Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ / САМОТВОРЧЕСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ / АВТОГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Румбина Д. И.

В работе рассматривается проблема понимания феномена эстетической культуры личности. Обозначаются проблемные аспекты в попытках выразить сущность и полноту его определения. Обосновывается необходимость развития традиции экзистенциально-онтологического рассмотрения эстетической проблематики, оформленной в неклассической философии. Определены основные положения понимания развития эстетической культуры личности как процесса самотворения - созидание себя как телесного, душевного и духовного целостного существа в событиях качественного изменения посредством актуализации эстетического начала, заложенного в онтологической природе человека. В результате эстетическая культура рассматривается в качестве одного из основополагающих онтологических модусов культурного бытия, а ее развитие определяется автором как экзистенциальный эстетический автогенезис личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE ESTHETIC PERSONAL CULTURE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF EXISTENTIAL-ONTOLOGICAL CONSIDERATION

The author raises the issue of understanding the phenomenon of esthetic personal culture. The problematic aspects are indicated in attempts to express the essence and completeness of its definition. The necessity of developing the tradition of existential-ontological consideration of esthetic problems, formalized in non-classical philosophy, is substantiated. The fundamental principles of understanding the development of the esthetic personal culture as a process of self-creation are determined - the creation of oneself as a bodily, mental and spiritual integral being in the events of qualitative change through the actualization of the esthetic principle inherent in the ontological nature of man. As a result, esthetic culture is considered as one of the fundamental ontological modes of cultural life, and its development is defined by the author as the existential esthetic autogenesis of personality.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 32-36. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 11. P. 32-36.

Научная статья УДК 111.81

https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.5

Проблема развития эстетической культуры личности в контексте экзистенциально-онтологического рассмотрения

Диана Ивановна Румбина

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2289-9526

Аннотация. В работе рассматривается проблема понимания феномена эстетической культуры личности. Обозначаются проблемные аспекты в попытках выразить сущность и полноту его определения. Обосновывается необходимость развития традиции экзистенциально-онтологического рассмотрения эстетической проблематики, оформленной в неклассической философии. Определены основные положения понимания развития эстетической культуры личности как процесса самотворения - созидание себя как телесного, душевного и духовного целостного существа в событиях качественного изменения посредством актуализации эстетического начала, заложенного в онтологической природе человека. В результате эстетическая культура рассматривается в качестве одного из основополагающих онтологических модусов культурного бытия, а ее развитие определяется автором как экзистенциальный эстетический автогенезис личности.

Ключевые слова: личность, культура, культурное развитие личности, эстетическая культура личности, неклассическая онтология, самотворчество, эстетическое событие, эстетизация, автогенезис личности Для цитирования: Румбина Д.И. Проблема развития эстетической культуры личности в контексте экзистенциально-онтологического рассмотрения // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 32-36. https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.5.

Original article

The problem of the esthetic personal culture development in the context of existential-ontological consideration

Diana I. Rumbina

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2289-9526

Abstract. The author raises the issue of understanding the phenomenon of esthetic personal culture. The problematic aspects are indicated in attempts to express the essence and completeness of its definition. The necessity of developing the tradition of existential-ontological consideration of esthetic problems, formalized in non-classical philosophy, is substantiated. The fundamental principles of understanding the development of the esthetic personal culture as a process of self-creation are determined - the creation of oneself as a bodily, mental and spiritual integral being in the events of qualitative change through the actualization of the esthetic principle inherent in the ontological nature of man. As a result, esthetic culture is considered as one of the fundamental ontological modes of cultural life, and its development is defined by the author as the existential esthetic autogenesis of personality.

Keywords: personality, culture, cultural development of personality, esthetic personal culture, non-classical ontology, self-creation, esthetic event, aestheticization, autogenesis of personality

For citation: Rumbina, D.I. (2021) The problem of the esthetic personal culture development in the context of existential-ontological consideration. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 32-36. Available from: doi:10.24158/fik.2021.11.5 (In Russian).

В настоящее время требует переосмысления уже достаточно устоявшееся представление о том, что же следует понимать под эстетической культурой личности, и тем, что предполагает ее развитие. На наш взгляд, важным в рассмотрении этого вопроса является определение онтологического смысла и значения данного феномена. В процессе формирования эстетической культуры субъектом выстраиваются специфические отношения к действительности - «непосредственного, чувственно-духовного, бескорыстного восприятия, направленного на познание и оценку явлений и предметов окружающего мира».

Здесь вполне правомерно задать вопрос, в чем же усматривается проблема? Ведь в предлагаемых установках не подвергается сомнению высокая значимость эстетической составляющей в жизни современной личности и в целом схватывается специфика эстетического отноше-

© Румбина Д.И., 2021

ния. Уровень эстетического развития личности определяется способностью «откликаться на красоту и творить по ее законам», достигать гармонии физической и духовной, эмоциональной и рациональной, взаимосвязан с духовно-нравственным развитием (Рахматуллина и др., 2008). На аш взгляд, проблема такого понимания состоит в том, что развитие эстетической культуры предполагает формирование эстетических чувств, потребностей, знаний, ценностей, идеалов, суждений с установкой на уже заданные, установленные образцы художественно-эстетического наследия. Эстетическое развитие ориентировано на развитие способности созидания и творчества в соответствии с некими, уже утвержденными представлениями об идеальном, красивом, прекрасном и т. д. При этом довольно часто используется категория долженствования - человек должен уметь глубоко чувствовать красоту природы, должен не быть эстетически равнодушным, должен нести ответственность за результат своей эстетической деятельности.

Такая ситуация актуализации социально-культурной значимости эстетической компоненты в развитии культуры личности обусловлена реалиями нашей жизни. Как справедливо отмечают современные исследователи, сегодня наиболее остро звучит идея «неразрывного единства нравственной, экологической и эстетической культур в человеке и обществе - "категорический императив" современности. Дефицит эстетической культуры оборачивается в жизни односторонностью художественных увлечений, преобладанием развлекательного интереса к искусству, слабым вниманием к классическому, национальному и народному искусству, равнодушием и привыканием к антиэстетическим явлениям (серым произведениям отечественного и зарубежного производства, хаосу и неряшливости бытовой и производственной сферы, грубости и хамству в поведении людей и межличностных отношениях)» (Рахматуллина и др., 2008). Перед современным обществом ставится задача формирования «новой эстетической культуры, связанной с практикой качественного изменения окружающей действительности и самих людей». Не умаляя значимости поставленных задач в современных социокультурных условиях, тем не менее, при выстраивании способов их решения хотелось бы обратить внимание на ряд сложностей, с которыми неизбежно приходится сталкиваться при попытке конституировать понимание феномена эстетической культуры личности:

• во-первых, следует обратить внимание на онтологическую неоднозначность истолкования таких понятий как «красота», «гармония», «эстетический идеал», «эстетический вкус» и т. д., которые выступают ведущим ориентиром в построении таких практик преобразования действительности;

• во-вторых, следует учесть сложность и подвижность соотношения этического и эстетического, эстетического и художественного (как известно, их взаимосвязь обнаруживает разнообразные конфигурации);

• в-третьих, особая значимость в рассмотрении этого вопроса относится к пониманию онтологической сути эстетического начала в природе человека.

Данная работа посвящена непосредственно прояснению и обоснованию последнего положения в отношении рассматриваемого феномена.

Развитие эстетической культуры личности, на наш взгляд, в исходном своем основании следует рассматривать как экзистенциальное открытие эстетического начала в самом себе. Это прежде всего глубинная онтологическая проблема, которая не решается исходно и исключительно внешними средствами целенаправленного воздействия - передачей знаний научения определенным техникам, передачей художественного опыта, следованием образцам восприятия, переживания, поведения и т. д. Наблюдается оторванность понимания эстетической культуры от личностного развития, она все в большей степени стала проявлять внешний характер. В связи с этим предлагается актуализировать экзистенциально-онтологический аспект понимания феномена эстетической культуры личности.

Обращаясь к проблематике, связанной с развитием эстетической культуры личности, необходимо, прежде всего, задать исходные рамки того, что имеется в виду, когда речь идет о культурном развитии человека. Как известно, в истории философской мысли предложено множество вариантов определений и концепций, раскрывающих понимание развития и истолкования человека как культурно развивающегося субъекта. В рамках данной работы предлагается сосредоточить внимание на версии понимания развития, разработанной в неклассической философии. Речь идет о сдвигах в понимании развития как линейного поступательного движения, которые произошли в ХХ веке под влиянием феноменологии и экзистенциализма. Развитие в неклассической традиции стало мыслиться как переживание события становления целостности универсума. Жизнь предстала как событийный поток, сочетающий в себе все события становления и все исторические состояния. Понятие «здесь-и-теперь» вобрало в полноту своего бытия все временные моменты прошлого, настоящего и будущего (Хайдеггер, 1987). В качестве доминирующей выступила идея о том, что событие и есть само становление.

В неклассической трактовке развитие мыслится как событие онтологического сдвига, которое воспроизводит механизм качественного изменения субъекта. Этот сдвиг, имманентно заложенный в природе действующего субъекта, присутствует как онтологическая идея развития, конституирующая в себе принцип организации пространства культурного развития (Г.П. Щедровиц-кий). С позиций неклассической онтологии человек предстает как субъект собственного культурного развития, как личность, устремленная к своему онтологическому преобразованию, самосовершенствованию через развертывание целого комплекса свойств и качеств, имманентно заложенных в природе своего бытия. Так, например, исследуя проблематику культурного развития личности, С.А. Смирнов отмечает, что «личность - это субъект культурного развития, который формирует в себе особую культурную организованность, ...обладает определенной структурой и выступает особым культурным органоном по отношению к процессу управления субъектом натуральных, естественных, стихийных процессов» (Смирнов, 2004: 160). Таким образом, культурное развитие личности предполагает выстраивание особого онтологического измерения, в котором реализуется экзистенциальная сущность человека.

Событие «рождения» человека как субъекта культуры происходит на границе между двумя актами рождения человека - эмпирическим, которое «не творит человеческое в человеке», и культурным, выступающим как удовлетворение онтологической потребности «совершить прыжок» (С. Кьеркегор), для того, чтобы сбыться, состояться, свершиться. Это всегда событие, свидетельствующее о втором рождении, о свершении актуального акта заботы о самом себе как культурном феномене в деле онтологического возделывания «Я» как личности. Исходя из данных представлений, субъект культуры мыслится как субъект перехода, преодолевающий отчуждение человека от самого себя, которое начинается с осознания различия между двумя актами рождения. Как отмечает С.А. Смирнов, субъект посредством реализации культурных практик идет по пути преодоления повседневного, прокладывая мосты между эмпирическим и экзистенциальным (Смирнов, 2004: 372).

Онтологические основы развития эстетической культуры личности укоренены в сущности человека и выражаются в процессе самообретения, собирания себя как цельного телесного, душевного, духовного существа и находят непосредственное проявление в феноменах самотворения. На уровне обыденной жизни, социокультурного взаимодействия, имеющего преимущественно прагматический характер, человек лишь фрагментарно реализует модель своего личностного бытия. В то же время на уровне повседневной формы существования всегда содержатся «спусковые механизмы», которые допускают возможность перехода на другой уровень реализации иных смысложизненных ориентиров и обретения иного личностного опыта развития. Это указывает на неразрывную связь между проблемой культурного развития человека и проблемой онтологического самоопределения. Стремление к обретению собственной целостности личности определяет направленность вектора культурного развития субъекта, степень полноты, развитости личностной структуры, сформированности определенных культурных качеств («культурных органов»). Этот процесс направляет субъекта культуры к достижению определенного культурного состояния - культурного возраста. Так, история культурного развития личности предстает как история событий, культурных актов и версий перехода в различных онтологических уровнях, модусах, проекциях (эмпирическая, рефлексивная, метафизическая, религиозная, эстетическая, этическая и др.), в которых «Я» приближается или отдаляется от своей онтологической цели - обретения и осуществления себя в полноте своего бытия. Это процесс С.А. Смирнов рассматривает в качестве «онтологического исцеления - это история утраты и восстановления целостности человека как субъекта культуры» (Смирнов, 2004: 12).

Неклассический подход к пониманию эстетической культуры объединяет философские воззрения трансцендентальной и экзистенциальной философии. Экзистенциально-метафизическая линия осмысления эстетического получила развитие в работах М. Хайдеггера, Ф. Ницше, Г.-Г. Га-дамера, М. Мерло-Понти, М. Фуко. В русской философской традиции онтологические аспекты эстетического прорабатывались в трудах Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина и др. Современные исследования, посвященные вопросу эстетической культуры личности, демонстрируют парадоксальный характер экзистенциальной самореализации человека в эстетическом модусе бытия, установку человека на поиск духовного, трансцендентальной красоты, на продуцирование нового, осуществление «истинной жизни» человека. Поднимаются вопросы теории и практики эстетической культуры, анализируются ее критерии, актуализируется проблематика онтологической эстетики (В.В. Бычков, Л.С. Выготский, О.В. Государева, М.В. Думинская, М.С. Каган Н.В. Мотрошилова, Л.Н. Столович, Т.М. Шатунова, С.А. Лишаев и др.). Сегодня философская рефлексия эстетического переживает новый этап своего развития - в онтолого-метафизической перспективе рассмотрения, в центре которой оказывается проблематика эстетического самосозидания личности как онтологического проекта. В связи с этим

понятие «эстетическая культура личности» наделяется особым статусом и значимостью, рассматривается как онтологическая, экзистенциальная и метафизическая категория. Собственно, поиск ответов на вопросы о том, что лежит в основе разворачивания события бытия, в каких модусах и проекциях оно осуществляется, в чем состоит особенность онтологического развития человека как субъекта культурного и эстетического развития, в том числе определяет круг проблем для философского дискурса, который с особой остротой в свое время развернулся в неклассической философии и не утратил актуальности в настоящее время.

Развитие эстетической культуры можно определить как самотворчество, направленное на актуализацию полноты личностного бытия человека. М.В. Думинская в исследовании онтологической проблематики эстетического отмечает, что в сфере взаимопроникновения эстетического и онтологического начал «бытие человека разворачивается как "эстетическое свершение", а само проявление жизни раскрывается как художественное творение бытия» (Думинская, 2017: 318). Эстетическое развитие, мыслимое как самотворение, возможно только в подлинных актах свершения личности - в актах раскрытия своей экзистенциальной сущности. Согласно М. Хайдег-геру, в таких событиях происходит обнаружение и совершение «истины сущего». Оно связано с обнаружением и преодолением разрывов внутри фундаментального проекта Бытия как на феноменальном, так и в ноуменальном уровнях (Хайдеггер, 1987: 261). Для человека, проживающего жизнь в потоке повседневного существования, эстетическое развитие зачастую сводится к реализации способов совершенствования своего образа жизни, тела, мыслей, социально-культурных практик, и выстраивается исходя скорее из утилитарных и прагматических, нежели эстетических ценностей. Человек, руководствуясь гедонистическими потребностями на уровне повседневного и желанием «жить красиво», ограничивается актуализацией эстетического начала только как чувственного восприятия и переживания, которое особо не нуждается в своем фундаментальном онтологическом обосновании. Человек становится потребителем эстетического и эс-тетизированной формой повседневного - неким персонажем, в той или иной степени соответствующим определенным эталонам и образцам «красивости», привлекательности. И в этом смысле он сам воспринимается как эстетический объект, товар, который необходимо красиво представить для достижения определенного расположения в обществе. По сути, речь идёт о взращивании эстетической культуры потребления, об экспансии эстетического производства в современном мире. Как справедливо отмечает М.В. Думинская, «псевдоэстетические проявления человеческой жизни обнажают неполноту и несовершенство актуализации природы эстетического как такового в повседневной действительности, иногда представляя собой "нулевую", если не отрицательную степень её проявления» (Думинская, 2015). Эстетическая культура выступает одним из основополагающих модусов культурного бытия. Ориентация общества на эстетические идеалы позволяет особым образом воспринимать, переживать и оценивать мир и самого себя. В то же время неоднозначность понимания феномена развития эстетической культуры и проблематика «неподлинной эстетизации» на уровне повседневного существования порождает множество вопросов, связанных с раскрытием онтологических оснований и специфики «подлинной» эстетической культуры личности.

На основе вышесказанного приходим к выводу о том, что в понимание эстетического развития личности следует вкладывать глубокий онтологический смысл, который имеет мировоззренческое значение, поскольку здесь речь идет не о неких производных фрагментах проявления бытия человека, а именно о самом бытии, свершаемом в его целостности. Онтологическая установка в понимании эстетического переориентирует сознание и мироотношение человека, позволяет выстраивать новый вектор и проекцию своего онтологического осуществления.

Список источников:

Думинская М.В. Онтология эстетического свершения личности : дис. ... д-ра филос. наук. Сургут, 2017. 338 с.

Думинская М.В. Феномен самотворчества в контексте экзистенциального свершения личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1.

Рахматуллина З.Я., Фаткулина З.Я. Эстетическая культура личности и общества: современное измерение // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4. С. 1060-1061.

Смирнов С.А. Проблема культурного развития человека. Философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004. 372 с.

Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987. С. 264-312.

References:

Duminskaya, M.V. (2017) Ontologya esteticheskogo sversheniya lichnosti [Ontology of aesthetic personality improvement: doctoral dissertation]. Surgut, Tumen State University. (In Russian)

Duminskaya, M.V. (2015) Self-creativity phenomenon in the context of the existen-tial fulfilment of the personality. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovania [Modern problems of science and education]. (2-1 ). (In Russian)

Heidegger, M. (1987) The Origin of the Work of Art. Zarubezhnaya estetica i teoria literatury XIX-XX v. [Foreign aesthetics and theory of literature of the XIX-XX centuries]. Moscow. Publishing house of Moscow University. 264-312. (In Russian)

Rakhmatullina, Z.Ya., Fatkulina, Z.Ya. (2008) Esteticheskaya kultura lichnosti i obschestva: sovremennoe izmerenie [Aesthetic culture of personality and society: modern dimension]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir University]. (13:4). 1060-1061. (In Russian)

Smirnov, S.A. (2004) Problema kulturnogo razviti cheloveka: philosophskiy analiz [The problem of human cultural development. Philosophical analysis: doctoral dissertation]. Moscow. Moscow State University. (In Russian)

Информация об авторе Д.И. Румбина - старший преподаватель кафедры социально-художественного образования Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=861840.

Information about the author D.I. Rumbina - Lecturer, Social and Art Education Department, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=861840.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.10.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 11.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.