14 А/2012
УДК 18 © М.В. Думинская
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНТОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
Обосновано значение основного постулата неклассической онтологической эстетики, в котором утверждается неразрывная онтологическая связь эстетического, экзистенциального и метафизического начап. Выделены онтологически значимые моменты процесса эстетической событийности. Показано, что в эстетической природе бытия заложен механизм трансцендирования, который обусловливает экзистенциапьное развитие личности.
Ключевые слова: онтологическая эстетика, эстетическая природа бытия, эстетический феномен, эстетическое событие, трансценденция. экзистенциальное развитие, метафизическое переживание.
M.V. Duminskaya
EXISTENTIAL-METAPHYSICAL ASPECTS OF THE ONTOLOGY OF AESTHETIC
7/ze sera^ and value of the main postulates of nonclassical ontological esthetics are proved\ in which indissoluble ontologic communication of the esthetic, existential and metaphysical beginnings affirms. Ontologically significant moments of a process of an esthetic eventfulness are allocated in the article. Author shows that the mechanism of transcending laid down in aesthetic nature of being that existential personality development causes.
Key words: ontologic esthetics, esthetic nature of being, esthetic phenomenon, esthetic event, transcendental existential development, metaphysical experience.
Обращаясь к раскрытию фундаментальных онтологических характеристик бытия личности, мы неминуемо приходим к постановке и необходимости осмысления вопросов, касающихся определения тех внеприродных, исходных онтологических оснований, которые открывают некие особые состояния, задающие траекторию самоосуществления человека в Бытии, выступают источником трансцендирования в процессе экзистенциального преображения личности.
Таким особым онтологическим статусом обладает эстетическое начало, которое имманентно заложено в глубине экзистенциальной природы человека и проявляется на всех уровнях, в сферах бытия личности, является источником как его собственного созидания, так и источником эстетического преображения сущего. Область эстетических явлений есть онтологическое измерение бытия личности. Это значит, что эстетическая природа бытия личности есть источник проявления фундаментальных онтологических характеристик человеческого бытия в целом. Онтология эстетического есть путь к постижению онтологии личности.
Данные положения, утверждающие эстетическое начало в качестве онтологического основания природы бытия личности, сегодня не требуют своего обоснования, поскольку вся история философско-эстетической мысли выступает в качестве прямых или косвенных доказательств, начиная с античности и заканчивая современным взглядом на проблему. Бытие человека весьма продуктивно исследовалось в русле
онтолого-эстетических концептов. «В самых различных исторических условиях человек понимался и как творческое существо (творец, подобный Богу), и как существо бытийственно прекрасное (венец эволюции Вселенной, образ и подобие Бога и т.п.), и как существо, стремящееся к гармонии и умеющее ее создавать. Но эта эстетическая компонента всегда была лишь одной из характеристик человеческой природы, существующей наряду с основными, определяющими качествами (homo sapiens, homo faber и т.п.)» [1, с. 90]. Периодически в традиции философии складывались ситуации, когда онтологические проблемы эстетического то отодвигались на второй план, то приобретали первостепенный характер, конституируя собственную вполне самодостаточную проблематику, неразрывно связанную с осмыслением проблем человеческого бытия.
Разработка проблем неклассической онтологии стала точкой отсчета, из которой стала актуализироваться и формироваться онтологическая эстетика. В центре событий Бытия оказался человек как эстетически живущее и действующее существо, в котором совмещаются онтологическое и метафизическое начала, побуждающие постоянно пребывать в поиске предельных оснований и новых форм созидания своей субъ-ектности в самом себе. Открылись новые горизонты понимания природы эстетического (художественного) бытийствования как такового. Так, например, в неклассической парадигме западноевропейской философии экзистенциально-
M B. Думинская. Экзистенциально-метафизические аспекты онтологии эстетического
метафизическая роль эстетического развивалась в философии М.Хайдеггера, Ф.Ницше, Г.-Г. Гадамера, М.Мерло-Понти, М.Фуко. В русской философской традиции онтологические аспекты эстетического прорабатывались в трудах В.Соловьева, H.A. Бердяева, H.A. Флоренского, C.J1. Франка, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина и др.
Современная философская эстетика в настоящее время переживает особый этап своего развития, обретает и формирует себя в новом качестве - онтолого-метафизической, событийной эстетики, в центре которой оказывается проблема эстетического самосозидания человека как онтологического проекта его жизни и мира в целом. Эстетическое удерживается в своем статусе как онтологическая, экзистенциальная и метафизическая категория. Так, например, В.В. Бычков определяет область эстетического как «духовный контакт с универсумом», где «эстетическое выступает ...универсальной характеристикой всего комплекса внеутилитарных отношений человека с миром, основанных на узрении им своей изначальной причастности к бытию и вечности, своей гармонической вписанности в Универсум» [2, с. 8]. Среди современных исследований, посвященных аналитике онтологии эстетического, следует особо выделить работы H.A. Кормина, С.А. Лишаева, В.А. Конева, Е.В. Наймана, Т.М. Шатлиовой.
Природа бытия является эстетической. В этом основном постулате неклассической эстетики утверждается неразрывная связь эстетического, онтологического и экзистенциального начал. Эстетическая сущность человеческой природы бытия улавливается человеком изначально еще на интуитивном, дорефлексивном уровне как естественное проявление чувственности, как способность эмоционально ощущать, воспринимать, переживать жизненную событийность бытия. Это эмоционально-чувственное самоощущение себя в бытии, попадание в просвет бытия, безусловно, приобретает экзистенциально-онтологическую значимость. В связи с этим осмысление процесса экзистенциального самоосуществления напрямую связано с проблемой определения онтологических потенциалов эстетически качественной природы бытия личности.
Раскрытие экзистенциально-онтологической специфики эстетического модуса существования опирается на понимание человека в неклассической философии как субъекта, выраженного в хайдеггеровском понятии Dasein («присутствие» или «здесь бытие»), которое отражает онтологическую двойственность существования как «от-
крытой сокрытости», что, собственно, и определяет его экзистенциальную сущность [3]. Постулируя изначальную неразделенность сущего и Dasein, Хайдеггер утверждает глубинную не-сокрытость сущего и онтологическую фактичность трансцендирования Dasein, полагающем себя в «нахождении между» налично сущим и бытием - «здесь» и в то же время уже «там».
Условием актуализации возможности исполнения Dasein как экзистенциально-личностного развития выступают трансцендентальные фундаментальные основания онтологической природы личности. Трансцендирование является постоянным источником онтологического напряжения, расшатывающего изначальную монолитность единения сущего и Dasein, с одной стороны, высвечивая конечность, ничтожность наличного пребывания (жизнь в модусе «бытия к смерти»), и с другой, отрывая горизонты устремленности к самоисполнению в подлинности (аутентичности) бытия, конституированию личностного начала, что, собственно, и составляет смысловое содержание человеческого бытия. «Я должен к самому себе трансцендировать. Глубина может закрываться в человеке, и глубина эта требует прорыва, трансцендиронания» - пишет H.A. Бердяев [4, с. 279]. Иными словами, Dasein всегда находится в движении трансцендирования, которое схватывается в концепте «перехода» - онтологического просвета, в котором открывается подлинность бытия: «Мы сами же и есть переход, «ни то - ни др>тое». Что такое это наше колебание между «ни то - ни то»? Ни одно, ни, равным образом, другое, вечное, пожалуй, и все-таки нет...» [5, с. 119]. Онтологическое состояние «перехода» - трансцендирования определяет основу личностного бытия как абсолютно, актуально незавершенной и открытой возможности обретения полноты, возвышения над собой, подлинного самоосуществления в Бытии.
Таким образом, динамика личностного бытия феноменологически раскрывается в актуализации механизма трансцендирования («живом» метафизическом событии), конституирующем личность как экзисгирующее сущее, устремленное за пределы своей предметно-сущей временности в универсальное измерение вечно становящегося, возможного, целостного бытия. Определение трансцендирования как процесса, обусловливающего экзистенциальное движение личности, задает условия для прояснения онтологической природы антропологического феномена и рассматривается как целостный акт, который имеет свои механизмы развертывания,
14 А/2012
изначальные основания которого покоятся в эстетической природе бытийствования.
Жизнь, разворачиваемая в модусе эстетической событийности, — это особый процесс экзистенциального самосозидания, конституирова-ния личности. Рассмотрим особенности порождения и этапы, стадии разворачивания эстетической событийности, выделяя онтологически значимые аспекты данного процесса.
Стадия первоначального «столкновения» с Другим на уровне повседневного существования. Первое, с чем сталкивается созерцающее Я, обращаясь во вне, - это наличный мир, являемый в пределах реальной действительности, а точнее, внешняя выраженность внутреннего мира противостоящего мне Другого, который предстает как вполне определенная наличность (пространственная, временная, смысловая), воспринимаемая как статичная, застывшая в своей уже сложившейся материальности. Однако все первично явленное взору (внешние данные Другого) - это лишь фрагменты внутренней жизни Другого, которые не могут быть утверждены как предельно соответствующие его внутренней сущности. Все полученные впечатления о его внутреннем лике крайне поверхностны, реакции на внешние проявления становятся лишь штрихами, случайно или сознательно нанесенные на поверхность внутреннего мира Другого. Однако констатация и безразличный набор внезапных вспышек внутренней жизни, случайно явленных на поверхность, не могут адекватно воспроизвести полноту внутреннего содержания мира Другого, который воспринимается как чуждое в своей инаковости начало, сокрытое в своей онтологической самости.
Погруженность в повседневный уровень существования человека - это бесконечная цель разворачиваемой событийности отношений с Другим, встреча с которым вызывает различного рода состояния, настроения, более или менее продолжительные и эмоционально выраженные. Однако далеко не всегда данные состояния фиксируются в качестве особенного и ставятся в центр внимания человека, занятого каким-то делом, какой-то заботой, каким-то желанием, при этом лишь обрамляя, создавая определенное фоновое сопровождение разворачиваемой событийности. Здесь следует согласиться с утверждением С.А. Лишаева, что такие «сопроводительные», «фоновые» расположения не могут быть признаны эстетическими: «Неэстетические расположения каждый раз есть особые (различные), но не всегда - особенные расположения» [6, с. 3].
Стадия открытия эстетической чувственности как условие перехода к порождению эстетической событийности. Условие, порождающее исключительность эстетического отношения, заключается в особом состоянии, настроенности по отношению к Другому, нейтрализующем созерцание от целесмысловых установок, второстепенных желаний неэстетичного содержания. Такую ситуацию, связанную с открытием эстетической чувственности, С.А. Лишаев именует «эстетическим расположением». Эти особые эстетические состояния рождается по ту сторону повседневного чувствования, целиком захватывают Я, переносятся в центр внимания, отвлекая от всего второстепенного, и удерживаются в силу своей необычности, особенности, Другости [6, с. 3]. Эстетическая настроенность отличается непринужденностью, непосредственностью и поглощенностью особым отношением между двумя началами, лишенная какого-либо давления, навязывания со стороны должного формирующегося представления о созерцаемом явлении, соответствующего доминирующим идеалам красоты и совершенства, которые являются внешними, привнесенными чертами, затемняющими чистоту внутреннего мира Другого.
Это событие знаменует собой вхождение двух начал в пространство эстетической событийности. Субъект повседневной жизни переходит к позиционированию себя в качестве субъекта эстетического чувства. В свою очередь, Другой переход в иной онтологический статус событийности, являет собой эстетическую данность, как то, что способно производить нечто особенное, - эстетическое чувство Другого.
«Эстетическое чувство, - пишет Т.Адорно, -это не возбуждающее чувство; это, скорее, удивление перед созерцаемым как перед самым главным, самым существенным для наблюдателя; преклонение перед тем, что не выражается понятиями и в то же время ясно и определенно, ощущение его всевластия над собой, а вовсе не вырвавшийся на волю субъективный аффект -вот что в эстетическом опыте вправе называться чувством» [7, с. 240]. Занятость эстетическим чувством погружает эстетический субъект в эстетическую ситуацию событийности с Другим. Следует отметить, что в качестве Другого (эстетический объект) как потенциального носителя эстетически чувственных данных может выступать любая предметность чувственно-наглядного или идеального происхождения (вещь, человек, природное явление, теоретическое мировоззрение, жизненное событие или же плод нашего воображения, не имеющий отношения к объективной реальности, и т.д.). Иными
М.В. Думинская. Экзистенциально-метафизические аспекты онтологии эстетического
словами, все без исключения (в силу онтологической способности субъекта к эстетически чувственному видению) может быть потенциально наделено эстетически предметной качественностью. Это свидетельствует о ситуации эстетической предрасположенности Другого, который в точке порождения эстетической событийности фиксируется нами в модусе актуализированной эстетической данности и предстает в качестве особой предметности нашего метафизического, сверхчувственного состояния, как внутреннее чувство внутреннего Я, составляющее опыт трансцендентного.
Стадия «чистого» эстетического переживания или вчувствования в мир Другого. Здесь можно выделить внутренние фазы развития: фаза эстетического вживания и эстетического дистанцирования.
Фаза эстетического вживания представляет собой акт чувственного слияния с внутренним миром Другого, «созерцательное влечение, проникающее чувство любви, обволакивающее жизнь Другого» постепенно «вливается, вживается» в его внутренне содержание [8, с. 79]. Это ожидание уникального события, в котором подлинная жизнь Другого свободно откроется в своей онтологической сокрытости. Как образно пишет М.Бахтин: «Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя....» [8, с. 79]. Такое эстетически созерцательное чувство способно разомкнуть внешние границы Другого, «женственная пассивность бытия» оказывается готовой к «оживлению смертной душою другого», наполнению новым качественным содержанием, осуществлению и утверждению таковым в полноте Бытия [9, с. 125]. Это эстетически проникновенное переживание словно изнутри оживляет, чувственно преображает Другого. Происходит событие эстетического открытия Другого, которое ни с кем другим и ни для кого другого не может свершиться. Другой раскрывается в определенной чувственно данной модальности, т.е. особым чувственным образом являя свою онтологическую «инаковость, и в тоже время включается в процесс чувственного снятия отчужденности, дистанцирования. Поэтому эстетическая встреча Я с Другим есть событие «перехода» -трансцендирования Другого за пределы собственного в-себе-пребывания во внутренний мир эстетизирующего его начала. Другое становится имманентной чувственно открытой данностью для эстетического субъекта. Это событие единения двух со-бытийных начал, это событие «индивидуальной ситуативной эстетической напол-
ненности Я чувственной данностью Другого, которая конституируется в качестве нечто особенного (удивительного, странного, запоминающегося и т.д.). При этом опыт чувственной данности Другого с необходимостью не предполагает его переноса во вне, т.е. оформления, «кристаллизации в теле пространственно внеположного ему сущего» [10, с. 3].
Таким образом, эстетическое переживание выступает локусом метафизического переживания, своеобразным источником экстатического метафизического опыта субъекта. Внутри пространства эстетической событийности открываются своеобразные порталы для «перехода» в метафизическое измерение.
Фаза «дистанцирования». Я как эстетизирующий субъект обладает уникальной способностью завершить прочувствованный мир Другого, эстетически объять его пассивную чувственную данность, завершить воспринятое до определенного рода целостности. Это становится возможным благодаря воспроизведению повторного «перехода» Я в глубины своей «пози-циональной исключительности» [9], обусловливающей уникальность его из-себя видения, чувствования по отношению ко всему Другому, а также восполнения увиденного таким образом, как не сможет никто иной. Иными словами, Я должно «дистанцироваться», выйти из общего поля эстетического сплетения двух начал, вновь возвратиться на «свое место», возродить опыт уже существующего «во мне» переживания. При этом отмечается ряд важных закономерностей: «..чем значительнее и интенсивней степень вживания в предмет, тем внушительнее дистанция и большая степень повторения» [11, с. 60].
Другой предстает теперь в ином эстетически «очищенном» сущностном состоянии, образно воссозданном Я. Такое «симпатическое переживание жизни Другого перерастает в «творческую любовь к сопережитому содержанию, ... создающую эстетическую форму сопережи-той жизни, ей трансгредиентную» [9, с. 77]. Здесь вновь активизируется механизм «перехода» - трансцендирования пережитого чувства эстетической данности Другого. «Эстетическое «я» обнаруживает в себе «мир» (то есть Бытие, ведь именно присутствие Другого как Бытия делает созерцаемую вещь «целым миром»), а «умиротворенная» вещь открывается как «я», как «другое я», «друг», «ты» [9, с. 95].
Происходит эстетическое «очищение» бы-тийственности Другого от его неаутентичного присутствия. Посредством эстетической аффир-мативной деструкции (эстетический акт «разрушения», рассеивания архитектонических кирпи-
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
__14А/2012
чиков онтологической структуры Другого и ее одновременного обновления, созидания на качественно новом уровне) как неотъемлемой составляющей метафизического переживания Другой «переходит» в иную фазу присутствия в Бытии.
Катарсический феномен эстетической событийности, «положительная эстетика Бытия» (М.Бахтин) есть обретение состояния особого онтологического равновесия в точке экзистенциального пересечения двух начал (миров), не допускающего взаимного растворения их сущностного своеобразия и субстанциональности. И в этом смысле эстетическое являет себя в постоянстве воспроизведения экзистенциального движения, как прорыв к трансцендентному, выводящему к подлинности бытия.
В итоге, эстетическое переживание имеет особое значение как звено в цепи эстетической со-бытийности, поскольку являет собой событие метафизически углубленного переживания бы-тийственной открытости Другого, силой которого происходит его экзистенциальное самоосуществление и конституирование в качестве эстетического творения, принадлежащего особому уровню Бытия.
Стадия воспроизведения в реальный план бытия эстетически завершенного Другого. На данном этапе эстетической со-бытийности происходит художественное преображения эстети-зируемого начала. Проследим каким образом осуществляется дальнейшее экзистирование Другого на этапе художественно-эстетического свершения. Другое как образно завершенная целостность присутствует пока только «во мне» и только «для меня» и как содержание «моего» внутреннего мира стремится быть выраженным, выделенным особым образом, обрести явленную форму своего иного - ирреального существования. В результате эстетически живущая «во мне» образная целостность получает свою художественную выразительность. И вновь здесь фиксируется событие «перехода» - трансценди-рования Другого за пределы внутреннего мира Я во внешний план существования. Так, в процессе эстетически-художественного переведения из потенциального в актуальный план существования эстетически порожденный мир замыкается в художественно структурированные гран ицы, вовлекаясь в реальную ткань Бытия в качестве уникального по своей природе эстетически сотворенного образования.
В данном случае Другое как эстетически сотворенная целостность представляет собой художественно-воплощенную систему эстетически-идеализированных образов, бытийствую-
щую теперь в ином - метареальном эстетическом измерении. С позиции феноменальности эстетической со-бытийности данное событие рассматривается как некая дискретная точка актуальной свершенности двух начал в бесконечно разворачиваемом процессе эстетического экзи-стирования.
Этап осуществления художественно воплощенной целостности в культурном измерении.
Собственно, процесс порождения и преображения эстетической качественности единожды эстетизированного сущего оказывается бесконечным в своем дальнейшем осуществлении и инициируемым вновь эстетически настроенным по отношению к нему субъективным началом, воспроизводящим последующий цикл эстетизации.
Жизнь художественного творения в реальных пластах Бытия устремлена к дальнейшему трансцендированию - преодолению, снятию художественно наложенных границ существования. Художественно-эстетическая предметность, пребывая в застывшем состоянии эстетически качественной самоценности, требует выхода за пределы собственной вселенной к Другому эстетически активному субъекту, способному возобновить процесс ее экзистенциального самоосуществления.
Художественное Я инициировано, самопро-явленно вовне, для того, чтобы быть утвержденным и признанным Другим как самоценное и исключительное в своей онтологической качественности явление. Для того, чтобы житьч эстетическое Я должно быть эстетически воспринято, пережито Другим. Постоянное «живое» продуцирование эстетической событийности является онтологическим условием бытийствования эстетизированного сущего. А для этого необходимо прервать круговращение в пределах собственного мира, вырваться за границы в в-себе-бытия и продолжить свою жизнь в обращенности к Другому, через Другого, для Другого.
Ведь внутренняя жизнь художественной целостности не способна приводить в подвижность формальность своих внешних границ, не способна смыслоогкрываться без участия Другого, а значит не может самостоятельно включаться в процесс всеобщего экзистенциального становления в едином для всех онтологическом измерении. Выход в горизонтность будущих свершений становится возможным лишь при условии встречного эстетически настроенного субъективного начала, возобновляющего цепь эстетически диалогических перерождений эстетизированного сущего. В этом проявляется свойство открытости и потенциальности эстети-
MJO. Раытина. К вопросу коммуникативности познания
чески структурированной системы бытия к последующим со-бытийным отношениям, бесконечно трансформирующим ее онтологическую качественность.
Подводя итог, эстетизированное Я являет себя в различных ипостасях эстетической свер-шенности своей жизни, которые могут быть эстетически со-бытийно пережиты нами. Механизм «перехода» (трансцендирования), заложенный в бытийствениой природе эстетического как такового, является основополагающим условием экзистенциального развития эстетически со-бытийных начал. Эстетические характеристики личностного бытия уникальны по своей сущностной природе. Это своего рода «чувственные окна» - фракталы «перехода» в абсолютное, трансцендентальное, метафизическое. В силу онтологического своеобразия они выполняют особое назначение - скрепляя, воссоединяя в своей сущности абсолютное и реальное, бытие и существование. Активизация эстетического начала воспроизводит механизмы транс-цендирования, обусловливая возможность обретения метафизического опыта, который становится внутренним, духовным содержанием человека, восходящего по ступеням личностного свершения как становящегося бытия.
Литература
1. Шатунова Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического. - [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра филос. Наук. -М.: РГЕ, 2008.-347 с.
2. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. - М.: Ладомир, 1995. - 608 с.
3. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Би-бихина. - М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.
4. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. — М.: Республика 1993.-384 с.
5. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989. -№9. -С. 116-163.
6. Лишаев С.А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: монография. — Самара: изд-во Самарской гуманит. академии, 2003.-296 с.
7. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика. 2001.-288 с.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Художественная литература, 1972. -471 с.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. -445 с.
10. Лишаев С.А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: монография. - Самара: изд-во Самарской гуманиг. академии, 2003. -296 с.
11. Найман Е.А. Эстетические основания философской онтологии. - [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра филос. наук.-М.: РГЕ, 2004.-311 с.
Думинская Марина Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Сургутского государственного педагогического университета, г.Сургут, e-mail: [email protected].
Duminskaya Marina Viktorovna, candidate of philosophical science, associate professor, department of philosophy and sociology, Surgut State Pedagogical University, Surgut, e-mail: [email protected].
УДК 316.7 : 001 © М.Ю. Раитина
К ВОПРОСУ КОММУНИКАТИВНОСТИ ПОЗНАНИЯ
Показано, что наука претерпевает радикачьный пересмотр фундаментальных характеристик, связанный со сменой социокультурных оснований научного знания. Рассматривается проблема конструирования научного знания в социачьных исследованиях науки.
Ключевые слова: наука, научное творчество, коммуникации, социокультурная обусловленность науки.
M.Yu. Raitina
THE EVOLUTION OF METHODOLOGICAL CONSTRUCTION OF MODELS SCIENTIFIC CREATION:
ON THE ISSUE OF KNOWLEDGE COMMUNICATIVE
It was shown thai science is undergoes radical review of fundamental characteristics connected with the change so-ciocultural bases of scientific knowledg. Raise the problem of the construction of scientific knowledge in social research of science.
Key words: science, scientific creation, communication, cultural-historical conditionality of science.
На современном этапе сложилось представление о науке, которое можно оценить как эталонный вид деятельности, что обусловлено принципиально безграничными возможностями
реализации через научную деятельность творческого потенциала каждой личности, проникновением ценностных ориентиров и норм профессиональной деятельности ученых в другие соци-