных отношениях при-надлежит идеологии, тем смыслам, идеям, ценностям, которыми руково-дствуются люди в своих поступках, действиях. Поэтому экстремизм и терроризм всегда имеют идеологическую основу. Экстремист выражает свое отношение к обществу в виде недовольства, ненависти, агрессии на окружающих. Вот почему действия экстремистов не имеют смысла без разработки и пропаганды экстремистской идеологии.

По мнению специалистов, «экстремистская религиозная идеология отличается от нормальной, не радикальной ее формы не содержанием религиозной догматики и не обрядностью, а специфическими акцентами религиозного сознания, которые актуализируют лишь некоторые стороны религиозной идеологии, переводя на задний план другие ее стороны» [2, с. 12].

На примере религиозно-политического движения «Хизб ут-Тахрир» можно видеть, что экстремистская идеология включает в себя ряд характерных признаков: основывается на «правильном» понимании проблем и противоречий современного общества, верном толковании религиозной доктрины или догматов веры, владении «истинным знанием», представлении об «идеальным государстве», исключительных путях и средствах его построения и воплощения в настоящее время. На основе таких элементов идеологии экстремизма строится непримиримая в социальной жизни позиция, исключающая размышления, диа-

лог, всестороннее обсуждение имеющихся проблем и противоречий.

Итак, религиозный экстремизм можно определить как непримири-мую кон-франтационную позицию, приверженность к крайним и нетерпимым взглядам, отрицание системы традиционных культурных и цивилизационных ценностей, моральных и религиозных норм, правил, агрессивная пропаганда своих «истинных» постулатов, ценностей, нацеленность на разрушение общепризнанных конституционных норм, препятствие для духовного совершенствования личности, сдерживание позитивных изменений и тенденций в общественной и государственной жизни.

Осмысление сути религиозного экстремизма, раскрытие не только мировоззренческих идей или теоретических программных построений экстремистской деятельности, но и выявление потребностей, мотивов, интересов и целей экстремистов вновь поднимает вопросы разработки четкой и ясной концепции национальной идеологии, развития системы моральных и правовых ценностей, вовлечения общественности к управлению государством, привлечения населения к диалогу, сотрудничеству, чтобы они могли активно участвовать в общественной и государственной жизни, вносить свой вклад в развитие общества и государства.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. О противодействии экстремистской деятельности [Текст]: Феде-ральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02.06.2021).

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 20. - Ст. 244. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.08.2019).

3. Забияко А.П. Экстремизм религиозный // Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006. С. 1220-1221.

4. Нуруллаев А. А., Нуруллаев Ал. А. Проблемы политического экстремизма в современном мире. / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Политология. 2003. №4. С. 83-92.

5. Плужников Е. Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России / Вестник РУДН, серия политология, 2010, №1. С.71 - 77.

6. Кадиева А.М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пу-ти преодоления : автореф. канд. филос. наук, 2008. - 22 с.

© Янбухтин Р. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.