Научная статья на тему 'Проблема развития коммуникативной компетентности учителя в педагогике ФРГ'

Проблема развития коммуникативной компетентности учителя в педагогике ФРГ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
102
55
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ФРГ / ВЕРБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ / TEACHERS' VERBAL COMPETENCE / TEACHERS' NON-VERBAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Завалишина Лия Викторовна

В исследовании представлены теоретические и методические основы развития коммуникативной компетентности учителя в ФРГ в рамках вербальной и невербальной компетенций; определены педагогические условия, обеспечивающие реальные предпосылки для повышения эффективности научного обеспечения подготовки учителей нового поколения в ФРГ.

The study presents theoretical and methodological foundations for the development of communicative competence of teachers in West Germany in the verbal and nonverbal skills; defined pedagogical conditions that provide the real preconditions for improving the efficiency of scientific support for teacher training a new generation in Germany

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблема развития коммуникативной компетентности учителя в педагогике ФРГ»

УДК 371

Завалишина Лия Викторовна

Московский педагогический государственный университет

liya-zavalishina@yandex.ru

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИКЕ ФРГ

В исследовании представлены теоретические и методические основы развития коммуникативной компетентности учителя в ФРГ в рамках вербальной и невербальной компетенций; определены педагогические условия, обеспечивающие реальные предпосылки для повышения эффективности научного обеспечения подготовки учителей нового поколения в ФРГ.

Ключевые слова: педагогика ФРГ, вербальная компетенция учителя, невербальная компетенция учителя.

Процесс европейской интеграции (в рамках ЕС) оказал огромное влияние на процесс подготовки преподавателей в ФРГ, что связано со стремлением будущих учителей воспитывать учащихся в духе готовности и способности к интеграции.

Образование в ФРГ на всех ступенях строится на основе компетентностного подхода. Понятие «компетенция» (Kompetenz) не является однозначным. Компетенция включает такие аспекты, как знания, понимание, умения, действия, опыт и мотивацию как имеющиеся в распоряжении индивида диспозиции, а также способности решения проблем.

Среди ведущих деятелей по проблеме коммуникации в ФРГ следует назвать Х. Райманна («вербальная коммуникация»), К. Грауманна («изучение процесса интеракции»), М. Аргюль («невербальная коммуникация»), Ю. Хабермаса («коммуникативная компетентность»), Х. Румфа, Р. Хайдеманна, Г. Геттера, Г. Гудьонса («телесные компетенции»), Г. Хаусманна («процесс преподавания по аналогии с театральной постановкой»), Х. Майера и А. Хельмке («качественные критерии эффективности преподавания») и др.

Коммуникативная компетентность приобретается посредством практической деятельности. Эффективность коммуникативной компетентности учителя зависит от практического применения вербальной и невербальной коммуникативных компетенций, ориентированных на принципы психологизации, активности, индивидуальности обучения.

Коммуникативная компетентность учителя в педагогике ФРГ понимается как сложное личностное образование, обеспечивающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование его ценностносмысловой ориентации, субъектной позиции,

опыта профессионально-ориентированной деятельности, в основании которой лежат фундаментальные психолого-педагогические знания и навыки, указывающие на связь ситуативной логики предмета с психологическими особенностями обучающегося, требований общества с правами субъекта, структуры социального и материального мира со структурой внутреннего мира.

Вербальная компетенция учителя в педагогике ФРГ - это знание вербальных основ интеракции, умение их успешно применять в различных формах диалога («учебная беседа», «диалог-спор», «дискуссии» и «малый разговор») в роли коммуникатора и коммуниканта (П. Грайс, Н. Грин, Г. Гудьонс, Х. Клипперт, Х. Майер, П. Орс, Й. Ребайн, Т. Унр и др.).

Вербальная коммуникация в педагогике ФРГ характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с ними осуществляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия является коммуникативная ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию.

Невербальная компетенция учителя в педагогике ФРГ включает в себя интерактивные компетенции на внешнем уровне - мимика, жесты, осанка, контакт глаз, проксемика, одежда, физическое напряжение, мышечный тонус, физическая энергия, дыхание, телодвижение, ритм и способность к саморегуляции на внутреннем уровне - на воздействие осанки (дыхания, физической энергии и физического напряжения) на собственные эмоции: искривлённая осанка (сутулость) вызывает печаль, неуверенность, замкнутость; прямая осанка вызывает, наоборот, радость, самоуверенность, доверие, открытость и тесную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Завалишина Л.В., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

223

связь с другими, которые предполагают сознательное и саморегулирующее управление телом, т.е. телесные компетенции (М. Аргюль, Й. Бауер, Л. Кофлер, А. Пиз, Х. Райманн, Х. Реттер, Х. Румф, Х. Рюкле, Р. Хайдеманн, Р. Хорст и др.).

Сферу невербальной коммуникации составляют все неязыковые сигналы, посылаемые человеком или создаваемые окружением и имеющие коммуникативную ценность: паралингвис-тические (темпо-ритмические и мелодико-инто-национные особенности речи); экстралингвисти-ческие (смех, плач, вздохи); проксемические (пространственные передвижения во время занятий); кинесические (мимика, жесты, пантомимика).

Для обеспечения эффективности развития коммуникативной компетентности учителя в педагогике ФРГ:

- определено содержание педагогических дисциплин, ориентированное на развитие гуманистического коммуникативного ядра личности будущего учителя. Так, например, вопросы организации педагогического общения рассматриваются на семинарских занятиях по предлагаемым темам: «Проблема взаимодействия учителя с учащимися», «Коммуникативная педагогика», «Нарушения в поведении учащихся»; повышение эффективности психолого-педагогической подготовки будущего учителя находит своё отражение в специальном учебном курсе: «Введение в практическую педагогику. Основные понятия»; вопросы диагностики и тестирования обсуждаются в рамках следующих специальных учебных курсах: «Введение в педагогическую диагностику», «Проблемы деятельности учителя. Введение в школьную педагогику», «Моральное воспитание как политическое образование»);

- разработаны пути и средства стимулирования коммуникативного саморазвития будущего учителя. Используются такие формы активного обучения, как участие в специальных занятиях тренинга перцептивных и коммуникативных умений и навыков; организация специальных видов социально-психологического тренинга по повышению точности восприятия участниками общения самих себя, своих партнёров, хода взаимодействия; проведение коммуникативного тренинга с целью обучения студентов умению вести бесконфликтные беседы (упражнения по формированию умения выслушивать собеседника, оптимально организовывать собственные речевые высказывания, преодолевать агрессивную на-

правленность беседы и др.); а также работа в группе по решению общей проблемы (проекта) на тему: «Воспитание и коммуникация»;

- определен характер и содержание ценностно-личностных отношений между преподавателем и студентами, которые способствуют становлению у будущего учителя «образа гуманистического общения» с учётом основных критериев эффективного преподавания. В качестве таких критериев выступают: ясная структура процесса преподавания и чёткие ожидания; эффективное использование учебного времени; функциональное чередование форм работы; тренировка целенаправленного и осознанного заучивания материала; позитивный климат на занятии; развитие фидбэк-культуры как способа передачи обратной связи в виде эмоционального отклика на происходящее. Предлагается соблюдение следующих фидбэк-правил: 1) сначала озвучивать удавшиеся моменты, а только затем негативные, не наоборот (железное правило); 2) ссылаться на конкретные детали, которые хорошо запомнились; 3) передавать фидбэк прямым и открытым способом, избегая обобщений, ссылаясь только на конкретное описание; 4) предлагать свой фидбэк, а не навязывать его; 5) коротко описывать деталь и передавать свои чувства и ощущения; говорить от первого лица; пытаться избегать моральной оценки или общих интерпретаций; 6) если кто-либо желает высказаться по тому же самому поводу, необходимо позволить ему сделать это; каждый имеет право на личное впечатление и реакцию; 7) если имеются предложения по внесению каких-либо изменений, выражать их следует в форме пожеланий; 8) передавать свой фидбэк независимо от других; 9) использовать я-посла-ния: высказывать следует индивидуальные наблюдения; 10) уважение - основа любого фидбэка;

11) когда получаешь фидбэк, необходимо его только слушать (даже, если не согласен с ним);

12) нельзя выдвигать аргументы против или защищаться; 13) следует накапливать фидбэки в своей корзине и решить для себя, что необходимо в себе изменить); способности к социальной рефлексии как способа соотнесения своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими ценностями;

- определены принципы организации процесса коммуникативного воспитания: принцип функциональности и дисфункциональности (руковод-

224

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ствуясь принципом дисфункциональности, коммуникативная педагогика выявляет противоречия в системе воспитания и обращает на них внимание общественности; К. Молленхауэр называет среди противоречий недостаточность участия молодежи в решении вопросов общественного развития, цель воспитания состоит в том, чтобы внушить подростку мысль о том, что его социальное развитие зависит от способности позитивно разрешать межличностные конфликты); принцип гражданственности (согласно К. Шаллеру, К. Молленхауэру, К. Менцу, основным содержанием гражданственности является воспитание гражданского долга и ответственности за судьбу своего общества, передача подрастающему поколению традиций и ценностей; важной задачей школы называется формирование у учащихся способности к «позитивному» преодолению кризисных ситуаций, возникающих в эволюционном процессе социального развития); принцип рациональности (в понимании западногерманских педагогов - В. Клафки, Х. Крайс, К. Молленхауэр, К. Шаллер, Т. Фойерштайн, обусловливая групповое сознание, рациональность должна воплотить в себе политические функции и стать общественной идеологией, чтобы обеспечить реализацию эмансипаторного ожидания; рациональность определяет правомерность суждения и при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нятия решения каждого члена группы); принцип самореализации (экзистенционалисты-педагоги-М. Бубер, Т. Баллауфф, О. Больнов исходили из того, что реальность - это самобытие человека, а формирование личности происходит по принципу самореализации, т.е. в ее действиях и поступках, представляющих собой продукт ее самовыражения с учетом ожиданий группы; самореализация человека происходит, с одной стороны, в соответствии с потребностями и интересами, определяемыми экзистенцией человека, т.е. она трансцендентальна, а, с другой стороны, -в определённой среде, также влияющей на становление личности (средой для процесса самореализации выступает коммуникация);

- направленность на обеспечение «эмансипации» школьника рассматривается в коммуникативной педагогике ФРГ в качестве главной цели воспитания (выступая за эмансипаторный характер воспитания, теоретики - К. Шаллер и К. Шефер подчёркивают, что воспитание должно быть направлено на «демократизацию» общественной жизни, на распространение «гуманизма» в обществе; установление подлинного гуманизма в общественных отношениях, что представляется им как восстановление ненарушенной, симметричной коммуникации, которая характеризует сущность человеческого бытия).

УДК 371

Гордиенко Надежда Евгеньевна

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

nadine_gordienko@yahoo.fr

МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (из опыта французской системы образования)

Современное мировое сообщество находится на переломном этапе своего развития, что во многом обусловливается переходом от индустриальной цивилизации ХХ века к информационной стадии, присущей XXI веку. Новая парадигма образования — «учение через всю жизнь» ставит новые задачи и перед системой непрерывного педагогического образования, выражающиеся в формировании учителя, обладающего широким спектром профессионально-педагогических компетенций.

Ключевые слова: профессионализм, компетентность, профессиональная компетентность учителя.

Как известно, современная стадия раз вития человеческого общества харак теризуется как переломная и даже кризисная, что во многом объясняется переходом от техногенной к антропогенной цивилизации.

Происходящие трансформации затрагивают все сферы жизнедеятельности социума, в том числе и образование. Сегодня идет процесс смены меж-

дународных образовательных стандартов, сближение квалификационных требований между профессионально-компетентными работниками разных стран. Создание единого образовательного пространства с единым рынком труда выдвигает новые повышенные требования перед человеком XXI века.

Сложившаяся мировая система образования со своими законами функционирования и разви-

© Гордиенко Н.Е., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

225

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.