Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гольева Галина Юрьевна, Рокицкая Юлия Александровна

В настоящее время сформировался социально-обусловленный запрос на подготовку в системе высшего образования выпускника, обладающего ярко выраженными лидерскими качествами. В силу этого, в период вузовского обучения, требуется определенная психолого-педагогическая деятельность в оказании помощи молодежи в развитии своих лидерских устремлений. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности реализации программы развития лидерских качеств будущих психологов, с использованием теоретических, эмпирических и статистических методов. В формирующем эксперименте принимала участие экспериментальная группа, где n=20. Анализ результатов эксперимента показал, наличие статистически значимых различий (при высоком уровне значимости от p<0,01 до p<0,001) между показателями первого и второго диагностических замеров. Согласно среднегрупповому значению исследуемых показателей лидерства у испытуемых ЭГ была выявлена поступательная положительная динамика. Статистически достоверного уровня различия формируемые характеристики достигли в 10 случаях из 11, что составляет 90,9%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гольева Галина Юрьевна, Рокицкая Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DEVELOPING LEADERSHIP QUALITIES IN FUTURE PSYCHOLOGISTS

Currently, the socially conditioned request has been formed for the training of the graduate with pronounced leadership qualities in the higher education system. Because of this, during the period of university studies, certain psychological and pedagogical activities are required in helping young people develop their leadership aspirations. The purpose of the study is theoretical justification and experimental confirmation of the effectiveness of the implementation of the program for the development of leadership qualities of future psychologists, using theoretical, empirical and statistical methods. An experimental group took part in the forming experiment, where n = 20. Analysis of the experimental results showed the presence of statistically significant differences (with a high level of significance from p<0.01 to p<0.001) between the indicators of the first and second diagnostic measurements. According to the average group value of the studied leadership indicators, progressive positive dynamics was revealed in the EG subjects. The statistically significant level of difference was achieved by the formed characteristics in 10 out of 11 cases, which is 90.9%.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

1 (46), pp. 56-62.

7. Razuvanova, A.V., Koshelskaya, E.V., Smerdova, O.S. and Kapilevich, L.V. (2014), "Physiological and biomechanical features of the landing phase when performing a standing long jump", Bulletin of the Tomsk State University, No. 386, pp. 183-187.

8. Nopin, S.V. (2021), "Physiological and biomechanical characteristics of the muscles of the lower extremities in female boxers during the performance of the maximum load test of repeated bosco jumps", Modern issues of biomedicine, vol. 5, No. 3 (16), pp. 119-129.

Контактная информация: kolykhmatov@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.03.2022

УДК 378

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Галина Юрьевна Гольева, кандидат психологических наук, доцент, Юлия Александровна Рокицкая, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

В настоящее время сформировался социально-обусловленный запрос на подготовку в системе высшего образования выпускника, обладающего ярко выраженными лидерскими качествами. В силу этого, в период вузовского обучения, требуется определенная психолого-педагогическая деятельность в оказании помощи молодежи в развитии своих лидерских устремлений. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности реализации программы развития лидерских качеств будущих психологов, с использованием теоретических, эмпирических и статистических методов. В формирующем эксперименте принимала участие экспериментальная группа, где n=20. Анализ результатов эксперимента показал, наличие статистически значимых различий (при высоком уровне значимости от p<0,01 до p<0,001) между показателями первого и второго диагностических замеров. Согласно среднегрупповому значению исследуемых показателей лидерства у испытуемых ЭГ была выявлена поступательная положительная динамика. Статистически достоверного уровня различия формируемые характеристики достигли в 10 случаях из 11, что составляет 90,9%.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, лидерские способности, коммуникативные и организаторские склонности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p83-87

PROBLEM OF DEVELOPING LEADERSHIP QUALITIES IN FUTURE

PSYCHOLOGISTS

Galina Yuryevna Goleva, the candidate of psychological sciences, docent, Yuliya Aleksan-drovna Rokitskaya, the candidate of psychological sciences, docent, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Currently, the socially conditioned request has been formed for the training of the graduate with pronounced leadership qualities in the higher education system. Because of this, during the period of university studies, certain psychological and pedagogical activities are required in helping young people develop their leadership aspirations. The purpose of the study is theoretical justification and experimental confirmation of the effectiveness of the implementation of the program for the development of leadership qualities of future psychologists, using theoretical, empirical and statistical methods. An experimental group took part in the forming experiment, where n = 20. Analysis of the experimental results showed the presence of statistically significant differences (with a high level of significance from p<0.01 to p<0.001) between the indicators of the first and second diagnostic measurements. According to the average group value of the studied leadership indicators, progressive positive dynamics was revealed in the EG subjects.

The statistically significant level of difference was achieved by the formed characteristics in 10 out of 11 cases, which is 90.9%.

Keywords: leadership, leadership qualities, leadership abilities, communicative and organizational inclinations.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время сформировался социально-обусловленный запрос на подготовку в системе высшего образования выпускника, обладающего ярко выраженными организаторскими качествами, внутренним посылом к общественной активности, предрасположенностью к продолжительной эмоционально-волевой, когнитивной и физически интенсивной работе по достижению личностных и профессиональных целей.

Однако на практике, в среде будущих психологов преобладает идея пассивной социально-личностной активности, что выражается в отсутствии стремления к самопрезентации через участие в конкурсах профессионального мастерства. Подобные проявления затрудняют процессы социальной адаптации и профессионального становления будущих специалистов. В силу этого, в период вузовского обучения, необходимо осуществлять специально-организованную психолого-педагогическую деятельность в оказании помощи молодежи в развитии своих лидерских устремлений, а, следовательно, конкурентоспособности и успешности во всех социальных сферах. Это утверждение нашло свое отражение в публикациях рада авторов [1, 2, 3]. Заявленное противоречие определило выбор темы нашего исследования.

Несмотря на достаточно высокий уровень интереса к проблеме лидерства в зарубежной (К. Бланшард, Р. Блейк, Э. Богардус, В. Врум, П. Йеттон, Р. Лайкерт, К. Левин, Д. Мак Грегор, Т. Митчел, Д. Моутон, Р. Стогдил, Дж. Скуллер, Ф. Фидлер, Э. Фляйшман, Э. Харрис, Р. Хаус, П. Херси и др.) и отечественной (И.П. Волков, А. А. Деркач, Е.М. Дубов-ская, Н.С. Жеребова, А.Л. Журавлев, В.И. Зацепин, А.Г. Ковалев, В.И. Мясищев, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А. С. Чернышев и др.) психологии, на сегодняшний день не существует однозначной трактовки заявленного феномена.

Изучая все многообразие подходов к проблеме лидерства в теоретических исследованиях, наше внимание привлекла концепция Джеймса Скуллера, изложенная в монографии «Три уровня лидерства: как развивать свои лидерские качества, умения и навыки» (2011 г.). В научных кругах эта модель известна как модель лидерства «три P» (где P означает Public, Private, Personal leadership, что в переводе с английского языка означает Публичное, Приватное и Персональное лидерство). Заявленная идея легла в основу разработанной нами программы развития, ведь эффективность лидерской позиции, предполагает самосовершенствование на всех трех вышеуказанных уровнях параллельно.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации разработанной программы развития лидерских качеств у будущих психологов.

Для достижения заявленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Представить феномен лидерства во всем многообразии теоретических концепций.

2. Выявить предпосылки развития лидерских качеств у будущих психологов.

3. Проанализировать эффективность опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств будущих психологов с применением специально разработанной программы.

Методы и методики исследования:

1. Теоретические: анализ феномена лидерства в психолого-педагогической литературе, обобщение, сравнение, систематизация.

2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент; тестирование.

3. Математико-статистические: методы описательной статистики, t-критерий Стьюдента (для связанных и несвязанных выборок). Для обработки данных были использованы пакеты программ StatSoft Statistica for Windows 10.0, IBM SPSS Statistics 23. В формирующем эксперименте принимала участие экспериментальная группа (ЭГ), состоящая из студентов 3 курса, в количестве 20 человек факультета психологии ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов психодиагностического исследования осуществлялся в рамках сопоставления эмпирических данных пред- и пост-теста с применением t-критерия Сть-юдента для связанных выборок. По итогам психодиагностического исследования первого и второго этапов были проведены индивидуальные и групповые консультации с целью информирования испытуемых и разработаны психолого-педагогические рекомендации. Полученные результаты диагностического исследования, представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1 - Результаты исследования по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) в ЭГ до и после экспериментального взаимодействия

Уровень развития лидерских способностей Пред-тест Пост-тест

Низкий 40% (8 чел.) 15% (3 чел.)

Средний 60% (12 чел.) 75% (15 чел.)

Высокий - 10% (2 чел.)

Высший - -

Проанализировав представленные количественные данные, можно выявить положительную динамику изменения заявленного феномена: так количество испытуемых с низким уровнем развития лидерских способностей уменьшилось на 25%, а со средним увеличилось на 15%, к тому же, у нескольких испытуемых (10%), лидерские способности достигли высокого уровня развития, что свидетельствует об эффективности специально разработанной и проведенной программы развития.

Таблица 2 - Результаты исследования по методике «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (В. А. Федоришин) в ЭГ до и после экспериментального взаимодействия_

Уровни развития склонностей Пред-тест Пост-тест

Коммуникативные Организаторские Коммуникативные Организаторские

Очень низкий 10% (2 чел.) 5% (1чел.)

Низкий 10% (2 чел.) - - -

Средний 30% (6 чел.) 25% (5 чел.) 10% (2 чел.) 25% (5 чел.)

Высокий 15% (3чел.) 60% (12 чел.) 60% (12 чел.) 40% (8 чел.)

Высший 35% (7чел.) 10% (2 чел.) 30% (6 чел.) 35% (7 чел.)

Анализ представленных результатов, позволили констатировать, что по всем показателям произошли количественные и качественные положительные сдвиги в сторону увеличения испытуемых на высоком и высшем уровне сформированности коммуникативных и организаторских склонностей.

Предваряя представление данных диагностики по методике «Я - лидер» (А.Н. Лу-тошкин), необходимо отметить, что в содержании заявленной методики представлена шкала лжи. Обработав бланки исследования, мы выявили 4 бланка с превышающими норму баллами по этой шкале, следовательно, они были исключены из конечных подсчетов результатов по данной методике. Таким образом, изменилось количество испытуемых, что составило 16 человек. Полученные нами данные приведены в таблице 3.

Принимая во внимание представленные данные в таблице 3, мы можем отметить существенные сдвиги в показателях сформированности заявленных показателей. Так,

например, после проведения программы развития у испытуемых не выявлено ни одного показателя, которое было бы сформировано на низком уровне. Также существенно увеличилось количество респондентов с высоким уровнем развития лидерских качеств, по отдельным показателям более чем в три раза.

Таблица 3 - Результаты исследования по методике «Я - Лидер» (А.Н. Лутошкин) в ЭГ до и после экспериментального взаимодействия_

Лидерские качества Уровни развития лидерских качеств

Низкий Средний Высокий

Пред-тест Пост-тест Пред-тест Пост-тест Пред-тест Пост-тест

А 25% (4 чел.) - 56% (9 чел.) 50% (8 чел.) 19% (3 чел.) 50% (8 чел.)

Б 6% (1 чел.) - 69% (11 чел.) 38% (6 чел.) 25% (4 чел.) 62% (10 чел.)

В - 100% (16 чел.) 50% (8 чел.) - 50% (8 чел.)

Г 19% (3 чел.) - 69% (11 чел.) 75% (12 чел.) 12% (2 чел.) 25% (4 чел.)

Д 19% (3 чел.) - 75% (12 чел.) 56% (9 чел.) 6% (1 чел.) 44% (7 чел.)

Е 19% (3 чел.) - 62% (10 чел.) 38% (6 чел.) 19% (3 чел.) 62% (10 чел.)

Ж 6% (1 чел.) - 69% (11 чел.) 44% (7 чел.) 25% (4 чел.) 56% (9 чел.)

З 12% (2 чел.) - 69% (11 чел.) 19% (3 чел.) 19% (3 чел.) 81% (13 чел.)

Примечание: А - умение управлять собой, Б - осознание цели (знаю, что хочу), В - умение решать проблемы, Г - наличие творческого подхода, Д - влияние на окружающих, Е - знание правил организаторской работы, Ж -организаторские способности, 3 - умение работать с группой.

Исследование результатов формирующего эксперимента в ЭГ показало, наличие статистически значимых различий (при высоком уровне значимости от p<0,01 до p<0,001) между показателями пред- и пост-тестов. Согласно среднегрупповому значению исследуемых показателей лидерства у испытуемых ЭГ была выявлена поступательная положительная динамика. Статистически достоверного уровня различия формируемые характеристики достигли в 10 случаях из 11, что составляет 90,9%.

ВЫВОДЫ

В ходе теоретического анализа литературы и экспериментального исследования нами было выявлено, что успешность развития лидерских качеств студентов напрямую зависит от приёмов, используемых преподавателем в учебном процессе, максимально способствующих формированию инициативы студентов в сознательном и целенаправленном овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками для успешного овладения практическими компетенциями в будущей профессиональной деятельности. Проведенный эксперимент по формированию лидерских качеств у студентов педагогического вуза способствовал повышению активности и результативности в аудиторной и внеаудиторной работе студентов, а результаты повторного диагностического замера позволили констатировать достаточно высокий уровень сформированности заявленного феномена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдыгазиева Н.К. Формирование коммуникативного лидерства студентов / Н.К. Абды-газиева // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. - С. 105—.

2. Кабрин В.И. Живая аутентичность встреч и проблема развития креативного лидерства в эпоху дистанционного образования / В.И. Кабрин // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. - № 1. - С. 126-132.

3. Мокшина Н.Г. Формирование лидерских качеств у детей и подростков как психолого-педагогическая проблема / Н.Г. Мокшина // Журнал ФЭН-Наука. - 2013. -№ 2 (17). - С. 31-34.

REFERENCES

1. Abdygazieva, N.K. (2016), "Formation of students' communicative leadership", Innovative science, No. 8-2, pp. 105-107.

2. Kabrin, V. I. (2018), "The living authenticity of meetings and the problem of the development of creative leadership in the era of distance education", Bulletin of Kemerovo State University, No. 1, pp. 126-132.

3. Mokshina, N.G. (2013), "Formation of leadership qualities in children and adolescents as a psychological and pedagogical problem", Journal of FAN-Nauka, No. 2 (17), pp. 31-34.

Контактная информация: golevag.78@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2022

УДК 796.92

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ В БАЗОВОМ МЕЗОЦИКЛЕ БЕССНЕЖНОГО ПЕРИОДА НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Иван Иванович Горбиков, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Андреевич

Сучков, аспирант, Василий Захарович Яцык, кандидат педагогических наук, доцент,

Ольга Сергеевна Васильченко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Светлана Викторовна Разновская, кандидат биологических наук, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск; Игорь Юрьевич Пугачев, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов

Аннотация

Цель работы заключалась в теоретико-экспериментальном обосновании эффективности применения статодинамических упражнений, выполняемых в комплексе с аэробными нагрузками для повышения функциональных показателей специальной выносливости лыжников на этапе углубленной специализации в базовом мезоцикле бесснежного периода. Актуальность исследований заключается в необходимости решения возникающих ситуаций в тренировочном процессе, когда традиционные методы и средства развития специальной выносливости не в полной мере удовлетворяют требования, предъявляемые к промежуточным модельным характеристикам соревновательных кондиций спортсменов данной квалификации из-за различных внешних и внутренних негативных факторов. К двенадцатимесячному исследованию, проводимого в два этапа с тремя тестированиями, привлекались две однородные группы по шесть спортсменов от первого разряда до кандидата в мастера спорта. По объему выполненной работы в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группе различий не было. В экспериментальной группе в комплексе с аэробными нагрузками применялись статодинамические упражнения с постепенным увеличением веса отягощений (от 40% до 60% от максимального) и количеством подходов, но с фиксированным режимом работы. Для качественного определения уровня развития показателей специальной выносливости применялся нагрузочный тест с постепенно возрастающей нагрузкой, выполняемый по легкоатлетической беговой дорожке на лыжероллерах. По окончанию первого этапа достоверно улучшились показатели специальной выносливости в ЭГ (относительная скорость на ПАНО и ПАО мощность), что свидетельствует о повышении данного качества на 12%, а превышение модельных характеристик на 31%. Положительная динамика отставленного тренировочного эффекта в оптимизации общей и специальной выносливости в предсоревновательном периоде (анаэробная выносливость, относительная скорость на ПАНО (Р <0,05), ПАО ЧСС (P <0,01)), дает возможность спортсменам ЭГ длительное время сохранять необходимый уровень спортивной формы и в соревновательном периоде.

Ключевые слова: лыжные гонки, специальная выносливость, статодинамические упражнения, базовый мезоцикл.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p87-91

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE IN SKIERS IN THE BASIC MESOCYCLE OF THE SNOWLESS PERIOD AT THE STAGE OF IN-DEPTH

SPECIALIZATION

Ivan Ivanovich Gorbikov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vasily Andreevich Suchkov, the post-graduate Student, Vasily Zakharovich Yatsyk, the candidate of pedagogical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.