Научная статья на тему 'Проблема разработки тестов как средств оценки уровня сформированности компетенций'

Проблема разработки тестов как средств оценки уровня сформированности компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / GEF / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING OUTCOMES / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / COMPETENCE MODEL OF GRADUATE / ТЕСТЫ / TESTS / УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / LEVELS OF KNOWLEDGE ASSIMILATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутькина О.П., Куран М.С.

В статье рассматривается проблема выбора средств оценки уровня сформированности компетенций в условиях перехода образовательных стандартов к поколению ФГОС 3+. Сегодня в системе образования дидактические тесты являются основным инструментом для оценки образовательных достижений студентов. Для оценивания уровня сформированности компетенций тесты должны разрабатываться с учетом уровней усвоения знаний. Авторы пришли к выводу о необходимости разработки тестов для всего комплекса дисциплин, участвующих в формировании конкретной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутькина О.П., Куран М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPING TESTS AS A MEANS OF ASSESSMENT OF COMPETENCE LEVEL

The article focuses on a problem of choosing means for the assessment of a competence level in the context of transition of higher education to Federal state educational standard 3+ generation. Didactic tests are the basic evaluating tool of today's students' educational achievements. Students' competence level assessment tests should be developed with due consideration of learners' knowledge assimilation levels related with the taxonomy of educational objectives. The authors consider a methodology of students' knowledge assimilation levels, their gradual ascent on educational trajectories elaborated by Vladimir Bespalko. The methodology is used in the Federal Internet exam project framework in professional education sphere. The authors came to the conclusion: there is a necessity of development of tests for the whole complex of educational disciplines involved in the formation of a specific competence.

Текст научной работы на тему «Проблема разработки тестов как средств оценки уровня сформированности компетенций»

напряженности - первый признак адекватности, гармоничности личности. Упражнения оригами способствуют развитию пространственного и логического мышления, воображения, памяти и речи, позволяют плоский текст перевести в трехмерное пространство. В ходе этих упражнений воздействие на человека в целом можно достигнуть через телесное на душевное, через душевное на духовное.

Упражнения - хобби, позволяющие личности самопрезентовать себя, и в тоже время, направленные на развитие моторики (вышивка, плетение бисером, выжигание - все, что создано на информационном фоне; позволяет раскрыть национальные традиции).

Упражнения - рефлексии. Осмысление происходящих действий, фиксирование изменения состояния личности. Упражнение целесообразно проводить в конце каждой встречи для подведения итогов и формулировки запросов на следующее занятие. Рефлексия как процедура обратной связи помогает почувствовать и осознать необходимость дальнейшего применения некоторых упражнений.

Все содержательное поле библиотерапевтического тренинга, его наполняемость ориентированы не на выявление информационного лидера, а на формирование толерантности, понимания друг друга. Это означает, что библиотерапевтический тренинг понимается как общение самих участников, читателей, для них тренинг - это возможность самовыражения. Тренинго-вые упражнения объединяют участников совместными положительными переживаниями.

Основные этапы развития группы в тренинге:

1 этап подготовка (создание рабочей атмосферы)

2 этап осознание (самораскрытие личности, осознание непохожести). Предусматривает формирование партнерских отношений. Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия, поведения.

3 этап переоценка (новый взгляд на информацию). Это смысловая часть, направленная на создание условий адаптации личности к информационным носителям, тексту. Стратегическая цель - формирование критерий оценки информации. Этот этап сопровождается увеличением когнитивных и оценочных процессов.

4 этап закрепление (осмысление происходящего, фиксирование новой информации). Предусматривает обобщение результатов тренинга.

Условия тренинговой работы:

1. Занятия должны проводиться в группе численностью от 10 до 20 (при оптимальном количестве 12-16 человек)

Библиографический список

2. Занятия должен проводить тренер с помощником (помощниками).

3. Все участники тренинга, по мере необходимости, должны быть обеспечены раздаточными материалами.

4. Тренинг должен проводиться в подготовленном помещении: свободная зона для подвижных упражнений, возможность «круглого стола», комфортность для участников.

Особый эффект библиотерапевтический тренинг приобретает с введением посредников. Специалисты в области социологии называют их медиаторами. Функции медиатора может исполнять тот, кто уже неоднократно принимал участие в тренинге, знает его программу и правила проведения. Медиатор, выполняя упражнения, будучи включенным, в процесс внутри группы, обеспечивает результативность правильного выполнения заданий в аудитории. Работа 2-3-х медиаторов заметно ускоряет консолидацию группы на начальных этапах работы и способствует эффективной групповой динамике. Равный с участниками статус способствует легкому установлению контакта, так называемому безбарьерному общению. Медиатор должен быть психологически готов к выполнению двух функций одновременно - посредника и модератора в практическом освоении информационного материала.

Разработанная форма реализации библиотерапии позволяет рассматривать социальные отношения под углом интеллектуальной собственности, что кардинально меняет политику работы с аудиторией. Личность рассматривается не как объект информационной манипуляции, а как субъект творческого развития. Формирование её интеллектуальной собственности является свидетельством этого преобразования. Предложенная методика библиотерапевтического тренинга позволяет решать вопросы, связанные с диагностикой, коррекцией, интеллектуального развития личности, а также строить инновационные программы подготовки и переподготовки специалистов, психологической основой которых будет профессиональное саморазвитие.

Следовательно, формирование творческих способностей будущего управленца позволяет обучающимся не только достаточно полно освоить содержание учебных дисциплин, но и оценить востребованность полученных знаний на практике создавая единую команду для достижения стоящих перед ними целей. В современном образовательном процессе большое значение приобретает не только процесс формирования углубленных знаний современных компьютерных и информационных технологий, развитие информационной культуры, подготовки студентов к профессиональной деятельности, но и креативное развитие личности.

1. Потапова РП. Библиотерапия. Барнаул: Издательство АГИК, 2015.

2. Кочемарская Ю.А. Библиотерапевтические технологии в преподавании дисциплин специализации. Теория и практика библиотечного дела на Алтае. Барнаул, 2003; Вып. 7: 57 - 60.

3. Курникова Т.А. Опыт и перспективы библиотерапевтической технологии библиосоциальной работы. Социально-информационные ресурсы библиосоциальной работы. Барнаул, 2012; Вып. 13: 26 - 35.

References

1. Potapova R.P. Biblioterapiya. Barnaul: Izdatel'stvo AGIK, 2015.

2. Kochemarskaya Yu.A. Biblioterapevticheskie tehnologii v prepodavanii disciplin specializacii. Teoriya ipraktika bibliotechnogo dela na Altae. Barnaul, 2003; Vyp. 7: 57 - 60.

3. Kurnikova T.A. Opyt i perspektivy biblioterapevticheskoj tehnologii bibliosocial'noj raboty. Social'no-informacionnye resursy bibliosocial'noj raboty. Barnaul, 2012; Vyp. 13: 26 - 35.

Статья поступила в редакцию 17.11.16

УДК 378.1+371.263

Kutkina O.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: kutkinao@list.ru

Kuran M.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: kuranm@mail.ru

THE PROBLEM OF DEVELOPING TESTS AS A MEANS OF ASSESSMENT OF COMPETENCE LEVEL. The article focuses on a problem of choosing means for the assessment of a competence level in the context of transition of higher education to Federal state educational standard 3+ generation. Didactic tests are the basic evaluating tool of today's students' educational achievements. Students' competence level assessment tests should be developed with due consideration of learners' knowledge assimilation levels related with the taxonomy of educational objectives. The authors consider a methodology of students' knowledge assimilation levels, their gradual ascent on educational trajectories elaborated by Vladimir Bespalko. The methodology is used in the Federal Internet exam project framework in professional education sphere. The authors came to the conclusion: there is a necessity of development of tests for the whole complex of educational disciplines involved in the formation of a specific competence.

Key words: GEF, learning outcomes, competence model of graduate, tests, levels of knowledge assimilation.

О.П. Кутькина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: kutkinao@list.ru

М.С. Куран, ст. преп. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: kuranm@mail.ru

ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВ

КАК СРЕДСТВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье рассматривается проблема выбора средств оценки уровня сформированности компетенций в условиях перехода образовательных стандартов к поколению ФГОС 3+. Сегодня в системе образования дидактические тесты являются основным инструментом для оценки образовательных достижений студентов. Для оценивания уровня сформированности компетенций тесты должны разрабатываться с учетом уровней усвоения знаний. Авторы пришли к выводу о необходимости разработки тестов для всего комплекса дисциплин, участвующих в формировании конкретной компетенции.

Ключевые слова: ФГОС, результаты обучения, компетентностная модель выпускника, тесты, уровни усвоения знаний.

Актуальность смены образовательных стандартов высшего образования (переход от ФГОС 3 поколения к ФГОС 3+) обусловлена стремлением к повышению качества образовательных программ высшего образования и приведением их в соответствие с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В ФГОС 3+ реализован новый подход к проектированию образовательных программ в части формирования и оценки компетентностных результатов обучения: образовательным организациям представлена свобода в части формирования содержания основных профессиональных образовательных программ и отбора образовательных технологий, т. е. вуз самостоятельно выбирает дисциплины, формирующие компетенции, которые выражают итоговые требования к выпускнику.

Для реализации образовательного процесса необходимо разработать основную профессиональную образовательную программу, которая включает в себя: пояснительную записку (цель, сроки освоения и трудоёмкость; требования к абитуриенту; область, виды и задачи профессиональной деятельности; компетенции выпускника (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные); учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса; материально-техническое обеспечение учебного процесса; сведения о профессорско-преподавательском составе; характеристику среды вуза; нормативно-методические документы, обеспечивающие качество подготовки; учебный план и график учебного процесса; паспорт формируемых компетенций; комплект рабочих программ по всем дисциплинам (модулям) учебного плана; комплект программ практик; аннотации рабочих программ; фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации; фонд оценочных средств для проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации; программу государственного экзамена; методические рекомендации по написанию выпускных квалификационных работ. (В соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательной программе приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 года № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистра-туры»[2].)

Компетентностная модель выпускника представлена набором общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Ядром любого направления подготовки становятся общепрофессиональные компетенции, выражающие специфику направления подготовки и профессиональные компетенции, формирующиеся в соответствии с основными видами деятельности, выбранными образовательными организациями в зависимости от профильности образовательной программы и исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Сложнейшей задачей при разработке учебно-методического обеспечения образовательной программы является выбор средств оценки уровня сформированности компетенции с критериями и методиками оценки достижения студентами запланированных результатов обучения. Компетентность как сложная и многокомпонентная характеристика личности практически не поддается прямой диагностике средствами педагогических форм контроля. В рамках учебного процесса невозможно полностью

реализовать процедуру проверки компетенций, так как объектом проверки должен быть выпускник. Окончательное оценивание уровня сформированности компетенций у выпускника вуза можно будет сделать лишь после окончания обучения. Кроме того, компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения студент в должном объеме приобрести не может [3, с. 34]. Поэтому в процессе обучения речь может идти о диагностировании уровня сформированности компетенций с целью корректировки учебного процесса.

Наиболее распространенным средством контроля усвоения учебного материала и уровня сформированности компетенций являются тестовые задания, построенные в соответствии с определенными дидактическими принципами. Одним из них является принцип последовательного усложнения заданий, реализация которого предполагает возможность дифференциации заданий по их сложности и, следовательно, измерение или оценку сложности.

Современное педагогическое тестирование представляет собой комплекс стандартизованных методов измерения учебных достижений обучающихся. Эффективность применяемой системы контроля зависит не только от объективных и надежных технологий, но и от качества применяемых тестовых материалов. В этой связи проблема обеспечения систем контроля качества образования надежными и валидными тестами приобрела особую актуальность.

В системе профессионального образования дидактические тесты являются основным средством оценки качества и мониторинга профессионального образования: в процедурах оценки результатов образовательной деятельности, аккредитации образовательных учреждений и т.д.

Существует несколько подходов в присвоении заданиям количественной экспертной трудности. Большинство оценок привязывается к уровням мыслительной деятельности и усвоения материала. Мыслительные операции в общем виде (знание, умение, понимание) непосредственно проявляются в процессе решения задач. В каждой дисциплине возможно выделение специфичных компонентов знаний и умений, которые используются в ходе изучения дисциплины и в частном случае проявляются как знание определенных фактов, формул, правил, закономерностей и т. д. поэтому, в отличие от контроля конкретных дидактических единиц, контроль таких компонентов позволяет не только проследить динамику их формирования у каждого студента, но и при необходимости производить коррекцию. Как правило, общий уровень усвоения таких компонентов знаний контролируется ФГОС.

Согласно ФГОСам образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают фонды оценочных средств для оценки качества образования, неотъемлемой частью которых являются тесты. Но уйти от сложившихся методик разработки тестовых заданий, применяемых при «знаниевой» модели обучения, преподавателям удаётся с трудом.

В качестве примера тестов, соответствующих «компетент-ностной» модели, можно привести тесты, предлагаемые в рамках проекта Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования [4]. В основу модели оценки уровня образовательных достижений положена методология В.П. Беспалько об уровнях усвоения знаний и постепенном восхождении обучающихся по образовательным траекториям [5].

В.П. Беспалько, отталкиваясь от работы Б. Блума по таксономии образовательных целей в виде уровней развитости мышления, выделил четыре уровня усвоения обучения. Результаты тестирования соотнесены с данными уровнями [6, с. 29].

Первые два уровня носят репродуктивный характер. Первый уровень соответствует начальному уровню освоения деятельности в процессе обучения - узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними. Результаты обучения студентов свидетельствуют об усвоении ими некоторых элементарных знаний основных вопросов по дисциплине. Допущенные ошибки и неточности показывают, что студенты не овладели необходимой системой знаний по дисциплине.

Второй уровень - самостоятельное воспроизведение по памяти ранее усвоенной информации и применение усвоенных алгоритмов деятельности для решения типовых задач. Студенты, достигнувшие данного уровня оценки результатов обучения, способны понимать и интерпретировать освоенную информацию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач.

Третий уровень - деятельность на этом уровне носит уже продуктивный характер. Этот уровень предполагает возможность решения нетиповых (квазиреальных) задач, применение навыков эвристического мышления. Студенты, достигшие данного уровня, демонстрируют результаты осознанного владения учебным материалом и учебными умениями, навыками и способами деятельности по дисциплине. Студенты способны анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях.

Четвёртый уровень - творчество, творческое действие -предполагает самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации. Студенты для успешногоисследованияипоискарешениявнестандартныхпрактико-ориентированных ситуациях способны использовать сведения из различных источников. Достигнутый уровень оценки результатов обучения студентов по дисциплине является основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.

Библиографический список

Разработка тестов, учитывающих уровни усвоения обучения, требует больших трудозатрат от преподавателя и соответствующего программного обеспечения. Сегодня у образовательных организаций появилась возможность решить сложную задачу самостоятельной разработки тестов, способных оценить уровень сформированности компетенций. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования предлагает воспользоваться программным модулем «Тест-Конструктор», который позволяет комплексно решить вопросы, связанные с созданием внутренней системы оценки качества образования в вузе. «Тест-Конструктор» позволяет формировать собственные базы тестовых заданий для дисциплин вариативной части ФГОС, использовать их для текущего контроля, а также получать всю статистику по тестированию тестами, разработанными преподавателями вуза [7, с. 142].

К выбору дисциплин, для которых планируется разработка тестов, следует отнестись системно. Ведь ту или иную компетенцию формирует, как правило, не одна дисциплина, а перечень дисциплин. Поэтому тесты должны быть, если это позволяет содержание и специфика дисциплин, по всем дисциплинам, формирующим данную компетенцию. Необходимо воспользоваться картами компетенций, которые отражают набор дисциплин, формирующих конкретную компетенцию, и раскрывают степень влияния каждой дисциплины на всю систему формирования компетенции в целом.

Не следует забывать, что тесты - это всего лишь часть, хоть и существенная, характеристики изученности дисциплины. И только комплексная оценка изученности дисциплины разными средствами контроля покажет уровень сформированности компетенции.

С введением ФГОС 3+ остался ряд нерешенных проблем: дублируемость ФГОС, отсутствие преемственности уровней образования, малое сопряжение с профессиональными стандартами и трудовыми функциями. В связи с этим разрабатываются ФГОС 3++ (ФГОС 4), в которых содержание образования будет выражаться через укрупненные группы и общепрофессиональные компетенции, а содержание образовательных программ будет формироваться на основе профессиональных стандартов. Но данные изменения не отменят для вузов необходимость разработки адекватных средств оценки результатов обучения.

1. Об образовании в Российской Федерации (федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) Минобрнауки.рф: Министерство образования и науки Российской Федерации. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_обра-зовании_в_Российской_Федерации.pdf

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ № 1367 от 19 декабря 2013 г.). Минобрнауки.рф: Министерство образования и науки Российской Федерации. Available at: http: // минобрнауки.рф / документы / 5242 / файл / 4158 / Prikaz_N2_1367_ot_19.12.2013.pdf

3. Солодова Т.Е. От компетентностной модели выпускника к компетентному выпускнику. ВестникВолГУ. Серия 6. 2008-2009; Вып. 11: 34 - 39.

4. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). Available at: http://fepo.i-exam.ru/

5. Беспалько В.П. Природосообразнаяпедагогика. Москва: Народное образование, 2008.

6. Наводнов В.Г., Киселева В.П., Губина А.Н. и др. Концепция и технология проведения Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Йошкар-Ола: «СТРИНГ», 2014.

7. Наводнов В.Г., Пылин В.В. Формирование измерительных педагогических материалов с помощью модуля «Тест-Конструктор». Современные проблемы фундаментального образования в техническом вузе. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014: 139 - 143. Available at: http: // i-exam.ru/sites/default/files/navodnov_v.g.,_pylin_v.v._the_formation_of_measuring_educational_materials.pdf

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii (federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 g.) Minobrnauki.rf: Ministerstvo obrazovaniya inauki Rossijskoj Federacii. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974/fajl/1543/12.12.29-FZ_Ob_obrazovanii_v_Rossijskoj_Federacii.pdf

2. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury (prikaz № 1367 ot 19 dekabrya 2013 g.). Minobrnauki.rf: Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Available at: http: // minobrnauki.rf / dokumenty / 5242 / fajl / 4158 / Prikaz_№_1367_ot_19.12.2013.pdf

3. Solodova T.E. Ot kompetentnostnoj modeli vypusknika k kompetentnomu vypuskniku. Vestnik VolGU. Seriya 6. 2008-2009; Vyp. 11: 34 - 39.

4. Federal'nyjinternet-'ekzamen vsfere professional'nogo obrazovaniya (F'EPO). Available at: http://fepo.i-exam.ru/

5. Bespal'ko V.P. Prirodosoobraznaya pedagogika. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2008.

6. Navodnov V.G., Kiseleva V.P., Gubina A.N. i dr. Koncepciya i tehnologiya provedeniya Federal'nogo Internet-'ekzamena v sfere professional'nogo obrazovaniya. Joshkar-Ola: «STRING», 2014.

7. Navodnov V.G., Pylin V.V. Formirovanie izmeritel'nyh pedagogicheskih materialov s pomosch'yu modulya «Test-Konstruktor». Sovremennye problemy fundamental'nogo obrazovaniya v tehnicheskom vuze. Joshkar-Ola: PGTU, 2014: 139 - 143. Available at: http: // i-exam.ru/sites/ default/files/navodnov_v.g.,_pylin_v.v._the_formation_of_measuring_educational_materials.pdf

Статья поступила в редакцию 11.11.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.