Научная статья на тему 'Проблема редукции труда'

Проблема редукции труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубахин Алексей Максимович, Вишнякова Татьяна Владимировна

Редукция труда это объективно обоснованное сведение труда разнокачественного к труду однородному; это определение величины абстрактного труда, содержащейся в том или ином конкретном виде. Редукция труда осуществляет две функции: позволяет завершить расчеты общественной трудоемкости продукции в приведенных единицах и служит основой многообразных экономических расчетов в соответствии с задачами народно-хозяйственного планирования. Рассматривается методические подходы при определении коэффициентов редукции специалистов высшей квалификации, коэффициент сложности промышленного труда по отношению к сельскохозяйственному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF REDUCTION OF LABOR

The reduction of labor is objectively proved bringing of work of different quality to work homogeneous; this is definition of the amount of the abstract work containing in this or that specific type. The reduction of work carries out two functions: allows to finish calculations of public labour input of production in equivalent units and forms the basis of diverse economic calculations according to problems of economic planning. Considered are the methodology approaches at definition of factors of the reduction of experts of the top skills, factor of complexity of industrial work in relation to agricultural one.

Текст научной работы на тему «Проблема редукции труда»

УДК 331 А.М. Зубахин,

Т.В. Вишнякова ПРОБЛЕМА РЕДУКЦИИ ТРУДА

В новых условиях воспроизводства исследование проблемы редукции труда требует принципиально новой постановки и новых методических решений.

Существующие в настоящее время подходы к оценке труда характеризуются недостаточно высокой теоретикометодологической проработанностью и в большинстве своем основаны на представлениях, сформировавшихся в прежней экономической системе.

При изучении конкретных вопросов уровня и динамики затрат живого труда и прошлого труда анализируется только количественный их аспект и не исследуется аспект качественный. В результате остается нераскрытой сущность категорий, основывающихся на учете непосредственно общественного труда, что приводит к смешению или противопоставлению показателей себестоимости, издержек производства, стоимости и др. С другой стороны, при исследовании качественного аспекта проблемы часто игнорируются сложности методологии, а также методики реального учета и измерения полных общественных издержек производства.

Решение ряда сложных плановоэкономических задач предполагает приведение всех видов труда разной сложности к сопоставимому качеству. Это особенно важно при оценке экономической эффективности новой техники, новых технологических процессов и т.д., так как с их внедрением обычно повышается удельный вес квалифицированного труда. Эффективность может оказаться завышенной, если ее оценивать по совокупным затратам без редукции. Редукция необходима и при обосновании цен на базе соотношений совокупных затрат труда [1].

Проблеме изучения редукции труда уделяли внимание многие советские ученые: Я.И. Гомберг, К.И. Куровский, П.С. Мстиславский, С.Г. Струмилин, А.Я. Боярский, И.И. Дорошин, А.М. Га-таулин и др. Некоторые постановочные

вопросы этой проблематики носят дискуссионный характер.

К.И. Куровский дает следующее определение редукции труда: «Редукция труда — это объективно обоснованное сведение труда разнокачественного к труду однородному; это определение величины абстрактного труда, содержащейся в том или ином конкретном виде» [2].

Редукция труда — объективный процесс сведения сложного труда к простому. Всякий труд в зависимости от своего содержания различается по степени сложности. Сложный труд сопряжён с дополнительными затратами на подготовку квалифицированной рабочей силы и с повышенным её расходом в процессе производительного применения. В единицу времени сложный труд создаёт большую стоимость, чем труд простой. Сравнительно сложный труд — это возведённый в степень, или помноженный, простой труд. При обмене товаров, являющихся продуктами простого и сложного труда, меньшее количество сложного приравнивается к большему количеству простого труда. «Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда» [1].

С редукцией труда связаны две основные задачи: расчёт народно-хозяйственной трудоёмкости продукции в приведённом времени (для совершенствования межотраслевого баланса затрат труда, сравнительного анализа цен и трудоёмкости продукции и других важных экономических расчётов); разработка квалификации различных видов труда по степени сложности (для совершенствования тарифно-квалификационных справочников работников — важного механизма организации заработной платы и обеспечения единства в распределении по труду)[3].

Труд измеряется своей продолжительностью — в днях, часах. Но, как указывал К. Маркс, чтобы к труду можно было прилагать эту меру, все его виды должны быть сведены к среднему или простому труду, как их единству. «День простого труда, — писал К. Маркс, — не есть мера стоимости, если имеются другие рабочие дни, которые относятся к дням простого труда как дни сложного труда».

Процесс редукции — это сведение труда более высокого качества к труду среднего качества. Неправомерно понимать этот процесс как сведение сложного труда к простому без всякого качества или к труду, не требующему никакой квалификации. Простой труд не лишен качества, и качество его в динамике не остается постоянным. Переход населения страны ко всеобщему восьмилетнему, а затем и ко всеобщему среднему образованию — наглядное свидетельство повышения качества простого труда. К. Маркс, рассматривая категорию простого труда, отмечает, что это «труд, которому может быть обучен каждый средний индивидуум». При этом в качестве обозначения простого труда он употребляет термин «средний общественный труд», указывая, что «в каждом процессе образования стоимости высший труд всегда должен сводиться к среднему общественному труду» [1].

Существуют различные методы исчисления коэффициента редукции: сравнение общественно необходимых затрат труда на подготовку работников с учётом их квалификационного уровня; соотношение тарифных ставок (заработной платы) работников различных квалификационных групп; сравнительный анализ сложности функций и факторов трудового процесса (аналитический метод в технологическом варианте) и другие.

Наибольшее распространение получила редукция труда по соотношениям заработной платы, предложенная академиком С.Г. Струмилиным еще в 20-е годы прошлого столетия. Конкретные расчеты коэффициентов редукции по соотношениям заработной платы проведены И.И. Дорошиным, Р.А. Белоусовым и др.

К этой концепции близка точка зрения, согласно которой редукция труда осуществляется на основе соотношений тарифных коэффициентов (В.С. Немчинов, И.С. Малышев, В.А. Соболь). Положительной стороной данных подходов является простота методов определения коэффициентов редукции, доступность используемой в расчетах информации. В то же время различные соотношения заработной платы или тарифных коэффициентов не отражают в полной мере качественные различия труда. Так, при дифференциации оплаты, безусловно, учтены различия в качестве труда, но связь между уровнем оплаты и качеством труда носит более сложный характер. Во-первых, заработная плата зависит от ряда факторов, не связанных с качеством труда (стимулирование привлечения труда в наиболее важные в данный период для народного хозяйства отрасли и т.п.); во-вторых, степень дифференциации заработной платы выражена гораздо слабее, чем степень различий в качестве труда в связи с условиями воспроизводства квалифицированной рабочей силы, поскольку эти издержки в основном несет само общество. Кроме того, строго говоря, не дифференциация заработной платы является основой редукции труда, а напротив, редукция труда должна служить научной основой дифференциации его оплаты [1].

Качество труда, степень его сложности определяются, с одной стороны, квалификацией работника, с другой — степенью развития самого труда (механизированный, автоматизированный труд и т.д.), обусловливающей в значительной мере его интенсивность и целесообразность.

Труд приобретает более высокое качество благодаря определенным издержкам общества на подготовку квалифицированного работника (включая издержки самого обучающегося на повышение и поддержание квалификации). Поэтому наиболее обоснованным является метод редуцирования труда на основе учета различий в издержках общества на воспроизводство квалифицированной рабочей силы. Кроме того, своеобразным способом увеличения массы труда в единицу времени является его интенсивность. С учетом этих

факторов практически можно построить определенную шкалу коэффициентов редукции сложного труда в простой средний.

Данную концепцию разделяют большинство экономистов, хотя существуют некоторые различия в методических подходах при конкретном определении коэффициентов редукции. В наиболее развернутой форме рассматриваемая концепция была дана К.И. Куровским. В основу редукции труда, пишет К.И. Ку-ровский, «можно положить общие затраты на образование и профессиональную подготовку рабочей силы и затраты, связанные с ее применением».

А.М. Гатаулин при осуществлении процесса редукции труда учитывал, что различия в квалификации в основном формируются за счет профессиональной подготовки, специального обучения в вузах, разнообразных форм повышения квалификации. Поэтому при определении коэффициентов редукции он учитывал только издержки общества и обучающегося на приобретение определенной квалификации и ее поддержание. Общая логическая схема определения затрат рабочего времени на подготовку специалиста с высшим образованием (без издержек на общее среднее образование) согласно теории А.М. Гатаули-на состоит из следующих затрат: времени самого обучающегося; государства на обучение одного студента в единицах рабочего времени простого труда; время на периодическое повышение квалификации в период трудовой деятельности специалиста. Таким образом, коэффициент редукции составляет 1,39, т.е. издержки воспроизводства труда данной квалификации в 1,39 раза выше соответствующих издержек среднего простого труда. Коэффициент редукции, полученный К.И. Куровским путем сопоставления издержек на воспроизводство квалифицированной рабочей силы, составил 1,5.

На первый взгляд, качественные различия между высококвалифицированным и простым средним трудом не очень значительны. Но не следует смешивать различия в издержках на воспроизводство с эффективностью затрат на воспроизводство квалифицированного труда. В данном случае развитый благодаря специальной подготовке человеческий ин-

теллект выступает в качестве своеобразного усилителя — относительно малые издержки окупаются значительным повышением производительности труда [1].

По нашему мнению, для осуществления процесса редуцирования труда специалистов высшей квалификации недостаточно учитывать только затраты, предложенные А.М. Гатаулиным (затраты времени самого обучающегося; затраты государства на обучение одного студента; время на повышение квалификации в период трудовой деятельности специалиста), так как они отражают лишь часть затрат на подготовку специалистов.

При определении коэффициентов редукции структура полных затрат на подготовку специалистов высшей квалификации должна содержать следующие элементы:

- расходы государства из федерального бюджета по финансированию деятельности высших учебных заведений;

- расходы из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- расходы из бюджетов на финансирование научно-исследовательской деятельности;

- расходы предприятий и организаций на целевую контрактную подготовку специалистов, проведение учебной и преддипломной практик, частичное возмещение затрат на обучение и выплату стипендий;

- затраты семейного бюджета на обучение одного из членов семьи в вузе (питание, проживание, коммунальные платежи, учебные расходы, одежда, обувь и др.);

- затраты самого обучающегося на получение специальности (обучение в специализированных школах, подготовительные курсы, досрочные экзамены, тестирование, потеря потенциального заработка в процессе обучения). Во время обучения студента обычно рассматривают как «иждивенца», который находится на содержании семьи и государства. Однако на уровне обыденного сознания можно признать, что учеба — это тоже труд, имеющий свои специфические черты, и, соответственно, определенный статус и количественное измерение. Учеба сопровождается активной работой мозга, затратами нервов,

физических сил человека. В процессе обучения студент развивает имеющийся у него интеллектуальный потенциал, кругозор, эрудицию. Итогом обучения является специалист высшей квалификации, обладающий определенным спектром качеств.

Учет вышеперечисленных затрат позволит осуществить процесс редуцирования более качественно и точно.

Финансирование системы профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» является многоканальным и осуществляется за счет средств федерального, регионального и муниципального (местного) бюджета, а также за счет средств внебюджетной деятельности при ведущей роли бюджетного финансирования. На основе бюджетного финансирования обеспечиваются приоритетность образования в государственной политике, сохранение единого образовательного пространства, а также гарантии равных возможностей граждан в получении высшего образования на конкурсной основе. Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных средств.

Роль образования на современном этапе определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству. На первое место среди факторов развития человечества и человеческого потенциала вы-

двигается образование. Высшее образование выступает как необходимый элемент, как один из факторов ускорения научно-технического прогресса и повышения общественной производительности труда в любой общественноэкономической формации, что и обуславливает выделение обществом необходимых и достаточных средств на развитие высшей школы с помощью тех или иных механизмов [4].

Средняя продолжительность трудовой деятельности за вычетом отпусков составляет 385 месяцев чистого рабочего времени. Отсюда коэффициент редукции составит (354 + 385)/385 = 1,92. Следовательно, издержки воспроизводства труда данной квалификации в 1,92 раза выше соответствующих издержек простого труда.

Коэффициент редукции труда, полученный в наших расчетах, превышает показатель данного коэффициента, рассчитанный А.М. Гатаулиным в конце ХХ века. Это свидетельствует о том, что в настоящее время издержки общества и обучающегося на приобретение определенной квалификации и ее поддержание значительно увеличились, труд квалифицированного труда стал более качественным по отношению к простому

труду.

Проблема редукции — межотраслевая проблема. При исследовании полных общественных издержек производства первостепенный интерес представляют соотношения сложности промышленного и сельскохозяйственного труда. Качественные различия труда здесь обусловливаются имеющимися различиями в квалификации работников.

Таблица

Затраты рабочего времени на подготовку специалиста с высшим образованием

Наименование затрат Затраты, человеко-месяц

Затраты времени самого обучающегося 60

Затраты государства на обучение одного студента 273

Время на периодическое повышение квалификации 21

Итого 354

Приближенно можно оценить степень различий в среднем качестве промышленного и сельскохозяйственного труда. Коэффициент сложности промышленного труда рассчитывается по следующей схеме: численность работников иной категории (^) взвешивается средними издержками воспроизводства данной квалификации (р^ в человеко-часах и определяется средняя величина издержек воспроизводства квалифицированной рабочей силы в расчете на работника, занятого в промышленности: рпр = £р; п / 2Л Аналогичная величина исчисляется и по отрасли сельского хозяйства (рсх). Отношение рпр/рсх представляет собой коэффициент сложности промышленного труда по отношению к сельскохозяйственному. Близкий к этому коэффициент получается и при сопоставлении среднего образовательного уровня работников промышленности и сельского хозяйства.

По расчетам М.Ф. Ковалевой, коэффициент средней сложности труда в разных отраслях промышленности в среднем составил 1,44; в сельском хозяйстве — 1,2. И.И. Дорошин по соотношениям заработной платы получил средний коэффициент по промышленности, равный 1,38, по сельскому хозяйству — 1,067, т.е. их соотношения составили 1,3. В расчетах А.М. Гатаули-на коэффициент редукции промышленного труда получен в размере 1,31.

Близость относительных коэффициентов сложности промышленного и сельскохозяйственного труда, полученных экономистами на основе разных методов, свидетельствует о практической значимости этих величин при решении исследовательских задач.

Различия в качестве труда наблюдаются не только по отраслям народного хозяйства, но и в производстве отдельных видов продукции. С этим связана необходимость соизмерения разнокачественного труда и внутри самой отрасли.

Практическое осуществление редукции разнокачественного труда по производству отдельных видов продукции — сложная задача, так как ее решение осуществляется на основе данных о составе фактически затраченного труда по всем производствам. Организация столь детального учета нецелесообразна. За-

служивает внимания методика редуцирования труда, рассмотренная А.М. Га-таулиным, в соответствии с которой доля квалифицированного труда в производстве отдельных сельскохозяйственных продуктов определяется на базе косвенных расчетов, исходя из удельного веса механизированных работ и доли труда специалистов в общих затратах сельскохозяйственного труда по производству данной продукции.

Алгоритм расчетов строится следующим образом.

Во-первых, определяются общие затраты квалифицированного труда в целом по хозяйству (труд специалистов, инженерно-технических работников, механизаторов).

Во-вторых, исчисляется количество квалифицированного труда по видам продукции на основе четко проявляемой связи между расходами на горючее и смазочные материалы, уровнем механизации и уровнем сложности труда. С этой целью вычисляются коэффициенты соотношения, отражающие количество человеко-часов квалифицированного труда на производство данной продукции в расчете на один рубль затрат на горючее и смазочные материалы.

В-третьих, определяется количество квалифицированного труда в человекочасах и их удельный вес в общих затратах труда по видам продукции.

В-четвертых, рассчитывается средний коэффициент редукции, отражающий сложность сельскохозяйственного труда по производству данной продукции, как сумма произведений долей квалифицированного и неквалифицированного труда и соответствующих коэффициентов сложности.

Средний коэффициент редукции по н ной культуре определяется как средняя арифметическая коэффициентов редукции промышленного и сельскохозяйственного труда с взвешиванием по соответствующим массам труда. Аналогичным образом рассчитывается масса редуцированного труда по всем видам продукции [1].

Таким образом, редукция труда осуществляет две функции: она позволяет завершить расчеты общественной трудоемкости продукции в приведенных единицах и служит основой многообразных экономических расчетов в соот-

ветствии с задачами планирования, осуществляемого на предприятиях реального сектора экономики.

Библиографический список

1. Гатаулин А.М. Издержки производства сельскохозяйственной продукции / А.М. Гатаулин. М., 1983.

2. Куровский К.И. Проблема измерения качества труда / К.И. Куровский / / Экономика. 1977.

3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров М: Советская энциклопедия, 1987.

4. Арыкова И.А. Организационноэкономический механизм управления подготовкой специалистов для предприятий агропромышленного комплекса: монография / И.А. Арыкова, А.М. Зу-бахин. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2005.

+ + +

УДК 331.5:334.75 М.В. Носкова

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРАРНОГО РЫНКА ТРУДА

При переходе отраслей народного хозяйства к рыночной модели экономического развития одной из наиболее сложных проблем является формирование и функционирование рынка труда. Для поиска путей разрешения создавшейся ситуации автором была предпринята попытка более пристального изучения механизма функционирования аграрного рынка труда, а именно детального изучения факторов, оказывающих разную степень воздействия на процесс его формирования, что и послужило предметом наших теоретических изысканий.

Рынок труда — это сложная общественно-экономическая сфера функционирования трудовых ресурсов в различных отраслях народного хозяйства.

Рынок труда — это не только совокупность социально-экономических условий использования работников, но и специфический общественный механизм, реализующий широкий круг экономических, правовых, социальнотрудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению равенства интересов между трудящимися, предпринимателями и государством [1].

Исходя из вышеизложенного автор считает, что рынок труда — это система взаимосвязанных и взаимозависимых общественных отношений (правовых, социальных, экономических, психологи-

ческих, трудовых норм и др.), обеспечивающая расширенное вос-

производство и эффективное использование трудовых ресурсов в отраслях (и сферах) народного хозяйства.

Специфика рынка труда определяется особенностью «товара», который на нем представлен. Как фактор производства труд отличается от других факторов, то есть земли и капитала, тем, что является функцией жизнедеятельность человека. В процессе производства благ работник затрачивает физическую, психическую и умственную энергию [2].

Таким образом, труд неотделим от человека, он является формой жизнедеятельности личности, и, следовательно, труд не может быть объектом купли-продажи в свободном обществе. Свободный труд человека не может быть продан, но человек может быть лишен права на труд в зависимости от объективных или субъективных обстоятельств.

Как справедливо заметил Ф.А. Хайек, «...появление важного элемента этой свободы — свободы индивидов или подгруппы преследовать свои особые цели в зависимости от имеющихся у них различных знаний и навыков, стало возможным не только благодаря закреплению за отдельными лицами контроля над разнообразными средствами производства, но и благодаря еще одному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.