Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА КАК ВЫЗЫВАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС В ОБЩЕСТВЕ'

ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА КАК ВЫЗЫВАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
религиозный экстремизм / терроризм / национальная безопасность / демократическое общество / идеология / religious extremism / terrorism / national security / democratic society / ideology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Канаев А.Б.

понятие религиозного экстремизма значительно шире: террористические методы нередко используются экстремистскими организациями для осуществления тех или иных целей. В политической сфере экстремизм выступает против сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами. Экстремизм и терроризм неразрывно связаны и неотделимы друг от друга, поэтому необходим тщательный и глубокий анализ такого явления, каким выступает терроризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RELIGIOUS EXTREMISM AS CASUSING A SOCIO-POLITICAL RESONANCE IN SOCIETY

The concept of religious extremism is much broader: terrorist methods are often used by extremist organizations to achieve certain goals. In the political sphere, extremism opposes the established state, public institutions and structures, seeking to undermine their stability, undermine and overthrow in order to achieve their goals, as a rule, by force. Extremism and terrorism are inextricably linked and inseparable from each other, so a thorough and in-depth analysis of such a phenomenon as terrorism is necessary.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА КАК ВЫЗЫВАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС В ОБЩЕСТВЕ»

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Канаев А.Б.

доктор политических наук, и.о,проф., декан факультета «Юриспруденции»

Кыргызско-Казахского университета

ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА КАК ВЫЗЫВАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: понятие религиозного экстремизма значительно шире: террористические методы нередко используются экстремистскими организациями для осуществления тех или иных целей. В политической сфере экстремизм выступает против сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами.

Экстремизм и терроризм неразрывно связаны и неотделимы друг от друга, поэтому необходим тщательный и глубокий анализ такого явления, каким выступает терроризм.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, терроризм, национальная безопасность, демократическое общество, идеология

Террористические проявления являются фактором политической дезорганизации. Они существенно усиливают борьбу общественных сил, используются ими в определенных политических целях. Террористами насильственно насаждается мировоззрение, идеология, свой образ жизни, которые идут вразрез с общепринятыми устоями жизни. Именно этим проявлениям свойственна большая острота. Их наличие значительно затрудняет благоприятное развитие государства, создает серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства.

Несомненно, главенствующую роль в противодействии феномену терроризма должны играть специальные и правоохранительные органы государства, своевременно выявляя и ликвидируя возникающие угрозы со стороны террористических организаций и отдельных их представителей и создавая безопасные условия для нормальной жизнедеятельности граждан, общества и государства. Тем более что, все спецслужбы мира, используя специфические средства и методы работы, кроме решения возложенных на них задач по противодействию угрозам национальной безопасности, осуществляют и функцию формирования благоприятных условий для экономического и социального развития своих государств.

В современных условиях глобализации, транснационализации и интеллектуализации всех форм преступности вопросы, связанные с терроризмом и религиозным экстремизмом, имеют большое значение, особенно в последнее время, когда масштабы террористических акций перешли все терпимые грани, создают угрозу безопасности не только в отдельном государстве, но и мировому сообществу, обретая общепланетарную значимость. Назрела острая необходимость разработки мер профилактики не только внутри государств с высоким террористическим риском, но и на межгосударственном и международном уровне.

В то же время одни силовые структуры страны не могут полностью устранить причины существования терроризма во всех его проявлениях. Для этого необходимы усилия всех государственных органов, общественности, представителей традиционных религиозных конфессий страны, средств массовой информации. Очевидно, что силовые методы в политике вызывают, как правило, ответную реакцию. Как отмечают специалисты: Опасность конфликтов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, оставаясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Религиозный экстремизм в крайних его проявлениях опасен для любого общества и с ним необходимо бороться. Не вдаваясь в содержание различных трактовок этого явления, следует признать, что это «общественное явление, сущность которого состоит в борьбе за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения цели крайние (радикальные) взгляды, меры, способы и формы деятельности». Религиозный экстремизм в последние годы приобрел угрожающие формы. Демократизация общества, отказ от принудительного насаждения атеистических взглядов, принципиально новые подходы во взаимоотношениях государства и религиозных общин способствовали существенным переменам в религиозной сфере, выразившимся в возрастании общего интереса населения к религии, активизации существующих в стране религиозных конфессий, появлении многочисленных новых движений, в том числе нетрадиционных для Кыргызстана.

После провозглашения суверенитета республики было объявлено реальное право каждого на свободу вероисповедания, проводилась лояльная политика по отношению к различным религиям. Государство делало все, чтобы максимально обеспечить невмешательство в дела церквей, мечетей, синагог и т.п.

В этих условиях особое беспокойство стали вызывать некоторые процессы, связанные с обозначившейся реальной угрозой национальным интересам Кыргызстана со стороны международных религиозно-экстремистских организаций, в ряде случаев поддерживаемых зарубежными правительственными и неправительственными структурами. В деятельности большинства религиозных движений экстремистского толка начало проявляться стремление закрепиться на территории нашего государства с тем, чтобы оказывать максимальное влияние не только на формирование идеологических ориентиров населения, но и на проводимую политику органов власти и управления. При этом многие религиозные экстремистские организации все более решительно вступают в противоборство с государственной властью и противоречия с действующим законодательством, негативно влияя на политическую, экономическую и социальную обстановку. Подтверждением этому служат события 2010-13 гг., связанные с акциями религиозных экстремистов на территории Кыргызстана. Стало очевидным, что необходимо уделять самое пристальное внимание противодействию их деятельности, носящей определенную угрозу устоям государства.

Как отмечают специалисты, на сегодняшний день одним из самых опасных и труднопрогнозируемых явлений стал религиозный экстремизм, представляющий серьезную угрозу региональной и национальной безопасности стран Центральной Азии. Активность экстремизма превратилась в целое политическое направление со своей идеологией, политическими целями, лидерами и таким образом окончательно оформился как политический фактор, действующий не на обочине, а в гуще происходящих событий.

Действительно, за последние годы исламский экстремизм превратился в серьезный фактор, обостряющий социально-политическую обстановку в странах Центральной Азии. Известно, что духовными лидерами исламских экстремистских группировок Центрально-Азиатский регион, в том числе территория Кыргызстана рассматривается как потенциальная база для дальнейшего распространения идей исламского радикализма и придания им статуса государственной идеологии под эгидой так называемого «Объединенного фронта исламистских террористических организаций».

Как отмечают исследователи, сложность определения содержания понятия религиозного экстремизма и высокая опасность его дальнейшего развития как вызова и угрозы стабильному существованию личности, общества и государства, диктует необходимость выработки всеобъемлющих, научно обоснованных, эффективных мер по снижению последствий проявления религиозного экстремизма в социуме.

Ломка существующих представлений о положении верующих и религии в Кыргызстане приводит нас к пониманию природы религиозного экстремизма как одной из форм развития религии, связанной с социальными процессами.

Вместе с тем экстремизм никоим образом не является исключительным достоянием мусульманской религии, он имеет место и среди христиан, и среди иудеев, и среди буддистов.

Например, классификацию современного проявления религиозного экстремизма по конфессиональному признаку приводит Д. Грац, генеральный секретарь Международной ассоциации религиозной свободы:

- исламистский, представители которого желают навязать законы шариата людям, исповедующим другие религии. На Молукских островах Индонезии 8000 христиан были убиты за последние несколько лет воинствующими исламистами;

- индуистский, адепты которого противостоят как мусульманам, так и христианам. Только за 1998 г, зафиксировано более 120 нападений на христианские церкви и школы Индии;

- буддистский, приверженцы которого стремятся воспрепятствовать переходу в христианство своих единоверцев. На Шри-Ланке в 2004 г, 150 христианских приходов подверглись нападениям буддистов;

- христианский, последователи которого совершают нападения на медицинские центры, в которых делают аборты. Протестантский евангелист Х. Линдсли, написал книгу «Покойная великая планета». Автор предсказывает войну между русско-арабским и американо-израильским блоками, которая завершается полным уничтожением арабов и русских и одной трети населения планеты вместе с ними.

Многие исследователи в своих высказываниях часто говорят об исламском фундаментализме, придавая ему негативные черты. Так, известный политолог запада С. Хантингтон отмечает: «В современных условиях наиболее существенным в политике исламизации является исламский фундаментализм, для которого характерны лозунги возвращения к «чистому исламу», освобожденному от западных наслоений, утверждение в обществе средневековых норм жизни. Значительное влияние исламского фундаментализма объясняется большими финансовыми возможностями государств, служащих его опорой, их огромными доходами от экспорта нефти, а также реакцией на вестернизацию в странах Востока.

Многообразие взглядов на фундаментализм - признание значимости этого явления. Фундаментализм пугает, поскольку он таит в себе мощный заряд тоталитаризма, грозящий уничтожить привычное для современного человека состояние внутренней и внешней свободы. Но вместе с тем фундаментализм обладает и необычайной притягательностью для многих обитателей современного мира, которым такая свобода представляется тяжким бременем и которые стремятся избавиться от необходимости самим принимать решения. Возвращение к религиозной традиции и принадлежность к сплоченной группе единомышленников дает таким людям возможность обрести идентичность, четкие духовные ориентиры и поддержку. Здесь встает вопрос о выборе ценностных приоритетов, поэтому борьба между фундаментализмом и секулярным гуманизмом и рационализмом имеет настолько острый характер.

Религиозный экстремизм самым тесным образом связан с терроризмом. Характеризуя исламский терроризм, главным источником распространения которого являются исламские общественно-религиозные организации Саудовской Аравии, Судана, Ирана, Пакистана и Афганистана, уместно использовать определение «самый» и «больше всех». Действительно, в последние 25 лет эти террористы являются самыми фанатичными и самыми активными. Они больше всех захватили заложников, больше всех убили людей, больше всех взорвали

бомб. И еще им больше, чем каким-либо другим террористам, удается влиять на международную политику.

В современном мире существует связь между политикой и религией. При этом опасность для светского государства может представлять активное вмешательство религии в государственную политику. Иногда религию можно рассматривать как часть политики, например, сближение с Русской Православной церковью и поиск примирения с другими конфессиями России являлось важной частью политического курса В.В. Путина и Д.А. Медведева. В свою очередь, политическая деятельность является частью деятельности ряда религиозных деятелей. Исламские фундаменталисты вообще рассматривают политическую борьбу за достижение своих целей, включая священную войну против «неверных», как необходимое для каждого правоверного мусульманина соблюдение заповедей Корана. В данном случае можно сказать, что политика является частью религии.

События последних лет, происходящие в различных государствах мира, говорят о том, что возникающие социальные, межэтнические и межконфессиональные конфликты все чаще сопровождаются насилием и крайним проявлением терроризма и экстремизма. Данная проблематика приобретает угрожающий характер и в центрально-азиатском регионе, где международные террористические организации пытаются реализовать программу действий по построению исламского халифата. Предпринимаются попытки создания опорных пунктов и в Кыргызстане.

Деятельность различных экстремистских религиозных организаций, пытающихся использовать насильственные, террористические методы, является реальным источником напряженности в центрально-азиатском регионе. При этом, совершенно справедливо мнение, что «тенденция роста и распространения экстремистских идей и настроений обуславливается наличием и возникновением целого ряда межгосударственных и внутренних конфликтных факторов политического, социально-экономического, территориального, исторического, национального, религиозного и иного характера».

На сегодняшний день терроризм и религиозный экстремизм трансформировался в религиозный преступный синдикат, который на вооружение взял всевозможные, изощренные методы для достижения своих целей. Захват заложников, киднепинг, массовое убийство, вербовка, психологическое программирование, зомбирование - вот не полный арсенал, используемый радикальными религиозными организациями.

В современных условиях опасность заключается и в том, что радикальные идеи и лозунги проникают и в традиционные течения ислама. Как отмечают эксперты, «наиболее сильно влияние экстремистских течений идет через сеть образовательных учреждений, создаваемых на средства зарубежных организаций, и через различную экстремистскую литературу». Часто радикальные исламские лозунги использует и политическая оппозиция.

Деструктивные религиозные организации, как правило, имеют тесную связь с деятельностью террористических групп. Факторами, потенциально превращающими некоторые деструктивные религиозные организации в криминальные сообщества, а в наихудшем варианте - в террористические группы, по ее мнению, являются:

1. Жесткая иерархическая структура, строгая дисциплина и беспрекословное повиновение лидерам.

2. Наличие значительных финансовых средств, что дает возможность широко использовать подкуп отдельных должностных лиц при подготовке террористического акта и обеспечивает высокий уровень технической подготовки планируемой акции.

3. Конспирация, взаимная слежка среди адептов, наличие собственной службы безопасности. Это сводит к минимуму или полностью исключает возможность утечки информации о готовящемся террористическом акте и затрудняет последующее расследование властями деятельности культа.

4. Контроль сознания адептов, вплоть до превращения части из них в «роботов», запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов, включая готовность отдать свою жизнь «во имя целей культа».

5. Специальная подготовка адептов (методы шпионажа, конспирации, слежки, ухода от слежки, поведения при аресте и пр.).

6. Высокая мобильность некоторых деструктивных религиозных организаций, крайне затрудняющая в критической ситуации задержание руководства и адептов, подозреваемых в преступной деятельности.

7. Подготовка адептов к столкновению с правоохранительными органами, вплоть до изучения соответствующих законов и т.п.

Особенностью Кыргызстана является наличие в ней больших групп населения, исповедующих разные религии (православие, ислам, католицизм и др.). В условиях возникновения своего рода религиозного вакуума в постсоветский период (как известно, досуверенный период всех бывших субъектов союзного государства характеризовался усиленной атеистической деятельностью), возросла опасность заполнения этого вакуума нетрадиционными конфессиями, усиления деятельности тоталитарных сект и роста религиозного экстремизма. При этом на фоне радикализации части мусульман мирового сообщества существенно активизировались международные и локальные террористические и экстремистские организации, которые включают в сферу своего воздействия и территорию Кыргызстана. Все это является потенциальным источником напряженности в религиозной сфере, способным вызвать серьезные общественные коллизии, вплоть до террористических актов. Искусственное обострение межконфессиональных противоречий, их наложение на этническое своеобразие граждан может представлять собой угрозу единству страны и ее национальной безопасности.

Одна из отличительных особенностей современного терроризма и экстремизма состоит в том, что он является инструментом реализации на практике идеологии конкретных сил, действующих в политической, социальной и экономической сферах и пытающихся использовать потенциал терроризма для достижения своих целей. При этом они апеллируют имеющимися противоречиями и столкновениями интересов различных слоев населения, имеющими место недостатками политических и экономических решений государственной власти.

Повышенная опасность терроризма и религиозного экстремизма заключается в том, что в результате действий террористов и экстремистов страдают ни в чем не повинные люди, дестабилизируются обстановка в стране и нормальное функционирование государственных органов, нарушается общественная безопасность и у граждан возникает обеспокоенность из-за своей беззащитности перед лицом насилия. По сути, действия террористов и экстремистов направлены на устрашение населения и достижение определенных политических целей, вплоть до изменения государственного устройства страны.

Очевидно, что терроризм не сможет существовать, не имея финансовой и материальной подпитки. Как отмечают ученые, «не стремясь к финансовой выгоде как к конечной цели, международные террористические группы, тем не менее, нуждаются в деньгах для привлечения новых сторонников, обеспечения поддержки на местах и за границей». В этой связи, важнейшим аспектом борьбы с терроризмом является ликвидация каналов финансирования террористических групп и организаций.

К сожалению, сращивание террористических и экстремистских группировок с организованными преступными сообществами значительно усугубляет ситуацию в обществе и государстве и представляет серьезную опасность для национальной безопасности страны.

Характерной особенностью современного терроризма и религиозного экстремизма стало широкое использование террористическими и экстремистскими организациями средств массовой информации, а также такого вида как всемирная компьютерная сеть «Интернет».

Интернет служит «источником получения практически любых необходимых сведений: от предложений потенциальных поставщиков оружия и необходимых технических средств до инструкций о создании бомб. С его помощью можно перевести необходимые финансовые средства или получить их, собирая пожертвования либо взламывая банки, можно вербовать наемников и осуществлять пропаганду и, наконец, посредством глобальной сети возможно быстро и малыми затратами нарушить нормальное функционирование любого объекта гражданской или военной инфраструктуры». К ряду преимуществ использования сети Интернет, террористическими организациями, также можно отнести: доступность, анонимность, широкую аудиторию, высокую скорость передачи информации, дешевизну стоимости пользования всемирной паутиной и создание различных сайтов.

По мнению авторитетных экспертов, сегодня одним из наиболее сложных моментов в противодействии терроризму и экстремизму является место, роль и поведение СМИ. Еще в 1986 г. в докладе специальной правительственной группы США по борьбе с терроризмом было сказано: Среди факторов, способствующих росту инцидентов, следует отметить успехи террористов в получении широкой рекламы и оказанию влияния на возможно более многочисленную аудиторию.

Средства массовой информации, являясь четвертой ветвью власти, оказывают огромное влияние на все сферы общества. Средства массовой коммуникации, будучи формами распространения оного из ценнейших ресурсов - информации, не просто ее передают, а целенаправленно формируют общественное сознание, мнения, взгляды, стереотипы и поведение населения. В связи с этим рождается острая необходимость использования уникальных возможностей СМИ со стороны государства в противодействии негативным явлениям современности, в том числе и распространению радикальной идеологии, международному терроризму. Так как в свою очередь средства массовой информации уже в отрицательных целях используются террористами и религиозными экстремистами.

В демократическом обществе СМИ реализуют право граждан на свободу слова и для них нет запретных тем, в том числе и по проблемам религиозной жизни. В то же время, как справедливо отмечают ученые, «средства массовой информации должны руководствоваться принципом политической корректности - принципом реального обеспечения каждому подлинной возможности самовыражения без нарушения прав и ущемления достоинства других лиц. Основываясь на принципе политкорректности, СМИ способны вытеснить из сознания людей установки ксенофобии, агрессии, насилия, утвердить уважение прав личности, нравственность, взаимное доверие».

Литература:

1. Абдулина З.А. Философские основания религиозного экстремизма// Религиозный экстремизм: истоки, реальность и социально-правовые превенции. - Алматы: РИО Академии КНБ РК, 2001. - С. 128-129.

2. Бояр-Созонович Т.С. Международный терроризм: Политико-правовые аспекты. - Киев. 1991. С. 23-28.

3. Гаджикович Р.М. Терроризм и пропаганда// Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма, 1947. № 4. С. 161.

4. Грац Д. Современный мир и религиозная свобода// Свобода религии, нравственность и ответственность в российском обществе: Материалы научно-практической конференции. -М., 2005. С. 34-35.

5. Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М., 1998. С. 125-126.

6. Журавский А.В. Религиозный экстремизм и фундаментализм: проблемы дефиниций. URL: http /www.religare.ru/article2269.htm (дата обращения: 1.07.2023).

7. Иванов В. Религиозный экстремизм: социальные и идеологические аспекты

проблемы// Религиозный экстремизм: истоки, реальность и социально-правовые превенции: Сборник материалов научно-практической конференции 23-27 апреля 2001 г. Ч.1. - Алматы: РИО Академии КНБ РК, 2001. С. 137 - 150.

8. Коробов А.А. Иммиграционный аспект политического терроризма в России// Власть, 2005. № 9. С. 11-17.

9. Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения// Социологические исследования, 1993. № 8. С. 33.

10. Мамаюсупов О.Ш., Канаев А.Б. и др. Ислам в Кыргызстане: тенденции развития. -Ош, 2004. - 350 с.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. - М., 1984. 2-е изд. Т. 6. С. 114.

12. Михеев В.В. Логика глобализации и интересы России// Proect Contra, 1999. Т. 4. № 4. -С. 49.

13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2004.

14. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. - М., 2002. С. 10-12.

15. Шестопал Е.Б. Психология политического терроризма. - Ростов-н/Д., 1996. С. 139.

THE PROBLEM OF RELIGIOUS EXTREMISM AS CASUSING A SOCIO-POLITICAL

RESONANCE IN SOCIETY

Kanaev A.B.

Doctor of Political Sciences, acting, prof. Dean of the Faculty of Jurisprudence, Kyrgyz-Kazakh University

Abstract: The concept of religious extremism is much broader: terrorist methods are often used

by extremist organizations to achieve certain goals. In the political sphere, extremism opposes

the established state, public institutions and structures, seeking to undermine their stability,

undermine and overthrow in order to achieve their goals, as a rule, by force.

Extremism and terrorism are inextricably linked and inseparable from each other, so a thorough

and in-depth analysis of such a phenomenon as terrorism is necessary.

Key words: religious extremism, terrorism, national security, democratic society, ideology

Для цитирования: Канаев А.Б. Проблема религиозного экстремизма как вызывающий социально-политический резонанс в обществе// Архонт, 2023. № 3(36). С. 60-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.