Научная статья на тему 'Проблема развития профессиональной мотивации студентов-психологов'

Проблема развития профессиональной мотивации студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ВЫБОР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САМОУВАЖЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / MOTIVATION / SELF-DEVELOPMENT / SELECTION / RESPONSIBILITY / SELFESTEEM / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Галина Ефимовна

Статья посвящена проблеме развития профессиональной мотивации студентов-психологов. Приводятся результаты исследования профессиональной мотивации студентов двух московских вузов. Прослеживается изменение мотивации будущих психологов в процессе обучения. Предлагаются пути формирования профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of the development of professional motivation of studentspsychologists. The results of investigating the professional motivation of the students of two Moscow universities are given. A change of the motivation of future psychologists in the process of instruction is outlined. The ways of the formation of professional motivation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблема развития профессиональной мотивации студентов-психологов»

Г. Е. Смирнова

Проблема развития профессиональной мотивации студентов-психологов

Статья посвящена проблеме развития профессиональной мотивации студентов-психологов. Приводятся результаты исследования профессиональной мотивации студентов двух московских вузов.

Прослеживается изменение мотивации будущих психологов в процессе обучения. Предлагаются пути формирования профессиональной

мотивации.

Ключевые слова: мотивация, саморазвитие, выбор, ответственность, самоуважение, саморазвитие, самоактуализация.

Современная жизнь вовлекает профессионального психолога в широкий круг сложных проблем и задач. Выпускник вуза сегодня дол-жен найти работу по специальности, быстро адаптироваться и успеш-но выполнять профессиональные функции, самостоятельно развиваясь и совершенствуясь.

Будущий психолог, овладевая профессией, должен научиться делать выбор и нести за него ответственность, извлекать уроки из успехов и неудач, мотивировать самого себя на взаимодействие и результат, находить опору в самом себе, стать психологически зрелым человеком.

В процессе обучения студентам предстоит понять смысл профессии и своей миссии в ней, осмыслить и усвоить теорию, освоить практику,

овладеть методами целенаправленного профессионального и личностного саморазвития [2].

Результаты исследования мотивации студентов, поступивших на факультет психологии в течение трех последних лет, позволяют констатировать, что большинство из них приступили к учебе с желанием овладеть профессией психолога и работать по избранной специальности [3]. Многие из них ставили и ставят психологию в центр своих интересов. Студенты высоко оценивают обучение на факультете психологии в связи с возможностью самоактуализации, повышения самооценки, уверенности в себе.

Однако при поступлении в университет у большинства опрошенных представления об этой профессии были очень приблизительными. При этом высокий уровень познавательной мотивации у себя отметили менее половины студентов. Многие оценили свою включенность в процесс обучения как среднюю. Половина опрошенных студентов откликается на инициативу преподавателей. Проявляют инициативу в обучении только 2-3 человека на курсе. Существует разрыв между требованиями к преподавателям и к себе, собственной познавательной активности и деятельности.

Результаты исследования студентов первого и второго курса дали больше вопросов, чем ответов. Студенты хотят быть психологами, не представляя себе сложности этой профессии. Воспринимают ее как общение с целью оказания помощи другим людям в решении возникших у них проблем и переценивают свои возможности, основываясь на житейских представлениях. Студенты, не имеющие высокого уровня учебно-познавательной мотивации, навыков самостоятельной работы с научной литературой, недооценивают важность методологической подготовки, развития профессиональной эрудиции. Со временем, все больше понимая особенности профессиональной деятельности психолога, требования к его личности, некоторые из них начинают терять уверенность в себе и сделанном выборе.

В этом учебном году мы решили продолжить исследование. Посмотреть, не являются ли полученные результаты особенностью нашего факультета. Работа проводилась со студентами пятых курсов двух вузов МГППУ и МГПУ им. М. А. Шолохова. Методами исследования были беседа, анкетирование, наблюдение.

Ниже приведен анализ результатов анкетирования по каждому вопросу анкеты.

Ответы на 1-й вопрос: «Мое решение поступить на факультет психологии связано с тем, что...» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

Я хотел(а) стать специалистом в области психологии и работать психологом после окончания университета 13(43%) 12 (40%)

Я хотел(а) изучить психологию, чтобы применять эти знания в другой профессии 5 (17%) 4(13%)

Мое решение поступить на факультет психологии связано с тем, что я хотел(а) помогать людям 6(20%) 3(10%)

Мое решение поступить на факультет психологии связано с тем, что я хотел(а) больше познать себя 6(20%) 10(33%)

Мое решение поступить на факультет психологии было связано с тем, что это престижно, модно 0 1(4%)

При поступлении в вуз в 2005 году 43% абитуриентов, поступавших на факультет психологии в МГППУ и 40% МГГУ им. М. А. Шолохова, имели желание работать по избранной специальности и именно с этой целью поступили учиться на факультет психологии. Если добавить к ним абитуриентов, которые хотели научиться помогать другим людям, то получается соответственно 63% и 50% студентов первого курса, имеющих высокую профессиональную мотивацию. 16-13% изначально хотели применять знания по психологии в другой профессии. 20% студентов одного вуза и 33% -другого хотели лучше познать себя. Этих абитуриентов также можно рассматривать как мотивированных на обучение психологии. Только 1 человек (4%) сообщил о том, что не имел внутренней учебной мотивации.

Значение психологии в жизни студента позволил выяснить анализ ответов на 2-й вопрос анкеты: «Для меня психология - это...» (таблица 2).

Таблица 2.

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

Для меня психология - это наука, в развитии которой я могу и хочу поучаствовать. 4 (13%) 2 (7%)

Для меня психология - это наука, изучив которую я смогу быть психологом-прак-тиком. 17 (57%) 18 (60%)

Таблица

2. Окончание.

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

Для меня психология - это наука, кото-рая поможет мне быть успешным в другой области деятельности. 6 (20%) 7 (23%)

Для меня психология - это возможность научиться решать мои личные проблемы. 3 (10%) 3 (10%)

Для меня психология - это хобби, развлечение. 0 0

Большая часть студентов 5 курса - 21 человек (70%) в МГППУ и 20 человек (67%) в МГГУ им. М. А. Шолохова - ставят психологию как науку и профессиональную деятельность психолога в центр своих интересов. Часть студентов - 9 человек (33%) в МГГУ и 10 человек (33%) в МГГУ им. М. А. Шолохова имеют интерес к психологии, но не рассматривают ее как свое основное занятие. Часть студентов - 10% -развивают личностную и социальную психологическую компетентность.

Анализ ответов на 3-й вопрос анкеты «На мое решение поступить на факультет психологии повлияли...» представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

Я сам(а) принял(а) решение поступить на факультет психологии. 24 30

На мое решение поступить на факультет психологии повлияли учителя 0 0

На мое решение поступить на факультет психологии повлияли родители. 4 0

На мое решение поступить на факультет психологии повлияли друзья. 1 0

На мое решение поступить на факультет психологии повлияли книги по психологии, которые я прочитал. 1 0

Информированность о будущей профессии выявляет ответ на 4-й вопрос: «Как много я знал(а) о психологии как науке и о профессии «Психолог» до поступления в вуз?» (таблица 4).

В результате анализа данных таблицы 4 мы можем отметить, что абитуриенты, поступившие в 2005 году в МГППУ, были более осведомленными в профессии, чем абитуриенты, поступившие в МГГУ им. М.А. Шолохова.

Таблица 4.

Утверждение Количест-во Количество

выборов выборов МГГУ

МГ1ШУ (30 им. М. А. Шолохова

человек) (30 человек)

Еще учась в школе, обладал(а) хорі шим багажом знаний по психологи и исполь7>вал(а) их на практике.

Хорошо осведомлен(а), читал(а) кн психологии.

Имел(а) общие представления о пр( из опыта взаимодействия со школь психологом.

Имел(а) слабые представления о прс

Я ничего не слышал(а) и не знал(а) о

О влиянии на решение овладеть профессией после четырехлетнего обучения на факультете психологии указывает анализ ответов на 5-й вопрос: «В процессе обучения мое решение овладеть профессией психолога... » (таблица 5).

Таблица 5.

Утверждение Количество выборов МГІІІІУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

В процессе обучения мое решение овладеть профессией психолога укрепилось, это был правильный выбор. 22 (73,3%) 20 (67%)

Подтвердилось, но частично, не полностью. 4 (13,3%) 6 (20%)

Что-то интересное есть, но я понял(а) - это не мое. 3 (10%) 2 (6,6%)

Я еще не определился(лась). 1 (3,3%) 2 (6,6%)

Я разочаровался(лась) в выбранной профессии. 0 0

Потребности студентов в процессе обучения на факультете психологии демонстрируют результаты ответа на 6-й вопрос: «Хочу в процессе обучения больше...» (таблица 6).

Большинство студентов в данных вузах хотели бы больше практики и реальной профессиональной деятельности. Это 67% студентов МГППУ и 90% студентов МГГУ им. М. А. Шолохова. 20% студентов МГППУ

и 7% студентов МГГУ им. М. А. Шолохова хотели бы увеличить количество экспериментов и научно-исследовательской деятельности студентов. Большинство студентов, выбравших первый вариант ответа, выбрали и второй и наоборот, многие из них пометили дополнительно утвержде-ние: «Хочу больше лекционных занятий, глубоко изучить психологичес-кие теории и концепции»{}, хотя никто из них не выбрал его как первое. Таким образом, по данному показателю 26 и 29 студентов (87%, 97%) проявляют инициативу в более глубоком изучении будущей профессио-нальной деятельности.

Таблица 6.

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

.. .практики, реальной профессиональной деятельности. 20(67%) 27(90%)

.экспериментов, научно-исследовательской деятельности. 6 (20%) 2 (7%)

.. .лекционных занятий, хочу глубоко изучить психологические теории и концепции. 0{19} 0{18}

Меня все устраивает, ничего другого не хочу. 3(10%) 1(3%)

.развлечений, отдыха, спортивных мероприятий 1(3%) 0

О степени трудности обучения в вузе позволяет судить ответ на 7-й вопрос: «Определяю «меру трудности» обучения в вузе...» (таблица 7).

Таблица 7.

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

Учиться на факультете очень сложно, я не справляюсь с программой обучения. 0 0

Учиться на факультете очень сложно, но я справляюсь с программой обучения. 1 0

Это зависит от предмета (дисциплины), преподавателя, в основном, я справляюсь. 25 25

Обучаться легко, программа обучения не сложная. 3 4

Обучение настолько простое, легкое, что нужно постараться не справиться с программой. 1 1

Анализ ответов на 8-й вопрос «Моя познавательная активность в университете, на факультете психологии.» приведен в таблице 8. 7

Таблица 8. 9

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

.повысилась. 13 (43,3%) 8(27%)

.не изменилась, высокая. 7(23,3%) 7(23%)

.как обычно, нормальная. 7(23,3%) 15(50%)

.снизилась, стала ниже. 3(10%) 0

.не изменилась, низкая. 0 0

Самое важное условие в профессиональном становлении студентов-психологов позволяет выявить ответ на 9-й вопрос: «В процессе профес-

сионального становления больше всего мне помогает.» (таблица 9).

Таблица 9.

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

.взаимодействие с преподавателями 4 (13,3%) 11 (37%)

.организация обучения на факультете 3 (10%) 0

.организация практики 12 (40%) 11 (37%)

.общение с однокурсниками 7 (23,3%) 4 (13%)

.мои личностные качества и способности 4 (13,3%) 4 (13%)

О возможностях, которые получает, по его мнению, студент при обучении, можно судить по ответам на 10-й вопрос: «Обучение на факультете психологии дает мне.» (таблица 10).

Таблица 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

12

Самооценку включенности в процесс обучения позволяет оценить анализ ответов студентов на 11 вопрос: «Я оцениваю свою включенность в процесс обучения...» (таблица 11). Табли а 11

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

Мое обучение в вузе можно назвать управляемым самообразованием. Я активно обучаюсь, проявляю инициативу. 10 (33,3%) 11 (37%)

Когда намечается какое-либо мероприятие (выставка, семинар, презентация), я всегда стараюсь принять участие 4 (13,3%) 4 (13%)

Моя включенность средняя, я хожу на занятия, и мне этого хватает. 16 (53,3%) 15 (50%)

.как низкую 0 4 (13,3%)

.как крайне низкую, сам(а) не хочу и не участвую в жизни факультета 00

Из таблицы 11 явно видно, как мало студентов проявляют инициативу в обучении, рассматривают обучение в вузе как управляемое самообразование (33 и 37%). Огорчает пассивность (хожу на занятия и мне этого хватает) большей части студентов: 53% студентов МГППУ и 63% студентов МГГУ им. М. А. Шолохова. При этом, как видно из таблицы 8, они считают такую познавательную активность в вузе нормальной.

Планирование профессиональной деятельности позволяют оценить результаты ответа на 12-й вопрос: «После окончания университета я собираюсь.» (таблица 12).

Таблица 12.

Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)

Хочу реализовать себя в науке психологии. 5 (17%) 4 (13%)

Буду работать психологом. 17 (57%) 16 (53%)

Попробую себя в профессиях, граничащих с профессией психолог. 3 (10%) 3 (10%)

Получу второе высшее образование. 4 (13%) 5 (17%)

Я не знаю, чем буду заниматься, мне все равно. 1 (3%) 2 (7%)

При поступлении 13 человек (43%), поступивших в МГППУ, и 12 (40%), поступивших в МГГУ им. М. А. Шолохова, предполагали работать

психологами по окончании университета. На пятом курсе 22 выпускника МГППУ (74%) собираются работать в психологической науке и практике. Двадцать из тридцати выпускников МГГУ им. М. А. Шолохова (66%), принявших участие в анкетировании, намерены работать по специальности. Здесь мы можем говорить о продвижении студентов в профессиональной мотивации, но недостаточном использовании потенциала студенческой активности.

В процессе исследования значимых различий в процессе развития профессиональной мотивации не выявлено.

Студенты высказали следующие пожелания факультетам, обучение на которых завершают в 2010 году.

- Увеличить количество учебного времени на дисциплины специализации, на практические занятия.

- Сочетать в учебном процессе традиционные и инновационные технологии, в том числе - информационные.

- Изменить условия обучения: нужны тренинговые аудитории, технические и наглядные средства обучения, вентиляция в каждой аудитории.

- Организовывать встречи с известными учеными и практиками, творческие мастерские для студентов старших курсов.

- Организовывать встречи со студентами других вузов на совместных конференциях и других мероприятиях.

- Необходимо создать центр планирования карьеры, который бы работал со студентами с первого года обучения, в котором студенты старших курсов могли бы проходить практику, получать опыт профессиональной деятельности под руководством преподавателей.

- Должны быть организованы стажировки и усовершенствовано трудоустройство студентов.

- Необходима систематическая обратная связь ведущих кафедр со студентами, начиная с выбора специализации.

- Нужна реальная работа студенческого научного общества.

На основе результатов изучения проблемы профессиональной мотивации

в течение трех лет и анализа особенностей высшего профессионального образования [2], мы можем говорить о необходимости следующих шагов:

- включение в содержание образования достижений инновационной профессиональной практики, стажировка преподавателей в учреждениях инновационной профессиональной практики;

- психолого-педагогическое обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность на лекциях, семинарах и лабораторнопрактических занятиях, научное индивидуальное кураторство, поддержка студента в его профессиональном становлении;

- проблемность содержания обучения и процесса его развертывания

в образовательном процессе в вузе, привлечение студентов к научноисследовательской деятельности;

- ведущая роль совместной деятельности в обучении психологов, межличностном взаимодействии и диалогическом общении субъектов образовательного процесса, применение тренинговых и игровых технологий в обучении, позволяющих проанализировать свои личностные, социальные и профессиональные возможности, сформулировать новые цели саморазвития, найти ресурсы и методы саморазвития;

- последовательное моделирование в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятель ности специалистов, постепенный переход студента к статусу специа листа, разработка и применение комплексных и итоговых деловых игр, интегрирующих и систематизирующих универсальные и профессио нальные компетентности студентов.

Библиографический список

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М., 2006.

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М., 2009.

3. Смирнова Г.Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психо-логов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «педагогика и психология». 2009. № 3. С. 77 - 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.