Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЗАЩИТУ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЗАЩИТУ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ЗАЩИТУ / ЗАЩИТНИК / АДВОКАТ / РЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЗАЩИТУ / ПОЛНОМОЧИЯ ЗАЩИТНИКА / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / RIGHT TO DEFENSE / DEFENDER / LAWYER / REALIZATION AND ENSURING THE RIGHT TO DEFENSE / POWERS OF DEFENSE COUNSEL / PRE-TRIAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамазанов Тажутдин Бурганович, Ухумаалиев Магомед Ахмедович

В статье рассматриваются нормы, регламентирующие право на защиту и участие защитника в уголовном деле, гарантируемые ст. 48 Конституции РФ и закрепленные в ст. 49-51 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Делается вывод о целесообразности более четкой законодательной регламентации участия защитника в досудебном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO PROTECTION IN PRE-TRIAL PROCEEDING

The article discusses the rules governing the right to defense and the participation of defense counsel in a criminal case, guaranteed by Art. 48 of the Constitution of the Russian Federation and enshrined in Art. 49- 51 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The conclusion is made about the expediency of a more precise legislative regulation of the participation of the defense attorney in pretrial proceedings.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЗАЩИТУ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10293

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЗАЩИТУ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Тажутдин Бурганович РАМАЗАНОВ,

заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Юридического института Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор

Магомед Ахмедович УХУМААЛИЕВ,

магистрант 2-го года обучения Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: u.m.a.777@mail.ru

Научная специальность: 12.00.09 — Уголовный процесс

Аннотация. В статье рассматриваются нормы, регламентирующие право на защиту и участие защитника в уголовном деле, гарантируемые ст. 48 Конституции РФ и закрепленные в ст. 49—51 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Делается вывод о целесообразности более четкой законодательной регламентации участия защитника в досудебном производстве.

Ключевые слова: право на защиту, защитник, адвокат, реализация и обеспечение права на защиту, полномочия защитника, досудебное производство.

THE PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO PROTECTION

IN PRE-TRIAL PROCEEDING

Tazhutdin Burganovich RAMAZANOV, Magomed Akhmedovich UKHUMAALIEV,

head of the Department of criminal procedure 2-year master's degree student at the Law

and criminalistics of the Law Institute Institute of Dagestan state University

of Dagestan State University, doctor of law, E-mail: u.m.a.777@mail.ru Professor

Scientific specialty: 12.00.09 — Criminal proceedings

Annotation. The article discusses the rules governing the right to defense and the participation of defense counsel in a criminal case, guaranteed by Art. 48 of the Constitution of the Russian Federation and enshrined in Art. 49— 51 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The conclusion is made about the expediency of a more precise legislative regulation of the participation of the defense attorney in pretrial proceedings.

Key words: right to defense, defender, lawyer, realization and ensuring the right to defense, powers of defense counsel, pre-trial proceedings.

Вопросы реализации права на защиту личности, вовлеченной в сферу уголовного судопроизводства, являются традиционным предметом рассмотрения теории отечественного уголовного процесса. Дискуссия берет свое начало с 1864 г., когда Уставом уголовного судопроизводства впервые законодательно были

закреплены судебное состязание и принцип равноправности сторон, и не теряет своей актуальности до настоящего времени.

Конституция РФ декларирует важнейшие правовые ценности. Так, ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека,

№ 5/2020

подчеркивая, что каждый вправе защищать их всеми законными способами [1].

Таким образом, можно прийти к выводу, что под лицами, обладающими правом на защиту, Основной закон России понимает подозреваемого, заключаемого под стражу, обвиняемого, а моментом возникновения этого права устанавливает задержание, заключение под стражу и предъявление обвинения.

В конкретизирующем законодательстве обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту, в том числе с помощью адвоката-защитника, закреплено в качестве одного из ключевых принципов уголовного судопроизводства (ст. 16 УПК РФ). Более детальная регламентация участия защитника дается в ст. 49 УПК РФ[2].

Так, п. 6 ч. 3 рассматриваемой статьи гласит, что защитник участвует в уголовном деле с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.

Однако, несмотря на конституционную га-рантированность права на защиту адвокатом, в законодательстве отсутствует четкая процедура его вступления по назначению в качестве защитника до возбуждения уголовного дела как в процессе доследственной проверки сообщения о преступлении, в случае явки с повинной, при фактическом задержании лица, так и в ситуации «перерастания» административного правонарушения в преступление в зависимости от наступивших общественно опасных последствий. В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема определения правового статуса и обеспечения участия защитника (адвоката) лиц, еще не имеющих процессуального статуса, но права и законные интересы которых уже затрагиваются проводимыми действиями.

Рассмотрим подробнее содержание права пользоваться услугами защитника. Для этого в первую очередь необходимо определить круг лиц, имеющих право пользоваться услугами адвоката.

Считаем правильным присоединиться к мнению профессора Е.А. Зайцевой, которая вводит понятие обобщенного уголовно-процессуального статуса «участника проверки сообщения о преступлении» вместо различных терминов для обозначения лиц, вовлеченных в проверочную деятельность на стадии возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. 144 УПК РФ [2].

Данному статусу, с точки зрения профессора Е.А. Зайцевой, должен соответствовать базовый объем прав, в число которых входит право пользоваться услугами адвоката. Считаем, что участие адвоката в качестве защитника необходимо с момента:

(1) возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;

(2) фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:

(а) предусмотренных ст. 91 и 92 УПК РФ;

(б) применения к нему в соответствии со ст. 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу;

(3) вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ;

(4) объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

(5) начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы участника проверки сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

(6) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

(7) начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления;

(8) обращения с явкой с повинной;

(9) начала осуществления иных мер, предпринимаемых в отношении лица в целях его изобличения или свидетельствующих о наличии подозрений против него.

Так, большинство пунктов из приведенного перечня указывают на конкретный документ, с которого четко определяется момент участия защитника. В то же время п. 5, 7 и 9 в силу специфики формулировки носят обобщенный характер, являются «открытыми» и не позволяют сделать список исчерпывающим. Тем не менее законодательное закрепление этих случаев участия защитника необходимо для формирования единообразной правоприменительной практики, обеспечения прав и законных интересов лиц, нуждающихся в помощи защитника в связи с началом осуществления в отношении них действий изобличающего характера [7].

№ 5/2020

Целесообразно на законодательном уровне закрепить уже существующую во многих регионах правоприменительную практику, согласно которой как на стадии возбуждения уголовного дела, так и в рамках административных процедур, когда осуществляются действия, которые в дальнейшем могут перерасти в уголовно-процессуальную деятельность, лицу в письменном виде разъясняются его базовые права, в том числе право пользоваться услугами адвоката бесплатно. Оформляется это протоколом разъяснения прав.

Несмотря на то что проблема участия «бесплатного» защитника до возбуждения уголовного дела уже давно обсуждается среди процессуалистов, законодатель кардинально ее не решает. В связи с этим пробелы и коллизии правового регулирования вынуждена восполнять правоприменительная практика.

Существует огромный спектр действий сотрудников органов внутренних дел, которые так или иначе ограничивают конституционные права лиц и предполагают реализацию права на защитника в уголовном судопроизводстве. Речь идет о ситуациях, которые в дальнейшем заведомо перейдут и будут развиваться в уголовно-процессуальной плоскости, но на первоначальном этапе принудительные действия в отношениях лица осуществляются в ином правовом режиме (административно-правовом, оперативно-розыскном).

Так, в соответствии с п. 13 ст. 13 и ст. 14 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции уполномочены осуществлять фактическое задержание и доставление в служебное помещение граждан, подозреваемых в совершении преступления (как правило, это сотрудники подразделений патрульно-постовой службы полиции, ГИБДД МВД России, участковые уполномоченные полиции); в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники оперативных подразделений также уполномочены осуществлять задержание подозреваемого; проведение в порядке ст. 27.7 КоАП РФ личного досмотра в качестве административно-процессуального средства, по результатам которого в дальнейшем возбуждается уголовное дело (как правило, такая «подмена» следственных действий применяется в отношении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и огнестрельного оружия); получение признательных объяснений, оформление явок с повинной, привлечение к участию

в проведении следственных действий, которые закон разрешает проводить до возбуждения уголовного дела, и т. д.

Именно на этом этапе лицу должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику), чтобы обеспечить условия:

(а) позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, выдвигаемых в отношении него подозрениях и, следовательно, эффективно защищаться от них;

(б) гарантирующие в дальнейшем защиту от признания недопустимыми полученных на этом этапе доказательств.

В соответствии со ст. 131 УПК РФ и нормативными актами, регламентирующими порядок расчета и возмещения процессуальных издержек, услуги адвоката-защитника по назначению оплачиваются исключительно при его участии в процессуальных действиях по уголовному делу, значит, осуществлять защиту на стадии возбуждения уголовного дела он не обязан, поскольку это не оплачивается за счет средств федерального бюджета согласно действующему законодательству.

Однако конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи должно рассматриваться в качестве неотъемлемого условия достижения самого назначения уголовного судопроизводства, поэтому сотрудникам органов внутренних дел приходится искать различные варианты, позволяющие (хотя бы на бумаге) не нарушать права на защитника: оплачивать услуги из своего кармана, чтобы обеспечить участие адвоката по соглашению, либо брать заявления, что право разъяснено, но лицо добровольно отказывается от услуг защитника, и это не связано с его материальным положением.

Таким образом, можно прийти к выводу, что на законодательном уровне должна быть предусмотрена реальная возможность участия защитника по назначению в случае ограничения конституционных прав граждан до возбуждения уголовного дела в целях обеспечения условий для эффективной реализации и защиты прав и свобод граждан. Решение проблемы видится нам в расширении перечня оснований выдачи ордера адвокатам по назначению: для участия в качестве защитника не только по уголовному делу, но и по материалу проверки, делу об административном правонарушении. Полагаем, это будет способствовать эффективности обес-

№ 5/2020

печения законности в сфере уголовного судопроизводства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 01.07.2020 г. № 11-ФКЗ) (ред. 01.07.2020 // СПС «Консультант-Плюс».

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // Российская газета. 2001. № 249. 22 декабря.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.10.2020) // Российская газета. 1996. № 118. 25 июня.

4. Кодекс профессиональной этики адвоката от 31.01.2003 (ред. 20.04.2017) // СПС «Кон-сультантПлюс».

5. Зайцева ЕЛ. Спорные аспекты идентификации процессуального статуса педагога и пси-

холога в уголовном судопроизводстве // Судебная экспертиза. 2019. № 1 (57). С. 8—18.

6. Зайцева Е.Л. Уголовно-процессуальный статус участников проверки сообщения о преступлении и их правовая активность // Вектор науки Тольятт. гос. ун-та. Сер.: Юридические науки. 2017. № 2 (17). С. 50—53.

7. Зайцева ЕЛ., Ширяева Т.И. Осуществление проверочных мероприятий с участием женщин — жертв насильственных преступлений // Вестн. Волгоград. гос. ун-а. Сер. 5: Юриспруденция. 2016. № 2 (31). С. 56—63.

8. Наумов КЛ. О праве на защиту лица, в отношении которого проводится доследственная проверка // Вестн. ОмЮА. 2016. № 4 (33). С. 101—106.

9. Россинский С.Б. Задержание подозреваемого: конституционно-межотраслевой подход: Монография. М.: Проспект, 2019.

10. Ясельская В.В. О совершенствовании порядка разрешения ходатайств на стадии предварительного расследования // Уголовная юстиция. 2015. № 2 (6). С. 67—68.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л. В. Тумановой, Н.Д. Амаг-лобели. 9-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 687 с.

Гражданский процесс

ISBN 978-5-238-03168-2

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.