Г. Е. Смирнова
Проблема развития профессиональной мотивации студентов-психологов
Статья посвящена проблеме развития профессиональной мотивации студентов-психологов. Приводятся результаты исследования профессиональной мотивации студентов двух московских вузов.
Прослеживается изменение мотивации будущих психологов в процессе обучения. Предлагаются пути формирования профессиональной
мотивации.
Ключевые слова: мотивация, саморазвитие, выбор, ответственность, самоуважение, саморазвитие, самоактуализация.
Современная жизнь вовлекает профессионального психолога в широкий круг сложных проблем и задач. Выпускник вуза сегодня дол-жен найти работу по специальности, быстро адаптироваться и успеш-но выполнять профессиональные функции, самостоятельно развиваясь и совершенствуясь.
Будущий психолог, овладевая профессией, должен научиться делать выбор и нести за него ответственность, извлекать уроки из успехов и неудач, мотивировать самого себя на взаимодействие и результат, находить опору в самом себе, стать психологически зрелым человеком.
В процессе обучения студентам предстоит понять смысл профессии и своей миссии в ней, осмыслить и усвоить теорию, освоить практику,
овладеть методами целенаправленного профессионального и личностного саморазвития [2].
Результаты исследования мотивации студентов, поступивших на факультет психологии в течение трех последних лет, позволяют констатировать, что большинство из них приступили к учебе с желанием овладеть профессией психолога и работать по избранной специальности [3]. Многие из них ставили и ставят психологию в центр своих интересов. Студенты высоко оценивают обучение на факультете психологии в связи с возможностью самоактуализации, повышения самооценки, уверенности в себе.
Однако при поступлении в университет у большинства опрошенных представления об этой профессии были очень приблизительными. При этом высокий уровень познавательной мотивации у себя отметили менее половины студентов. Многие оценили свою включенность в процесс обучения как среднюю. Половина опрошенных студентов откликается на инициативу преподавателей. Проявляют инициативу в обучении только 2-3 человека на курсе. Существует разрыв между требованиями к преподавателям и к себе, собственной познавательной активности и деятельности.
Результаты исследования студентов первого и второго курса дали больше вопросов, чем ответов. Студенты хотят быть психологами, не представляя себе сложности этой профессии. Воспринимают ее как общение с целью оказания помощи другим людям в решении возникших у них проблем и переценивают свои возможности, основываясь на житейских представлениях. Студенты, не имеющие высокого уровня учебно-познавательной мотивации, навыков самостоятельной работы с научной литературой, недооценивают важность методологической подготовки, развития профессиональной эрудиции. Со временем, все больше понимая особенности профессиональной деятельности психолога, требования к его личности, некоторые из них начинают терять уверенность в себе и сделанном выборе.
В этом учебном году мы решили продолжить исследование. Посмотреть, не являются ли полученные результаты особенностью нашего факультета. Работа проводилась со студентами пятых курсов двух вузов МГППУ и МГПУ им. М. А. Шолохова. Методами исследования были беседа, анкетирование, наблюдение.
Ниже приведен анализ результатов анкетирования по каждому вопросу анкеты.
Ответы на 1-й вопрос: «Мое решение поступить на факультет психологии связано с тем, что...» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
Я хотел(а) стать специалистом в области психологии и работать психологом после окончания университета 13(43%) 12 (40%)
Я хотел(а) изучить психологию, чтобы применять эти знания в другой профессии 5 (17%) 4(13%)
Мое решение поступить на факультет психологии связано с тем, что я хотел(а) помогать людям 6(20%) 3(10%)
Мое решение поступить на факультет психологии связано с тем, что я хотел(а) больше познать себя 6(20%) 10(33%)
Мое решение поступить на факультет психологии было связано с тем, что это престижно, модно 0 1(4%)
При поступлении в вуз в 2005 году 43% абитуриентов, поступавших на факультет психологии в МГППУ и 40% МГГУ им. М. А. Шолохова, имели желание работать по избранной специальности и именно с этой целью поступили учиться на факультет психологии. Если добавить к ним абитуриентов, которые хотели научиться помогать другим людям, то получается соответственно 63% и 50% студентов первого курса, имеющих высокую профессиональную мотивацию. 16-13% изначально хотели применять знания по психологии в другой профессии. 20% студентов одного вуза и 33% -другого хотели лучше познать себя. Этих абитуриентов также можно рассматривать как мотивированных на обучение психологии. Только 1 человек (4%) сообщил о том, что не имел внутренней учебной мотивации.
Значение психологии в жизни студента позволил выяснить анализ ответов на 2-й вопрос анкеты: «Для меня психология - это...» (таблица 2).
Таблица 2.
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
Для меня психология - это наука, в развитии которой я могу и хочу поучаствовать. 4 (13%) 2 (7%)
Для меня психология - это наука, изучив которую я смогу быть психологом-прак-тиком. 17 (57%) 18 (60%)
Таблица
2. Окончание.
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
Для меня психология - это наука, кото-рая поможет мне быть успешным в другой области деятельности. 6 (20%) 7 (23%)
Для меня психология - это возможность научиться решать мои личные проблемы. 3 (10%) 3 (10%)
Для меня психология - это хобби, развлечение. 0 0
Большая часть студентов 5 курса - 21 человек (70%) в МГППУ и 20 человек (67%) в МГГУ им. М. А. Шолохова - ставят психологию как науку и профессиональную деятельность психолога в центр своих интересов. Часть студентов - 9 человек (33%) в МГГУ и 10 человек (33%) в МГГУ им. М. А. Шолохова имеют интерес к психологии, но не рассматривают ее как свое основное занятие. Часть студентов - 10% -развивают личностную и социальную психологическую компетентность.
Анализ ответов на 3-й вопрос анкеты «На мое решение поступить на факультет психологии повлияли...» представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
Я сам(а) принял(а) решение поступить на факультет психологии. 24 30
На мое решение поступить на факультет психологии повлияли учителя 0 0
На мое решение поступить на факультет психологии повлияли родители. 4 0
На мое решение поступить на факультет психологии повлияли друзья. 1 0
На мое решение поступить на факультет психологии повлияли книги по психологии, которые я прочитал. 1 0
Информированность о будущей профессии выявляет ответ на 4-й вопрос: «Как много я знал(а) о психологии как науке и о профессии «Психолог» до поступления в вуз?» (таблица 4).
В результате анализа данных таблицы 4 мы можем отметить, что абитуриенты, поступившие в 2005 году в МГППУ, были более осведомленными в профессии, чем абитуриенты, поступившие в МГГУ им. М.А. Шолохова.
Таблица 4.
Утверждение Количест-во Количество
выборов выборов МГГУ
МГ1ШУ (30 им. М. А. Шолохова
человек) (30 человек)
Еще учась в школе, обладал(а) хорі шим багажом знаний по психологи и исполь7>вал(а) их на практике.
Хорошо осведомлен(а), читал(а) кн психологии.
Имел(а) общие представления о пр( из опыта взаимодействия со школь психологом.
Имел(а) слабые представления о прс
Я ничего не слышал(а) и не знал(а) о
О влиянии на решение овладеть профессией после четырехлетнего обучения на факультете психологии указывает анализ ответов на 5-й вопрос: «В процессе обучения мое решение овладеть профессией психолога... » (таблица 5).
Таблица 5.
Утверждение Количество выборов МГІІІІУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
В процессе обучения мое решение овладеть профессией психолога укрепилось, это был правильный выбор. 22 (73,3%) 20 (67%)
Подтвердилось, но частично, не полностью. 4 (13,3%) 6 (20%)
Что-то интересное есть, но я понял(а) - это не мое. 3 (10%) 2 (6,6%)
Я еще не определился(лась). 1 (3,3%) 2 (6,6%)
Я разочаровался(лась) в выбранной профессии. 0 0
Потребности студентов в процессе обучения на факультете психологии демонстрируют результаты ответа на 6-й вопрос: «Хочу в процессе обучения больше...» (таблица 6).
Большинство студентов в данных вузах хотели бы больше практики и реальной профессиональной деятельности. Это 67% студентов МГППУ и 90% студентов МГГУ им. М. А. Шолохова. 20% студентов МГППУ
и 7% студентов МГГУ им. М. А. Шолохова хотели бы увеличить количество экспериментов и научно-исследовательской деятельности студентов. Большинство студентов, выбравших первый вариант ответа, выбрали и второй и наоборот, многие из них пометили дополнительно утвержде-ние: «Хочу больше лекционных занятий, глубоко изучить психологичес-кие теории и концепции»{}, хотя никто из них не выбрал его как первое. Таким образом, по данному показателю 26 и 29 студентов (87%, 97%) проявляют инициативу в более глубоком изучении будущей профессио-нальной деятельности.
Таблица 6.
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
.. .практики, реальной профессиональной деятельности. 20(67%) 27(90%)
.экспериментов, научно-исследовательской деятельности. 6 (20%) 2 (7%)
.. .лекционных занятий, хочу глубоко изучить психологические теории и концепции. 0{19} 0{18}
Меня все устраивает, ничего другого не хочу. 3(10%) 1(3%)
.развлечений, отдыха, спортивных мероприятий 1(3%) 0
О степени трудности обучения в вузе позволяет судить ответ на 7-й вопрос: «Определяю «меру трудности» обучения в вузе...» (таблица 7).
Таблица 7.
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
Учиться на факультете очень сложно, я не справляюсь с программой обучения. 0 0
Учиться на факультете очень сложно, но я справляюсь с программой обучения. 1 0
Это зависит от предмета (дисциплины), преподавателя, в основном, я справляюсь. 25 25
Обучаться легко, программа обучения не сложная. 3 4
Обучение настолько простое, легкое, что нужно постараться не справиться с программой. 1 1
Анализ ответов на 8-й вопрос «Моя познавательная активность в университете, на факультете психологии.» приведен в таблице 8. 7
Таблица 8. 9
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
.повысилась. 13 (43,3%) 8(27%)
.не изменилась, высокая. 7(23,3%) 7(23%)
.как обычно, нормальная. 7(23,3%) 15(50%)
.снизилась, стала ниже. 3(10%) 0
.не изменилась, низкая. 0 0
Самое важное условие в профессиональном становлении студентов-психологов позволяет выявить ответ на 9-й вопрос: «В процессе профес-
сионального становления больше всего мне помогает.» (таблица 9).
Таблица 9.
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
.взаимодействие с преподавателями 4 (13,3%) 11 (37%)
.организация обучения на факультете 3 (10%) 0
.организация практики 12 (40%) 11 (37%)
.общение с однокурсниками 7 (23,3%) 4 (13%)
.мои личностные качества и способности 4 (13,3%) 4 (13%)
О возможностях, которые получает, по его мнению, студент при обучении, можно судить по ответам на 10-й вопрос: «Обучение на факультете психологии дает мне.» (таблица 10).
Таблица 10.
1
12
Самооценку включенности в процесс обучения позволяет оценить анализ ответов студентов на 11 вопрос: «Я оцениваю свою включенность в процесс обучения...» (таблица 11). Табли а 11
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
Мое обучение в вузе можно назвать управляемым самообразованием. Я активно обучаюсь, проявляю инициативу. 10 (33,3%) 11 (37%)
Когда намечается какое-либо мероприятие (выставка, семинар, презентация), я всегда стараюсь принять участие 4 (13,3%) 4 (13%)
Моя включенность средняя, я хожу на занятия, и мне этого хватает. 16 (53,3%) 15 (50%)
.как низкую 0 4 (13,3%)
.как крайне низкую, сам(а) не хочу и не участвую в жизни факультета 00
Из таблицы 11 явно видно, как мало студентов проявляют инициативу в обучении, рассматривают обучение в вузе как управляемое самообразование (33 и 37%). Огорчает пассивность (хожу на занятия и мне этого хватает) большей части студентов: 53% студентов МГППУ и 63% студентов МГГУ им. М. А. Шолохова. При этом, как видно из таблицы 8, они считают такую познавательную активность в вузе нормальной.
Планирование профессиональной деятельности позволяют оценить результаты ответа на 12-й вопрос: «После окончания университета я собираюсь.» (таблица 12).
Таблица 12.
Утверждение Количество выборов МГППУ (30 человек) Количество выборов МГГУ им. М. А. Шолохова (30 человек)
Хочу реализовать себя в науке психологии. 5 (17%) 4 (13%)
Буду работать психологом. 17 (57%) 16 (53%)
Попробую себя в профессиях, граничащих с профессией психолог. 3 (10%) 3 (10%)
Получу второе высшее образование. 4 (13%) 5 (17%)
Я не знаю, чем буду заниматься, мне все равно. 1 (3%) 2 (7%)
При поступлении 13 человек (43%), поступивших в МГППУ, и 12 (40%), поступивших в МГГУ им. М. А. Шолохова, предполагали работать
психологами по окончании университета. На пятом курсе 22 выпускника МГППУ (74%) собираются работать в психологической науке и практике. Двадцать из тридцати выпускников МГГУ им. М. А. Шолохова (66%), принявших участие в анкетировании, намерены работать по специальности. Здесь мы можем говорить о продвижении студентов в профессиональной мотивации, но недостаточном использовании потенциала студенческой активности.
В процессе исследования значимых различий в процессе развития профессиональной мотивации не выявлено.
Студенты высказали следующие пожелания факультетам, обучение на которых завершают в 2010 году.
- Увеличить количество учебного времени на дисциплины специализации, на практические занятия.
- Сочетать в учебном процессе традиционные и инновационные технологии, в том числе - информационные.
- Изменить условия обучения: нужны тренинговые аудитории, технические и наглядные средства обучения, вентиляция в каждой аудитории.
- Организовывать встречи с известными учеными и практиками, творческие мастерские для студентов старших курсов.
- Организовывать встречи со студентами других вузов на совместных конференциях и других мероприятиях.
- Необходимо создать центр планирования карьеры, который бы работал со студентами с первого года обучения, в котором студенты старших курсов могли бы проходить практику, получать опыт профессиональной деятельности под руководством преподавателей.
- Должны быть организованы стажировки и усовершенствовано трудоустройство студентов.
- Необходима систематическая обратная связь ведущих кафедр со студентами, начиная с выбора специализации.
- Нужна реальная работа студенческого научного общества.
На основе результатов изучения проблемы профессиональной мотивации
в течение трех лет и анализа особенностей высшего профессионального образования [2], мы можем говорить о необходимости следующих шагов:
- включение в содержание образования достижений инновационной профессиональной практики, стажировка преподавателей в учреждениях инновационной профессиональной практики;
- психолого-педагогическое обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность на лекциях, семинарах и лабораторнопрактических занятиях, научное индивидуальное кураторство, поддержка студента в его профессиональном становлении;
- проблемность содержания обучения и процесса его развертывания
в образовательном процессе в вузе, привлечение студентов к научноисследовательской деятельности;
- ведущая роль совместной деятельности в обучении психологов, межличностном взаимодействии и диалогическом общении субъектов образовательного процесса, применение тренинговых и игровых технологий в обучении, позволяющих проанализировать свои личностные, социальные и профессиональные возможности, сформулировать новые цели саморазвития, найти ресурсы и методы саморазвития;
- последовательное моделирование в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятель ности специалистов, постепенный переход студента к статусу специа листа, разработка и применение комплексных и итоговых деловых игр, интегрирующих и систематизирующих универсальные и профессио нальные компетентности студентов.
Библиографический список
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М., 2006.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М., 2009.
3. Смирнова Г.Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психо-логов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «педагогика и психология». 2009. № 3. С. 77 - 88.