Научная статья на тему 'Проектирование фонда оценочных средств на базе программного модуля "Тест-конструктор" по дисциплине "Химия"'

Проектирование фонда оценочных средств на базе программного модуля "Тест-конструктор" по дисциплине "Химия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ / ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ / ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашов Сергей Викторович, Винникова Ольга Станиславовна

В настоящей работе описан подход к проектированию фонда оценочных средств на примере дисциплины «Химия». Показаны принципы выбора показателей достижения освоения компетенций, предложена шкала оценивания уровня сформированности компетенций в рамках дисциплины. Рассмотрены примеры разработки заданий различного уровня сложности на базе программного модуля «Тест-конструктор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукашов Сергей Викторович, Винникова Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование фонда оценочных средств на базе программного модуля "Тест-конструктор" по дисциплине "Химия"»

исследование и содержания, и уровня сформированности коммуникативных и организаторских способностей и действий студентов с целью их своевременной коррекции (средствами психологической службы вуза и технологиями учебно-воспитательной работы).

Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата). [Текст]: приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 201 // Зарегистрировано в Минюсте России - 07.04.2015 № 36767. C. 13.

2. АнцуповА.Я., ШипиловА.И. Словарь конфликтолога 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 526 с.

3. Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Галеева. Красноярск, 2000. 230 с.

4. Огарков А.А. Теория управления организацией: учебник / А.А. Огарков; ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «Вагс», 2005. 508 с.

5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйло Г.М. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ НА БАЗЕ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ «ТЕСТ-КОНСТРУКТОР» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» Лукашов С.В.1, Винникова О.С.2

'Лукашов Сергей Викторович — кандидат химических наук, доцент, начальник отдела, отдел лицензирования аккредитации и управления качеством образования; 2Винникова Ольга Станиславовна — старший преподаватель, кафедра химии, факультет общенаучной подготовки и повышения квалификации, Брянский государственный инженерно-технологический университет, г. Брянск

Аннотация: в настоящей работе описан подход к проектированию фонда оценочных средств на примере дисциплины «Химия». Показаны принципы выбора показателей достижения освоения компетенций, предложена шкала оценивания уровня сформированности компетенций в рамках дисциплины. Рассмотрены примеры разработки заданий различного уровня сложности на базе программного модуля «Тест-конструктор».

Ключевые слова: фонд оценочных средств, компетенция, показатели оценивания, шкала оценивания, программный модуль, рабочая программа учебной дисциплины.

Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для (итоговой) государственной итоговой аттестации Приказ министерства образования и науки России от 19.12.2013 г. №1367 п. 20

Фонд оценочных средств является одним из главных элементов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и предназначен для оценивания уровня сформированности компетенций обучающихся и выпускников на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).

Фонды оценочных средств разрабатываются по конкретным дисциплинам, практикам и по программе государственной итоговой аттестации.

Содержание фонда оценочных средств определяется приказом министерства образования и науки России от 19.12.2013 г. №1367, согласно которому он должен включать:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике университет определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания [1-3].

Рассмотрим проектирование фонда оценочных средств на примере дисциплины «Химия». Компетенции, формируемые в рамках освоения данной дисциплины, определяются матрицей компетенций соответствующей образовательной программы. Мы предлагаем для каждой компетенции выделять планируемые результаты обучения (показатели достижения ее освоения) на уровнях знаний, умений и владений. Оценивание каждого уровня освоения компетенции проводится по пяти критериям, из которых первый соответствует отсутствию знаний, умений и владений, а пятый - наличию сформированных систематических знаний, умений и владений (таблица 1).

В качестве планируемых результатов обучения для формирования компетенции могут быть выделены не все предложенные категории («владеть (навыком, методом, способом, технологией пр.), «уметь» и «знать»), а только их часть, при этом под указанными категориями понимается:

- «знать» - воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты.

- «уметь» - решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;

- «владеть» - решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе получения опыта деятельности.

Критерии обучения для формирования компетенций оцениваются по соответствующей шкале (таблица 2).

Таблица 1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах формирования в рамках

дисциплины «Химия»

Планируемые результаты

обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Критерии обучения для формирования компетенции и критерии их оценивания

Показатели на уровне знаний:

знать основные законы химии: закон сохранения массы, закон постоянства состава, газовые законы, закон химических эквивалентов.

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания основных законов химии

Неполные

знания основных законов химии

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных законов химии

Сформированные и систематические знания основных законов химии

Показатели на уровне умений:

уметь выполнять первичную обработку результатов учебного лабораторного эксперимента,

делать обобщения и формулировать выводы по отдельным опытам и по эксперименту в целом.

Отсутствие умений

Частично освоенное

умение выполнять первичную обработку результатов учебного лабораторного эксперимент а

В целом успешное,

но не систематическое умение выполнять первичную обработку результатов учебного лабораторного эксперимента, делать обобщения и

формулиров ать выводы по

отдельным опытам и по эксперименту в целом.

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение выполнять первичную обработку результатов учебного лабораторного эксперимента,

делать обобщения и формулировать выводы по отдельным опытам и по эксперименту в целом.

Успешное и систематическое умение выполнять первичную обработку результатов учебного лабораторного эксперимента,

делать обобщения и формулировать выводы по отдельным опытам и по эксперименту в целом.

Показатели на уровне владений:

Владеть навыками использования методов выделения и очистки веществ, определения их состава.

Отсутствие навыков

Фрагментарное применение

навыков использования методов выделения и очистки веществ, определения их состава.

О

В целом успешное,

но не систематическое применение

навыков использования методов выделения и очистки веществ, определения их состава.

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков использования методов выделения и очистки веществ, определения их состава.

Успешное и систематическое применение навыков использования методов выделения и очистки веществ, определения их состава.

Таблица 2. Шкала оценивания уровня сформированности компетенций

Критерии обучения для формирования компетенций (в соответствии с таблицей 1) 1 2 3 4 5

Количество баллов (в соответствии с бально-рейтинговой системой) 0-20 21-59 60-70 71-85 86-100

Уровень сформированности компетенций предпороговый пороговый высокий высший

1

2

3

4

5

Предлагаемая авторами шкала оценивания базируется на бально-рейтинговой системе, реализуемой в университете. При этом степень соответствия содержания и качества подготовки требованиям ФГОС ВО определяется приобретением компетенций, которые считаются сформированными в рамках данной дисциплины, если студент преодолевает пороговый уровень сформированности компетенций.

Этапы и формы контроля формирования компетенций в рамках дисциплины, методические материалы приводятся в рабочей программе учебной дисциплины.

Определенную проблему при формировании фонда оценочных средств представляет разработка заданий, которые позволяют оценить уровень сформированности компетенций в соответствии с выбранными показателями и критериями их оценивания. Данная проблема заключается в том, что с одной стороны контрольные материалы должны позволять качественно оценивать знания, умения и владения, сформированные у студента, а с другой стороны количественно точно определяться в соответствии с установленными в университете шкалами оценивания уровня сформированности компетенций.

Одним из инструментов, позволяющим разрабатывать контрольные материалы подобного рода является программный модуль «Тест-конструктор».

Анализируя данные, представленные в источнике [5], следует отметить, что «Тест-Конструктор» - программный модуль системы «Интернет-тренажеры в сфере образования», позволяющий комплексно подойти к решению проблемных вопросов, связанных с созданием внутренней системы оценки качества в образовательной организации.

Основная цель данного модуля - помощь в создании фондов оценочных средств, которые, согласно требованиям ФГОС ВО, разрабатываются и утверждаются образовательными организациями [4].

Рис. 1. Схема комплексной поддержки модуля «Тест-конструктор»

Сопровождение модуля «Тест-Конструктор» предполагает организационную, методическую и технологическую поддержку со стороны НИИ мониторинга качества образования (рисунок 1).

Рассмотрим основные особенности работы с модулем «Тест-конструктор».

Во-первых, данный программный модуль предусматривает возможность создания личного кабинета разработчика контрольных материалов, в котором он может не только их

разрабатывать, но и организовывать работу студентов в режимах «обучение», «самоконтроль», «контроль в преподавательском режиме».

Во-вторых, при разработке базы заданий предусмотрена ее структуризация на разделы и темы. В каждой теме можно создавать неограниченное количество тестовых заданий, определить продолжительность времени, отведенного на выполнение одного задания, а также прописать критерии оценивания компетенций на уровне знаний, умений и владений. В-третьих, в программном модуле можно создавать задания различных типов. С выбором одного правильного ответа из предложенных: масса (в граммах) одной молекулы воды равна ...1)6,02*10-23; 2) 18*10-3; 3) 3,0*10-23; 4) 1,0.

С выбором нескольких правильных ответов из предложенных: Гидроксид натрия реагирует, образуя осадок, с 1) NaCl 2) NH4CI3) CuCl2 4) FeCl2.

С кратким ответом (ввод любых символов) Смесь этана и этена объемом 5 л (ну.) пропустили через склянку с бромной водой. Масса склянки при этом увеличилась на 3 г. Какой объем кислорода (ну.) потребуется для полного сгорания оставшегося газа?

С использованием технологий drag&drop и Flash (кейс-задания): Цитата из романа А Конан Дойла «Собака Баскервилей»: «Чудовище, лежащее пред нами, поистине могло, кого угодно испугать своими размерами и мощью. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», - сказал я.» Предлагается провести расследование по данному факту в группах. Набор кейсов для работы в группах. Кейс № 1 «фосфор, его химические свойства». Кейс № 2 «фосфор, аллотропия, физические свойства». Кейс № 3 «Оксиды и гидроксиды фосфора». Кейс № 4 «Таинственный свет».

При этом важно учитывать, что при генерации варианта тестовых заданий для конкретного студента из одной темы будет выбрано только одно задание любого типа.

В-четвертых, модуль «Тест-конструктор» имеет простой интерфейс для создания заданий, включающий панель инструментов, поля для ввода условия задания, вариантов ответов и решения. Несомненным достоинством является возможность копирования текста, рисунков и формул из других текстовых редакторов.

Из данных представленных на рисунке 1 следует, что разрабатываемые с использованием программного модуля контрольные материалы, проходят экспертизу и размещаются на платформе НИИ мониторинга качества образования - «Интернет-тренажеры в сфере образования». Таким образом, использование данной системы в образовательном процессе позволяет не только разрабатывать контрольные материалы для фондов оценочных средств, но и использовать ее в качестве инструмента для оценивания уровня сформированности компетенций у студентов.

Список литературы

1. Лукашов С.В., Крайкин В.В. Проблемы создания системы мониторинга качества образования в вузе. [Текст] / С.В. Лукашов. В.В. Крайкин // Качество и жизнь. Москва, 2016. № 2. С. 68-73.

2. Азаркин А.А., Лукашов С.В. Федеральный интернет-экзамен в сфере высшего профессионального образования как средство мониторинга уровня усвоения студентами дисциплин основной образовательной программы. [Текст] / А.А. Азаркин, С.В. Лукашов // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы научно-методической конференции (апрель-май 2013 г) / под ред. С.А. Симонова, В.П. Шелухо. Брянск: БГИТА, 2013. С. 13-18.

3. Азаркин А.А., Лукашов С.В. Проблемы создания системы мониторинга качества образования в Брянской государственной инженерно-технологической академии [Текст] / А.А. Азаркин, С.В. Лукашов // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы научно-методической конференции (апрель-май 2012 г) / под ред. С.А. Симонова, В.П. Шелухо, Л.И. Селиверстовой. Брянск: БГИТА, 2012. С. 23-27.

4. Педагогический анализ / мониторинг результатов Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования в рамках компетентностного подхода по вузу в целом Брянский государственный инженерно-технологический университет. [Текст] / Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования, октябрь 2015 - февраль 2016. 74 с.

5. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fepo.i-exam.ru/ (дата обращения: 14.03.2017).

TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES WITH THE HELP OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES Dzugaeva Z.R.1, Djumabaev R.R.2

'Dzugaeva Zarina Ruslanovna - English teacher; 2Djumabaev Ruslan Rashidovich - Student of the treatment faculty, DEPARTMENT OF SOCIAL AND HUMANITARIAN SUBJECTS, TASHKENT MEDICAL ACADEMY URGENCH BRANCH, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the method that could help the students to develop their skills in English through multimedia: print text, film, video, radio, computer, and Internet. As students, they must be dealt with the subject found in resource material. Keywords: multimedia, technology, language.

The population of student learning English as a foreign language has been steadily increasing from year to year. To succeed in college, these students must develop not only linguistics, but also academic skills. These skills involve using English to acquire and articulate knowledge by reading academic texts, writing acceptable academic prose, conducting and reporting research. Some people from educational field said that the curriculum need to be changed, including the purpose of teaching them English, the textbook, and the methods. To meet the students' academic needs and help them develop strong English language skills, there are a number of ways need to be applied. One of the techniques to improving the students is using multimedia in the process of teaching and learning in the classrooms. Multimedia use in classroom will provide opportunity for interacting with diverse texts that give students a solid background in the tasks and content of mainstream college courses [1, 3]. Furthermore, because educational technology is expected to become an integral part of the curriculum, EFL students must become proficient in accessing and using electronic resources. Education today is just beginning to think of shifting the basis of certification from time served to skills and knowledge obtained. Traditionally classroom situation is teachers stand in front of the students, giving explanations, informing, and instructing. They usually use chalk to write something on the blackboard. These technique needs slightly to be modified regarding with the development of the technology. The using of multimedia in classroom cannot be denied anymore. That will make possible for teachers giving more opportunity to students being happier and more enjoy during the course. Traditional classrooms have different settings from the multimedia classrooms. Students seat in rows and a chalkboard in the front. The teacher is standing in front of the class giving a lecture. Compared with traditional classrooms, multimedia classrooms setting differ greatly from traditional classrooms. Traditional classrooms have the seats in rows and a chalkboard in the front. In the multimedia classrooms, students' seat can be modified according to the situation needed. Inside the classrooms, all the equipment is available and makes the students feel comfortable to study. They sit at wide tables in comfortable chairs and have plenty of room to spread work. The use of multimedia described here makes use of print texts, film and Internet to develop and enhance linguistics and knowledge [2, p. 173]. Through their interactions with multimedia texts on topic of interest, students become increasingly familiar with academic vocabulary and language structures. As they pursue sustained study of one content area through focus discipline research, the students become actively engaged in the process of meaning construction within and across different media. Working though the complex intermingling of meanings, embedded within different texts encourages students to make connections as they build a wider range of schemata, which are then available to help them grasp future texts. Using print, film and Internet as resources for studying provides students with opportunities to gather information through stimuli that will stimulate their imaginations, engage their interest and introduce them to the raw materials for analysis and interpretation of both language and context. Students develop solid foundation in several subject areas and become "content experts" in one. Thus they greatly increase their overall knowledge base, as well as their English language and critical literacy skills, facilitating their performance in future college courses. Connecting with the Internet will make

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.