Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СОБЫТИЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА'

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СОБЫТИЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ОНЛАЙН / ИНСТРУМЕНТЫ / НОВАЯ АНТРОПОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ / EVENT COMMUNICATIONS / ONLINE / TOOLS / ANTHROPOTECHNICAL REALITY / CRISIS / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пряхина Анна Валентиновна

В статье рассматриваются инструменты реализации событийных коммуникаций в онлайн-среде. Уделяется внимание инструментам, которые появились и продолжают совершенствоваться как результат адаптации к новой антропотехнической реальности и кризису, вызванными пандемией COVID-19. Перечисляются достоинства и недостатки онлайн-мероприятий с опорой на исследования и кейсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE REALIZATION OF NET SOCIOCULTURAL EVENT-RELATED COMMUNICATION IN A CRISIS SITUATION

The article discusses the tools of implementing event communications in online environment. Attention is paid to the tools that have appeared and are being improved as a result of adaptation to the new anthropotechnical reality caused by the COVID-19 pandemic. The identification of advantages and disadvantages of online events is based on research and case studies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СОБЫТИЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА»

УДК 009 ББК 87.8 ГРНТИ ВАК 24.00.01

А.В. Пряхина Санкт-Петербург, Россия

Проблема реализации сетевой социокультурной событийной коммуникации в ситуации кризиса

Аннотация. В статье рассматриваются инструменты реализации событийных коммуникаций в онлайн-среде. Уделяется внимание инструментам, которые появились и продолжают совершенствоваться как результат адаптации к новой антропотехнической реальности и кризису, вызванными пандемией COVID-19. Перечисляются достоинства и недостатки онлайн-мероприятий с опорой на исследования и кейсы.

Ключевые слова: событийные коммуникации, онлайн, инструменты, новая антропотехническая реальность, кризис, пандемия.

Problem of the Realization of Net Sociocultural Event-related Communication

in a Crisis Situation

Abstract. The article discusses the tools of implementing event communications in online environment. Attention is paid to the tools that have appeared and are being improved as a result of adaptation to the new anthropotechnical reality caused by the COVID-19 pandemic. The identification of advantages and disadvantages of online events is based on research and case studies.

Key words: event communications, online, tools, anthropotechnical reality, crisis, pandemic.

Постановка проблемы

Современная индустрия событийных коммуникаций, как и многие другие отрасли бизнеса, существенно пострадала вследствие вспышки СОУГО-19 в марте 2020 года. Участники рынка специальных событий столкнулись с вынужденной отменой и переносом мероприятий, что уже лишило их доходов и в конечном итоге может привести к ликвидации многих компаний. Согласно маркетинговому исследованию, проведенному Выставочным научно-исследовательским центром (ВНИЦ) Я&С, при сохранении в России ограничений на проведение мероприятий до конца июня 2020 года суммарные убытки отрасли могут составить около 73,2 млрд рублей (45% от общего объема рынка) [Электронный ресурс: https://roscongress.org/upload/medialibrary/25d/Issledovanie-COVID_19.pdf]. Для того чтобы преодолеть этот этап с минимальными потерями и остаться на рынке, ивент-агентствам необходимо адаптироваться к новым условиям и предложить услуги, востребованные во время кризиса. Причем необходимо учитывать как экономический, так и антропотехнический параметр в сложившейся кризисной ситуации.

История вопроса и обзор литературы

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ключевые вопросы гуманитарного знания направлены на прикладной аспект. Феноменология «события» обретает новое видение в контексте развития практики событийных коммуникаций. Организация событийных коммуникаций стала масштабной, активно развивающейся индустрией современного социального пространства, что актуализирует определение новых подходов к осуществлению данной коммуникационной практики, например, в контексте кризиса.

Понятийный инструментарий гуманитарных наук эволюционирует вместе с развитием разнообразных трендов социокультурного пространства. Так, например, понятия, введенные в научный оборот представителями культур-философской мысли, активно используются и приобретают новые

смыслы. По мнению Е.А. Кавериной, понятие «событие», тематизированное М. Хайдеггером, в современном тезаурусе философии культуры и философских теориях коммуникаций расширяет спектр значений [Каверина, с. 4]. Таким образом, сегодня, «событийные коммуникации» можно назвать актуальным понятийным концептом культур-философского, социологического, филологического, политического, педагогического и других дискурсов.

Понятие «событийные коммуникации» наделено возможностью многоаспектной трактовки, ее смысл определяется контекстом научного направления или практикой коммуникационной деятельности. В то же время событийные коммуникации как феномен, выступают в качестве стимулирующего элемента для формирования новых концептов и понятий. Как известно, в обиход практики коммуникационной деятельности уже вошли такие понятия как «специальное событие», «событийный менеджмент», «событийный маркетинг» (Г.Л. Тульчинский, А.Д. Кривоносов, С.В. Герасимов и др.). В статье используется контекстуальное классическое определение ивент-менеджмента как процесса организации и проведения специальных событий (мероприятий) - относящийся к устроительному, неинформационному PR, наделенному соответствующими функциями [Кривоносов, с. 14].

Однако при всем обилии литературы и подходов к интерпретации феноменологии событийных коммуникаций, недостаточное внимание отводится реализации «событий» в ситуации кризиса. Так, например, современная индустрия событийных коммуникаций существенно пострадала вследствие вспышки СОУГО-19 в марте 2020 года, что и актуализировало выявление оптимальных инструментов событийных коммуникаций в онлайн среде в контексте кризиса, поскольку одним из путей адаптации, выбранным многими компаниями, стал переход к проведению мероприятий в онлайн-формате.

Описание методики

Вышеуказанная мера позволяет продолжать свою экономическую деятельность и решать задачи, которые раньше стояли перед офлайн-мероприятиями, будь то тимбилдинг или формирование, поддержание имиджа компании, коммуникация с представителями СМИ и многое другое. Были проанализированы материалы сайтов различных ивент-агентств и учреждений социокультурной направленности, а также выявлены достоинства и недостатки функционирования различных онлайн-платформ, проанализирована специфика организации онлайн-мероприятий и запуск трансляций в социальных сетях, а также варианты совершенствования платформ, виджетов, инструментов и механик реализации мероприятий в сети. В исследовании использован дедуктивный метод, позволяющий предположить вероятное развитие событийных коммуникаций в онлайне формате в ситуации кризиса, вызванного вспышкой COVID-19; анализ; сравнение и описание.

Результаты исследования и выводы (перспективы дальнейших исследований)

Беспрецедентный спрос на инструменты ивентинга, позволяющие проводить онлайн-мероприятия, дал большой толчок развитию данной сферы. В отчете EventMB Studio по прошедшему онлайн-мероприятию «Pivot to Virtual» («Поворот к виртуальному»), в котором участвовало более 2500 специалистов, работающих в сфере специальных событий, сказано: «Переход к виртуальному оказывается очень жизнеспособным вариантом, о чем свидетельствуют эти цифры: Zoom добавил 14 миллионов пользователей в один день». Zoom - это платформа, осуществляющая удаленную конференц-связь; ее популярность резко стала увеличиваться во время перехода на удаленную работу и дистанционное обучение. Подобные платформы стали одним из инструментов ивент-менеджмента в Интернете: благодаря им можно успешно проводить вебинары, лекции, телемосты, конференции и даже вечеринки. Примером тому может послужить проведенная онлайн

презентация нового склада онлайн-супермаркета Perekrestok.ru. Как отмечает А. Дзагурова, полуторачасовую пресс-конференцию посетило 16 журналистов из известных СМИ, и в результате вышла 21 публикация с суммарным охватом 5,5 млн человек [Электронный ресурс: MediaBitch: независимый журнал о PR]. Широко распространенным инструментом проведения специальных мероприятий являются трансляции в Youtube, Instagram и использование менее популярных платформ. Для таких коммуникаций некоторыми компаниями создаются стационарные и мобильные онлайн-студии различных форматов, укомплектованные профессиональным оборудованием для передачи лучшего качества аудио- и видеоряда. Данный формат тоже оказался удачным: подобную студию выстроили в офисе Avon для проведения ежегодной конференции, к которой присоединилось более 20 тысяч человек [Электронный ресурс: Event.ru].

Несмотря на успех некоторых онлайн-мероприятий, у них есть ощутимые недостатки. Один из главных минусов - это меньшая вовлеченность участников события. Как следствие, они быстро теряют интерес к происходящему и легко переключают внимание на отвлекающие факторы, бытующие в домашней обстановке. Другим крупным недостатком является отсутствие непосредственной коммуникации между участниками мероприятия, поскольку без нее невозможен нетворкинг, т.е. приобретение знакомств и наращивание деловых связей. Проблемой также может стать реализация договоренностей со спонсорами и партнерами, потому что размещение элементов фирменного стиля на раздаточных материалах и баннерах и прочие привычные способы продвижения компаний-спонсоров неосуществимы в Интернете. Поэтому во многих случаях конференц-связи или трансляции недостаточно для проведения успешного мероприятия. В связи с этим период кризиса стал толчком к разработке и совершенствованию платформ, виджетов, инструментов и механик, компенсирующих перечисленные недостатки [Правдина, с. 38].

Примером такой онлайн-платформы может стать ивент-платформа WorkCast, которая позволяет встраивать в интерфейс интерактивные виджеты: голосования и опросы c мгновенным выводом результатов в эфир, облака тегов, чаты, новостные ленты, собирающие все посты из социальных сетей с упоминанием мероприятия. Помимо этого, WorkCast поддерживает проведение нескольких трансляций одновременно, давая возможность участникам выбирать наиболее интересный для них контент. Данные инструменты были использованы WorkCast при проведении виртуального Дня открытых дверей в Даремском университете. Проведение такого мероприятия помогло привлечь иностранных студентов - их доля среди всех участников составила 26,5% [Электронный ресурс: Case Study: Durham University]. Хорошим дополнением к перечисленным инструментам может стать технология Second Screen, уже используемая некоторыми платформами. Ее смысл заключается в том, что вся дополнительная информация, текстовый репортаж и интерактивные механики для удобства зрителя выводятся на второе устройство (например, смартфон).

С конца марта 2020 года учреждения сферы культуры и другие организации, занимающиеся просветительской деятельностью, также приспосабливаются к новой антропотехнической реальности. Организации культурной направленности взаимодействуют с аудиторией исключительно в социальных сетях, на сайтах и с помощью бесплатных сервисов, которые позволяют проводить экскурсии, показывать спектакли, читать лекции. За прошедшие несколько недель учреждения культуры в разы увеличили объём подобного образовательного онлайн контента. Вместе с этим в СМИ возросло число публикаций с афишами онлайн мероприятий и подборками виртуальных выставок, онлайн-туров по музеям, театральных постановок, лекций от ведущих музеев мира и других ресурсов. Каждый желающий может найти для себя подходящий по интересам онлайн ресурс: бесплатно посмотреть постановки Венской оперы и Метрополитен-оперы, послушать классическую музыку на сайте Санкт-Петербургской академической

филармонии им. Д.Д. Шостаковича, посмотреть трансляции спектаклей Александринского театра и БДТ, онлайн-коллекции Эрмитажа, Лувра или Нью-Йоркского музея современного искусства MoMA и многое другое. Отношение к произошедшим изменениям в обществе неоднозначно. С одной стороны, в первые дни самоизоляции, когда подобных подборок было немного, люди испытали мощный положительный эмоциональный подъём. Они с энтузиазмом читали все новости об открытии новых онлайн программ в учреждениях культуры, о предоставлении бесплатного доступа к образовательным ресурсам. Кроме того, СМИ стали активно поддерживать инициативы учреждений культуры к дистанционным программам, например, распространять информацию о предстоящих онлайн спектаклях по федеральным телевизионным каналам. Начальный этап самоизоляции способствовал увеличению посещаемости сайтов некоторых учреждений культуры, во многом благодаря массовой пересылке сообщений с подборками ресурсов учреждений культуры в мессенджерах. Однако спустя одну-две недели произошло перенасыщение образовательным контентом. Это было особенно заметно по реакции некоторых постоянных посетителей учреждений культуры в социальных сетях, в том числе некоторых специалистов (искусствоведов, арт-критиков). На наш взгляд, данная тенденция вызвана следующими факторами. [Электронный ресурс: «Кулътура.РФ»].

Во-первых, некоторые организации сферы культуры выбирали достаточно однотипные способы привлечения аудитории в онлайн (бесплатный доступ к собственным ресурсам, видеоэкскурсии). Данный подход был эффективен в самом начале, когда само проведение онлайн мероприятий было для многих новым и необычным способом коммуникации с учреждениями культуры. Однако в случае однообразного подхода посещаемость онлайн мероприятий музеев, театров, библиотек закономерно начнёт снижаться, что и произошло с некоторыми культурно-ориентированными организациями.

Во-вторых, многие люди за несколько недель уже окончательно приспособились к учёбе и работе в дистанционном формате, в то время как некоторые учреждения культуры проводят свои мероприятия в дневное время, не учитывая рабочий график целевой аудитории. Например, Молодёжный центр Эрмитажа провёл на своей странице «ВКонтакте» опрос тех, кто учится и работает удалённо, чтобы выяснить, во сколько посетителям удобнее присоединяться к онлайн-лекциям. В опросе приняло участие более 200 человек, и 60%, то есть большинство из них, выбрали 19 часов - самое позднее время из предложенных в голосовании.

В-третьих, в списке причин перенасыщения образовательным контентом является психологический фактор (общество оказалось не готовым к особенностям новой антропотехнической реальности в психологическом плане). Ещё в 1996 году Дэвид Льюис ввёл термин «синдром информационной усталости» (англ. information fatigue syndrome). Это специфическое психологическое состояние человека, которое возникает из-за постоянного контакта с техникой и нескончаемым потоком информации и приводит зачастую к принятию неудовлетворительных, ошибочных решений. У человека возникает чувство опустошенности и растерянности в информационном пространстве. Подобное ощущение испытали многие люди, столкнувшись с онлайн контентом учреждений культуры. У некоторых из них даже возникло чувство вины перед самими собой из-за неспособности воспользоваться всеми возможностями, которые предоставляют им организации сферы культуры в текущей ситуации.

Проекты с применением технологий дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности пока не так широко распространены, так как они требуют времени на разработку и наличие специальных систем как в самих учреждениях культуры, так и у посетителей дома. На сегодняшний день далеко не каждый посетитель учреждения сферы культуры может позволить себе шлем виртуальной реальности, а посмотреть видеоэкскурсию или спектакль может каждый, кто имеет доступ в Интернет. Тем не менее

учреждения культуры стараются использовать новые digital-технологии. Например, на сайтах ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге и их филиала, музея современного искусства МИСП, есть 3D-модели выставок. Кураторы устраивают онлайн-туры по BD-моделям экспозиций, а у каждого посетителя сайта есть возможность бесплатно передвигаться по музею: виртуально подходить к работам, подниматься и спускаться по лестницам на разные этажи.

Ещё одним примером адаптации к условиям новой реальности может стать БДТ имени Товстоногова. Большой Драматический театр создал проект «БДТ Digital», где в период пандемии и режима самоизоляции проходит вся творческая жизнь коллектива. «БДТ Digital» предполагает постоянное обновление, на сегодняшний момент интернет-портал не имеет аналогов. На портале можно будет посмотреть спектакли онлайн, послушать радиоспектакли, увидеть интервью с известными актерами, поучаствовать в мастер-классах и многое другое. Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ, отметил, что это социальный проект, на котором будут возникать новые художественные явления [Электронный ресурс: Интернет-портал Большого Драматического театра им. Товстоногова].

Таким образом, учреждениям социокультурной сферы приходится приспосабливаться к особенностям новой антропотехнической реальности и создавать уникальные коммуникационные тактики. Самым эффективным будет индивидуальный подход к каждой группе целевой аудитории. При подготовке онлайн контента необходимо оценивать психологическое состояние людей, оказавшихся в условиях самоизоляции, а также их график работы и режим дня. Поскольку ситуация развивается достаточно динамично, невозможно строить прогнозы на перспективу, однако, на наш взгляд, опыт, который приобрели, например, сотрудники учреждений культуры при составлении и проведении онлайн программ, обязательно пригодится им в будущем и позволит вывести коммуникацию музеев,

театров, библиотек и других организаций, занимающихся просветительской деятельностью, на новый уровень.

Кроме прочего, при проведении онлайн-мероприятий можно использовать практически неограниченные возможности компьютерных и Интернет-технологий, например, удаленный синхронный перевод, технологии Big Data и искусственный интеллект (ИИ). В упомянутом ранее отчете «Pivot to Virtual» указано, что анализ ИИ профилей участников и предложенные им сочетания людей для знакомства (нетворкинга) повышают уровень взаимодействий на 22% [Электронныйресурс: Pivot to Virtual].

Онлайн-мероприятия имеют ряд значительных преимуществ. Прежде всего, это меньшие затраты и экологичность. Большая часть расходов при организации специального события уходят на оплату аренды площадки, ее декорации и техническое оснащение, питание и трансфер участников, чего не будет при проведении онлайн-мероприятия. Помимо этого, проводить исследования в рамках онлайн-мероприятия проще за счет отслеживания поведения пользователей. Другим его достоинством является увеличение числа участников: виртуальное мероприятие стирает географические границы. На наш взгляд, как дополненная, так и виртуальная реальность в будущем станут широко используемыми эффективными инструментами ивентинга не только в ситуации пандемии, но и в условиях активно развивающейся новой антропотехнической реальности в целом.

Библиография

Бессонова И. Avon: «Для нас онлайн-мероприятие - осознанное решение» [Электронный ресурс] // Event.ru: информационный портал event-индустрии. - 2020. URL: https://event.ru/reports/irina-bessonova-avon-dlya-nas-onlayn-meropriyatie-osoznannoe-reshenie/ (дата обращения: 29.04.2020).

Дзагурова А. Давай сделаем это online. Как провести пресс-конференцию на самоизоляции [Электронный ресурс] // MediaBitch: независимый журнал о PR. - 2020. URL: http://mediabitch.ru/press-konferentsiya-na-samoizolyatsii/ (дата обращения: 29.04.2020).

Интернет-портал Большого Драматического театра им. Товстоногова «БДТ Digital» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bdtdigital.ru/ (дата обращения: 18.04.2020).

Каверина Е. А. Создание событий в современном социокультурном пространстве: автореф. дисс. ...докт. филос. наук. - СПб.: 2012. 47 с.

COVID-19: угрозы и вызовы для событийной индустрии в России. Результаты опроса участников рынка. Март-апрель 2020 [Электронный ресурс] // Выставочный научно-исследовательский центр R&C. - 2020.

URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/25d/Issledovanie-COVID 19.pdf (дата обращения: 29.04.2020).

Кривоносов А.Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью: учебник. Изд. 2-е, доп. - СПб.: Питер, 2018. - 384 с.

Обращение представителей Zoom к своим клиентам «A Message to Our Users» [Электронный ресурс]. URL: https://blog.zoom.us/wordpress/2020/04/01/a-message-to-our-users/ (дата обращения: 18.04.2020).

Опрос Молодёжного центра Эрмитажа «Во сколько вам удобнее присоединяться к нашим лекциям?» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-4716949_19066 (дата обращения: 18.04.2020).

Подборка онлайн-ресурсов от «Культура.РФ»: 10 крупнейших театров и музеев, которые теперь работают онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/news/255561/10-krupneishikh-teatrov-i-muzeev-kotorye-teper-rabotayut-onlain (дата обращения: 18.04.2020).

Правдина Л.О., Пряхина А.В. Социокультурный ивент как инструмент поддержания бренда компании // Брендинг как коммуникативная технология XXI века : Мат. IV Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А.Д. Кривоносова. - СПб.: СПбГЭУ, 2018. - С. 36-39.

Пряхина А.В. Коммуникационные технологии в развитии современных организаций сферы культуры // Studia Culturae. - 2019. - № 39. - С. 112-125.

3D-тур по выставке «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» в ЦВЗ «Манеж» [Электронный ресурс]. URL: http://manege.spb.ru/events/3d-tur-po-vystavke-laboratoriya-budushhego-kineticheskoe-iskusstvo-v-rossii/ (дата обращения: 18.04.2020).

3D-тур по Музею искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mispxx-xxi.ru/?p=17781 (дата обращения: 18.04.2020).

Case Study: Durham University [Электронный ресурс] // WorkCast Corporation. URL: https://info.workcast.com/resources/case-studies/durham-university (дата обращения: 29.04.).

Pivot to Virtual [Электронный ресурс] // EventMB - a Skift Brand. - 2020. URL: https://www.eventmanagerblog.com/pivot-to-virtual (дата обращения: 29.04.2020).

References

Bessonova I. (2020) Avon: "Dlya nas onlain-meropriyatie - osoznannoe reshenie" [Avon: "For us online is a conscious decision]. Ivent.ru: informatsionnyi portal ivent-industrii -

Event.ru. Available at: https://event.ru/reports/irina-bessonova-avon-dlya-nas-onlayn-meropriyatie-osoznannoe-reshenie/ (accessed 29.04.2020)

Dzagurova A. (2020) Davay sdelaem eto onlain. Kak provesti press-konferentsiyu na samoizolyatsii [Let's do it online. How to hold press conference on self-isolating]. MediyaBich: nezavisimyi zhurnal o Piar - MediaBitch. Available at: http://mediabitch.ru/press-konferentsiya-na-samoizolyatsii/ (accessed 29.04.2020)

Internet-portal Bol'shogo Dramaticheskogo teatra im. Tovstonogova [The Tovstonogov Bolshoy Drama Theater digital]. Available at: https://www.bdtdigital.ru/ (accessed 18.04.2020) Kaverina E. A. Sozdanie sobytii v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve. Aftoref. Dokt. Diss. [Creating events in modern socio-cultural area]. St.-Petersburg, 2012. p. 47

COVID-19: ugrozy i vyzovy dlya sobytiinoi industrii v Rossii. Rezul'taty oprosa uchastnikov rynka [COVID-19: risks and challenges for the event in Russia]. Vystavochnyi naucho-issledovatel'skii tsentr - Exhibition research centre. Available at: https://roscongress.org/upload/medialibrary/25d/Issledovanie-COVID_19.pdf (accessed

29.04.2020)

Krivonosov A.D., Filatova O.G., Shishkina M.A. (2018) Osnovy teorii svyazei s obshchestvennost'yu [Foundation for the public relations theory]. St.-Petersburg: Piter., pp. 384

Obrashchenie predstavitelei Zoom k svoim klientam [A message to our Users]. Available at: https://blog.zoom.us/wordpress/2020/04/01/a-message-to-our-users/ (accessed 18.04.2020)

Opros Molodezhnogo tsentra Ermitazha "Vo skol'ko vam udobnee prisoedinit'sya k nashim lektsiyam? [A survey of Hermitage youth Centre]. Available at: https://vk.com/wall-4716949_19066 (accessed 18.04.2020)

Podborka onlain resursov ot "Kul'tura. RF": 10 krupneishchikh teatrov i museev kotorye teper' rabotayut onlain ["Culture. RF" digital]. Available at: https://www.culture.ru/news/255561/10-krupneishikh-teatrov-i-muzeev-kotorye-teper-rabotayut-onlain (accessed 18.04.2020)

Pravdina L. O., Pryakhina A. V. (2018) Sotsiokul'turnyi ivent kak instrument podderzhaniya Brenda kompanii [Socio-cultural event as a maintaining brand of business]. Materialy IV vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii - Materials of the IV All-Russian Scientific and practical Conference, pp. 36-39

Pryakhina A. V.(2019) Kommunicatsionnye tekhnologii v razvitii sovremennykh organizatsii sfery kul'tury [Communication technologies in the development of modern cultural organizations]. Stadia kultury - Studia Culturae'39. pp. 112-125

3D-tur po vystavke "Laboratoriya budushego. Kineticheskoe iskusstvo v Rossii" v TSVZ "Manezh" [3D tour for the "Future Lab. Kinetic art in Russia]. Available at:

http://manege.spb.ru/events/3d-tur-po-vystavke-laboratoriya-budushhego-kineticheskoe-iskusstvo-v-rossii/ (accessed 18.04.2020)

3D-tur po Museyu iskusstva Sankt-Peterburga XX-XXI vekov [3D-tour for the Museum of St. Petersburg Art of XX-XXI Centuries]. Available at: http://www.mispxx-xxi.ru/?p=17781 (accessed 18.04.2020)

Case-study: Durham University // WorkCast Corporation. Available at: https://info.workcast.com/resources/case-studies/durham-university (accessed 29.04.2020)

Pivot to Virtual: EventMB - a Skift Brand. Available at: https://www.eventmanagerblog.com/pivot-to-virtual (accessed 29.04.2020)

Сведения об авторе

Пряхина Анна Валентиновна - кандидат философских наук, доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического университета, anniva2001 @mail .ru

Pryakhina Anna V. - Ph.D, Associate Professor of the Communication Technology and Public Relations Department at St. Petersburg State University of Economics, anniva2001 @mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.