анархии и кровопролитий, социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом; возрождением отвратительной жестокости, временным разрушением больших и малых ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов — потрясениями значительно большими, чем хаос и разложение обычного кризиса» [5, с. 432]. Исходя из такого понимания кризиса, выход из него П.А. Сорокин видит в необходимости увеличения неэгоистической творческой любви и этики солидарности.
Жизненные условия в каждой культуре порождают множество страхов, они могут вызываться внешними опасностями, такими как природа, враги; формами социальных отношений -ростом враждебности вследствие угнетения, несправедливости и культурными традициями. Страх переживается человеком как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Культурные страхи формируются неслучайно и не под влиянием индивидуальных особенностей индивидов, но в процессе культу рной динамики. Функция страхов состоит в блокировании ин-
ституциональных трансформаций и сохранении сложившихся культурных практик.
Литература
1. Альфред Вебер. Избранное: Кризис европейской культуры. Университетская книга. - СПб., 1998. - 565 с.
2. Арнольд Джозеф Тойнби. Постижение истории: -М: Айрис-Пресс, 2006,-482 с.
3. Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 1. : Философия культуры; пер. с нем. - М., 1996. - 671 с.
4. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Образ и действительность. - Новосибирск: Наука, 1993. - 583 с.
5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова; пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. -393 с.
6. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня , пер. с нидерл.; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян - М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
Чуркина Мария Викторовна, аспирант кафедры социологии и социальной работы Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, г.Иркутск, e-mail:[email protected].
Churkina Mariya Viktorovna, postgraduate student, department of sociology and social work, National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk, e-mail:[email protected].
УДК 7.011.4 © M.B. Думинская
КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОСТИЖЕНИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ БЫТИЯ
Автором актуализируется необходимость разработки комплексного методологического подхода к постижению эстетических я&чений, основанного на принципе «онтологической согласованности с предметом исследования». Раскрываются особенности структурных компонентов данной системы.
Ключевые слова: онтологическая эстетика, методологическая система, эстетическая природа бытия, эстетический феномен, методология эстетического отношения.
M.V. Duminskaya
A COMPREHENSIVE METHODOLOGICAL APPROACH ТО THE RESEARCH
OF AESTHETIC NATURE OF BEING
Author actualizes the need for a comprehensive methodological approach to understanding aesthetic phenomena. The approach is based on the principle of «ontological consistency with the object of research». Features of structural components of the system are considered.
Key words: ontologic esthetics, methodological system, esthetic nature of being, esthetic phenomenon, methodology of the esthetic relation.
Современная философия в горизонте онтологической проблематики формирует целый корпус проблем антропологического, экзистенциального, феноменологического, герменевтического характера. Онтология эстетического буквально пронизывает все ее направления, выступая изначальным основанием единения такого, казалось бы, разнопланового и многомерного
содержания. Эстетически мыслящий субъект оказался способным превосходить предельность и статичность конструктивных возможностей рационального типа мышления, открыв для себя потенциал особой философско-эстетической формы самовыражения.
Сегодня мы можем говорить о том, что процесс эстетизации бытия приобретает универ-
14АУ2012
сальный характер, эстетически окрашивая не только форму, но и внутренне содержание всех онтологических слоев существования личности и социокультурной реальности. В частности, глубокие преобразования в понимании онтологии эстетического, происходившие в лоне классической, не классической и постклассической философско-эстетической мысли, привели к тому, что в современном мире «историческое событие бытия» [1] стало рассматриваться как эстетическое событие Бытия. В центре концепта онтологической событийности располагается эстетический субъект, в котором совмещаются онтологическое и метафизическое начала, побуждающие его к постоянному поиску предельных оснований своего бытия, воспроизведения новых форм и способов личностного самосозидания.
С утверждением онтологического статуса эстетического начала, имманентно заложенного в фундаментальной структуре экзистенциального осуществления личности и проявляемого на всех уровнях его бытийствования, открылись новые возможности для исследования онтологической природы человека как существа, способного быть в модусе эстетического существования. Эстетически мыслящему субъекту открылось тождество человеческой природы и сущности художественного творения. Онтология эстетического обрела глубинный антропологический смысл.
Стала оформляться новая художественно-эстетическая картина мира, которая в процессе своего становления постепенно сменяла научно-рационалистические мировоззренческие установки. В итоге сложилась ситуация, когда природа человека начала раскрываться преимущественно в категориях и инфинициях, прежде всего, эстетического характера. В свою очередь, «научные» попытки определения эстетического и художественного постепенно утрачивали свою правомерность и силу, отдавая приоритет подходам, позволяющим мыслить эстетическое как онтологическое основание самой жизни. Эстетическое, как утверждает представитель современных философско-эстетических воззрений В.В. Бычков, выступает «универсальной характеристикой всего комплекса внеутилитарных отношений человека с миром, основанных на узрении им своей изначальной причастности к бытию и вечности, своей гармонической вписанности в Универсум» [2, с. 8]. Иными словами, субъектно-объектная, гносеологическая модель эстетического сменилась экзистенциально-метафизической, в центре которой оказалась проблема эстетического осуществления и пре-
ображения человека как онтологического проекта собственной жизни и мира в целом. Собственно с расширением онтологической проблематики все более стали актуализироваться вопросы о метафизических и антропологических потенциалах эстетического самосозидания, саморазвития личности, знаменуя собой фундаментальный сдвиг в сторону онтологической, метафизической, событийной эстетики.
Процессы трансформации поля философско-эстетических представлений, связанные с онто-логизацией неклассического философского дискурса в целом, отражают подвижный, пульсирующий, «мерцающий» характер постижения эстетической предметности, свидетельствуя о проявлении природы эстетического как «живого» события бытия.
Характеризуя современные тенденции развития философской традиции осмысления природы эстетического бытия, особо хотелось бы акцентировать внимание на том факте, что с методологической точки зрения постижение эстетического до сих пор удерживает статус трудноразрешимой задачи. И это несмотря на то, что область эстетических явлений во всем многообразии своей проявленности представлена в чрезвычайно широком спектре разнообразных концептуальных представлений, так или иначе раскрывающих ее онтологическую сущность и качественное своеобразие.
На наш взгляд, ключевая проблема состоит в трудности создания единого онтологически однородного поля, содержащего в себе только со-природные друг другу внутренние элементы, обращенные внутри этого пространства в процесс событийного отношения-постижения. Данную ситуацию можно назвать проблемой онтологической несогласованности «постигаемого» и «постигающего» в процессе исследования эстетического. Подобное должно постигаться подобным. В этом положении, пожалуй, заключен основополагающий принцип адекватного методологического отношения к эстетическому объекту исследования. «Я» может приоткрыть для себя эстетическое измерение только как эстетически настроенное по отношению к нему субъективное начало.
Исходя из данного постулата, обозначим основные подходы, которые, на наш взгляд, отвечают требованию онтологической соприродно-сти к «предмету исследования» и в силу своих разрешающих возможностей должны быть включены в методологическую систему современного исследования онтологии эстетического в качестве ее взаимообусловленных структурных компонентов.
Целостно-онтологический подход позволяет рассматривать эстетическое как особого рода уникальное целостное образование, структурно-содержательные элементы, которого определяют онтологическое своеобразие его специфических свойств, состояний, отношений. Ведь целое как органическая система проявляется через свои структурные единицы, а не выводится из механического соединения фрагментов его проявления. Данный подход отражает стремление охватить философско-эстетическим взглядом Другое в полноте и единстве своей проявленности и смысловой выраженности. Целостное видение эстетической феноменальности оказывается в непосредственной взаимосвязи с вопросом гармоничного, всестороннего развития личности как творящего, созидающего начала жизни, пребывающего в бесконечном процессе совершенствования себя и мира в целом.
Онтологическая направленность реализуемого подхода обусловливает возможность проведения структурно-системного (архитектонического) анализа по отношению к эстетически бы-тийствующей системе. Это позволяет выяснить, из каких внутренних компонентов состоит данная онтологическая система, выявить качественную специфику объединяющих их связей-сцеплений, раскрыть поведение каждого компонента системы в его событийных взаимодействиях с другими в пределах собственного онтологического пространства, а также на внешнем уровне. При этом структурному рассмотрению подлежит как функционирование эстетической системы, так и ее развитие. Необходимость такого аналитического подхода обусловлена структурно качественным своеобразием самой природы эстетической системы бытия. Его архитектоника, как справедливо отмечает М.С. Каган, является «не простым пучком каких-то связей между компонентами данной системы, а системой этих связей, которая и придает данному объекту устойчивую целостность и качественное своеобразие - это «закономерно организованное системное целое, качественное своеобразие которого определяется его структурой» [3, с. 57]. В свою очередь, модельный анализ, ориентированный на выделение отдельных компонентов, областей, модусов, форм проявления эстетического целого, позволяет выявить характер глубинных онтологически событийных связей-отношений, воспроизводимых на антропологическом уровне.
Антропологический подход, безусловно, является неотъемлемым компонентом методологической системы постижения эстетического, поскольку эстетическое как таковое проявляется
изначально на фундаментальных уровнях бытия человека. Сама способность к эстетически целостному видению заложена в глубине антропологических возможностей. Раскрытие потенциала эстетической чувственности подчеркивает онтологическую безусловность связи человека с миром, открывает возможность уникального самосовершенствования самой природы человека посредством ее эстетического преображения. Как справедливо указывает В.И. Самохвалова, «...человек вносит в свое переживание мира столько, сколько есть в нем самом. Понять и оценить воспринятое он может так, как способен, и столько, сколько имеется в его распоряжении безусловных (филогенетически) и обусловленных (онтогенетически) возможностей... Это означает, что качество переживания (то есть психический субстрат и предпосылка бытия эстетических феноменов) зависит и от качества самой человеческой природы, в которой духовное опирается на материальное и личное связано с безличным» [4]. Иными словами, антропологическая компонента в исследовании онтологии эстетического связана с поиском путей «подлинного» самоопределения, самосозидания личностного начала, погруженного в мир повседневной действительности.
Методологическую значимость в постижении эстетического также обретает принцип трансцендентализма, который выводит к постановке вопросов о экзистенциально-онтологических основаниях бытия, связанных не столько с рассмотрением «неподлинности» существования (экзистенция в модусе «что»), сколько с преодолением, превышением, превосхождением на-лично данного, «ставшего богатства», не принадлежащего онтологической природе личности, т.е. трансцендированием (экзистенция в модусе «как»). Речь о способности Я быть одновременно имманентной данностью и трансцендентной заданностью, превосходить в акте трансцендирования наличность своего существования. Это определяет основу личностного бытия как абсолютно, актуально незавершенной и открытой возможности обретения полноты, возвышения над собой, самоосуществления в Бытии как трансцендентного Я. «Трансцендентальный уровень рассмотрения - важнейший шаг на пути к онтологической постановке вопроса, - утверждает В.Н. Волков, - ибо он позволяет исследовать самую возможность понимания тех онтологий, в которых живет человек, той иерархии экзистенциальных реальностей, жизненных миров личности, которая позволяет исследовать живые онтологии сущего» [5, с. 59].
14 А/2012
Постижения эстетической природы бытия с позиций феноменологического подхода также следует рассматривать в качестве продуктивного элемента рассматриваемого нами методологического комплекса. Поскольку эстетическое как особого рода сущее раскрывает свою сущностную природу в ее феноменальности как онтологическом основании. И в этом процессе являемого самораскрытия эстетической качественности важно увидеть и не утратить ее исходную онтологическую «чистоту». Этот подход открывает возможность созерцать являемую сущность как бы изнутри самой «вещи», снимая при этом какие-либо внешние наслоения, навязанные научными или же иными житейскими представлениями. Это открытие способности «видеть видимое» так, как оно видится, а не так, как мы о нем знаем. Следует отметить, что феноменологическая установка позволяет открыть «видение» беспредельности восхождения личностного бытия в модусе своего эстетического свершения, описывая эстетический опыт как феноменальное разворачивание субъективного начала в процессе экзистенциально-личностного становления.
Достичь глубины такого рода «видения» позволяет удержание герменевтической позиции в эстетически-событийном акте мышления, который предполагает вхождение в бесконечный процесс понимания как вникания, вду мчивости, вслушивания, вглядывания, любования и т.д. «Герменевтика, - пишет Т.М. Шатунова, - вся «замешана» на эстетике. Соединяет их тот простой факт, что герменевтика представляет собой неклассический западноевропейский вариант философ™ недеяния. Кроме того, герменевтика предполагает возможность постижения смыслов бытия и бытия смыслов через анализ природы языка. При этом язык как сказ бытия представляет собой всегда эстетический, поэтически-метафорический феномен» [6, с. 89].
Особую значимость приобретает форма выражения «видимого», то есть сам стиль философствования, который должен стать отражением принципа адекватного соприродного отношения к природе эстетического. Речь идет об активации образно-метафорического мышления как эстетизированной форме философствования, когда в основе мыслительного акта оказывается процесс конституирования активного эстетического созерцания. Онтологическая природа Другого (предмет как феномен сознания Я) открывается эстетизированно, т.е. основным механизмом снятия объектной формы Другого и раскрытия его онтологического смысла является эстетическое созерцание, связанное с постоян-
ным переживанием Другого, высвобождением его бытийственных возможностей, что неминуемо приводит к его движению, пересозданию, трансформации. Это значит, что «в его горизонт вовлекается не только то, что присуще этому предмету на коммуникативном и символическом уровне в плане его предыдущего осмысления другими, но и включает в горизонт его возможностей те смысловые резонансы, которых там ранее не было, а которые присущи только нашим возможностям созерцания» [7, с. 56].
Природа эстетического созерцания активизирует в мыслительном процессе принцип онтологической повторяемости (есть реализация потребности во вторичном возврате), обусловливающего процесс спонтанного пересоздания Другого, а значит и самого себя. «Потребность во вторичном возврате, - пишет Е.А. Пайман, -определяется желанием увидеть в явлении то, чего не было в нем на момент его существования, или не было в полной мере в нем проявлено, или вообще не могло быть представлено в нем. Эта потребность в повторении аналогична потребности субъекта в многократном эстетическом созерцании предмета, насыщении его эстетическими качествами» [8, с. 58]. Другой живет в эстетической, рефлексивной деятельности Я, стремится к постоянному воплощению своей идеальной, бесконечной природы, обновлению, бесконечности повторения, вступления в фазу своего духовного самоосуществления. Свойство синтетичности повтора задает направление лич-ностно-метафизической интерпретации. Таким образом, цель онтологического повторения состоит в сближении Я с Другим на другом онтологическом, смысловом уровне. Следует отметить, что многократность повторенья позволяет достичь увеличения смысловой вариативности, что значительно расширяет сферу онтологических возможностей. Эстетическое созерцание в феномене повторяемости словно подталкивает мышление к усложнению Другого и тем самым к усложнению самого себя. Ведь чем больше истина сокрыта, тем с большей силой и выразительностью подключается к работе воображение, фантазирование субъекта, тем острее ощущается раскрытие и саморазвертывание бытий-ственности двух начал рефлексивно-эстетического акта. Иными словами, экзистенциально вопрошающий субъект воссоздает уникальную картину бытийствования, в которой уровень онтологической глубины и сложности является важным эстетическим фактором в ее создании.
Акт мышления предваряется порождением последовательно выступающих и сменяющих
друг друга образных представлений, которые постепенно стягиваются в эстетически схваченную целостность, требующую своего последующего самовыражения в художественно-философской форме. В результате «выраженное» оказывается нагруженным эстетически образной выразительностью, пластичностью, смысловой глубиной, которое не есть нечто ставшее, «раз и навсегда данное». Его внутренняя структура лишена четкости, определенности, статичности, границы размыты, пластичны, готовы к принятию любых других форм, в которые их способно уложить другое рецептивное сознание, стимулируя дальнейшее образно-смысловое продвижение. Образ, будучи заключенный в сферу эстетически созерцательной чувственности, нуждается в онтологическом прорыве, для которого необходимо повторное налично данное созерцание, способное объять его во всех его бытийных характеристиках. Так, согласно Гегелю, именно эстетическое созерцание обусловливает возможность чувственного самопроявлен-ния идеи, что собственно и отражает эстетической характер активности интеллигенции, помогает мышлению, идее и интеллигенции оставить материальный след в этом мире. «Образ, который в тайнике интеллигенции был только ее собственностью, теперь, получая определение внешности, переходит в ее владение» [9, с. 285]. Самовыявление идеи оказывается процессом ее самоэстетизации.
Таким образом, изначальной основой эстети-зированного типа философствования становится эстетически созерцательное моделирование, позволяющее посредством способности воображения, фантазирования воссоздавать цепь образных представлений, восполняющих недостающие звенья в цепи рефлексии. «Эстетическая созерцательность, - пишет Е.А. Найман, - располагает к философской системе мысли. Именно эстетический импульс к единению понуждает философию создавать свой предмет, разворачивать мир изнугри во всех его формах, во всем, с чем имело дело человечество, соединяя все доселе разрозненное и несоединимое» [10, с. 272].
Философское произведение в своем текстуальном звучании приобретает черты, свойственные эстетическому объекту, требующему к себе столь же адекватного - эстетически «живого», событийного отношения, которое способствует
актуализации и развитию эстетических способностей реципиента, побуждая дальнейшее смысловое разворачивание воспринятой им образно выраженной данности исследуемого явления.
Представленный нами методологический комплекс постижения эстетического можно назвать методологией эстетического отношения к «исследуемому», поскольку действие заложенных в нем механизмов позволяет эстетически входить и двигаться внутри онтологических пределов исследуемого объекта, не осуществляя насилия над его «живым телом», а живя в нем, выявлять логику внутреннего движения и сущностное своеобразие онтологической целостности. Структурные компоненты данной системы, взятые в своем неразрывном единстве, способны расшить продуктивные возможности постижения эстетического как онтологического основания экзистенциального свершения личности.
Литература
1. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Би-бихина. - ML: Ad Marginem, 1997. - 451 с.
2. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. - М.: Ладомир. 1995.-608 с.
3. Каган М.С. Эстетика как философская наука: университетский курс лекций. - СПб.: Петрополис, 1997. — 544 с.
4. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. - ML: ИФРАН, 1996. - С. 31 -45.
5. Волков В.Н. Онтология личности. - [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра филос. наук. - М.: РГЕ, 2002. - 485 с.
6. Шатунова. Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического. - [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра филос. наук. - М.: РГЕ, 2008. - 347 с.
7. Найман Е.А. Эстетические основания философской онтологии. - [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра филос. наук. - М.: РГЕ, 2004. - 311 с.
8. Гегель Г.В.-Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1.: Наука логики. - М.: Мысль, 1974. - 452 с.
9. Найман Е.А. Эстетические основания философской онтологии. - [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра филос. наук. -М: РГЕ, 2004.-311 с.
Думинская Марина Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Сургутского государственного педагогического университета, г.Сургут, e-mail: [email protected].
Duminskaya Marina Viktorovna, candidate of philosophical science, associate professor, department of philosophy and sociology, Surgut State Pedagogical University, Surgut, e-mail: [email protected].